Эффект «верчения на кончике языка».




Примерами экспансии психологии мнемических процессов в область нетрадиционных проблем, вызывающих дискуссии о самой возможности их научного понимания, могут служить исследования эффекта «верчения на кончике языка» – особого переживания обладания информацией без ее воспроизведения и «дежавю» – эффекта ложного переживания знакомости новой ситуации.

Эффект верчения на кончике языка (tipofthetongueeffect) – явление невозможности воспроизведения информации при субъективном ощущении того, что испытуемый ей располагает.Оно, как считается, является явлением забывания в семантической памяти, трудности поиска информации. Само состояние имеет несколько признаков:

▬ полное извлечение по смыслу оказывается невозможным;

▬ нет полного акустического образа слова.

Эксперимент Брауна и Мак-Нилла:

Цель – демонстрация закономерностей хранения информации в долговременной памяти.

Методика. Испытуемому давали определения слов. Испытуемый должен был назвать слово. Например, «специальная изолированная тюремная камера» - «карцер». Определения давали специально сложные, чтобы у испытуемых возникали трудности с воспоминанием слов. Таким образом, экспериментаторы создавали состояние готовности: испытуемый чувствует, что он знает слово, но как бы не может его припомнить – это и есть «верчение на кончике языка»(тех, кто был уверен в том, что он знает или абсолютно не знает, выводили из эксперимента).

Состояние верчения на кончике языка может характеризоваться тем, что испытуемый даже знает, сколько слогов в слове, с какой буквы оно начинается… Также испытуемые может называть сходные слова по смыслу. Такое припоминание называется припоминаем родовой принадлежности.Э.Лофтус говорит о том, что легче всего отгадать слово помогает первая буква. В своём эксперименте она использовала подсказки, состоящие из двух частей и меняла эти части местами (напр. «Фамилия на П, швейцарский психолог» и «Швейцарский психолог, фамилия на П»), при этом одна из последовательностей была более действенной (вторая, так как в первом сначала идет отзыв к большему множеству, которое только затем специфируется). Она назвала данный это явление эффектом величины класса. Потенциал долговременной памяти вступает в противоречие с ограниченными возможностями доступа к нему, почему так важно уметь задать вопрос и так интересна подсказка для исследования.

На основе этих экспериментов была выдвинута гипотеза о структуре долговременной памяти. Извлечение слова из долговременной памяти может быть основано на его звучании или смысле. В состоянии готовности полное извлечение по смыслу оказывается невозможным. Авторы предположили, что вместе с каждым словом хранятся его ассоциации с другими словами в долговременной памяти.


 

Вопрос 24. Долговременная память. Структура семантической сети. Эффект дежа-вю.

 

-|-

Эффект дежа-вю.

Примерами экспансии психологии мнемических процессов в область нетрадиционных проблем, вызывающих дискуссии о самой возможности их научного понимания, могут служить исследования эффекта «верчения на кончике языка» – особого переживания обладания информацией без ее воспроизведения и «дежавю» – эффекта ложного переживания «знакомости» новой ситуации.

Дежа-вю эффект (déjàvu) – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле не было в его опыте. В 1995 году Родигеру и Мак Дермотт (RoedigerandMcDermott)удалось достичь в лаборатории переживания дежавю, вызванного механизмом укрупнения семантических единиц, черезпреобразование и опосредствование слов.

Оригинальная методика по моделированию эффекта была взята у Дж.Дис (Deese) и апробирована в первой части эксперимента. Испытуемым предъявлялись для изучения таблицы из 12 слов, которые были подобраны как ассоциации (напр. кровать, отдых, подъём), но где обязательно отсутствовало частоупотребляемое и тесно связываемое с данным перечнем слово (напр. сон). В результате это слово было воспроизведено с вероятностью в 40%, почти всегда было узнаваемо в тестовом списке. Во второй серии учёные улучшили методику (Процедура DRM-Deese–Roediger–McDermott), увеличив количество слов до 15 на увеличившемся количестве таблиц и добавив процесс оценки того, как испытуемые «переживают» это слово (Тульвинг): как то, что они помнят, и как то, что они узнают. В результате в 55% случаев называли «лишнее» слово, узнавали его почти всегда.Можно говорить о том, что. Этот эффект настолько силен, что не снимается даже если испытуемого предупредить заранее. Результаты проявляют одну из сильнейших иллюзий памяти: люди запоминают события, которых не было.

 

 


 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!