Для понимания процесса возникновения государства и права актуальна одна из
Сама ранняя классификаций общества известного американского этнографа Л.Г. Моргана (1818-1881):
1. Эпоха дикости – это время присваивающего собирательства и хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве.
2. Эпоха варварства – время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства.
3. С изобретением буквенного письма (алфавита), появлением классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В Северной Африке и Азии первые цивилизации возникли на рубеже 4-3-го тыс. до н.э., в Европе – в III-II в. до н.э., а в Америке – в X в. н.э.
Американские ученые Г. и Дж. Ленски используют тот же критерий – способ производства средств к существованию выделили следующие типы общества:
1) общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели вели кочевой образ жизни, использовали примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь были основана на кровно-родственных связях;
2) садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тыс. до н.э. В более развитых садоводческих обществах использовались металлические орудия (кроме плуга), была более сложная социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;
3) аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне, уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы;
4) промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов – буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.
В своей классификации общества американские авторы Д. Белл и А. Турен выделяли доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные общества. Они классифицируют общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.
Традиционные (доиндустриальные) общества представляют собой отсталые в технологическом отношении страны, основная отрасль экономики которых – сельскохозяйственное производство, использующее примитивные орудия труда. Для них характерны отсутствие автономной личности (она зависит от племени, рода, клана) и жесткая регламентация всех сторон жизни на основе традиций.
Индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой не только систему машин, промышленное производство, но и сложные формы социальной и политической организации общества: свободу личности, партийные системы, сложный образ жизни.
Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, которая изменяет предмет собственности: на место материальной собственности приходит информация. Более сложной становится социальная структура общества, исчезают привычный рабочий класс и промышленники.
8. Социальная власть и социальное регулирование в первобытном обществе.
Власть в первобытном обществе носила общественный характер, т.к. исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю ее полноту.
Особенности власти в первобытном обществе.
1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов и строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали).
2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий.
3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение.
4. Родовому строю не были известны специальные средства, которые взимаются с населения, – налоги.
5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства.
6. Власть опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода.
7. Органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.