РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Уважаемые студенты!
В процессе изучения дисциплины «Логика» на основании имеющихся теоретических материалов (лекций, учебников, образцов выполнения работ, презентаций) вам необходимо будет выполнить три контрольные работы, каждая из которых посвящена отдельной теме нашего курса: «Тема 2. Понятие», «Тема 3. Суждение», «Тема 4. Умозаключение», а также итоговое тестирование.
Итоговое тестирование представляет собой заключительный этап освоения курса логики. Вопросы, представленные в тесте, отражают практическую часть курса из 3-х тем теории о формах мышления: «Понятие», «Суждение», «Умозаключение».
Вы имеете возможность получить зачетную итоговую оценку («автомат») по накопительной системе из зачетов, полученных за 3 контрольные работы, итоговый тест и др. виды работ (см. ниже).
Для получения зачета «автомата» обязательно:
· посещение лекций и семинарских занятий
· наличие конспектов лекций
· зачеты по трем основным темам
· зачет по итоговому тестированию.
Подведение итогов по БРС
Суммарный бал зачета оценивается 100 баллами. Зачет (устный ответ по теоретическому материалу) состоит из 22 вопросов по теоретической части лекционного материала и конкретных практических заданий по 3-м разделам курса («Понятие», «Суждение», «Умозаключение»).
Максимальная оценка за каждый вопрос составляет 20 баллов. При оценке каждого вопроса используется шкала оценки:
20 баллов – вопрос раскрыт полностью;
15 баллов – вопрос раскрыт хорошо с достаточной степенью полноты;
10 баллов – вопрос раскрыт удовлетворительно, имеются определенные недостатки по полноте и содержанию ответа;
5 баллов – ответ не является логически законченным и обоснованным, поставленный вопрос раскрыт неудовлетворительно с точки зрения полноты и глубины изложения материала; в ответе приводятся бессистемные сведения, относящиеся к поставленному вопросу, но не дающие ответа на него;
0 баллов – отсутствует ответ на вопрос или содержание ответа не совпадает с поставленным вопросом.
Итоговый рейтинговый балл по дисциплине формируется как сумма балла за зачет и баллов, полученных в течение семестра за все виды учебных работ (практические, самостоятельные и др. работы).
В зависимости от набранного студентом балла в экзаменационную (аттестационную) ведомость и зачетную книжку студента выставляются следующие оценки (в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов):
Зачтено: 86 – 100 баллов (отлично);
Зачтено: 73 – 85 баллов (хорошо);
Зачтено: 60 – 72 баллов (удовлетворительно);
Не зачтено: менее 59 баллов (неудовлетворительно) (в зачетную книжку не выставляется).
После оценки, в скобках, указываются набранные студентом баллы.
Баллы по видам работы
Вид выполненной работы | Количество набранных баллов |
Основные баллы в текущей семестровой работе | |
«Тема 2. Понятие как форма мышления»: письменная контрольная работа, аудиторно, в течение семестра (1 работа) | |
«Тема 3. Суждение как форма мышления»: письменная контрольная работа, аудиторно, в течение семестра (1 работа) | |
«Тема 4. Умозаключение как форма мышления»: письменная контрольная работа, аудиторно, в течение семестра (1 работа) | |
Работа на семинарах: устно, аудиторно, в течение семестра по материалу домашнего задания (баллы за работу на семинаре) (3 занятия) | |
Итоговое тестирование, аудиторно, Последнее семинарское занятие семестра (1 работа) | |
Итого за работу в семестре | |
Премиальные баллы в текущей семестровой работе | |
Оценка за 1-ю аттестацию (на основе посещения лекций, семинаров, работы на устных семинарах, а также успешно выполненных в срок контрольных работ) | |
Оценка за 2-ю аттестацию (на основе посещения лекций, семинаров, работы на устных семинарах, а также успешно выполненных в срок контрольных работ) | |
Полный письменный конспект аудиторного лекционного курса и 100% посещаемость всех видов занятий | |
Итого вместо устного ответа на зачете | |
Баллы за устный ответ на зачете (при недостатке баллов за текущую семестровую работу) | |
Устный ответ (2 теоретических вопроса и 1 практический) | |
Итого баллы за зачет | 100 |
* В случае невыполнения требований, предъявляемых для «автомата» и/или при недостатке баллов за текущую семестровую работу вам предстоит сдавать зачет в устной форме, включающий в себя 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ
I. Теоретические вопросы
1. Логика как наука, ее предмет и значение.
2. Основные логические формы мышления: сходство и различия.
3. Основные законы логики: понятие закона, виды законов.
4. Понятие как форма мышления: общая характеристика.
5. Виды понятий. Логическая характеристика понятий.
6. Отношения между понятиями. Виды отношений.
7. Деление понятий: виды делений и возможные ошибки.
8. Определение понятий. Правила определения и возможные ошибки.
9. Суждение как форма мышления: структура суждения. Языковые формы выражения.
10. Объединенная характеристика простых суждений.
11. Характеристика простых суждений по предикату.
12. Распределенность терминов в суждениях.
13. Вопрос как форма мышления: структура и разновидности.
14. Корректность вопроса.
15. Умозаключение как форм мышления: общая характеристика, виды умозаключений.
16. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение.
17. Непосредственные умозаключения: противопоставление предикату,
18. Непосредственные умозаключения: выводы по логическому квадрату.
19. Опосредованные умозаключения: простой категорический силлогизм, энтимема, общая характеристика.
20. Структура ПКС, его фигуры и модусы.
21. Правила проверки ПКС.
22. Энтимема: восстановление энтимемы до полного ПКС.
II. Объем требований к практическим заданиям
1. ПОНЯТИЕ:
а) выявить логическую структуру понятия, ограничить и обобщить до ближайших понятий вида и рода;
б) дать полную логическую характеристику понятия;
в) при помощи кругов Эйлера определить взаимоотношения между понятиями и указать их тип;
г) осуществить деление понятий;
д) определить вид и корректность имеющихся определений понятий.
2. СУЖДЕНИЕ:
а) определить вид суждения с точки зрения его сложности, выразить каждое суждение в соответствующей ему логической форме;
б) дать полную логическую характеристику простого суждения;
в) определить и объяснить тип сложного суждения, построить истинностную таблицу.
3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ:
а) получить непосредственное умозаключение путем превращения, обращения, противопоставления;
б) получить непосредственное умозаключение по «логическому квадрату»;
в) сделать вывод из категорического силлогизма, указать его степень достоверности, опираясь на характеристику всех правил категорического силлогизма, используя графическую схему;
г) восстановить энтимему, объяснив ее структуру и механизм восстановления.