Славяне в древности: расселение и занятия.




1. Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Их численность — почти 300 млн. человек.

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной территории Европейского материка — от Европы до Индии. Ближайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и западе — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западноиранские племена — скифы и сарматы. К этой же семье относились индийцы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.

2. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных тогда под именем «венедов», относятся к 1—11 вв. н. э. и встречаются в трудах греко-римских историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея и др. Обширные сведения о славянах содержатся в произведениях византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского и готского историка Иордана. Они первыми рассказали о появлении славян у границ Византии и в Северном Причерноморье — пределах Готской империи, об их быте, обычаях, походах, отношениях с соседями. Прокопий сообщает довольно подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова. Еще более важны сведения историка Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки — венедов, антов и склавинов. В последние годы археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Богатейшие сведения о жизни древних славян содержатся в русских летописях, и прежде всего в «Повести временных лет».

3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

> западные славяне — поляки, чехи, словаки;

> южные славяне — болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне — это русские, украинцы, белорусы.

^ Племенные союзы восточных славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные отношения

1. В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

2. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:

> поляне — по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

4. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.

Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства

1. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых.

2. Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему:

большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем;

но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга).

Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст «Повести временных лет» при переработке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха;

дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги — это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. Но русские цари вплоть до Федора Ивановича(1584—1598) называли себя Рюриковичами.

3. Как уже было сказано выше, в 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство — Киевскую Русь. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

первый этап — вторая половина IX—Х вв. — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

второй этап — конец Х - XI вв. — расцвет Киевской Руси;

третий этап — конец XI — первая половина XII в. — начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность).

Киевская Русь, структура.

История Киевской Руси является важнейшим историческим этапом всемирной истории. Государство восточных славян с центром в Киеве («Киевское государство») было одним из самых больших государств в средневековой Европе.

Трудами советских ученых показано, что в хозяйстве Киевской Руси преобладающую роль играло земледелие, тогда как другие отрасли хозяйства (рыболовство, охота, бортничество) имели второстепенное значение. Земледелие было господствующим даже в таких отдаленных областях Киевской Руси, какой была Суздальская земля в начале 11 века. Неурожай в Суздальской земле вызвал восстание под руководством волхвов, «мятеж велик и голод», который прекратился только тогда, когда привезено было жито из Камской Болгарии. «Гобино», т.е. урожай, изобилие хлеба уже в это время имело решающее значение для Суздальской земли.

Сборщик даней и пошлин, вирник, получал содержание натурой. Ему полагалось «7 ведор солоду на недилю, тоже овен и полоть … а хлеба по колку могут изъясти и пшена». Кони тоже уже снабжались овсом, а не сеном: «сыпати им на конь, колко могут зобати». => это хозяйственный уклад, в котором производство хлебов (ржи, овса, ячменя) вполне обеспечивает возможность удовлетворить большие требования княжеских вирников продуктами питания и кормом для их лошадей.

Пашенное земледелие господствует в верхнем Поволжье уже в 8-9 вв. перелом в технике земледелия в этом районе относится приблизительно к 7-9 вв. Лошадь в связи с этими переменами становится основной рабочей силой в земледелии. На юге Руси, в Киевской земле, переход к земледелию произошел гораздо раньше. (район Киева и многих областей Украины знал земледелие еще в «трипольское время», т.е. в 3 тысячелетии до н.э.)

Хозяйство Киевской Руси основывалось на земледелии и скотоводстве, причем сельскохозяйственная техника достигла уже значительного развития.

Основную массу населения Киевской Руси в 10-11 вв. составляли крестьяне-общинники, известные под названием «смердов». Это название было широко распространено. Крестьяне одинаково назывались смердами и на юге, и на севере Руси, в Киевской земле, в Галицкой и Волынской, в Новгородской и Суздальской. Быстрый рост феодальных отношений приводил к тому, что ранее свободные крестьяне-общинники превращались в крепостных.

Крупная феодальная вотчина в Киевской Руси «является уже организованным сельским хозяйством, базирующимся на эксплуатации крепостного и рабского труда, причем рабство очень заметно уступает место более прогрессивному феодальному способу производства (крепостной труд)».

По своему развитию Киевская Русь была передовой страной Европы. Ремесленные изделия Киевской Руси 11-12 вв. достигали высокого совершенства, особенно производство дорогих изделий из серебра и золота. Существовал большой спрос на серебряные и медные украшения. Производство ряда изделий достигло в Киевской Руси высокого совершенства, в частности оружейное дело.

В Киевской Руси существовали стекольное и другие производства. Особенную известность Киевская Русь получила по своим ювелирным изделиям, для изготовления которых применялась эмаль.

Высокое хозяйственное развитие Киевской Руси подчеркивается существованием в ней большого количества городов. Города Киевской Руси были центрами ремесла и торговли. Крупнейшие из них (Киев, Чернигов, Галич, Смоленск, Новгород и др.) были центрами международной торговли, а Киев средневековыми авторами считался «соперниками» Константинополя. Уже в 11 в. известно до сотни русских городов. В 12 в., по крайней мере, 120 новых городов. А общее количество русских городов ко времени монгольского нашествия доходило до 250. Ремесленное население обычно селилось в непосредственной близости к «детинцу», или «кремлю». Такие городские предградия иногда были очень обширными, например, в Киеве, Новгороде и, судя по некоторым данным, и в Галиче.

Для городов Киевской Руси характерна высокая степень ремесла и торговли. Имелись торговые организации. Новгородское Ивановское «сто» было одной из древнейших купеческих организаций в Европе, по времени своего возникновения оно предшествовало ряду купеческих организаций в северогерманских городах.

Рост феодальных отношений в Киевской Руси происходил в условиях ожесточенной классовой борьбы и восстаний смердов и городских низов против господствующего феодального класса. Например, восстание смердов в Суздальской области в 1071 году. Оно вспыхнуло в связи с голодом и возглавлялось волхвами как представителями язычества – религии, тесно связанной с первобытнообщинным строем. Волхвы стояли во главе вооруженного отряда, насчитывающего 300 человек. Движение широко распространилось и захватило Новгород, где «бысть мятеж во граде». Подобные же восстания смердов в сочетании с восстаниями в городах происходили и в других областях Киевской Руси. Наиболее замечательными были киевские восстания 1068 и 1113 гг. Оба эти восстания не были изолированными городскими движениями.

Подобные же восстания смердов были характерны и для других земель Киевской Руси. Они представляли собой отражение борьбы закабаляемых смердов против феодального гнета. Одним из крупнейших крестьянских движений Киевской Руси было движение смердов в Галицкой земле в 1159 году. Смерды выступили в поддержку берладников против своих феодалов. Выступление смердов становится вполне понятным в свете существования сильного боярства на Галицкой земле в 12 веке и установлении там крупного землевладения еще в раннее время, что связано было с усилением эксплуатации крестьян.

Территориально Киевская Русь была крупнейшим государством в Европе. Это расширение киевского государства объясняется его структурой.

Рост феодальных отношений привел к распаду киевского государства и образованию ряда отдельных княжеств. Однако, в период феодальной раздробленности 12-13 вв. Киевская Русь продолжала быть крупнейшей международной силой на востоке Европы. Ее значение заключалось в том, что ее одинаково интересовало международное положение на западе и востоке - в Западной Европе и в Азии. В этом отношении ни одно государство, современное Киевскому, не могло с ним сравниться по своему международному положению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: