Линейная система расселения




Градостроительные идеи XX века

 

 

методические указания

для студентов специальности 070601 – Дизайн

 

 

Составитель

Л. К. Фешина

 

Санкт-Петербург


Утверждено на заседании кафедры

дизайна пространственной среды

11 апреля 2008 г., протокол № 8

 

Рецензент А. Б. Парыгин

 

 

Оригинал-макет подготовлен Е. С. Прозоровой.

Подписано в печать 01.12. 2008 г.

Формат 60 Х 84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ 192.

Эл. Адрес: www.idps.sutd.ru

 

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, С.- Петербург, ул. Моховая, 26


Введение

Несмотря на изменения, происходившие в жизни людей в XIX в., традиционализм социального устройства в характере городской среды сохранялся до рубежа XIX—XX вв. Это были, в основном, исторически сформировавшиеся города не более 2—3 км в диаметре, с узкими улицами, рассчитанными на использование гужевого транспорта и сложившейся веками мелкоячеистой очень плотной структурой городских кварталов. Компактность была в значительной степени следствием связи между различными частями города в условиях небольших скоростей передвижения пешком или на гужевом транспорте. В то же время росла концентрация населения в городах как следствие миграции сельского населения из деревни к новым местам приложения труда. Плотность в центральных частях крупных городов мира достигла в концу XIX в. 50—60 тыс. чел. на 1 км2. Стал ощущаться дефицит территории для строительства полноценного городского жилья. Выявилась необходимость пространственных преобразований структуры сложившихся городов и новых подходов к строительству.

Осознавая кризисное состояние больших городов, архитекторы видели разные пути и решения задач, которые ставил «новый город». Так, в конце XIX и в 20-е – 30 -е годы XX в. в мировом градостроительстве формировались два теоретических течения: одно из них, возникшее на рубеже XIX—XX вв., возглавлялось Э. Говардом, другое – Ле Корбюзье.

 

Города-сады

В 1898 г. вышла в свет книга английского социолога-утописта Эбинизера Говарда (1850—1928) «Завтра», носившая во втором издании название «Города-сады будущего» – мнение автора об особенностях жизни городов-гигантов, кризис которых виделся ему в их перенаселенности. Э. Говард предложил группировку населенных пунктов в виде федерации из шести городов-садов (по 32 тыс. жителей в каждом), окружающих местный культурный и общественный центр с населением до 58 тыс. человек. Это позволяло увеличивать население каждой федерации до 250 тыс. и совмещать преимущества жизни, приближенной к природе с повышением уровня обслуживания.

Рис. 1. Э. Говард. Схема города-сада

 

Размышления Говарда стали основой будущих городов-спутников, широко распространенных и в России с середины XX в. Планировочная схема города-сада представлена в виде круга, опоясанного сельскохозяйственной зеленой зоной (рис. 1.). Селиться в ней разрешалось только фермерам, количество которых тоже лимитировалось (2—2,5 тыс. жителей). Соотношение между городской и сельской территориями устанавливалось в размерах 1: 2.

Исходя из строго ограниченной цифры городского населения и экстенсивной плотности застройки домами коттеджного типа (в один—два этажа), Говард определил размеры города-сада, которые не превышали 2 км в диаметре. Помимо внешнего зеленого пояса в городе-саде имелись центральный сквер и широкое кольцо бульваров со спортивными площадками и школами, индивидуальные палисадники, огороды и аллеи вдоль радиальных улиц. Все это превращало задуманные Говардом города-сады в цветущие рощи, в которых человек пользовался бы всеми благами искусно культивированной природы.

В 1904 г. в 55 км от Лондона началось строительство города-сада Лечуорта, генеральный план которого был разработан двумя английскими архитекторами Барри Паркером и Раймондом Энвином. В целом план города немногим соответствовал схеме Говарда, хотя имел ту же направленность.

Центром города стал партерный сквер, осененный деревьями по границам. От сквера во всех направлениях было проложено 12 радиальных улиц. Одна из них (Бродвей) получила значительную ширину (30 м) и превратилась в главную магистраль города-сада, а вокруг центрального района Лечуорта так же, как и в идеальной схеме Говарда, была проложена кольцевая магистраль, внутри которой оказались разнообразные общественные и торговые здания: зал для собраний, театр, музей, библиотека, лекторий и целый ряд магазинов.

 

Рис. 2. План и фото Лечуорта

 

Рис.3. Жилой дом и церковь Лечуорта

 

Промышленные предприятия образовали свое кольцо на внешних границах города, однако стаким расчетом, чтобы полностью не отрезать жилые районы от загородных лугов и рощ. Архитектор Р. Энвин установил также плотность застройки города-сада в 12 домов на 1 акр (т. е. 4047 м2) и сгруппировал жилые дома по сторонам проездов и лужаек.

Автор города-сада Лечуорта первым из градостроителей XX в. поднял также вопрос о необходимости реконструкции пригородов больших городов. Исследуя структуры крупных промышленных центров, Энвин пришел к выводу, что решение проблемы децентрализации посредством строительства только городов-садов невозможно. Поэтому в качестве первоочередной задачи была поставлена реконструкция пригородной зоны большого города.

Рис. 4. Схема большого города с пригородами-садами и спутниками. Составлена Р. Эрвином в 1922 г. на основе идей Э. Говарда. Промышленная зона (справа) отделена от селитьбы железной дорогой; R – жилые районы; С – коммерческие районы; места отдыха и спорта располагаются в промежутках  

Согласно замыслу Энвина, расположенный на «кромке» города населенный пункт небольших размеров, в котором сочетались бы преимущества сельской деятельности с комфортом городской жизни, имел планировочные принципы города-сада, но терял характер независимого города и отдаленно напоминал по своей социально-экономической структуре будущий городской микрорайон.

Рис. 5. План Хэмпстэда – лучшего пригорода-сада Лондона. Архитектор Р. Энвин  

Р. Энвин спроектировал и осуществил строительство лучшего пригорода-сада Лондона — Хэмпстеда:

Планы Хэмпстеда и Лечуорта имеют ряд общих черт. В них сочетаются элементы регулярной и живописной планировки; обширные лужайки общественных центров, к которым сходятся радиальные улицы-аллеи, жилые группы. Однако при сравнении структурных решений Лечуорта и Хэмпстеда можно увидеть, что планировочная структура последнего менее развита. Повторяющиеся шестиугольные площади-перекрестки и сплошная периметральная застройка — это характеристика Хэмпстеда. Идея пригорода-сада остается привлекательной и до настоящего времени, но города-сады не могли решить множество вопросов, связанных с расселением большого числа людей и организацией связи с градообразующими местами приложения труда.

 

Концентрированный город

Социальные преобразования в обществе и технические открытия, в первую очередь появление частного автомобиля, привели к реальному кризису в сложившихся городах в начале XX века. Кроме транспортных вопросов условия жизни в сложившихся городах не отвечали еще и санитарно-гигиеническим требованиям. Существовавшие кварталы застройки дробились на отдельные частновладельческие участки. Не было правил инсоляции жилых помещений.

В результате проделанных специалистами исследований в 20-е годы во Франции были сделаны научно-обоснованные заключения о зависимости заболеваемости и смертности от плотности населения. Опираясь на данные секции гигиены Лиги наций, французские демографы Б. Познер и П. Бурде пришли к выводу, что основным фактором, способствующим сохранению здоровья городских жителей, является благоприятная аэрация и инсоляция, а не плотность населения сама по себе. Тем самым было поддержано направление на строительство многоэтажных жилых домов как строчной застройки, так и «башенного» типа.

Одновременно с планировкой изменился и состав застройки кварталов. Если в XIX в. квартал выполнял по преимуществу жилищные функции, то теперь с увеличением числа жителей и появлением внутриквартального общественного пространства возникла необходимость дополнить жилище разнообразными коммунальными и детскими учреждениями.

Так же, как и Говард, Ле Корбюзье (псевдоним Шарля Эдуарда Жаннере, 1887—1965) искал выход из этого состояния путем коренной реконструкции города при непременном условии повышения плотности населения и сокращения территории.

В отличие от Говарда, не затрагивавшего в своих предложениях реконструкцию больших городов, Ле Корбюзье считал, что необходимо решительное вмешательство архитектора в морально и физически устаревшие ткани сложившихся городов. Идеи Ле Корбюзье воплотились в проекте «Современный город на 3 млн жителей» (1922), в котором были сформулированы и реализованы принципы современного градостроительства. Архитектором выявлены основные категории жителей: горожане, жители пригородов, население смешанного типа, определены места их проживания и обозначены пределы заселенных ими районов. Таким образом, выявлялись три образа жизни и сопутствующие им решения: городской центр с его деловыми кварталами и жилыми районами, промышленный город и города-сады, города-сады и общественный транспорт.

Во-первых, Ле Корбюзье предложил основное структурное разделение – на «правильно спланированный, плотно заселенный, сконцентрированный на небольшой территории» центр и пригородный пояс – город-сад, между которыми должна быть резервная территория, зеленая зона чистого воздуха. Таким образом, решались задачи увеличения площади зеленых насаждений и сокращения расстояний, так как, по мнению Ле Корбюзье, чем выше плотность городского населения, тем меньшие расстояния придется преодолевать, что потребует строительства городского центра в высоту.

Во-вторых, архитектором была предложена трехмерная система распределения транспортных потоков для увеличения эффективности транспорта и ликвидации заторов в центре города. Под землей располагались линии метро, железной дороги и движение тяжелых грузовиков, на уровне первых этажей – улицы обычного типа, выше – две осевые артерии (север – юг; запад – восток) «автодромов» для скоростного одностороннего движения в виде поднятых на столбах эстакад шириной 40–60 м.

В проекте города на 3 млн жителей в центре, на пересечении основных коммуникаций, размещен многоярусный вокзал; вокруг него — деловой центр (сити), окруженный жилыми кварталами. Сити проектируется в виде 24 крестообразных небоскребов, вокруг которых площадь 1500 х 2400 метров, покрытая садами и аллеями, там же располагаются театры и кафе. По одну сторону города располагаются промышленные предприятия и порт, по другую – гигантский парковый массив, связанный со спортивными сооружениями.

Рис.6. Генеральный план города на 3 млн жителей и часть плана жилого района Ле Корбюзье. Жилая застройка в виде непрерывных ступенчатых лент, переходящих из квартала в квартал. При низкой плотности застройки (15%) плотность населения должна достигнуть 300 чел. на 1 га

 

Эта концепция получила планировочное воплощение в «плане Вуазен» (1925) – плане реконструкции Парижа. Основной жилой район размещался на территории 350 га. Городской общественный центр планировался на месте ветхих кварталов Парижа и занимал 240 га.

На его территории предполагалось разместить 18 небоскребов, каждый их которых вмещал 20–40 тыс служащих. Плотность населения Парижа в начале 1920-х годов составляла в среднем 384 чел. на 1 га, Корбюзье же в своем проектном предложении в отдельных случаях повышал плотность населения до 3—3,5 тыс. человек на 1 га. На месте улиц 7–11 м. шириной Ле Корбюзье спроектировал сетку транспортных артерий шириной 50, 80 и 120 м, пересекающихся через 350–400 м. «План Вуазен», предлагаемый для центрального района Парижа, не был осуществлен.

 

Рис. 7.«План Вуазен» Ле Корбюзье, 1925 г

Последователем Ле Корбюзье и сторонником концентрированного города был немецкий архитектор-теоретик Людвиг Гильберзаймер. Его проект «Город высоких домов» на 4 млн жителей для наглядности был сопоставлен с территорией Большого Берлина, имевшего ту же численность населения.

Рис. 8. Прямоугольник «Города высоких домов» в сопоставлении с традиционно заселенным «Большим Берлином». Генеральный план и главная улица «Города высоких домов»
   

Вместе с тем, проект Гильберзаймера выдвигал и свои предложения, расходящиеся с идеями Ле Корбюзье. Так, в проекте «Города высоких домов» не был выделен городской общественный центр, все жилые дома имели равную высоту. Отсутствие зелени, городских площадей и разнообразия в планировке и застройке превращает этот город в удручающую схему. Однако в проекте было важное предложение по разобщению разнородных потоков движения в городе. Высокоэтажная застройка повсеместно была двухъярусной. Нижний ярус, состоявший из пяти этажей, автор предназначал для деловых учреждений, а верхний — под жилища. Жилые блоки в 15 этажей опирались на более широкие нижние пятиэтажные корпуса, уступы же, обращенные к улицам, использовались в качестве тротуаров. Каждый тротуар, обходивший квартал с наружной стороны, соединялся мостами с противоположными тротуарами, в результате чего весь город получал единую систему пешеходного сообщения на уровне пятого этажа. Тем самым Гильберзаймер полностью изолировал пешеходов от наземного транспорта и превратил свой город в двухъярусный. Внизу — труд и движение машин, вверху — жилище и отдых.

 

Линейная система расселения

Усиливающаяся беспорядочная уплотненность, из-за которой сталкивались, мешая друг другу, различные функции города, привела к появлению идеи линейных и расчлененных городских образований.

Собственно линейный (или ленточный) способ расселения существовал с незапамятных времен как наиболее распространенный. Некоторые города, образовавшиеся из сел, еще сохранили свою первоначальную линейную структуру, на что указывает, например, столица Шотландии — Эдинбург. Однако большинство линейных городов возникло лишь с конца XIX в. Предшественником концепции «линейного города» стал проект дачного поселка около Мадрида, спроектированного Мадридской градостроительной компанией в 1884 г.

Рис. 9. Проект дачного поселка около Мадрида, 1884 г. Инженер А. Сориа-и-Мата

 

Сторонники линейной формы расселения полагали, что ленточные города могут оказаться активным средством децентрализации населения в масштабе целых стран, что они способны заменить собой любые города вплоть до столичных центров и что сама сеть линейного расселения неизмеримо лучше разместится на земле, почти безболезненно прорезая территории сельскохозяйственного назначения. Особенно привлекательным было последнее обстоятельство, ибо линейный город казался надежной гарантией сохранения в неприкосновенности существующих лесов и полей, реальной возможностью приблизить человека к природе: незначительная ширина города позволяла бы его жителям ежедневно посещать леса, луга и поля, не прибегая к транспорту. Именно поэтому линейный город очень быстро привлек к себе внимание и вплоть до середины 1930-х годов был самой распространенной планировочной системой.

Наибольшей теоретической последовательностью отличался принцип линейного города, выдвинутый Н. Милютиным в 1930 г.

 

 

Рис. 10. Схема Н.А.Милютина с параллельным расположением жилых и промышленных районов-лент, 1930 г.

 

Город был представлен в виде двух узких параллельных полос (или зон) жилого и промышленного назначения. Между ними тянулась зеленая защитная зона, на территории которой располагались пункты питания, учебные и научно-исследовательские комплексы, спортивные сооружения и т. п. Что касается промышленности, то линейная структура города, по мнению автора, лучше всего соответствовала ее организации. Поскольку во многих отраслях промышленности применяется горизонтальный конвейер, то это позволяет нанизывать цехи на единую прямолинейную ось, вдоль которой можно проложить железную дорогу. Таким образом, промышленные предприятия получали удобное двухстороннее транспортное обслуживание. При расширении предприятия или при присоединении к нему других заводов индустриальная зона могла беспрепятственно удлиняться, а вместе с ней автоматически вырастала и параллельная ей селитебная (жилая) зона. Расстояние между лентой заводов и лентой жилищ определялось в 500—700 м (максимум 1500 м) в зависимости от категории вредности предприятия.

Однако, несмотря на отмеченные преимущества, сразу же обнаружились недостатки, органично связанные с линейностью формы расселения. Прямолинейный поточно-конвейерный график не обладал универсальными свойствами: возникло растягивание системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения, в то время как концентрация административных учреждений, театров, магазинов, учебных и научных заведений имела очевидные удобства.

Рис. 11. Попытка Вальтера Гропиуса ликвидировать недостатки линейного расселения посредством создания небольших компактных городов, связанных железной дорогой или транзитным шоссе

 

На рубеже 1920—1930-х годов Ле Корбюзье, а вслед за ним и Гильберзаймер также обратились к концепции линейного города.

.
Рис. 12. Экспериментальная схема линейного Лондона Гильберзаймера Новое жилищное строительство размещено по сторонам девяти меридиональных автомобильных дорог. Промышленные предприятия – к югу от Темзы. В центре – главный железнодорожный вокзал  

 

В эскизных рисунках Алжира и Рио-де-Жанейро, выполненных Ле Корбюзье, компактная структура города уступила место растянутым ленточным трассам расселения. Но в отличие от своих предшественников в предложениях по линейному расселению Ле Корбюзье вместо рассредоточенного размещения жилищ создает единый гигантский комплекс, который тянется на многие километры вдоль побережья Средиземного моря (Алжир).

Рис. 13. Один из вариантов проекта г. Алжира, 1930 – 1931 гг

 

В то же время «линейный город» Ле Корбюзье – не прямая на плоскости, а линия, положенная на реальный рельеф и использующая наиболее удобные места для всех элементов города. В нем собраны жилые, административные и общественные здания. Плотность населения здесь так высока, что в результате у Корбюзье получился новый вариант линейного расселения, а именно дом-город. В этом предложении транспортные коммуникации решены в разных уровнях в соответствии общественными функциями и степенью взаимосвязи с жильем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: