Вопросы к переводному курсовому экзамену
По дисциплине Педиатрия шифр «С3.Б.14»
Часть 1. Детские болезни
Для студентов 5 курса лечебного факультета
I. Общие вопросы
1. Развитие педиатрии в России, ведущие отечественные педиатры. Особенности организации медицинской помощи детям в России.
2. Предмет «педиатрия». Основные положения научной педиатрии. Проблемы состояния здоровья детей в современной России.
3. Организация наблюдения за детьми в детской поликлинике. Разделы работы участкового педиатра.
4. Организация наблюдения за детьми первого года в детской поликлинике. Преемственность в работе между женской консультацией, детской поликлиникой и роддомом.
5. Социальная педиатрия. Роль педиатра в выявлении жестокого обращения с детьми. Распространенность и структура детской инвалидности в Российской Федерации. Организация помощи детям-инвалидам.
6. Периоды детского возраста, возрастные особенности структуры и течения заболеваний. Основные показатели заболеваемости и смертности в Самарской области и Российской Федерации.
7. Период новорожденности: пограничные состояния, особенности адаптации у недоношенных детей.
8. Период грудного возраста. Закономерности нервно – психического и физического развития детей первого года жизни.
9. Периоды младшего и дошкольного возраста. Основные закономерности развития детей. Подготовка к поступлению детей в дошкольные учреждения и школу.
10. Пубертатный период. Особенности структуры и течения заболеваний. Организация наблюдения за подростками.
11. Понятие о группах здоровья, группах диспансерного наблюдения. Цели и принципы диспансерного наблюдения за детьми.
12. Антенатальная охрана плода, выявление врожденных пороков развития. Неонатальный скрининг наследственных заболеваний.
II. Анатомо – физиологические особенности.
1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы у детей в разные возрастные периоды.
2. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатической системы у детей в разные возрастные периоды.
3. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей в разные возрастные периоды. Сроки прорезывания зубов.
4. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Функциональные шумы в детском возрасте.
5. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей в разные возрастные периоды. Особенности течения бронхо-легочной патологии у детей раннего возраста.
6. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей в разные возрастные периоды. Механизмы адаптации к лактотрофному питанию.
7. Анатомо-физиологические особенности почек и мочевыводящих путей у детей в разные возрастные периоды.
8. Анатомо-физиологические особенности крови и кроветворения в различные периоды детства. Лимфоцитарно – нейтрофильный «перекрест» в формуле крови.
III. Вскармливание
1. Грудное вскармливание: преимущества, мероприятия по поддержке грудного вскармливания, рекомендуемые ВОЗ.
2. Современные принципы естественного вскармливания. Абсолютные и относительные противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка и матери.
3. Гипогалактия: причины развития, профилактика и коррекция. Лактационные кризы.
4. Естественное вскармливание: достоинства женского молока, современные принципы проведения.
5. Вскармливание детей первого года жизни: сроки и правила введения прикорма.
6. Смешанное вскармливание. Показания к проведению смешанного вскармливания. Принципы проведения.
7. Искусственное вскармливание: формулы расчета необходимого объема заменителей грудного молока. Проблемы использования неадаптированных молочных продуктов.
8. Классификация и характеристика адаптированных молочных смесей для искусственного вскармливания.
9. Лечебные и профилактические смеси для питания детей первого года жизни, виды смесей, показания к применению.
10. Питание детей старше года. Организация питания в детских дошкольных учреждениях и школах.
IY. Неонатология
1. Недоношенные дети: особенности адаптации, морфо-функциональные признаки незрелости. Особенности ухода и кормления.
2. Желтухи новорожденных. Дифференциальная диагностика (гемолитическая болезнь новорожденных, конъюгационная желтуха, инфекционные поражения печени, врожденные пороки развития).
3. Геморрагический синдром у новорожденных: причины, профилактика, неотложная помощь.
4. Локальные гнойно-воспалительные заболевания новорожденных (омфалит, коньюнктивит, мастит). Этиология, клинические проявления, профилактика и лечения.
5. Локальные гнойно-воспалительные заболевания новорожденных (пиодермии, флегмона, абсцесс). Этиология, клинические проявления, профилактика, принципы лечения.
6. Сепсис новорожденных: этиология, патогенез, клинические проявления.
7. Сепсис новорожденных, принципы диагностики, профилактика и лечение.
8. Внутриутробные инфекции: структура, основные проявления, роль в патологии детского возраста, принципы диагностики.
9. Асфиксия новорожденных. Принципы первичной реанимации в родильном зале.
10. Перинатальные поражения ЦНС. Причины развития, клинические проявления острого периода, принципы диагностики и лечения.
11. Перинатальные поражения ЦНС. Клинические проявления, лечение и реабилитация в восстановительном и резидуальном периоде.
V. Ранний возраст.
1. Рахит: классификация, этиология, патогенез, клинические проявления.
2. Рахит: критерии диагностики, лечение и профилактика.
3. Спазмофилия. Причины, патогенез, критерии диагностики, профилактика и лечение.
4. Экссудативно-катаральный диатез. Клинико-биохимические критерии, роль в развитии патологии у детей раннего возраста. Принципы ведения.
5. Лимфатико-гипопластический диатез. Клинико-иммунологические критерии, роль в развитии патологии у детей раннего возраста. Принципы ведения.
6. Нервно-артритический диатез. Клинико-биохимические критерии, прогноз. Принципы ведения.
7. Хронические расстройства питания. Определение, классификация, распространенность и структура. Роль социальных факторов.
8. Гипотрофия у детей раннего возраста. Критерии клинико – лабораторной диагностики, классификация, принципы лечения. Понятие о синдроме задержки внутриутробного развития.
9. Лечение и диетотерапия гипотрофии разной степени тяжести у детей раннего возраста.
YI. Бронхолегочные заболевания
1. Острый бронхит у детей: критерии диагностики, этиология, патогенез, профилактика и лечение. Особенности бронхита микоплазменной и хламидийной этиологии.
2. Острый обструктивный бронхит у детей: критерии диагностики, этиология. Патогенез и лечение синдрома бронхиальной обструкции.
3. Острый бронхиолит. Этиология, патогенез, клиника, лечение. Правила и способы проведения оксигенотерапии.
4. Острая внебольничная пневмония у детей: классификация, этиология, патогенез, принципы ведения на амбулаторном этапе.
5. Внутрибольничные пневмонии. Особенности этиологии, течения, антибактериальной терапии, иммунокоррекции.
6. Легочные и внелегочные осложнения острой пневмонии у детей, диагностика и неотложная терапия.
7. Хронические заболевания и врожденные пороки развития дыхательной системы у детей. Раннее выявление, дифференциальная диагностика.
8. Муковисцидоз: патогенез, классификация, критерии диагностики, подходы к лечению.
9. Бронхиальная астма у детей: эпидемиология и классификация. Этиология, патогенез, критерии диагностики.
10. Бронхиальная астма: понятие о базисной терапии, цель и тактика применения противовоспалительных препаратов. Контроль за эффективностью лечения.
11. Бронхиальная астма: алгоритм лечения приступного периода, признаки и неотложная терапия астматического статуса.
VII. Желудочно- кишечный тракт.
1. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у младенцев (срыгивания, запоры, колика) – критерии диагностики, диетическая и медикаментозная коррекция.
2. Синдром срыгивания у детей первых месяцев жизни: дифференциальный диагноз, тактика ведения.
3. Функциональная диспепсия у детей: определение, классификация, симптомы «тревоги», диагностика и лечение на амбулаторном этапе.
4. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки у детей: эпидемиология, патогенез, особенности течения, диагностики и лечения.
5. Синдром мальабсорбции у детей: классификация, особенности этиологии и патогенеза.
6. Непереносимость углеводов у детей: классификация, клинические проявления, диагностика, диетическая коррекция.
7. Целиакия: определение, патогенез, клинические проявления, критерии диагностики, диета и лечение.
8. Хронические запоры у детей – определение, классификация, осложнения, дифференциальная диагностика органических и функциональных запоров.
9. Билиарная дисфункция у детей: клинические проявления, диагностика, лечение.
10. Паразитарная болезнь у детей (энтеробиоз, аскаридоз, токсокароз, лямблиоз, эхонококкоз): клинические проявления, методы диагностики, лечение, профилактики.
V III. Заболевания сердечно – сосудистой системы, крови, соединительной ткани
1. Артериальная гипертензия у детей. Предикторы развития, клинические проявления. Профилактика и лечение.
2. Врожденные пороки сердца «синего» типа: классификация, особенности клинических проявлений, тактика ведения
3. Врожденные пороки сердца «бледного» типа: классификация, особенности клинических проявлений, тактика ведения
4. Анемии у детей: классификация, клинические проявления, дифференциальный диагноз.
5. Железодефицитная анемия у детей: классификация, этиология, патогенез, клиника, лечение, профилактика.
6. Геморрагический васкулит у детей: классификация, этиология, патогенез, клиника и лечение.
7. Гемофилия у детей: классификация, этиология, патогенез, особенности клинической картины, лечение.
8. Тромбоцитопеническая пурпура у детей: классификация, этиология, патогенез, клиника и лечение.
9. Системная красная волчанка у детей: клинико – лабораторная характеристика, принципы лечения.
10. Острая ревматическая лихорадка у детей: классификация, критерии диагностики, принципы лечения и профилактики.
11. Ревматоидный артрит у детей: клинико-лабораторные проявления, дифференциальная диагностика, подходы к лечению.
I X. Неотложные состояния.
1. Лихорадка у детей: причины возникновения, принципы оказания неотложной помощи.
2. Судорожный синдром у детей: причины возникновения, принципы оказания неотложной помощи.
3. Дыхательная недостаточность у детей: причины возникновения, клинико-лабораторные критерии при разной степени тяжести, принципы оказания неотложной помощи.
4.Острая почечная недостаточность у детей: причины возникновения, принципы оказания неотложной помощи.
5. Острая надпочечниковая недостаточность у детей. Причины возникновения, клинические проявления, принципы оказания неотложной помощи.
6. Острая сердечная недостаточность у детей: классификация, механизмы развития, принципы оказания неотложной помощи.
7 Острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс, шок), причины возникновения. Принципы оказания неотложной помощи.
8. Диабетические комы у детей: дифференциальная диагностика, лечение.
X. Заболевания почек и эндокринной системы.
1. Острый гломерулонефрит: классификация, этиология, патогенез, клинические проявления. Лечение нефритического синдрома.
2. Хронический гломерулонефрит: классификация, этиология, патогенез, клинические проявления.
3. Нефротический синдром: определение, патогенез, клинико-биохимические критерии, лечение.
4. Пиелонефрит. Классификация, этиология, патогенез, клинические проявления острого пиелонефрита, лечение, профилактика.
5. Хронический пиелонефрит. Классификация, роль врожденных аномалий мочевой системы, клинические проявления, лечение, профилактика.
6. Ранняя диагностика и современные принципы ведения сахарного диабета у детей на амбулаторном этапе.
7. Ожирение у детей: классификация, диагностика. Ведение детей на амбулаторном этапе. Метаболический синдром у подростков.
8. Адреногенитальный синдром: клинические формы, ранняя диагностика, лечение. Принципы ведения на амбулаторном этапе.
9. Врожденный гипотиреоз у детей: клинические проявления, ранняя диагностика, принципы ведения на амбулаторном этапе.