НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАК КОНФЛИКТОГЕН




 

Реализация целей и задач государства осуществляется через разработку и реализацию государственной (общественной) политики. Гос. политика – совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами гос. власти с привлечением институтов гражданского общества. Это целенаправленная деятельность органов гос. власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении.

Как одна из форм общественной деятельности гос. политика имеет свои особенности:

1) это целенаправленные действия гос. институтов по решению крупных общественных задач на основе согласования интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения, а, следовательно, работа этих структур должна отражать общенациональные интересы и носить публичный характер.

2) это комплекс согласованных действий и мероприятий, в осуществлении которых участвуют как государственные, так и гражданские институты для решения поставленных задач и целей.

3) гос. политика, как правило, основывается на системе законодательства, однако она должна опираться не только на правовые, но и моральные и исторические основы жизнедеятельности общества, важно учитывать национальные традиции и особенности государственной службы.

4) результаты и последствия гос. политики оказывают влияние на различные области общественной жизни и могут иметь как положительный, так и отрицательный эффект, особенно если речь идет о социальных инновациях.

5) государственная политика захватывает все основные сферы жизнедеятельности общества, поэтому при ее анализе и разработке требуется междисциплинарный, комплексный подход

Государственная экономическая политика (в узком плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная политика).

Государственная социальная политика (создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения; создание эффективного цивилизованного рынка труда; обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий; создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий)

Государственная национальная политика (Национальная политика охватывает все сферы жизни общества и решает его стратегические задачи. Она включает в себя систему мер, направленных на учет и реализацию национальных интересов. Главным содержанием национальной политики является отношение к общности, расхождению и столкновению национальных интересов, а также поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений)

Примеры неэффективной гос. политики (что как следствие вызывает противоречия в обществе):

- Гос. политика на рынке труда (пример, подготовка квалифицированных кадров. Распространение новых технологий предъявляет повышенные требования к квалификации работников, поэтому растет необходимость в получении образования в течение всей жизни работника. Подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать потребности хозяйственной практики.)

- Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью. Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере. Со стороны государства отсутствует системная поддержка его развития. Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям и создает ряд проблем для развития малого бизнеса в стране (отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса, отсутствие системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства)

- Гос. политика в сфере образования (недавние реформы в среднем и высшем образовании)

- Гос. политика в сфере социальной поддержки населения (пенсии и социальные выплаты отдельным категориям граждан)

 

В современном переходном российском обществе приоритетными видами государственной политики в первую очередь выступают экономическая и социальная политика, от действенности и эффективности которых зависит осуществление стратегии постсоциалистической модернизации страны.

 

20. Типы общества и их влияние на политические конфликты

По Козеру:

Причины конфликтов Козер видел в дефиците какихлибо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

 

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

 

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

 

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

 

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Подробнее: https://bookap.info/okolopsy/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii/gl33.shtm

 

 

С.В.Соколов полагает, что «существуют три типа обществ:

- политические (деспотические), базисом которых является деспотическое государство;

- экономические (рыночные), базисом которых выступает рыночная экономика;

- смешанные (гибридные), базисом которых, в той или иной мере, выступают и экономика, и госвласть.

Первый тип общества характерен для Востока (Азии), второй – для Запада (Западной Европы) до первой трети ХХ века, третий тип является сейчас ведущим среди развитых стран мира. Эти типы обществ иногда называются по-другому: (1) открытое (демократическое); (2) закрытое (тоталитарное)».[5]

Открытое (демократическое, рыночное) общество характеризуется признанием социальных конфликтов как естественных явлений, которые разрешаются в результате публичной дискуссии в соответствующих государственных органах (парламентах) на основе правовых процедур. Для экономических формаций свойственна конкуренция во всех общественных сферах – демографической, экономической, политической, что является причиной динамичного развития этих обществ.

 

Здесь мы сталкиваемся с тем же механизмом, который зиждется на принципе накопления и применяется, как мы это уже видели выше, в других областях: социально-политическая структура любого общества играет основную роль в выборе, который это общество делает среди множества возможных вариантов урегулирования конфликтов, или определяет, почему данное общество отдает предпочтение тем, а не иным способам. Исходя из этого принципа, Э. Ле Руа составил типологию[2], которая представлена в нижеследующей таблице:

 

 

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 163

Элементарные общества. Власть в них обеспечивается в рамках единой родственной организации. В качестве примера мы можем взять племя нюер (Судан), это общество существует без законодательной и судебной власти. Когда возникает какое-то разногласие между двумя индивидуумами, принадлежащими к разным группам, то способ, с помощью которого будет урегулирован конфликт, во многом зависит от того, какое положение они занимают в системе возрастных и родственных отношений, и от того, какая социальная дистанция разделяет их группы. Возможны многие варианты: либо соблюдаются тарифы условных выплат, которые предусмотрены как штраф за определенные виды нанесенного ущерба, но все зависит только от двустороннего соглашения, так как никакая внешняя власть не может заставить производить эти выплаты; либо та сторона, которая себя считает правой, с помощью своих сородичей захватывает скот у противоборствующей стороны. Последняя может оставаться пассивной: ее сопротивление служит побудительной причиной для развязывания мщения. Когда разногласие разделяет двух индивидуумов, являющихся близкими родственниками и живущих в одной и той же деревне, то конфликт, как правило, регулируется с помощью предводителя, облаченного в шкуру леопарда, который выступает в качестве посредника.

Полуэлементарные общества. Здесь не существует центральной власти, а дуализму правовых источников (мифы плюс обычаи) отвечает дополнительный уровень способов урегулирования конфликтов: к двусторонним переговорам и примирению добавляется арбитраж. В качестве примера можно взять племена каривондо (Танзания).

Арбитраж как средство урегулирования отношений применяется на уровне племен, племенных групп и отдельных членов этих групп после неудавшихся двусторонних переговоров. Если арбитраж проходит удачно, он заканчивается натуральным внесением компенсации. В случае же неудачи племя потерпевшей стороны начинает вести переговоры с племенем того, кто нанес ущерб. Если к согласию прийти не могут, никакие центральные власти навязать это соглашение не могут, но в этом случае в каждом племени, чтобы не допустить враждебных действий, в дело урегулирования конфликта вступают старейшины, они выступают косвенно в качестве арбитров и стараются найти приемлемое решение для обеих сторон, но вменить его в обязанность они не могут.

Что касается посредничества, оно применяется для урегулирования отношений между членами одной большой семьи. Жизненная общность здесь выражена сильнее, чем в племенных группах или племенах, а выплата компенсаций может привести к еще более глубокому расколу семьи. Глава такой большой семьи обязывает пойти в этом случае на жертвы и совершить обряды очи-

Рулан Н. Юридическая антропология. – М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 164

щения виновного от его проступка. Если же имеют место рецидивы, то виновный подвергается изгнанию.

Полусложные общества В этих обществах политическая власть отделена от родственной власти, при этом либо первая главенствует над второй, либо наоборот. Тройственному характеру правовых источников (миф, обычай, закон) соответствует дополнительный уровень в области применения способов урегулирования конфликтов: к двусторонним переговорам, посредничеству и арбитражу добавляется суд.

Двусторонние переговоры и посредничество – это те средства урегулирования конфликтов, которые применяются в обширных семьях. Что же касается арбитража, то этот способ урегулирования конфликтов применяется на уровне индивидуумов, принадлежащих к разным большим семьям, но живущим в одной деревне (племена догонов), а также для разрешения конфликтов жителей разных деревень (племена нкуми).

Суд как институт принадлежит политической власти: когда совершаются акты, расцениваемые как наносящие ущерб обществу в целом, представители этой власти принимают решения, обязательные для сторон. Исключительно важную роль для суда играют представленные сторонами доказательства.

 

 

Одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений, форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ.

 

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:

переход от производства товаров к экономике услуг;

возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества. Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм. Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину, предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

 

23. Демократические политические режимы и политический конфликт

По лекции С.В.

Политический режим - способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Ж.-Л.Кермонн: политический режим - есть совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Основные типы политических режимов:

· демократический

• авторитарный

• тоталитарный

Демократия - способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Характерные черты:

• избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании;

• наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

• разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

• многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

• принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

• отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Гарантии функционирования:

• создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;

• ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

• наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан;

• упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

• гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

 

Концепции демократии:

1. Коллективистические:

o Приоритет общественных интересов над групповыми и частными.

o Подчинение меньшинства большинству.

2. Индивидуалистические:

o Приоритет прав личности над правами государства.

o Индивидуальная свобода как отсутствие ограничений.

o Ограничение компетенции и сферы влияния государства, невмешательство в дела гражданского общества.

o Разделение властей, создание системы сдержек и противовесов.

3. Плюралистические:

o Заинтересованная группа – главный субъект политики.

o Соперничество и баланс интересов – основа демократической власти.

o Государство – атрибут, обеспечивающий саморегулирование общества.

o Разделение властей.

o Множественность, плюралистичность властных элит.

Концепция либеральной демократии:

• Либеральная демократия ограничивает деятельность правительства и защищает права личности

• Конституция США:

– разделение властей;

– частые выборы;

– федерализм;

– Билль о правах;

– судебная интерпретация Конституции

Либерализм первичен по отношению к демократии.

А.Лейпхпарт:

• Мажоритарная демократия: Вестминстерская модель

• Консенсусная (сообщественная) демократия: Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Дания

• Консенсусная демократия, но с элементами мажоритарной демократии

• Между двумя моделями: Италия, Франция, Норвегия и Швеция

Мажоритарная демократия:

• Одна партия формирует правительство и удерживает значительную исполнительную власть до вердикта, выносимого ей избирателями на следующих выборах.

• Двухпартийная система.

• Работает в относительно однородных обществах.

Консенсусная демократия:

• Диффузия власти в правительстве и партиях.

• Исполнительная власть распределяется между членами формальных и неформальных коалиций.

• Исполнительная власть не доминирует над законодательной.

• Многопартийная система избирательная система пропорционального представительства.

• Использование форм прямой демократии (Швейцария).

Типология Р. Даля:

Конкурентные олигархи – закрытые гегемонии.

Полиархии - Гегемонии с большим числом граждан, имеющих право участия в выборах и управлении.

Полиархия характеризуется следующими институтами:

• Выборные власти, обличенные правом контроля над правительственными решениями

• Свободные и справедливые выборы. В которых редко встречаются злоупотребления

• Включающее избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население

• Право претендовать на избрание всех взрослых граждан

• Свобода выражения мнения

• Альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации

• Организационная самодеятельность, т.е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов

ВЫВОД: Для протекания политических конфликтов режимная составляющая зачастую является определяющей, наравне с другими (экономической, культурной).
«Лучшие» режимы всегда определяются внутренней спецификой развития госудраства.

 

Далее из ВТИКа, думаю, можно про это говорить.

 

Разрешение конфликтов при демократии.
Способы разрешения их должны соответствовать демократическим ценностям и принципам, необходимо соблюдать баланс конфликтов и согласия в политической жизни. К средствам разрешения конфликтов в обществе можно отнести свободные и честные выборы, надлежащие правовые процедуры, арбитраж, согласительные процедуры, использование полицейских сил в должном объеме.

Выборы – форма непосредственного участия граждан в управлении гос-вом путем формирования высших представительных органов и органов местного самоуправления. Выборы – главный институт разрешения политических конфликтов; главное условие и показатель демократии.

Правительство – высший коллегиальный исполнительный орган гос. управления, формируемый из руководителей органов гос. управления страны и других гос. служащих. В широком смысле – это общая система гос. управления. Правительство – высший орган исполнительной власти.

Основная задача П. – приводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом гос-ва (парламентом).

Парламент – высший представительный и законодательный орган в гос-ве, где установлено разделение властей. Члены парламента наделены полномочиями принимать законы.

Суд – гос. орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, административных, гражданских и иных категорий дел в установленном законом конкретного гос-ва процессуальном порядке.

Правосудие обеспечивает обществу разреше ние всех конфликтов м/у людьми и гос-вом без насилия, на основе известных всем правовых правил.

 

24. Гибридные политические режимы и политический конфликт

Политический конфликт — это столкновение (противоборство) двух и более субъектов (сторон) политики, причинами которого являются несовместимые политические интересы, цели и ценности, непосредственно или опосредованно связанные с политической (государственной) властью.

Политический режим - способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Ж.-Л.Кермонн: политический режим - есть совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

Основные типы политических режимов:

· демократический

• авторитарный

• тоталитарный

Гибридные режимы - политические режимы, заключающие в себе черты авторитаризма и демократии.

К их разновидностям относятся:

• Демократура – демократизация без либерализации

• Дикторкратия – либерализация без демократизации

• Делегативная демократия

На этом С.В. заканчивает данный вопрос. Далее - из ВТИКа.

Демократура, Диктокра́тия, Диктабланда— политические режимы, в которых совмещаются черты демократии и диктатуры и обеспечивается возможность ненаказуемого игнорирования или нарушения интересов большинства или значительной части граждан.
По-испански слово «диктатура» заканчивается на dura, то есть «жёсткая», тогда как blanda означает «мягкая».

Демократическое устройство является конечной фазой общественного развития, а авторитарное — начальной; любые промежуточные и неотчётливые формы они рассматривают как переходные.

При этом между диктатурой и демократией выделяются две промежуточные стадии: диктабланда и демократура. Исходя из морфологии слов они связывали термин «диктабланда» - «умеренная диктатура», а термин «демокрадура» - «жёсткая демократия» (Кения и Кот-д’Ивуар, Сальвадор и Гватемала 1980—1990 гг).

На Западе к реалиям современной России этот термин был применён уже канадским политологом Мишелем Рошем, опубликовавшим статью «Демократура Владимира Путина»:)

У большинства из этих стран есть конституции, парламенты, формально существующая независимо судебная власть, регулярные выборы, гарантии свободного волеизъявления и собраний. Но на практике все эти институты подвергаются манипуляциям во имя сохранения привилегий посткоммунистической элиты.

Диктократия (=Диктобланда) пренебрегает политической конкуренцией и регулярным проведением выборов, но признает определенные права и свободы граждан.

Напротив, демократура чаще всего является сочетанием регулярно проводимых выборов и резкого ограничения прав граждан и оппозиции.

Диктократия элитарна, демократура же носит более популистский характер. Оба эти типа режима широко встречаются в странах Африки и Центральной Америки, а в каких-то характеристиках и в странах посткоммунистического региона. Как правило, смешанным режимам не под силу обеспечить стабильное продолжение переходных процессов, в связи с чем их полезно рассматривать как режимы, находящиеся в промежуточном состоянии на пути либо к демократии, либо к авторитаризму.

 

Демократия Делегативная - одна из разновидностей гибридных режимов.

Понятие Д.д. было введено аргентинским политологом Г. ОДоннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и авторитаризма.

Отличительные черты:

1) регулярные выборы главы исполнительной власти, который на несколько лет становится высшим толкователем интересов нации;

2) низкий уровень институализации власти;

3) отсутствие каких-л. ограничений исполнительной власти, кроме неформальных отношений и сроков переизбрания ее главы;

4) наличие гражданских прав и свобод;

5) формальный характер законодательной власти;

6) радикальный характер политики, проводимой общенациональным лидером;

7) отсутствие механизмов согласования интересов.

Поскольку Д.д. является промежуточным типом политического режима, существуют две потенциальные альтернативы его развития. Одна из них сводится к регрессии Д.д. и откату к авторитаризму; другая — к постепенной институализации режима и переходу к представительной демократии. В настоящее время понятие Д.д. используется некоторыми политологами для характеристики режима, сложившегося в современной России.

 

25. Политическая модернизация как конфликтоген

В своем развитии теория модернизации прошла условно три этапа:

· 50-60-х годы XX века,

УНИВЕРСАЛИЗМ

Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

Политическая модернизация предполагала:

Демократизацию развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Критика данного подхода:

o радикальная критика модернизации, осуществляемая в основном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х годов в Западной Европе: теория модернизации оправдывала колонизацию.

o Особое развитие получила так называемая «теория отсталости»: Это критика модернизации, развиваемая представителями левых радикалов западных и некоторых развивающихся стран: теория модернизации упрощает картину развития, недостаточно учитывает специфику рассматриваемых обществ. Модернизация по западному образцу ведет к консервации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды, социальным конфликтам и революциям.

· Конец 60-70-е годы XX века,

o Отход от евроцентризма.

o Тезис о эффективности демократизации в странах третьего мира с точки зрения реализации целей экономического роста и социально-экономического прогресса в целом поставлен под сомнение.

o Основное внимание было уделено проблеме «стабильности» политического развития как предпосылки для социально-экономического прогресса.

В этот период сформировалось два направления:

Первое: «Консервативное»

(С.Хантингтон, Дж.Нельсон, Х.Линц и др.)

главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.

неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.

«Либеральное» направление (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай и др.):

Главный критерий политической модернизации – степень вовлеченности населения в систему политического представительства: характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлеченности рядовых граждан в политический процесс.

Условие успешной модернизации – обеспечение стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и населением при мобилизации масс.

 

Варианты развития событий:

1. при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан формируются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

2. в условиях значительного усиления роли конкуренции элит при низкой активности основной массы населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразований;

3. доминирование политического участия населения над соревнованием элит может способствовать нарастанию охлократических тенденций, что провоцирует ужесточение режима и замедление преобразований, а также возможный распад государства как целостной системы;

4. одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия населения ведет к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также способствует установлению диктатуры.

· 80-90-е годы XX века,

o принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса;

o модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

Основная слабость на данном этапе:

o Не уделяется достаточно внимания анализу и учету различий в механизмах и способах модернизации, а также историческому контексту их использования.

o Увеличение роли технологий в политическом развитии приводит к тиражированию «бархатных революций» в различных регионах мира.

· С конца 90-х годов XX века по н\время.

«Модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социо-культурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов:

«Контрмодернизация» - альтернативный вариант модернизации по незападному образцу.

«Антимодернизация» - активное противодействие процессу модернизации.

Политическая модернизация:

· формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.

· под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а лишь те, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление политический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности.

 

26. Типы политического развития и политический конфликт

Политическое развитие мы можем охарактеризовать как п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: