Кровообращение и дыхание 4 глава




Третьей дисциплиной, входящей в со­став биологической группы психологичес­ких наук, является нейропсихология.

Задачей этой дисциплины является изу­чение той роли, которую играют отдель­ные аппараты нервной системы в построе­нии психических процессов.

Легко видеть, что роль подкорковых об­разований и древней коры в протекании психической деятельности совершенно иная, чем роль новой коры и больших по­лушарий мозга. Есть все основания пола­гать, что и роль отдельных зон мозговой коры в организации сложных психичес­ких процессов неодинакова и что лобные, височные, теменные и затылочные отделы мозга вносят в протекание психической де­ятельности свой, совершенно особый вклад.

Эта новая область психологии исполь­зует для своих исследований тщательный психологический анализ как раздражений, так и разрушений отдельных участков мозга, прослеживает те изменения в пси­хических процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга и дела­ет из своих наблюдений выводы в отноше­нии внутреннего строения психических процессов.

Эту область психологии представляют исследователи разных стран, к их числу относятся К.С. Лешли и К. Прибрам (США), А.Р. Лурия (СССР), О. Зангвилл (Англия), Б. Милнер (Канада) и другие. Рядом с нейрохирургией можно поставить патопсихологию, которая изучает особен­ности психических процессов, наблюдае­мых у больных с психическими заболева­ниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых общих за­кономерностей психической деятельности, выявляющейся при патологических состо­яниях.

Патопсихология успешно разрабаты­валась многими учеными-психиатрами (Крепелин в Германии, Жанэ во Франции, Бехтерев в России) и современными пси­хологами (Б.В. Зейгарник в СССР, Пишо во Франции и др.)-

Специальный раздел, стоящий на гра­ницах психофизиологии и нейропсихоло­гии, составляет изучение нейронных меха­низмов психической деятельности. Ученые, разрабатывающие эту область, (Хьюбел и Визел в Англии, Юнг в Германии, Джаспер

в Канаде, Е.Н. Соколов и О.С. Виноградова в СССР) ставят перед собой задачу просле­дить формы работы отдельных групп ней­ронов и провести анализ тех наиболее эле­ментарных нервных процессов, которые лежат в основе поведения. Важные откры­тия физиологических механизмов актива­ции и привыкания были получены при исследовании простейших форм поведения на нейронном уровне.

Особое место в системе психологичес­ких наук занимает детская, или генети­ческая, психология.

Значение этого раздела психологичес­ких наук для общей психологии заключа­ется в том, что детская, или генетическая, психология изучает формирование психи­ческой деятельности в процессе развития ребенка и позволяет проследить, как скла­дываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своем раз­витии.

Детская, или генетическая, психология позволяет подойти к высшим психичес­ким процессам человека как к продукту развития, этим она дает возможность рас­сматривать сложные формы психической деятельности человека не как изначально существующие "свойства" психики или "способности", а как результат длительно­го формирования психических процессов.

Именно поэтому детская психология, прослеживающая формирование (генезис) высших форм психической деятельности, получила решающее значение не только для такой практической области, как пе­дагогика, но и для общей психологии. Именно благодаря ее успехам, связанным с вкладом, который внесли в исследова­ние психического развития ребенка такие выдающиеся исследователи, как Ж. Пиа­же и Л.С. Выготский, общая психология получила убедительные доказательства того, что основные формы психических процессов (восприятие и действие, запо­минание и мышление) имеют сложное строение, которое формируется в процес­се развития ребенка. Значение детской, или генетической, психологии позволило ей занять место в современной психоло­гической науке.

Важное место занимает еще одна от­расль психологической науки, которую следует поставить рядом с генетической психологией и которую обычно называют

дифференциальной психологией, или пси­хологией индивидуальных различий.

Известно, что люди обладают не только общими чертами, изучаемыми общей пси­хологией, но и обнаруживают их индивиду­альные различия. Такими различиями мо­гут быть различия в свойствах нервной системы, в индивидуальных особенностях эмоциональной жизни и характера, особен­ности в познавательных процессах и ода­ренности.

Дифференциальная психология ставит задачу изучения этих индивидуальных различий, описания типов поведения и психической деятельности людей, отлича­ющихся друг от друга характерными осо­бенностями.

Дифференциальная психология имеет решающее значение для оценки уровня развития ребенка, индивидуальных форм овладения трудом и для анализа тех ти­пологических особенностей, знание кото­рых необходимо для решения практичес­ких проблем психологии.

Основы дифференциальной психологии были в свое время заложены немецким психологом В. Штерном (1871—1938); в наше время проблемами индивидуальных различий успешно занимались Э. Спирмен в Англии, Терстоун в США и Б.М. Теп лов в СССР.

К только что отмеченным областям психологии примыкают и такие, которые теснейшим образом связаны с обществен­ными науками. В них рассматриваются те общественно-исторические условия, в ко­торых формировалась психическая дея­тельность человека, и те описанные формы, в которых она проявляется.

Существенное место в этой группе за­нимает этнопсихология, или наука о тех особенностях, которыми отличаются пси­хические процессы в различных истори­ческих формациях и укладах и в услови­ях различных культур.

На ранних этапах развития психоло­гии были сделаны попытки создать "пси­хологию народов" как особую форму со­циальной психологии и разработать науку, которая могла бы раскрыть психологичес­кие основы формирования языка, мифов, верований, права и т.п. Такая попытка, сделанная одним из основателей современ­ной психологии В. Вундтом, опубликован­ная под названием "Психология народов",

оказалась неудачной. Вундт пытался дать психологическое объяснение тем явлени­ям социальной жизни, которые имеют не психологические, а экономические или об­щественно-исторические основы, именно поэтому попытки "психологизировать ис­торию" надолго задержали развитие этой важной области психологической науки, которая должна была проследить обрат­ный процесс — формирующее влияние, которое оказывают общественно-истори­ческие условия на развитие психологичес­кой деятельности человека.

Эта задача стала предметом исследо­ваний многих крупных ученых разных стран (Фрезер и Малиновский в Англии, Жанэ и Леви-Брюль во Франции, Турн-вальд в Германии, М. Мид в США), и имен­но эти исследования заложили основу для современной этнопсихологии. В настоящее время исследование особенностей психи­ческой деятельности людей, принадлежа­щих к различным культурам, составляет один из важных разделов психологичес­кой науки.

Специальный раздел науки, выделив­шийся за последние десятилетия в само­стоятельную отрасль науки, стоящий на границе психологии и лингвистики, состав­ляет психолингвистика. Задача психолин­гвистики — проследить основные законы речевой деятельности как средства обще­ния, процессов кодирования и декодирова­ния речевой информации и тех психоло­гических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой дея­тельности человека.

Важным, хотя еще недостаточно разви­тым разделом психологической науки яв­ляется социальная психология. Эта дис­циплина изучает психологические законы общения людей между собой, психологи­ческие особенности распространения ин­формации средствами массового воздейст­вия (печать и кино), особенности поведения в процессе труда, соревнования и т.д. Пред­мет специальной отрасли социальной пси­хологии составляет изучение человеческих взаимоотношений в условиях малых групп, анализ тех факторов, которые лежат в ос­нове конкретных видов взаимодействия людей: формирования авторитета, выдви­жения лидеров и т.п.

К этой группе дисциплин, сохраняю­щих свою близость к общественным на-

укам, относится и психология искусства, изучающая психологические основы ху­дожественного творчества и те психоло­гические законы, которые лежат в основе художественных произведений и обеспе­чивают максимальное их воздействие на читателя и зрителя.

Мы познакомились лишь с основными ветвями психологической науки, но и они могут показать, какую разветвленную си­стему дисциплин представляет современ­ная психология.

Методы психологии

Наличие достаточно объективных, точ­ных и надежных методов — одно из основ­ных условий развития каждой науки.

Роль метода науки связана с тем, что сущность изучаемого процесса не совпада­ет с теми проявлениями, в которых он выступает; необходимы специальные при­емы, которые позволяют проникать за пре­делы явлений, доступных непосредственно­му наблюдению, в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого процесса. Такой путь от явления к сущ­ности, использующий целый ряд объек­тивных приемов исследования, характерен для истинно научных исследований.

В чем состоят методы, которыми поль­зуется психология? Существовал длитель­ный период, когда психология определя­лась как наука о субъективном мире человека; определению содержания науки соответствовал и набор ее методов. Соглас­но идеалистической концепции, обособ­лявшей психику от всех остальных яв­лений природы и общества, предметом психологической науки являлось изуче­ние субъективных состояний сознания. Эти процессы сознания отличались, по мнению психологов-идеалистов, от осталь­ных процессов объективной действитель­ности тем, что явление совпадало с сущ­ностью: те формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом себе (яс­ность или неясность сознания, пережи­вание свободы волевого акта и т.д.), рас­сматривались этими психологами как основные свойства духа, или как сущность субъективных психических процессов. Это совпадение явлений с сущностью состав­ляло, по их мнению, основу психологии и определяло ее метод, т.е. основным и един-

ственным считалось субъективное описа­ние явлений сознания, получаемое в про­цессе самонаблюдения (интроспекции). Признание самонаблюдения основным методом психологии не только отделяло психологию от других наук, но и факти­чески закрывало все пути для развития психологии как подлинной науки. Оно ис­ключало объективное, причинное объяс­нение психических процессов и сводило психологию к субъективным описаниям форм душевной жизни и психических явлений.

Легко понять, что такая "наука", отка­зывающаяся от рассмотрения психических процессов как продуктов объективного раз­вития, не ставящая вопросов об их проис­хождении и об их объективных механиз­мах, не могла существовать и в течение длительного времени оставалась своеобраз­ным разделом идеалистической филосо­фии, не включаясь в круг подлинных наук.

Поэтому с того периода, когда психоло­гию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволя­ющей человеку ориентироваться в окру­жающей действительности, отражать ее, формировать программы поведения и кон­тролировать их выполнение, отношение к основному методу психологической науки коренным образом изменилось.

Задача психологов заключалась в том, чтобы создать объективные методы изу­чения психических процессов человека, ни в коем случае не ограничиваясь методом самонаблюдения и относясь к нему лишь как к одному из подсобных приемов, кото­рый скорее имел эвристическое значение, позволяя ставить вопросы, чем давал воз­можность причинно объяснять явления и находить лежащие в их основе законы. Коренной пересмотр самонаблюдения как метода научного познания был связан и с тем, что само самонаблюдение стало рас­сматриваться как сложный вид психичес­кой деятельности, являющийся продуктом длительного развития, использующий ре­чевую формулировку наблюдаемых яв­лений и имеющий очень ограниченное применение потому, что далеко не все пси­хические процессы протекают сознатель­но, а также потому, что самонаблюдение за своими психическими процессами может внести значительные изменения в их про­текание.

Основной задачей психологической на­уки стала разработка таких объективных методов исследования, которые пользова­лись бы обычными для всех остальных наук приемами наблюдения за протекани­ем того или иного вида деятельности и экспериментального изменения условий ее протекания и могли бы проникнуть за пределы ее внешнего описания к лежащим в ее основе закономерностям.

Основным приемом психологической науки стало наблюдение за поведением человека в естественных и эксперимен­тальных условиях с анализом тех изме­нений, которые наступают при опреде­ленных, изменяемых экспериментатором, условиях. На этом пути и были созданы три основных метода психологического исследования, условно названные методом структурного анализа, экспериментально-генетическим методом и экспериментально-патологическим (или методом синдром-ного анализа).

Метод структурного анализа психо­логических процессов заключается в сле­дующем: психолог, изучающий ту или иную форму психической деятельности, ставит перед испытуемым соответствую­щую задачу и прослеживает структурное строение тех процессов (приемов, средств, форм поведения), с помощью которых ис­пытуемый решает данную задачу.

Это означает, что психолог не только регистрирует конечный результат (запо­минание предложенного материала, дви­гательная реакция на сигнал, ответ на пред­ложенную задачу), но внимательно просле­живает процесс решения предложенной задачи, те вспомогательные средства, на которые испытуемый опирался, и т.д. Та­кое описание психологической структуры изучаемого процесса и анализ ее состав­ных частей представляет значительные трудности и требует ряда специальных вспомогательных приемов.

Эти приемы, позволяющие осуществить достаточно полный структурный анализ, могут носить прямой или косвенный ха­рактер.

К прямым приемам относится измене­ние структуры задачи, предлагаемой ис­пытуемому (с постепенным усложнением, внесением в нее новых требований, делаю­щих необходимым включение в решение задачи новых операций), а также предло-

жение испытуемому ряда способов, помо­гающих решению (выбор внешних опор, вспомогательных приемов и т.д.). Исполь­зование этих прямых приемов структур­ного анализа изменяет объективное про­текание психологического процесса и дает возможность установить, какие из предло­женных операций вызывают максималь­ные трудности и какие из использован­ных приемов приводят к максимальному эффекту.

Описанные формы структурного ана­лиза применимы прежде всего к объектив­ному исследованию таких смежных форм психической деятельности, как усвоение или запоминание материала, решение за­дач, выполнение конструктивных или ло­гических операций, изучение строения сложных форм осмысленных поступков.

К косвенным или дополнительным приемам исследования относится исполь­зование таких признаков, которые, не являясь сами элементами деятельности человека, могут быть показателями его об­щего состояния, испытываемых им напря­жений и т.п. К таким приемам, напри­мер, относится использование методов ре­гистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, электромиог-раммы, кожно-гальванического рефлекса, плетизмограммы), которые сами не вскры­вают особенностей протекания психичес­кой деятельности, но могут отражать об­щие физиологические условия, характер­ные для их протекания.

Естественно, что применение этих кос­венных или дополнительных приемов по­лучит смысл лишь при четкой организа­ции самой психической деятельности, которую изучает психолог.

Рядом со структурно-аналитическим методом, занимающим ведущее место в пси­хологии, можно поставить эксперимен­тально-генетический метод, имеющий особенно большое значение для детской (генетической) психологии.

Известно, что высшие психические про­цессы являются продуктом длительного развития. Поэтому для психолога особен­но важно проследить, как шел этот про­цесс, какие этапы в него включены и ка­кие факторы определяют возникновение высших психических процессов.

Ответ на этот вопрос можно получить, не только прослеживая, как выполняются

одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка (этот метод получил в психологии название генети­ческих срезов), но и создавая эксперимен­тальные условия, которые позволили бы выявить, как формируется та или иная психическая деятельность. Для этой цели испытуемого, которому предлагается ре­шить ту или иную задачу, ставят в раз­личные условия. В одних случаях требу­ют от него самостоятельного решения задачи, в других — оказывают ему помощь, используя, с одной стороны, различные сред­ства внешних нагл я дно-действенных опор, с другой — громкое проговаривание путей решения, и наблюдают, как он воспользу­ется этой помощью.

Применяя приемы, составляющие суть экспериментально-генетического метода, исследователь оказывается в состоянии не только выявить те условия, при использо­вании которых субъект может оптималь­но овладеть данной деятельностью, но и экспериментально сформировать сложные психические процессы, ближе подойти к их структуре. Экспериментально-генети­ческий метод был широко использован в советской психологии в исследованиях Л.С.Выготского,А.В.Запорожца, П.Я.Галь­перина и дал много ценных фактов, проч­но вошедших в психологическую науку.

Третьим методом психологии, особен­но важным для нейропсихологии и пато­психологии, является экспериментально-патологический, или метод синдромного анализа тех изменений в поведении, кото­рые наступают при патологических состо­яниях мозга или при исключительном развитии какой-либо одной стороны пси­хических процессов.

Этот метод применим в относительно редких случаях. Психолог, зная один фак­тор, заведомо изменяющий протекание пси­хических процессов, может узнать, какое влияние этот фактор оказывает на проте­кание всей психической деятельности субъекта в целом.

В наиболее ясных формах этот метод выступает в нейропсихологических иссле­дованиях. Он заключается в том, что пси­холог, наблюдающий за людьми, у которых очаговое поражение мозга вызывает пере­мещение или искажение одного из усло­вий нормального протекания психических процессов (например, зрительного воспри-

ятия, слухоречевои памяти или прочного сохранения программы деятельности), под­вергает детальному анализу протекание целого комплекса психических процессов и устанавливает, какие из них остаются со­хранными и какие нарушаются. Подобный анализ дает возможность установить, ка­кие именно психические процессы внут­ренне связаны с нарушенным (или исклю­ченным) фактором и какие не зависят от него; он позволяет описать целый синдром (иначе говоря, комплекс изменений, возни­кающих при изменении одной какой-либо функции) и дает возможность выявить вза­имную зависимость (корреляцию) отдель­ных психологических процессов.

Подобный метод может быть применим в общей психологии или психологии ин­дивидуальных различий, в которых сверх­развитие какой-либо стороны психической жизни (например, яркой зрительной па­мяти) или какая-нибудь индивидуальная особенность нервных процессов (например, слабость или недостаточная подвижность нервных процессов) может вызвать пере­стройку всех психических процессов и стать решающим фактором в возникно­вении целого комплекса индивидуальных особенностей личности.

Все описанные нами в общих чертах методы являются методами психологичес­кого исследования. Однако, наряду с ними, большое значение для психологии имеют краткие методы количественной и каче­ственной оценки психических процессов (знаний, навыков, умений) и простые мето­ды измерения уровня их развития.

Такие методы имеют широкое приме­нение в психологии и известны под назва­ние психологических тестов (проб). Пси­хологические тесты (пробы) состоят из задач, которые предъявляются широкому кругу испытуемых для установления их знаний, навыков или умений. Для того, чтобы эти тесты (пробы) могли дать объек­тивные и измеримые данные, они предва­рительно проводятся на большом количе­стве испытуемых (детях определенного возраста или людях одного образования). Из всех этих задач отбираются те, которые успешно решает значительное число (на­пример, две трети) всех испытуемых, лишь после этого они предъявляются тем субъек­там, знания, навыки или умения которых подлежат измерению. Результаты этих

исследовании оцениваются в условных баллах или в ранговых оценках (указыва­ющих, какое место данный испытуемый мог бы занять по отношению к соответствую­щей группе испытуемых).

Применение психологических тестов (проб) может иметь известное значение для ориентировки в психических особенностях больших популяций. Критическая оцен­ка этого метода будет дана ниже при рас­смотрении его значения для измерения ин­дивидуальных различий испытуемых.

Легко видеть, что значение всех опи­санных методов неодинаково для тех раз­делов психологической науки, о которых было сказано выше, и если метод струк­турного анализа остается основным для всех разделов психологии, то эксперимен­тально-генетический метод занимает веду­щее место в детской, а метод синдромного анализа — в патологической или диффе­ренциальной психологии.

Практическое значение

ПСИХОЛОГИИ

Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоре­тических вопросов о психической жизни и сознательной деятельности человека.

Она имеет также практическое значе­ние, возрастающее по мере того, как основ­ным вопросом общественной жизни ста­новится управление поведением человека на научных основах и учет человеческого фактора в промышленности и обществен­ных отношениях.

Психологическая наука имеет большое практическое значение для ряда областей, из которых мы упомянем лишь главней­шие.

Первой из этих областей является об­ласть промышленности и труда, а раздел прикладной психологии, который занима­ется связанными с этими областями воп­росами, называется инженерной психоло­гией и психологией труда.

Современная индустрия, включающая управление механизмами, транспортом, авиацией и т.п., предполагает сложное вза­имодействие системы "человекмаши­на". Сложная техника должна быть при­способлена к возможностям человека; необходимо создать такие условия, при которых управление системами протека-

ло бы в оптимальном варианте и могло бы осуществляться с наименьшими затрата­ми времени и с наименьшим числом оши­бок. Эти требования должны прежде всего относиться к рациональному построению пультов управления, которые в современ­ных механизмах состоят из большого чис­ла индикаторов, требующих максимальной обозримости и доступности информации. Естественно, что эти требования могут быть удовлетворены лишь при учете законов че­ловеческого восприятия, объема человечес­кой памяти и тех способов их организации, которые могли бы наилучшим образом приспособить машину к возможностям че­ловека. С другой стороны, современная ин­дустрия ставит ряд вопросов подбора лю­дей, наиболее подходящих к условиям тех или иных форм работы и организации условий, которые обеспечивали бы опти­мальные условия сохранения внимания и минимального истощения человека. Они ставят вопрос о том, какие психологичес­кие факторы необходимо учесть для обес­печения максимальной надежности рабо­ты и минимальной аварийности.

Все эти вопросы разрабатываются ин­женерной психологией и психологией труда, которые становятся важной состав­ной частью научной организации произ­водства.

Второй сферой практического приме­нения психологии является обучение и вос­питание подрастающего поколения, ина­че говоря сфера педагогики.

Известно, что возрастающий объем зна­ний, которые должны быть усвоены в про­цессе школьного обучения, требует наибо­лее рациональной организации методов обучения. Это существенно зависит от пси­хологических особенностей ребенка, воз­раста детей и их познавательных процес­сов при обучении в школе.

Педагогическая психология является той отраслью прикладной психологии, ко­торая должна обеспечить научное обосно­вание программ и методов обучения, уста­новить круг тех понятий, которые доступны детям соответствующего возраста и те способы подачи материала, которые обес­печат его наилучшее усвоение. Развивший­ся за последнее время новый раздел педа­гогики — программированное обучение (или теория программированного, поэтап­ного усвоения знаний) вносит научную

психологическую основу для разработки оптимальной последовательности предла­гаемого материала и применения наибо­лее эффективных методов обучения. Та­кие вопросы, как степень развернутости процесса поэтапного усвоения знаний, со­отношение наглядных и словесно-логи­ческих средств обучения, способы опти­мальной формулировки правил, приемы, обеспечивающие адекватное усвоение по­нятий и перенос принципов, усвоенных в процессе обучения, составляют только часть тех вопросов, которые изучаются пе­дагогической психологией, вносящей суще­ственный вклад в научное обоснование пе­дагогического процесса.

Второй стороной использования психо­логии для рационального построения обу­чения и воспитания является анализ тех психологических особенностей детей, ко­торые мешают их успешному обучению.

Известно, что успешность обучения за­висит не только от рационально организо­ванных программ и методов, но и от соста­ва учащихся. В каждом классе наряду с успевающими учениками имеются и та­кие, которые не могут успешно овладеть школьной программой и задерживают ус­пешную работу всего класса.

Однако существенным является тот факт, что неуспеваемость, которую обнару­живают эти ученики, может иметь различ­ную основу.

Одни ученики не успевают потому, что они являются умственно отсталыми и орга­ническое недоразвитие их мозга делает их неспособными воспринимать сколько-ни­будь сложный материал. Эти дети долж­ны быть выведены из массовой школы и переведены в специальную, вспомогатель­ную школу. Другие являются полностью нормальными детьми, но их неуспеваемость связана с тем, что они, пропустив извест­ную часть программы, не могут успешно продвигаться дальше и усвоение дальней­шего материала не имеет в их знаниях нужной основы. Эти дети нуждаются в спе­циальных дополнительных занятиях, ко­торые могут ликвидировать их пробелы. Третьи ученики обнаруживают трудности в обучении потому, что они являются фи­зически ослабленными, перенеся какое-нибудь заболевание. Они могут успешно сосредотачивать свое внимание лишь в течение ограниченного времени, быстро ис-

тощаются и не в состоянии овладеть соот­ветствующим материалом; они должны учиться при соблюдении соответствующе­го режима и в этих условиях могут ус­пешно справиться с программой. Наконец, четвертая группа учеников испытывает трудности обучения не потому, что входя­щие в ее состав дети являются умственно отсталыми, а потому, что они имеют ка­кие-либо частные дефекты, например, де­фекты слуха, которые препятствуют сво­евременному и полноценному речевому общению и приводят к временной за­держке развития. Такие дети должны быть переведены в школы для тугоухих, где спе­циальные приемы и методы позволят ком­пенсировать их дефекты.

Важнейшей задачей должно быть свое­временное распознавание тех причин, которые приводят к неуспеваемости раз­личных групп детей, и диагностика раз­личных форм неуспеваемости. Эта задача может быть выполнена лишь при ближай­шем участии психологов, которые могут описать психологические особенности не­успевающих детей, выяснить основные при­чины задержки в их развитии и оказать существенную помощь в устранении опи­санных дефектов.

Третьей сферой практического приме­нения психологии является медицина.

Известно, что протекание любой болез­ни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою бо­лезнь, как относится к ней, как оценивает ее, иначе говоря, от того, что врачи-тера­певты называют "внутренней картиной болезни". Однако само отношение к болез­ни связано с рядом психологических фак­торов, особенностями эмоционального строя личности, характера тех обобщений, кото­рыми располагает личность. Изучение ха­рактерологических особенностей и строя личности, которыми занимается психо­логия, имеет поэтому важное значение в медицине, позволяет ближе подойти к на­учной основе практики психотерапии, пси­хогигиены и психопрофилактики.

Особое место занимает психология в специальных отраслях медицины — невро­логии и психиатрии.

Здесь она может оказать существенную помощь в решении двух важнейших воп­росов — диагностики и природы заболе-

вания, с одной стороны, и восстановления нарушенных функций — с другой.

Известно, что очаговые поражения мозга лишь частично выражаются в таких симп­томах классической неврологии, как из­менение чувствительности, рефлексов, то­нуса и движений. Значительная часть больших полушарий головного мозга не имеет прямого отношения ни к одному из упомянутых процессов и поражение этих участков не приводит к их заметным на­рушениям. Эти части больших полушарий связаны с осуществлением высших форм психической деятельности — анализом поступающей информации, формировани­ем планов и программ действий, контро­лем над протеканием сознательной дея­тельности. Именно поэтому поражение этих отделов мозга, не вызывая отчетливых фи­зиологических симптомов, может привес­ти к заметным нарушениям сложных форм психической деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: