Схиигумен Савва (Остапенко) в книге «Опыт построения истинного миросозерцания» о любви пишет: «Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Перечислю некоторые виды любви:
1. Любовь к Богу.
2. Любовь к ближним.
3. Любовь к врагам.
4. Любовь юношеская.
5. Любовь брачная.
6. Любовь семейная.
7. Любовь родственная.
8. Любовь к друзьям и знакомым.
Слово «любовь» иногда употребляют там, где следовало бы употребить слово пристрастие, то есть чрезмерная греховная привязанность к чему-либо, как, например, к искусству, развлечениям, вещам, птицам,
животным и т.д.».
О любви архимандрит Андрей (Конанос) в статье
«Что такое любовь» пишет следующее:
«Пусть любовь всегда пребывает между нами и, словно соединяющая скрепка, удерживает нас вместе. Тогда мы не будем ощущать антагонизма ни в чем. Мы не станем враждовать ни с кем и ни по какому поводу в этой жизни. Ведь нас объединяют общая боль и общий враг – смерть.
И общее стремление к жизни, воскресению, счастью и радости. Давайте будем любить друг друга, несмотря на то, что мы разные. У каждого свой характер. Но что сказал Христос? «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35)… Это самое трудное. Самое трудное – сохранить любовь.
Любовь есть вершина. Она преодоление, а не что-то повседневное. Любить – это желать блага тому, кого ты любишь. Заботиться о нем. Если я вижу, что в чем-то он может преуспеть, я желаю ему преуспеяния, даже если мне это «невыгодно». Любовь не ставит условия! «Я тебя люблю, если ты поступишь учиться в институт» и т. д.
А Бог любит каждое Свое творение. Он любит и тебя, Он любит и меня. Не только когда мы живем добродетельно, но и тогда, когда мы живем неважно, совершаем ошибки и падаем. Мы подменили любовь своими личными потребностями.
Один парень сказал мне слова, которые на меня произвели сильное впечатление: «Я очень люблю одну девушку, уважаю ее, восхищаюсь ею и очень хочу быть с ней.
«И что ты для этого делаешь?» – спросил я его.
«Ничего. Она никогда не узнает о моих чувствах»
«Почему?»
«Потому что она любит другого. А поскольку я действительно ее люблю, я ничего не говорю ей о своих чувствах и никогда не вторгнусь в ее жизнь. Сейчас мы заканчиваем университет, и я хотел приблизиться к ней, поговорить с ней, предложить создать семью. Но когда я понял, что она думает о другом, я оставил ее в покое. Я люблю ее и поэтому не говорю с ней. Я ее люблю и потому избегаю».
Вот это называется любовью!
Думать о благе того, кого ты любишь».
Хорошее стихотворение о любви написал
неизвестный автор; я его прочитал в газете
«Георгиевский благовестник» за июль 2017 г.
(город Челябинск)
О вечном
Что такое любовь
Ты спросишь меня: «Что такое любовь?»
Тебе я отвечу, мой друг, не тая:
Любовь – это слёзы, страданье и боль,
И смерть постоянная ветхого «Я»,
Она не похожа на сладкий рассказ
О милых прогулках вдвоем при луне,
О манящих взглядах загадочных глаз,
И розовых замках в чудесной стране.
Как мало в любви обольстительных слов,
И роз без колючек, и гладких дорог…
Любовь – это стержень, основа основ,
Любовь – это вечный спасающий Бог!
Любовь – это крест, где распят был Христос,
За мир, погибающий в собственном зле.
Любовь – это вечный ответ на вопрос:
«Зачем мы живём на грешной земле?»
Любовь – это смелость быть другом врагу,
Любовь – это мужество взять и простить,
Когда всё в тебе говорит: «Не могу!»
И дальше идти, продолжая любить.
Любовь – это ночью к больному вставать,
Всем сердцем своим ободряя его,
Любить – это людям себя отдавать
И не ожидать для себя ничего.
Любовь не купить миллионом монет,
Бесценна она, как Спасителя боль…
Мой друг, получив на вопрос свой ответ,
Скажи, ты готов на такую любовь?
Архимандрит Амвросий (Юрасов) в книге «О вере и спасении» на вопрос «Как создать настоящую православную семью, как ее сохранить? На чем должно строиться здоровье семьи?» ответил так: «Люди без Бога – ноли, пустые места, но, если человек уверовал в Единого Бога, Творца вселенной и стал исполнять Его заповеди, он сразу оживает. И живя в материальном и духовном мирах, он представляет собой пред Богом уже личность. И если человек будет считать, что он пред Богом ничто, ноль, тогда Господь в его душе может создать Царство Божие.
Начинать свою семейную жизнь надо со смирением. Когда молодые люди желают вступить в брак, связать себя брачными узами, они должны понимать, что без обоюдного
смирения их союз будет непрочным. Начинать жить вместе надо в Боге, в любви. И цель их союза одна: спасение души. Рождая на свет потомство, супруги должны помнить, что рождают новые души не для ада, а для вечной блаженной жизни, для вечной радости. Придет время, они явятся пред Богом и скажут: «вот мы и вот наши дети».
7 из 10 браков распадаются. А почему? А потому что впереди идёт «хочу». Хочу, чтобы он(а) был(а) красивый(ая), заботливый(ая), умный(ая), образованный(ая) и служил мне. И он, и она хотят почти одного, и никто не хочет служить другому. Никто не хочет руководствоваться
этим принципом «надо». Все руководствуются принципом «хочу», и вот от этого вся беда. Нет подвига преодоления врожденного эгоизма. Но христианин – это человек,
который вовне, а не внутрь: мысль о других должна быть впереди мысли о себе. Категория «хочу» - это дела плоти, категория «надо» - это дела духа.
Апостол Павел так говорит: «Духом умерщвляйте дела плотские и живы будете» (ср. Рим. 8:13). И вся жизнь христианина уходит на то, чтобы не сеять в плоть, а сеять в дух. Я молюсь не для того, чтобы мне было хорошо, чтобы я был хороший. Не чтобы мне было лучше, а чтобы во мне было лучше. Этот ориентир жизненный никогда не надо терять.
Отношение к жизни должно быть такое: всё в руках Божиих, ничего дурного, плохо не будет до тех пор, пока мы сами не дадим повод к этому. А внешние обстоятельства: курс доллара, безработица, цены на нефть –
влияют на нашу жизнь, но они не должны определять нашу жизнь. Определять нашу жизнь должна вера, жизнь по вере и внутренний подвиг».