Целеполагание как системный элемент педагогического решения (Галагузов Н.А.)




Педагогическое решение есть волевой акт, который должен удовлетворять ряду условий (Б. Гурней, К.А. Славская). Выбор должен:
• существовать, при котором принимающее решение лицо имеет несколько вариантов возможного поведения;
• быть сознательным, т. е. основанным на мыслительном процессе;
• быть целенаправленным, т. е. ориентированным на одну или несколько целей;
• завершаться действием, т. е. решение как мыслительный акт и акт воли должно вызвать цепь целенаправленных действий по его осуществлению.
Из этих совершенно разумных условий следует, что решение задачи и есть тот мыслительный акт, который должен лежать в основе педагогического действия, обеспечивая его осознанность. Акт воли, определяемый результатом решения задачи, лишь завершает процедуру. В свою очередь, собственно решение задачи является лишь заключительным этапом процесса целеполагания, обеспечивающим планирование деятельности, направленной на достижение цели и осуществление программы действий. Возникновение педагогической задачи и ее решение выглядят следующим образом:

 

В работе Л.Ф. Спирина «Теория и практика решения педагогических задач» высказано совершенно справедливое суждение: «Постановка цели (целеполагание), исходящая из потребности личности и побуждаемая определенными мотивами, стимулирует работу по составлению программы деятельности.

Таким образом, цель является не только конечным результатом, но и активизатором деятельности». Отсюда следует, что анализ задачи есть лишь необходимый компонент принятия и реализации педагогического решения. Столь же важным и вполне самостоятельным компонентом является постановка цели (целеполагание). Эта проблема рассмотрена во всех деталях как на уровне серьезных научных исследований (Е.П. Ильин), так и на уровне практических приложений. Тем не менее, важность целеполагания для решения педагогических задач очень велика, поэтому педагог должен в совершенстве владеть соответствующими методикой и технологией.

Осознание того или иного аспекта цели означает, как минимум, его понятийное оформление, технология которого была описана выше. Однако на практике люди избегают понятийного оформления ролей, потребностей и целей. Это связано с естественным, чаще подсознательным, стремлением сделать более гибкой (в свою пользу) систему своих обязанностей, предельно понизить уровень ответственности за свои последующие действия, направленные на реализацию деклараций целевого характера. Е.П. Ильиным приведено математическое выражение:

Введение определения понятия автоматически приводит к введению меры явления или свойства системы. Поэтому если НЕ определено необходимое, НЕ определено наличное, то НЕ может быть оценено рассогласование, следовательно, как уже говорилось выше, НЕ может быть констатирован успех и НЕ может возникнуть и быть осознано чувство удовлетворенности результатом деятельности. В итоге возникает фрустрация – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Избежать его может профессионально помочь специалист, например, педагог, причем только в том случае, если он владеет описанным выше знанием основ продуктивного адекватного мышления, а также умениями и навыками практического применения этого знания в своей учебно-воспитательной деятельности.

Педагогом называется специалист, обеспечивающий процесс усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязь обучения и развития личности.

Это есть не что иное, как ролевое определение. Отсюда с необходимостью вытекает, в частности, совокупность образовательных потребностей педагога и, соответственно, образовательных целей, которые могут быть столь же четко сформулированы, а потому качественно достижимы. Эти потребности являются чисто человеческими, и потому может показаться, что они не являются сущностными.

Все жизнеспособные социальные воспитательные доктрины предполагают желание человека жить вечно – в любом варианте понимания этого, от сугубо религиозных представлений о реальной, «квазифизической», вечной жизни до сугубо рациональных, связанных с осознанием вечной жизни личности в следах ее земной деятельности («посадить дерево, родить ребенка, построить дом»).

Тогда определенные человеческие потребности оказываются связанными с важнейшим из основных инстинктов – «жить» – и являются серьезной внутренней мотивацией для профессиональной и, как следствие, социальной самоактуализации и самореализации. Легко видеть, что все перечисленное подлежит понятийному оформлению, в результате чего человек обретает возможность осмысленной результативной деятельности, что неотвратимо ведет к представлениям о достижении успеха и обеспечивает успешность личности.

Из сказанного выше следует, что специалист, стремящийся к профессиональной и социальной самоактуализации и самореализации, постоянно находится «в течение жизни», сталкиваясь как с собственными проблемами, так и с проблемами других людей. Отсюда следует его глубокая внутренняя мотивация в отношении решения социально-педагогических задач, а при прохождении этапа профессионального образования – учебных задач этого профиля. И устремления, и действия такого рода могут быть успешными только в том случае, если в их основе лежит осознанное целеполагание, построенное на принципах адекватного продуктивного мышления.

Успешное осознанное целеполагание предусматривает стремление личности к достижению поставленной цели. Этот процесс представляет собой решение задачи по определению плана и программы деятельности, а также соответствующих действий, и включает в себя постоянный контроль результатов в сопоставлении с намеченными этапами для коррекции как шагов, направленных на достижение целей, так и самих целей.

Здесь еще раз надо отметить недопустимость рассуждений о «промежуточных целях», поскольку «цель» подсознательно воспринимается как конечный результат. Непонимание этого приводит к прекращению или приостановке целенаправленной деятельности, мотивируемым субъективными представлениями о своих возможностях на данный момент, необходимостью перерыва в работе, ссылками на привходящие обстоятельства и многими другими подобными доводами.

Характерным для нашего времени является то обстоятельство, что даже при декларируемом наличии целей и их понятийной определенности приблизительно лишь у одного человека из ста взрослых людей существует фиксированный (на каком-либо носителе) план достижения цели. Следовательно, подавляющее большинство просто не имеет возможности организовывать и контролировать свои действия на пути к цели и результаты этих действий в соответствии с намеченными этапами деятельности. При этом люди ссылаются на то, что план существует у них «в уме». Это чаще всего отговорка, прикрывающая отсутствие программы.

Итак, достижение осознанно поставленных целей есть не что иное, как решение задач. Поскольку все они являются частью познавательной и практической (в том числе – педагогической) деятельности человека, структура осознанного их решения описывается одним и тем же алгоритмом, приведенным выше. Программы достижения целей должны соответствовать ему. Составление плана решения задачи (соответствующих практических действий) должно являться неотъемлемой частью культуры педагога и технологии его деятельности. В ходе педагогической работы с людьми разных возрастов, особенно с детьми, совместное создание планов решения задач – необходимая основа деятельности, поскольку в противном случае очень легко теряется нить, ведущая к достижению цели.

Поскольку цель известна и четко определена, всегда можно выяснить, чего не хватает для ее достижения. План должен отражать:

1) четко определенное содержание шага к достижению цели;

2) конкретное время его исполнения;

3) указание на связь этого шага с другими. Последовательность исполнения пунктов (шагов) плана есть программа достижения цели. Завершение ее означает исполнение плана, т. е. решение задачи, получение результата.

Так решаются все задачи, в том числе социально-педагогические, и преподаватель обязан обеспечивать четкость и надежность при решении любой из них, не полагаясь при этом только на опыт, на интуицию и на эвристические находки. Слишком велика ответственность за судьбы тех, на кого направлена педагогическая деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: