ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ




Воронежский институт МВД России

Юридический факультет

Кафедра административной деятельности ОВД

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Административная наркоделиктность»

 

Выполнил:

курсант Ю14У взвода,

рядовой полиции

Аббасов Эльнур Мунасифович

 

 

Руководитель:

старший преподаватель,

подполковник полиции

О.Н. Жидконожкина

 

Воронеж

План

Введение ……………………..…………………………………………………….. 3

Глава 1. Основания административной ответственности в сфере оборота наркотиков ……………………………………………….... 5

1.1. Законодательство об административной ответственности в сфере оборота наркотиков ……………………………………………………………………………. 5

1.2. Административные правонарушения в сфере оборото наркотиков …………. 9

Глава 2. некоторые особенности производства по делам об административных наркоделиктах и применения административных наказаний ……………………………………….... 13

2.1. Порядок доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии наркотического опьянения …………………………………………………………. 13

2.2. Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотических средств, а также их учета, хранения, передачи ………………….. 15

2.3. Особенности применения административного наказания за правонарушения в сфере оборота наркотиков ………………………………………………………….. 17

Заключение …………………………………………………………………….... 20

Список использованной литературы ……………………………….... 21

 


Введение

 

Представленная тема требует детального изучения, поскольку напрямую связана с предметами, которые могут встречается повсеместно в процессе жизнедеятельности человека, несмотря на ограничения в их обороте. Особую значимость она представляет для административно-юрисдикционных органов, рассматривающих административные наркоделикты. Актуальность темы была определена на протяжении всего периода развития административного законодательства.

Потребление наркотических средств и осуществление их незаконного оборота оказываются пагубными для здоровья человека, ломают людские жизни, порождают насилие и правонарушения. Особенно подвержены опасности в данном случае молодежь, являющаяся будущим человеческого общества.

Наркотики особенно опасны тем, что они быстро вызывают зависимость, заставляя наркомана осуществлять поиск средств для приобретения новой дозы наркотического средства. При этом с каждым потреблением, организму человека наносится непоправимый вред, происходит разрушение психики человека. Такое лицо при ограниченности в финансах уже пренебрегает нормами морали и нормами права и опускается до совершения ряда правонарушений ради получения денежной суммы, так необходимой ему для реализации своей потребности.

Рост лиц, потребляющих наркотики, может привести к ситуации, в которой общество разобьётся на две части - здоровую и больную наркоманией. И первой придется обслуживать вторую.

Объектом исследования является институт административной ответственности за административные наркоделикты.

Целью работы является анализ норм российского права, устанавливающих основы административно-правового оборота наркотических средств.

На достижение данной цели направлены следующие задачи: рассмотреть нормативные акты, устанавливающие ограничение оборота наркотических средств; разобрать составы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств; рассмотреть особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков; определить виды административных наказаний, применяемых за нарушение ограничений оборота наркотических средств, а также проблемы их применения.

 


 

ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

1.1 Законодательство об административной ответственности в сфере оборота наркотиков

 

Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.[1] Данный нормативный акт имеет важное значение, он устанавливает основы политики государства в сфере оборота наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. В нормах его статей закреплена необходимость контроля оборота наркотических средств, перечень которых закреплен в другом нормативном акте, а именно в Постановлении Правительства РФ от 30.06.1998 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", в котором имеется 4 списка наркотических средств, критерием разделения которых является степень ограниченности доступа к ним и меры контроля, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ и международными договорами. Из международных нормативных актов можно привести в пример Единую конвенциею о наркотических средствах 1961 года, Конвенцию о психотропных веществах 1971 года, Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

В целом государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.[2]

Деятельность по обороту наркотических средств монополизирована государством, в следствие чего граждане имеются ограничения на:

1. культивирование наркосодержащих растений;

2. распределение наркотических средств и психотропных веществ;

3. уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, а также конфискованных или изъятых из незаконного оборота психотропных веществ

4. производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с целью изготовления аналитических образцов;

5. изготовление аналитических образцов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

6. переработку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

7. ввоз или вывоз наркотических средств и психотропных веществ.

Доступ к вышеперечисленным направлениям деятельности осуществляется на основании наличия лицензии на соответствующий вид деятельности.

За нарушение данных ограничений предусмотрены административная и уголовная ответственности, которые закреплены соответственно ы Кодексе об Административных правонарушениях РФ и Уголовном Кодексом РФ, т.е. за данные противоправные деяния может наступить административная или уголовная ответственность, в следствие чего важно отграничить основания их наступления. Критериями разграничения являются степень общественной опасности и размер предмета преступления, который классифицируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Содержания отдельных составов административных наркоделиктов является недостаточно полным в силу отсутствия в них четкого разделения административных правонарушений от смежных составов преступлений, содержащих оценочные критерии небольшого, крупного, особо крупного размера наркотических средств или психотропных веществ. Исходя из этого, было бы целесообразно дополнить диспозицию статьи 6.8 КоАП РФ – «незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов» словами «в небольшом размере», а в примечании указать: «Небольшой размер устанавливается для каждого вида наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов Правительством Российской Федерации».[3]

Для применения норм административного законодательства необходимо четко понимать сущность основных терминов, используемых законодателем при составлении нормативных актов. Часть из них непосредственно разъясняется непосредственно в законах, а другую часть можно найти только в научной литературе. Так, к примеру, некоторые основные понятия даны в ФЗ «О наркотических средствах…»[4].

Наркотические средства определяются как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года. В свою очередь конвенция под наркотическими средствами подразумевает любые вещества, включенные в списки естественных или синтетически веществ, приведенных в конце нее.

Психотропные вещества имеют схожее определение, только включают также в себя и природные материалы.

Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ характеризуются как вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в соответствующий Перечень.

Аналогами наркотических средств и психотропных веществ являются запрещенные для оборота в РФ вещества естественного или синтетического происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, сходные по химической структуре и свойствам с аналогичными характеристиками наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Оборот наркотических средств, психотропных веществ заключается в разработке, изготовлении, производстве, хранении, переработке, пересылке, перевозке, реализации, отпуске, приобретении, распределении, использовании, ввозе на территорию РФ, вывозе с территории РФ, уничтожении наркотических средств, психотропных веществ, разрешенных и контролируемых в соответствии с законодательством России.

Таким образом, фундаментом административной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков являются различные законы и международные соглашения. При этом одним из основных, содержащим различные определения, основные требования и отсылки к смежным нормативным актам, является ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

 

 

1.2 Административные правонарушения в сфере оборота наркотиков

 

Основным нормативным актом, закрепляющим как ответственность за административные наркоделикты, так и виды наказаний за них, является Кодекс РФ об Административных правонарушения, который располагает данные правонарушения, в основном, в 3 главах, выделяя соответственно 3 основных объекта посягательства: общественные отношения в области охраны здоровья населения, сельского хозяйства, против общественного порядка.

Так на здоровье населения могут посягать правонарушения, выражающиеся в:

1. деяниях, направленных на приобретение или хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, их аналогов или же растений (частей растений), в которых они содержатся, если они были совершенны без цели сбыта;

2. употреблении лицом наркотических средств в случае, если если они не были назначены ему врачем, либо потреблении новых потенциально опасных психоактивных веществ;

3. отказе выполнить законное требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, предъявленные гражданину уполномоченным должностным лицом на основании наличия достаточных основания полагать, что данный гражданин совершил деяние, указанное в вышеизложенном пункте;

4. в уклонении лица от прохождения лечения от наркомании или медицинской (или социальной) реабилитации в случае, если он был ранее потребил наркотические средства без назначения врача и был освобожден от административной ответственности за данное деяние, а также в случае, если на данное лицо была возложена обязанность осуществить вышеназванные деяния судьей;

5. осуществлении пропагандистских действий по отношению к наркотикам или же осуществлении незаконной рекламы наркотических средств;

6. нарушение юридическим лицом правил обращения и пользования инструментами или оборудованием, используемых при изготовлении наркотических средств;

7. нарушении правил оборота наркотиков, а также растений, содержащих наркотические средства или их частей;

Запрет на рекламу наркотических средств устанавливается федеральным законом «О рекламе».[5] Запрет на их пропаганду в законе «О средствах массовой информации»[6], а также в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»[7]. При этом под пропагандой следует понимать, как деятельность физических или юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, места приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.[8]

Административные наркоделикты в сельском хозяйстве характеризуются:

1. непринятием должностным лицом мер, направленных на обеспечение установленного режима охраны посевов и мест хранения наркосодержащих растений, а также направленных на уничтожение наркосодержащих пожнивных остатков и отходов производства;

2. непринятием землевладельцем или землепользователем после получения официального предписания уполномоченного органа мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений;

3. незаконным культивированием наркосодержащих растений.

На общественную безопасность осуществляются посягательства в случаях, когда:

1. лицо употребляет наркотических средства без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные или одурманивающие вещества в общественных местах

2. в отношении гражданина есть достаточные основания полагать, что он потребил наркотики в общественном месте, ему выдвинуто уполномоченным должностным лицом требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, однако данный гражданин отказывается его пройти;

3. лицо появляется в общественных местах в состоянии наркотического опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство, а также общественную нравственность;

4. несовершеннолетний младше шестнадцати лет находится в общественном месте в состоянии наркотического опьянения,

лицо младше шестнадцати без назначения врача потребило наркотики.

Однако вышеперечисленные главы не единственные, где предметом правонарушения могут быть наркотические средства. Административная ответственность может также наступить за «… несоблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»[9], что вытекает из содержания 14.1, 19.20 КоАП РФ. Данные правонарушения осуществляются «… в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ»[10]. Так статья 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе и за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Статья 19.20 в части 2 и части 3 предусматривает ответственность за нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, не связанной с извлечением прибыли.

Так, правонарушения в сфере оборота наркотиков могут совершаться различными деяниями, и в зависимости от общественных отношений, на которые они посягают, КоАП РФ распределяет административные наркоделикты в различных главах, по объекту посягательства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наркотические средства представляют серьезную общественную опасность, вызвавшую необходимость детальной регламентации их оборота, введения ряда ограничений на их пользование, а также формирования ряда составов административных правонарушений за нарушение ранее упомянутых требований.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: