ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРКОДЕЛИКТАХ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ




 

2.1. Порядок доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии наркотического опьянения

 

При обнаружении в общественных местах лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения и утративших способность передвигаться самостоятельно или ориентироваться в окружающей обстановке, сотрудники полиции обязаны осуществлять доставление данных лиц в медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с инструкцией[11] для оказания им необходимой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью. При этом основными функциями полиции в данной сфере являются:

1. Выявление лиц, находящихся в состоянии опьянения на постах и маршрутах патрулирования.

2. Осуществление вызова выездной бригады скорой медицинской помощи на место обнаружения вышеуказанных лиц.

3. Предупреждение совершения противоправных действий в отношении опьяненных лиц, а также оказание им первой помощи в целях предупреждения опасности, угрожающей их жизни и здоровью.

4. Доставление указанных лиц в медицинские организации при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи.

При обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости им оказывается первая помощь, незамедлительно организуется вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывается в дежурную часть территориального органа МВД России, после чего сотрудники полиции действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения.

Медицинская эвакуация лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации при наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи. При отсутствии возможности прибытия данной бригады доставление вышеупомянутых лиц в медицинские организации осуществляется сотрудниками полиции на служебном автотранспорте. В случае отсутствия медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях правонарушители, находящиеся в состоянии опьянения, доставляются сотрудниками полиции в дежурные части территориальных органов МВД России. Перед их помещением в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. В случае обнаружении у данных лиц оружия и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, или указывающих на их возможную причастность к совершению преступления, а также при наличии информации об их участии в совершении преступлений, нахождении в розыске сотрудники полиции докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного. При осуществлении сотрудниками полиции доставления в медицинские организации и во время производства осмотра медицинскими работниками лиц, находящихся в состоянии опьянения, сотрудниками полиции обеспечивается безопасность медицинских работников. При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях у лица, доставленного в медицинскую организацию сотрудником полиции, составляется документ о передаче указанного лица медицинской организации, который подписывается медицинским работником и сотрудником полиции.

Таким образом, сотрудники полиции при обнаружении в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, должны прежде всего позаботиться об их безопасности, для чего осуществить доставление данных лиц в медицинские организации, которые смогут оказать необходимую помощь.

 

 

2.2. Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, инструментов и оборудования, используемых для производства и изготовления наркотических средств, а также их учета, хранения, передачи

 

При выявлении административных наркоделиктов, необходимо производить изъятие предмета правонарушения, которое должно осуществляться в соответствии с инструкцией[12]. Так факт изъятия наркотиков, а также инструментов и оборудования из незаконного оборота отражается в протоколе следственного или судебного действия, который составляется в двух экземплярах. Изъятие наркотиков, инструментов и оборудования производится в присутствии не менее двух понятых. В необходимых случаях изъятие наркотиков, инструментов и оборудования осуществляется с участием специалиста и фиксируется фото- и киносъемкой или видеозаписью, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Наркотики предъявляются всем присутствующим при их изъятии лицам, помещаются в прочную и надежную упаковку, исключающую возможность их утраты, порчи и извлечения наркотиков из упаковки без нарушения ее целостности и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов. Упаковка опечатывается печатью правоохранительного органа, заверяется подписью лица, производящего изъятие, понятых и присутствующих лиц, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Инструменты и оборудование предъявляются всем присутствующим при их изъятии лицам, при необходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов, снабжаются бирками с печатью правоохранительных органов, заверенными подписью лица, производящего изъятие, понятых и присутствующих лиц, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Для установления принадлежности изъятого вещества к наркотикам, определения его количества (веса, объема) изъятое незамедлительно направляется на исследование в экспертное учреждение.

Для хранения изъятых из незаконного оборота наркотиков в правоохранительном органе выделяется специальное помещение или специальное хранилище, при этом должны обеспечиваться необходимые условия для их сохранности от хищения, порчи и несанкционированного уничтожения. Не допускается хранение наркотиков совместно с другими предметами.

Хранение ядовитых прекурсоров возможно только в помещениях, условия которых обеспечивают безопасность жизни и здоровью людей от вредных последствий. При отсутствии подобных условий, а также условий, позволяющих осуществить хранение большого количества прекурсоров, они передаются на ответственное хранение в организации, которые имеют помещения, специально приспособленные для подобных целей. Аналогично возможна передача на ответственное хранение крупногабаритных инструментов и оборудования, которые были изъяты из оборота.

Возможна передача наркотиков, инструментов и оборудования, конфискованных или изъятых из незаконного оборота, для дальнейшего использования, но только в целях, предусмотренных законодательством России, а именно:

1. для использования в оперативно-розыскной деятельности;

2. для использования в экспертной деятельности;

3. для использования в научных и учебных целях;

4. для использования в медицинских целях;

5. для промышленной переработки или уничтожения путем трансформации и ресинтеза с последующим их использованием в медицинских целях.

Таким образом, специфика изъятия наркотических средств и психотропных веществ, а также их последующего хранения имеет строгую регламентацию.

 

 

2.3. Особенности применения административнго наказания за правонарушения в сфере оборота наркотиков

 

За правонарушения в сфере оборота наркотиков предусмотрены такие виды административных наказаний, как штраф, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, а также для юридических лиц влечет наложение административного штрафа, конфискацию инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, административное приостановление деятельности. Вместе с тем, их применение имеет ряд трудностей.

Практика борьбы с административными правонарушениями в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ показывает, что назначение наказания в виде административного ареста лицам, больным наркоманией либо впавшим в наркотическую зависимость, не всегда оправдано с медицинской точки зрения, т.к. в данном случае немедленному исполнению наказания часто препятствует состояние наркозависимого лица, требующее его отсрочки, что приводит к неизбежному столкновению с проблемой оперативного применения мер административного воздействия к виновному лицу. [13]

Примечание к статье 6.8. КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, добровольно сдавшего приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги. Т.е. данная выдача осуществляется при наличии у лица собственного желания передать наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги сотрудникам полиции, а также возможности распорядиться этими средствами или веществами по своему усмотрению. При Отсутствии хотя бы одного из указанных признаков нельзя говорить о добровольной выдаче и ставить вопрос об освобождении лица от административной ответственности. В связи с этим выдачу наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом, в отношении которого применяются принудительные меры административного воздействия, нельзя рассматривать как основание освобождения от административной ответственности, потому что в этих обстоятельствах лицо вынуждено передать их и у него нет реальной альтернативы распорядиться ими каким-либо иным способом. Однако на практике при производстве досмотра, осуществлении задержания нередки случаи, когда лицу предлагается добровольно выдать возможно имеющиеся у него наркотические средства либо психотропные вещества, после чего делается соответствующая отметка в протоколе и лицо освобождается от административной ответственности. Возможным вариантом борьбы с подобными ошибками в деятельности административно-юрисдикционных органов может быть дополнение к примечанию статьи 6.8 КоАП РФ о том, что не является добровольной выдача изъятых наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов в процессе осуществления досмотра, задержания или при производстве иных мер административно-процессуального обеспечения.[14]

Иностранные граждане и лица без гражданства выступают в качестве специальных субъектов административной ответственности в большинстве административных наркоделиктов. Вместе с тем, имеются правовые коллизии и проблемы правоприменительной практики между применением административного наказания в виде административного выдворения иностранцев за пределы РФ за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и необходимостью обеспечения процессуальных гарантий, требуемых статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, закрепляющей право каждого на уважение его личной и семейной жизни. Европейский Суд по правам человека указывает, что в случае исполнения постановления о высылке лица, привлекаемого к ответственности за административные наркоделикты, будет допущено нарушение требований вышеупомянутой Конвенции. Разрешение данной коллизии пока возможно только на основании примечаний к статьям КоАП РФ, допускающих освобождение от административной ответственности при условии добровольности сдачи приобретенных без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов или наркосодержащих растений, либо обращения в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.[15]

Таким образом, ответственность за административные наркоделикты представлена различными видами административных наказаний, закрепленных в КоАП РФ. Однако их применение имеет ряд сложностей, вызванных как коллизией правовых норм, так неполноценным толкованием условий наступления административной ответственности за отдельные правонарушения.

Опираясь на вышеизложенные сведения, можно сделать вывод, что производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать административно-юрисдикционным органам, в частности, сотрудникам полиции.


 

Заключение

Оборот наркотических средств ограничивается рядом законов и международных договоров. При этом одним из основных, содержащим различные определения, основные требования и отсылки к смежным нормативным актам, является ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Составы правонарушений за нарушение ограничений в области оборота наркотиков закреплены в КоАП РФ. Они могут совершаться в различных формах, и посягают на различные общественные отношения, охраняемые законом.

Сотрудники полиции при обнаружении в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, должны прежде всего позаботиться об их безопасности, для чего осуществить доставление данных лиц в медицинские организации, которые смогут оказать необходимую помощь. При этом необходимо также обеспечить собственную безопасность и безопасность медицинского персонала. Порядок данного доставления, как и порядок изъятия наркотических средств с последующим их хранением имеет строгую регламентацию.

Ответственность за административные наркоделикты предполагает применение различных видов административных наказаний в соответствии с санкциями статей КоАП РФ. В примечаниях к статьям предусмотрены условия освобождения от ответственности. Однако неполное разъяснение норм статей ведет к ошибкам в деятельности административно-юрисдикционных органов. Но это не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться при применении норм административного законодательства. Эти трудности вызваны как коллизией норм права, так и их неполноценным толкованием.

Таким образом, административное законодательство в области ограничения наркооборота на данный момент не совершенно и имеет ряд проблем в практической сфере, однако, несмотря на это, оно формирует фундамент в административной деятельности органов, обеспечивающих режим ограниченного оборота наркотиков и осуществляющих борьбу с административными наркоделиктами.

Список использованной литературы

1. Ко឵н឵с឵ти឵туци឵я Р឵о឵с឵с឵и឵йс឵ко឵й Фе឵де឵р឵а឵ци឵и឵. Пр឵и឵н឵ята឵ 12 де឵ка឵бр឵я 1993 г. в឵с឵е឵н឵а឵р឵о឵дн឵ым го឵л឵о឵с឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵м (឵в឵ р឵е឵да឵кци឵и឵ о឵т 21.07.2014)឵ отрпппппп // Р឵о឵с឵с឵и឵йс឵ка឵я га឵зе឵та឵. – 2009 – 21 января;

2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. – Вена. – 20.12.1988 // КонсультантПлюс

3. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года. - Нью-Йорк. - 30.03.1961 // КонсультантПлюс

4. Конвенция о психотропных веществах. – Вена. - 21.02.1971 // КонсультантПлюс

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // КонсультантПлюс

6. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 12 января 2015 г. - № 6572

7. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. – 15 марта 2006 г. - № 4017

8. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 28 ноября 2007 г.

9. Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 18.01.2017) // КонсультантПлюс

10. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ МВД РФ от 23.12.2011 N 1298 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23298) // КонсультантПлюс

11. Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: Приказ МВД РФ N 840, Минюста РФ N 320, Минздрава РФ N 388, Минэкономики РФ N 472, ГТК РФ N 726, ФСБ РФ N 530, ФПС РФ N 585 от 09.11.1999 // КонсультантПлюс

12. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 // КонсультантПлюс

13. Аксенкин А. Л. Нормы права как основное средство административно-правового регулирования противодействия пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сети Интернет // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. - № 1. – с. 87-91

14. Бойко В.Н. Об ответственности за незаконный оборот наркотических седств и психотропных веществ: административно правовой аспект // Бизнес в законе. – 2006. - № 3-4. – с. 34-37

15. Болотин И.В. Институт административной преюдиции в механизме реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации // Политика и право. – 2011. - № 3. – с. 91-95

16. Болотин И.В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. - №5. – с. 131-139

17. Бондарь А. Н. Актуальные вопросы формирования системы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Проблемы в российском законодательстве. – 2012. - № 2. – с. 293-297

18. Волков П.А. Некоторые особенности определения объекта посягательства при квалификации деяний, связанных с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением и переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 61. – с. 60-64

19. Гутов И.В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или прекурсовров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры // Бизнес в законе. – 2012. – № 4. – с. 76-81

20. Демидов Ю.Н. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. - Домодедово: ВИПК МВД России. - 2016.

21. Дизер О.А. Административная ответственность за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств ил психотропных веществ // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 3. – с. 32-35

22. Попова Н. Ф. Административное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. Ф. Попова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 298 с. — Серия: Бакалавр. Прикладной курс.

23. Семенюк Р.А. Эффективность профилактической работы участковых уполномоченных полиции с лицами, употребляющими наркотические вещества // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. - № 2. – с. 110-116

24. Скрипченко Л.Г., Каминская И.А., Тюренков И.Н. Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических и психотропных веществ // Вестник Росздравнадзора. – 2011. - № 5. – с. 66-69

 

 


[1] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 12 января 2015 г. - № 6572. – ч.1 ст.3

[2] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 12 января 2015 г. - № 6572. – ч.1 ст.4

[3] Бойко В.Н. Об ответственности за незаконный оборот наркотических седств и психотропных веществ: административно правовой аспект // Бизнес в законе. – 2006. - № 3-4. – с. 36

[4] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 12 января 2015 г. - № 6572

[5] О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета. – 15 марта 2006 г. - № 4017. - ст.7.- п.2

[6] О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 28 ноября 2007 г. - ст.4.- абзац 3

[7] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. – 12 января 2015 г. - № 6572.- ст. 46, п. 1, 2

[8] Гутов И.В. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или прекурсовров, растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры // Бизнес в законе. – 2012. – № 4. – с. 78

[9], 2 Скрипченко Л.Г., Каминская И.А., Тюренков И.Н. Меры административной ответственности за правонарушения в сфере легального оборота наркотических и психотропных веществ // Вестник Росздравнадзора. – 2011. - № 5. – с. 66

 

[11] Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ МВД РФ от 23.12.2011 N 1298 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 N 23298) // КонсультантПлюс

[12] Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: Приказ МВД РФ N 840, Минюста РФ N 320, Минздрава РФ N 388, Минэкономики РФ N 472, ГТК РФ N 726, ФСБ РФ N 530, ФПС РФ N 585 от 09.11.1999 // КонсультантПлюс

[13] Бойко В.Н. Об ответственности за незаконный оборот наркотических седств и психотропных веществ: административно правовой аспект // Бизнес в законе. – 2006. - № 3-4. – с. 35

[14] Бойко В.Н. Об ответственности за незаконный оборот наркотических седств и психотропных веществ: административно правовой аспект // Бизнес в законе. – 2006. - № 3-4. – с. 36

[15] Болотин И.В. Проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. - №5. – с. 135



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: