Франция и проблемы европейской интеграции (1945-1957 годы)




Европейский союз – эталон организации, объединяющий множество суверенных стран, формирующий, фактически, конфедеративное государство. Огромный и крайне сложный путь был пройден европейцами ради создания этого современного колосса. Идеи об образовании «единой Европы» витали в воздухе уже тогда, когда на континенте еще полным ходом велись боевые действия Второй мировой войны. После ее окончания лежащие в руинах европейские страны оказались перед глобальной проблемой восстановления своих городов и промышленных объектов, возрождения экономики и нормальной жизни граждан. Стоящие перед европейскими странами задачи с особой силой всколыхнули в обществе стремление к объединению ради всеобщего блага, а национальные элиты ряда государств незамедлительно начали разрабатывать проект экономического союза, призванного помочь европейским державам как можно быстрее выбраться из послевоенного кризиса. Особый, определяющий вклад в зарождение и в развитие интеграционных процессов в Европе был внесен Францией и ее политическими деятелями.

Значимость Франции как ключевой страны в построении новой, объединенной Европы, особо подчеркивалась в знаменитых выступлениях экс-премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. В своей Фултонской речи он отмечал, что «невозможно представить восстановленную Европу без сильной Франции» [1], а чуть позднее, в Цюрихе, прославленный британец в своей речи сделал неожиданное заявление, согласно которому определил центральное положение в будущем союзе Франции и Германии, основанном на примирении двух недавно враждовавших государств. «Первым шагом в сторону создания европейской семьи должно стать партнерство между Францией и Германией. Только таким путем Франция может достичь морального лидерства в Европе. Не может быть возрождения Европы без духовно великой Франции и духовно великой Германии» [2].

Однако длительное время Франция отказывалась принимать участие в экономическом и политическом восстановлении Германии, тем более, не желала идти с ней на сотрудничество. Во время нахождения у власти Шарля де Голля в качестве председателя Временного правительства Франция ожесточенно отстаивала свои международные интересы, в том числе, и в немецком вопросе. Но после отставки генерала, у власти в стране оказались люди, не имевшие влиятельного авторитета и веса на международной арене. Франция постепенно сдавала свои позиции. На фоне начавшихся проблем с французскими колониями, правительства образовавшейся Четвертой республики искали новые методы для сохранения за своей страной статуса Великой державы. И найдены они были в усилении сотрудничества с Великобританией и США.

В марте 1946 года лидер французских социалистов Леон Блюм отправился в Вашингтон на переговоры с Трумэном и Бирнсом, занимавшим пост государственного секретаря США. Позднее Блюм опровергал («слишком усиленно») политические мотивы его вашингтонских переговоров, однако в итоге они стали серьезным шагом на пути вхождения Франции в «орбиту влияния» Соединенных Штатов [3]. В июне 1947 года государственный секретарь США Джордж Маршалл выступил с докладом, более известным как План Маршалла, в котором озвучил готовность его страны посодействовать в послевоенном восстановлении и развитии стран Западной Европы путем предоставления им экономической помощи. Предполагалось, что через четыре года в странах, которые примут американскую помощь в рамках этого плана, будут восстановлены принципы экономического либерализма [4]. Именно эти принципы позднее были реализованы в первых западноевропейских объединениях. Франция и ряд других европейских стран приняли американскую помощь. Безусловно, этот план во многом позволял США укрепить свои позиции в Западной Европе, но также благодаря ему принявшие его европейские страны сумели быстрее восстановить свои экономики и начали развиваться. Однако это сопровождалось тотальным экономическим диктатом со стороны Соединенных Штатов, минимизировало самостоятельность государств в сфере производства и в международной торговле.

16 декабря 1946 года европейские федералисты, воодушевленные идеями «единой Европы», создали союз (СЕФ), расположившийся в парижской штаб-квартире французского движения «Федерация». Позднее на основе этой организации было сформировано Европейское движение федералистов (ЕДФ) в ноябре 1956 года. Представители движения стремились построить социалистическую Европу, которая стала бы третьей силой между СССР и США и не зависела бы от них. Организаторы объединения опирались на старые интернационалистические традиции социалистических партий. Европейские федералисты запустили колоссальный процесс формирования армии единомышленников практически во всех странах Европы, в результате чего образовывались контактные группы между этими государствами, собиравшиеся на конгрессах и всерьез рассматривающие дальнейшие перспективы курса на сближение. Федералисты вторили идеям Уинстона Черчилля и предлагали рассмотреть потенциальное сближение Германии и Франции как основу будущего объединения других европейских стран [5]. Это движение давало мощную поддержку интеграционным идеям снизу, объясняя необходимость построения «единой Европы» для простых граждан и упрощало дальнейшую работу в этом направлении представителям власти.

С 7 по 10 мая 1948 года прошёл крупный международный конгресс «Движения за Единую Европу» в Гааге, под почётным председательством Уинстона Черчилля. Франция наряду с Великобританией, Бельгией, Нидерландами, Италией и Германией была представлена достаточно крупной делегацией, что подчеркивало высокую заинтересованность французского истеблишмента. В рамках конгресса обсуждались экономические, социальные, политические и культурные вопросы послевоенного мира. На конгрессе уже всерьез прозвучали идеи создания «Федеративной Европы», обладающей формой наднационального управления путем создания единого представительского комитета, идеи об интеграции стран-участниц в единое экономическое и политическое пространство, которое позволяло бы сообща отстаивать интересы региона на международной арене.

Франция была крайне заинтересована в зарождающемся объединении и видела в нем возможность усиления своего международного влияния. Однако внутри страны существовали политические группы, которые не желали отдавать французский суверенитет в руки наднациональных органов. «Объединение французского народа» (РФП), партия героя Франции Шарля де Голля призывала не допустить формирования будущего объединения на принципах наднационального контроля, что непременно ущемило бы интересы Франции и ее независимость. Таким образом, уже на стадии формирования будущих европейских организаций начинал просматриваться идеологический конфликт между сторонниками европейского федерализма и его противниками, выступавшими за построение конфедерации.

С 1948 года одним из важнейших направлений внешней политики Франции становится участие в процессе интеграции стран Западной Европы. Правительство страны дает согласие на объединение французской зоны оккупации Германии с англо-американской зоной, а в 1949 году было вынуждено одобрить создание ФРГ. Вместе с другими странами Западной Европы Франция принимала участие в создании наднациональных европейских сообществ, таких как Европейский совет, Консультативная ассамблея и Совет Европы. На основе Гаагской конференции в том же 1948 году Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учредили Западноевропейский союз. Договор предусматривал экономическое, социальное и культурное сотрудничество между этими странами [6], однако главной его задачей было создание некоего оборонительного сообщества для противостояния возможной советской угрозе. Таким образом, были предприняты первые попытки формирования военно-политической организации на территории Западной Европы.

В конце 1950-х годов лидеры французской послевоенной дипломатии Жорж Бидо, Робер Шуман, Рене Плевен и Жан Монне разрабатывали особую концепцию процесса европейской интеграции, «предполагавшую поэтапное развитие сотрудничества в отдельных сферах при гибком сочетании наднационального и межгосударственного принципов» [7]. В мае 1950 года Робер Шуман, являвшийся министром иностранных дел Франции, основываясь на проекте Жана Монне, выступил с предложением объединить производство и сбыт угля и стали (на тот момент главных ресурсов для военной промышленности) в западноевропейских странах. Англия отклонила «план Шумана», но ФРГ, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург) приняли его. В апреле 1951 года представители этих шести стран подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), который предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для всех шести стран. К тому же, руководство в ЕОУС осуществлялось благодаря наднациональному органу, решения которого были обязательны для всех [8]. Таким образом, Франция, обеспокоенная возможным возрождением немецкого милитаризма и национализма, получала хорошую возможность поставить ведущие отрас­ли германской промышленности под международное уп­равление [9]. Однако, также существует точка зрения, согласно которой, не смотря на активное участие Франции и ее представителей в разработке проекта, он воплощал не только французские интересы. Предполагается, что в пропаганде ЕОУС не случайно изображают как победу федерализма и первый шаг к «интеграции Европы», ведь на деле расширение экономических связей монополий ФРГ с монополиями Франции и других стран Западной Европы было предпосылкой для включения Западной Германии в Атлантический блок и ее ремилитаризации [10].

Косвенно эта теория может быть подтверждена тем, что уже в октябре 1950 года Рене Плевен выступил с планом создания объединенных европейских вооруженных сил, которые формировались бы за счет равного участия в них подразделений из шести стран, подписавших договор о ЕОУС. Инициатором создания подобной организации выступило французской правительство. В 1952 году страны подписали договор о создании ЕОС, который предполагал формирование общего военного бюджета и общего управленческого органа, однако Национальное собрание самой Франции не ратифицировало соглашение [11]. Франция предпочла продолжить сотрудничество в рамках Западноевропейского союза, который не ущемлял самостоятельности ее вооруженных сил. Таким образом, Франция становилась не только инициатором развития и совершенствования интеграционных процессов в Западной Европе, но и серьезным препятствием в некоторых принципиальных для себя вопросах.

Спустя несколько лет страны, входившие в состав ЕОУС, в том числе и Франция, изъявили желание превратить существующий союз не только в экономическое объединение. Предполагалось расширить уже политическую европейскую интеграцию [12]. 25 марта 1957 г. в Риме представителями «шестерки» были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), получившие название Римских договоров. Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, то есть регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества. Таким образом, в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правой организации.

Таким образом, на пути к евроинтеграции в период 1945-1957 годов Франции пришлось столкнуться с большим количеством трудностей и проблем, в решении большинства из которых она принимала активное участие, что сделало ее одной из ключевых стран в европейских объединениях и организациях. И по сегодняшний день авторитет Франции, наряду с Германией, является неоспоримым. В это непростое послевоенное время, связанное с нестабильной внутриполитической ситуацией и проблемами на международной арене, Франция на своем примере показала всему миру, что даже такая амбициозная и великая держава может идти на некоторые уступки в пользу общих целей, в тоже время, защищая и свои собственные интересы. В конечном итоге, Франция обрела в лице общеевропейского объединения надежную опору своей власти и колоссального влияния на международную политику.

 

Список использованных источников и литературы:

[1]. Фултонская речь Черчилля [Электронный ресурс] / Холодная война: персоналии [сайт]. – Режим доступа: https://www.coldwar.ru/churchill/fulton.php (дата обращения 03.04.2016).

[2]. Цит. по: Бойцов, М. А. Послевоенное десятилетие: 1945-1955 / М. А. Бойцов, И. С. Хромова; под ред. Г. В. Кошелева. – М.: Мирос, 1999. – С. 43.

[3]. Верт, А. Франция, 1940-1955 гг. / А. Верт; сокр. перевод с англ. А. О. Зелининой; под ред. и вступительной статьей Е. В. Рубинина. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959 г. – 615 с. [Электронный ресурс] / FEDY: каталог книг и статей [сайт]. – Режим доступа: https://www.fedy-diary.ru/html/032013/0703013-02a.html (дата обращения: 01.04.2016).

[4]. Пленков, О. Ю. Новейшая история стран Европы и Америки: учебник для бакалавров / О. Ю. Пленков. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – С. 215.

[5]. Побединский, И. М. Роль федерализма в теории европейской интеграции / И. М. Побединский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – №67. – С. 213.

 

[6] Западноевропейский союз, ЗЕС [Электронный ресурс] / Энциклопедия Кругосвет [сайт]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/ZAPADNOEVROPESKI_SOYUZ_ZES.html (дата обращения: 01.04.2016).

 

[7]. Родригес, А. М. Новейшая история стран Европы и Америки: XX век: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. / А. М. Родригес, М. В. Пономарева; под общ. ред. А. М. Родригеса. – Ч. 2. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 211.

 

[8]. Смирнов, В. П. Франция в XX веке: пособие для студентов вузов / В. П. Смирнов. – М.: Дрофа, 2001. – С. 208.

[9]. Грант, Ч. Делор. Добро пожаловать в дом, который построил Жак / Ч. Грант; пер. с англ. Д. Васильева. – М.: Московская школа политических исследований, 2002. – С. 98.

[10]. Манфред, А. З. История Франции: в 3-х томах / А. З. Манфред [и др.]; под ред. А. З. Манфреда. – Т. 3. – М.: Издательство «Наука», 1973. – С. 343-344.

[11]. Шемятенков, В. Г. Европейская интеграция: учебное пособие / В. Г. Шемятенков. – М.: Международные отношения. – 2003. – С. 250-251.

 

[12]. Римский договор – 25 марта 1957 года [Электронный ресурс] / Новости и аналитика о Германии, России, Европе и мире [сайт] / Маттиас фон Хельфельд, Анатолий Иванов. – 17.08.2009. – Режим доступа: https://www.dw.de/-1957-/a-4559966 (Дата обращения 03.04.2016).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: