Проектирование современного урока.




«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем видеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастёт».

Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.

Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, - второй этап проектирования урока.

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.

Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями обучающиеся уже владеют по изученной теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформулированы. Этот четвёртый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.

Исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого достаточно задать уже известные вопросы, отвечая на которые, надо учесть психологические и социометрические характеристики класса:

1. Косвенный или организационный характер будет носить деятельность по воспитанию и развитию?

2. Каким должен быть информационный режим (т.е. как будут меняться во времени информационные потоки)?

3. Обрабатываемая дидактическая единица является укрупнённой (т.е. предполагается ли задействование взаимно обратных мысленных операций) или ограниченной?

Ответы на эти вопросы дают формулу нужной организационной формы обучения.

Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проецирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы.

На восьмом этапе проектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.

Девятый этап – содержательное наполнение урока. Здесь формируются тексты: что рассказать обучающимся, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задания предложить на разных этапах деятельности для коллективной, индивидуальной, групповой работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты можно сделать отдельными модулями на отдельных листах. Их при необходимости можно легко заменить.

Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер выбранных средств. На этом завершается десятый этап проецирования урока – отбор средств обучения.

Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, на какие вопросы отвечать.

Аккуратное выполнение этих этапов позволяет учителю спроектировать грамотный, профессиональный, технологический урок.

Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приёмов педагогической техники. Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу взаимодействия.

Тринадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно, следует внести изменения в ин терьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя – от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумывать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.

Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено всё содержимое наполнение. Маркировка модулей должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока. Рекомендуется также к каждому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: