Политическая система в современном российском обществе имеет ряд особенностей.




Прежде всего в ее институциональной подсистеме заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества в России существует, скорее, авторитарная плюралистическая система. Авторитарная политическая система характеризуется концентрацией власти в едином центре, каковым являются Президент и его администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам федерации.

Для российской политической системы также характерны низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть и общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т.д.). Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как свобода, которая воспринималась как российское понятие «выйти на волю», т.е. делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в виде признанных в обществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политическая система в России еще какое-то время будет балансировать между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.

Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти пока точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности. Это касается прежде всего процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент – глава администрации Президента – премьер-министр.

Недостатком политической системы России является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (например, манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату).

Однако следует признать, что реформирование политической системы – процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами.

54. Государство и гражданское общество: общее и различия, режимы взаимодействия.

Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства. Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм (политическая и правовая идея, согласно которой высшей целью общества является государство). С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм соответственно занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу.

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество – авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, но это – крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недо­статочно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия.

Противоположность авторитарному варианту составляет демократический государственный режим, т.е. такой вариант этатизма, при котором параметры и пределы государственного вмешательства, особенно в экономику, определяются потребностями гражданского общества, точнее, большинством субъектов гражданского общества.

55. Государство и общество: понятия, отличительные признаки, социальная ценность, соотношение.

Общество в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество в узком смысле – конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Общество создается на основе интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Организованность общества зависит от сочетания общих и индивидуальных интересов его членов.

Государство в узком смысл – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Хронологические рамки общества и государства не совпадают: общество сложилось значительно раньше, государство – результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики.

По характеру государства можно судить о характере всего общества.

Государство выполняет ряд важных функций по отношению к обществу. Государство обеспечивает:

– самосохранение общества как единого целого;

– безопасность и смягчение социальных противоречий;

– содействие экономическому и культурному развитию общества;

– внедрение правовых начал отношений между людьми и социальными институтами.

Общество – это не просто совокупность индивидов. Это сложный социальный организм. Политические формы общественной жизни связаны с политической организацией общества, его политической системой, в которую в качестве составной части входит и государство. Соотношение гражданского общества и его политической системы – это соотношение содержания и формы.

Рожденное обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Если на ранних ступенях становления общества государство имело дело с относительно малыми группами, компактно заселяющими небольшие географические пространства, то позднее оно стало иметь дело с многочисленным населением, нередко рассредоточенным на обширной территории. Общество не способно самостоятельно организовать жизнь людей в таком масштабе, что тоже способствует усилению самостоятельности государства.

Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество – мать государства. Каково общество, таково и государство. Государство позволяет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того, как общество развивается, меняется и государство.

Разделение общества и государства относится к эпохе развития буржуазных отношений, поскольку только в этот период экономика освобождается от политики, приобретает некую автономию.

Появление теоретически развитых абстракций «общество» и «государство» (как особых сфер действительности и выражающих их понятий) в историческом плане связано с переходом от феодализма к капитализму и становлением буржуазного строя с характерной для него дифференциацией между социальной и политической сферами, между «гражданским обществом» и «политическим государством».

До XIX столетия общество не было объектом теории. До XIX в. сама реальная история была исключительно политической. Буржуазные революции XVII-XVIII вв., будучи сугубо политическими, оказались несостоятельными в качестве средства общественных преобразований, поэтому внимание переключилось с политических явлений и факторов на социальные, с государства на общество. Именно в этот период на исторической арене появилось общество как нечто противостоящее государству, и соответственно в теории зародилась идея общества и его соотношения с государством. Родоначальниками такой идеи оказались главным образом Гегель, Конт, Спенсер, а Маркс и Энгельс были лишь их ортодоксальными последователями. При этом общество интерпретируется как сфера хозяйственной жизни, область борьбы частных имущественных потребностей и интересов, а государство – как выразитель общих потребностей и интересов, политическое средство примирения социальных противоречий. Поэтому государство и общество – явления хотя и взаимосвязанные, но в то же время – самостоятельные и противостоящие друг другу. Именно в этом – ключ к пониманию их соотношения.

Развернутая теоретическая концепция различения и соотношения общества и государства впервые была разработана в политическом учении Гегеля. На его воззрения по данной проблематике заметное влияние оказали концепции целого ряда мыслителей Античности (прежде всего Платона и Аристотеля) и Нового времени (Н. Макиавелли, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Смита и др.). Хотя у этих предшественников Гегеля и нет собственно четкого различения (содержательно и терминологически) общества и государства, но отмеченная ими специфика общественных и политических явлений содействовала в теоретико-познавательном плане последующей постановке и решению данной проблематики.

Еще у мыслителей Древней Греции мы находим представление о государстве как специфической форме общества, объединения, ассоциации людей, обусловленной процессом социальной дифференциации и разделения труда.

56. Понятие государственных органов, их классификация.

57. Глава государства. Президент Российской Федерации, его место в системе государственных органов.

58. Принципы организации и механизм функционирования законода­тельной власти в Российской Федерации.

59. Принципы организации и механизм функционирования исполнительной власти в Российской Федерации.

60. Возникновение и развитие идеи правового государства.

В развитии учения о правовом государстве выделяются четыре главных этапа.

К первому этапу относится период античной истории. Политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Древнего Рима, античный опыт демократии оказали значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории – Г. Гроций, Б. Спиноза (1632-1677), Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро (1713-1784) и др.

Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Дж. Локк. Он рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, не запрещенных законом, и не быть зависимым от «непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека».

Ш. Монтескье связывал установление правовой государственности с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда созданы условия для их взаимного сдерживания, а власть находится в разных руках, способно обеспечить подлинную свободу.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.

В отличие от И. Канта Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял, как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в. В это учение внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе германские правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но долго проживший в Англии и США).

Надо отметить, что термин «правовое государство» в 1813 г. ввел в оборот немецкий либерал К. Т. Велькер (1790-1869), а дал юридический анализ этому термину представитель немецкого либерализма Роберт фон Моль Моль (1799-1875).

На конституционном уровне формула правового государства в сочетании с принципом социальности прямо зафиксирована в Основном законе ФРГ (так называется конституция) 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоящему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях целого ряда государств, хотя в действительности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране.

В Конституции Российской Федерации поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

61. Правовое государство и его основные признаки.

Правовое государство – такая форма организации политической власти в гражданском обществе, в котором господствует право, признаются и гарантируются естественные права и свободы человека.

Основные признаки правового государства:

1) признание человека высшей ценностью;

2) признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

3) законность во всех сферах жизни;

4) верховенство и прямое действие конституции;

5) внешний и внутренний суверенитет государства;

6) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

7) взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (все, что не разрешено законом государственной власти, ей запрещено);

8) высокий уровень правосознания и правовой культуры в гражданском обществе;

9) наличие гражданского общества.

10) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

Структура правового государства:

1) сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

2) реальное разделение властей;

3) высокий авторитет суда (реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан);

4) контроль общества за властью (наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней);

5) единство прав и обязанностей граждан;

6) взаимная ответственность человека и государства;

7) наличие развитого гражданского общества.

62. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г., однако в силу ряда причин правовому государству тогда не суждено было утвердиться. Причины заключались в следующем:

1) право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;

2) правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии;

3) гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д.;

4) стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

5) протяженность границ, пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

После октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились и другие:

1) некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие преемственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естественно-правовые ценности;

2) обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны;

3) отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

4) возвышение исполнительных органов над законодательными;

5) возвеличивание карательных учреждений;

6) культ вождя и др.

Идея правового государства лишь декларировалась в правовых актах СССР и не раз была сокрушена реальной жизнью. Какие идеи правового государства декламировались:

1) провозглашение принципа «Все во имя человека, все для блага человека». Недоставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;

2) провозглашение государства общенародным. Конечно, в действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;

3) провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан, реально не обеспеченных и не гарантированных;

4) провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.

Факторы, свидетельствующие о формировании в России правового государства:

1) принятие Конституции РФ 1993 г., и обновление отраслевого законодательства (в области уголовного, гражданского, семейного права и др.);

2) возникновение новых государственно-правовых институтов (институт Президента, Конституционный Суд и др.);

3) постепенное формирование таких демократических структур, как мировые судьи, третейские суды, органы местного самоуправления, и т.д.

Выводы, вытекающие из строительства правового государства в России:

1) для России правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре;

2) правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, которое «выращивается» процессами соучастия граждан в принятии и реализации общественно значимых решений на всех уровнях – от местного до государственного;

3) правовое государство недостаточно декларировать, зафиксировать, пусть даже на конституционном уровне, процесс его создания сопряжен с рядом факторов (социально-культурных, юридических, экономических, политических);

4) российское общественное устройство «физически» не может повторять никакие из имеющихся (американских, европейских или азиатских) аналогов. Создание правовой государственности в стране неизбежно сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных ресурсов;

5) издержки демократии 90-х – правовой произвол, преступность, обнищание значительной части населения – на рубеже XX и XXI в. вновь реанимировали достаточно опасную («старую») отечественную идею о якобы «спасительной» миссии так называемого сильного государства.

63. Права человека: понятие, генезис, природа, источники, классификация.

Права человека – это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами.

Права человека являются разновидностью непосредственно-социальных прав.

Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием.

Институт прав человека – совокупность принципов, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества.

Принципы института прав человека.

1. Принцип всеобщности предполагает общечеловеческую значимость прав человека.

2. Принцип неотчуждаемости ( государство не может изъять или ограничить без законных оснований права и свободы человека, и сам человек не может отказаться от использования этих прав).

3. Принцип непосредственного действия означает, что права человека должны реализоваться независимо от их конкретизации в законодательстве.

4. Принцип равноправия имеет в виду равенство всех людей перед законом и судом.

5. Принцип государственной защиты прав и свобод человека вытекает из обязанности государства создавать эффективную систему защиты, разрабатывать для нее специальные юридические процедуры.

Поколения прав человека:

Первое поколение – права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом; право на правосудие и др. Первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства.

Второе поколение – социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на отдых; право на образование и др. Второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение –коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др.

Применяются и другие классификации. Например, в гл. 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

Используется также классификация, согласно которой права человека делятся на три группы:

1. Естественные, неотъемлемые права человека. К первой группе относятся право на жизнь, на охрану чести и достоинства, и неприкосновенность личности, частной жизни, жилища, свобода передвижения, совести и др. Раскроем их содержание.

2. Политические права. К ним относятся: равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, свобода мысли и слова, право на информацию, на объединение, на проведение публичных мероприятий, на участие в ведении государственных дел, на участие в отправлении правосудия, подачи петиций, избирательные права.

3. Социально-экономические и культурные (духовные) права. Группа названных прав включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, труда, защиту от безработицы, право на забастовку, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право па свободу, право па равенство. Эти основные права человека как исходные начала закреплены во:

1. Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966).

5. В ноябре 1991 г. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 г.

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215). Петиция о праве (1628). Хабеас Корпус Акт (1679), Билль о правах (1689).

64. Правовой статус личности: понятие и структура.

Категория «правовой статус личности»:

Во-первых, носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности – правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским, трудовым, административным правом и др.

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

 

Рекомендации и вопросы.

Все что выделено зеленым цветом предлагаю заменить на предшествующий материал.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: