ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (3 и 4 курс)




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

 

(БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

 

 

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной

 

(бакалаврской) работы Направление подготовки 38.03.07 Товароведение

 

 

Новосибирск 2014


УДК 664.8 (07) ББК 65.291.823.2, Я7

 

Кафедра технологии и товароведения пищевой продукции

 

Составители: В.В. Гарт, д-р с.-х. наук, проф.; О.В. Лисиченок, к.т.н., доц.;

 

С.Л. Гаптар,к.т.н.,доц .; Д.А. Плотников, к.т.н.,доц., В.В. Коршунова, к.б.н.,

 

доц.; С.В. Севастеев, к.б.н., доц.; В.Г. Горских, доц.

 

Рецензент: д-р с.-х. наук, проф. Н.Н. Ланцева

 

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа / метод. указания /

 

Новосиб. гос. аграр. ун-т. Биолого-технол. фак.; сост. В.В. Гарт, О.В.

 

Лисиченок, С.Л. Гаптар, Д.А. Плотников, В.В. Коршунова, С.В. Севастеев,

 

В.Г. Горских. – Новосибирск, 2015. – 40 с.

 

Даны рекомендации по изучению литературы, сбору материала,

 

проведению исследований, оформлению и представлению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы к защите.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки вы-

 

пускников по направлению подготовки 38.03.07 – Товароведение.

 

Утверждены и рекомендованы к изданию учебно-методическим учебно-методическим советом биолого-технологического факультета

 

(протокол № 5 от 13 октября 2015 г.)

 

 

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2015


ВВЕДЕНИЕ

 

Освоение образовательной программы по направлению подготовки

 

38.03.07 - Товароведение завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников, которая включает сдачу междисциплинарного государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

 

Выполнение выпускной квалификационной работы является одним из основных видов самостоятельной работы бакалавров на заключительном этапе обучения, направленной на расширение и закрепление теоретических знаний, формирование навыков решения творческих задач в ходе самостоятельного научного исследования по определенной теме.

 

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач.

 

Данная работа может представлять собой оригинальные самостоятельные исследования в области товароведения и экспертизы товаров или комплексную работу по изучению ассортимента,

 

классификации, систематизации, идентификации, изучению способов и приемов фальсификации и методов ее обнаружения, экспертизе качества,

 

безопасности, вопросам стандартизации, сертификации, маркировки и упаковки товаров, оптимизации режимов и способов хранения,

 

совершенствованию технологических приемов с целью повышения качества,

 

сроков хранения и потребительских свойств товаров, разработке новых видов товаров.

 

Цель методических указаний – оказание помощи бакалаврам в написании и оформлении выпускной квалификационной (бакалаврской)

 

работы.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ, РУКОВОДСТВА И

 

ЗАЩИТЫ

 

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по товароведению и экспертизе продовольственных товаров, способность к постановке конкретных задач и нахождению путей их практического решения.

 

При подготовке бакалавров по направлению подготовки 100800.62 –

 

Товароведение выпускники должны обладать рядом общекультурных (ОК) и

 

профессиональных (ПК) компетенций. Итоговая государственная аттестация,

 

включающая защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы,

 

должна сформировать у выпускников следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

 

- владение культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

 

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки,

 

намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-3);

 

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе,

 

способность к осуществлению функций руководителя подразделения предприятия (ОК-4);

 

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы,

 

возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

 

(ОК-5); - владение основными методами, способами и средствами получения,

 

хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-6);


- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

 

- владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-8);

 

- владение основными методами защиты производственного персонала

 

и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9);

 

- осознание социальной значимости своей будущей профессии,

 

стремлением к саморазвитию и повышению квалификации (ПК-1);

 

- способность находить организационно-управленческие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ПК-2);

- умение использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3);

 

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-4);

- способность использовать знания основных законов естественнонаучных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ПК-5);

- способность применять знания в области естественнонаучных и прикладных инженерных дисциплин для организации торгово-

 

технологических процессов (ПК-6);

 

- способность организовывать закупку и поставку товаров,

 

осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств (ПК-7);

 

- умение анализировать рекламации и претензии к качеству товаров,

 

готовить заключения по результатам их рассмотрения (ПК-8); - системное представление об основных организационных и

 

управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой,

 

транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-9);


- способность применять принципы товарного менеджмента и маркетинга при закупке и реализации сырья и продвижении товаров (ПК-10);

 

- умение разрабатывать и внедрять стандарты организации по материально-техническому обеспечению, сбыту и контролю качества продукции (ПК-11);

- умение работать с информационными базами данных,

 

обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-12);

 

- знание ассортимента и потребительских свойств товаров, факторов,

 

формирующих и сохраняющих их качество (ПК-13); - знание методов идентификации, оценки качества и безопасности

 

товаров и готовность использовать их для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции

 

(ПК-14);

 

- знание видов, причин возникновения товарных потерь и порядка их списания (ПК-15);

 

- умение оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16);

 

- умение анализировать спрос и разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров и оптимизации торгового ассортимента

 

(ПК-17);

 

- умение проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности (ПК-18);

 

- способность осуществлять контроль за соблюдением требований к упаковке и маркировке, правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товаров, правил их выкладки в местах продаж согласно стандартам мерчандайзинга, принятым на предприятии (ПК-19);

- умение работать с товарно-сопроводительными документами,

 

оформлять первичную документацию по учету торговых операций,

 

проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ПК-20);


- знание функциональных возможностей торгово-технологического оборудования, способность его эксплуатировать и организовывать метрологический контроль (ПК-21).

 

При выполнении выпускной работы реализуются следующие задачи:

 

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;

- углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой;

 

- овладение методикой исследования при решении проблем,

 

разрабатываемых в работе.

 

Качество выполнения выпускной квалификационной работы зависит от того, насколько бакалавр овладел навыком сбора исходной информации, её обработки и анализа, а также от его способности формулировать научно-

 

обоснованные выводы, лежащие в основе предлагаемых решений.

 

Как правило, первичный материал для выпускной работы собирается бакалавром во время прохождения производственных практик. Особое значение при этом уделяется преддипломной практике, при направлении на которую руководитель дает будущему дипломнику конкретные задания для проведения исследования и сбора данных для написания основной части выпускной работы.

 

Руководство дипломником в процессе написания выпускнойквалификационной работы осуществляется путем регулярных индивидуальных консультаций по установленному графику. На консультации преподаватель помогает найти правильные пути к достижению оптимального результата и понять допущенные ошибки.

 

При написании разделов по безопасности жизнедеятельности и экологии консультации дипломника осуществляют преподаватели профильных кафедр соответствующих факультетов (консультанты), которые по окончании написания раздела ставят свою подпись на титульном листе выпускной работы.


Завершенная выпускная квалификационная работа подписывается студентом и руководителем и в полном виде сдается на отзыв и рецензию.

 

Решение о допуске бакалавра к защите квалификационной работы принимается кафедрой на основе сопоставления завершенной работы с заданием на ее выполнение, требованиями к структуре и оформлению выпускных квалификационных работ, наличия отзыва научного руководителя и рецензии (прил. 1, 2, 3). Допуск бакалавра к защите квалификационной работы подтверждается подписью заведующего кафедрой с указанием даты допуска.

 

Подписанная консультантами, студентом, научным руководителем и заведующим кафедрой квалификационная работа, отзыв научного руководителя и рецензия передаются в государственную экзаменационную комиссию.

 

К защите допускаются бакалавры, полностью выполнившие учебный план, представившие в установленные сроки квалификационную работу,

 

соответствующую содержанию задания и требованиям оформления, а также отзыв научного руководителя и рецензию.

 

Перед защитой выпускной квалификационной работы на государственной аттестационной комиссии бакалавр должен исправить недостатки или дать пояснения по отмеченным в рецензии замечаниям.

 

Защита выпускной квалификационной работы производится публично.

 

Бакалавр докладывает основные положения работы, сопровождая свою речь демонстрацией наглядного материала, использованием при необходимости соответствующих технических средств, которыми должна быть оборудована аудитория для проведения защит.

 

В докладе бакалавр освещает актуальность темы, цель и задачи, объект

 

и предмет работы; раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проведенной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность.

 

Порядок обсуждения квалификационной работы предусматривает: - ответы бакалавра на вопросы членов государственной комиссии;


- оглашение отзыва и рецензии председателем комиссии;

 

- ответы защищающегося на замечания рецензента;

 

- мнение руководителя о бакалавре и качестве его защиты;

 

- заключительное слово бакалавра для проведения дополнительных пояснений и высказываний пожеланий и благодарностей.

 

Оценка выпускной квалификационной работы производится путем обсуждения на закрытом заседании государственной комиссии с последующим голосованием, а затем оформляется соответствующим протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично.


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

 

Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой технологии и товароведения пищевой продукции.

Темы работ, как правило, подбираются с учетом курсовых или научно-

 

исследовательских работ по товароведению и экспертизе товаров, а также места прохождения производственной практики.

 

Тематика работ должна быть актуальной и соответствовать специальности и профилю подготовки специалистов, отражать современное состояние и перспективы развития товароведения, экспертизы и науки

 

(прил.4). При назначении темы и научного руководителя кафедрой могут быть учтены пожелания выпускника, а также результаты его научной работы на кафедре.

Объем квалификационной работы(без приложений)должен составлятьне менее 50-60 страниц формата А4.

 

Структурными элементами квалификационной работы являются:

 

- титульный лист;

 

- реферат;

 

- оглавление;

 

- введение;

 

- обзор литературы;

 

-анализ организационно-управленческой или экономической деятельности предприятия;

 

- материал и методы исследований;

 

- результаты исследований;

 

- безопасность жизнедеятельности;

 

- экологическое обоснование;

 

- выводы;

 

- предложения;

 

- библиографический список;

 

- приложения.

 

Пример оформления оглавления приведен в приложении 5.


На «Титульном листе» указывают наименование вышестоящей организации, вуза, факультета, кафедры, курс, группу, фамилию, имя и отчество исполнителя, должности, ученые степени, ученые звания, фамилии и инициалы научного руководителя. Пишут (печатают) строчными буквами с первой прописной.

Наименование вуза, в котором выполняют работу, вид работы

 

(бакалаврская выпускная квалификационная работа), наименование (тему),

 

город и год написания работы пишут (печатают) прописными буквами.

 

Пример оформления титульного листа приведен в приложении 6.

 

«Реферат» выполняется после завершения всего объема работ.В

 

реферате кратко описываются объем работы, цели, задачи, излагаются результаты выпускной квалификационной работы.

 

Во «Введении» излагается актуальность темы квалификационной работы, основываясь на анализе теоретических источников и тенденциях развития отрасли; описываются проблемы и возможные пути их решения;

 

обосновывается цель и задачи исследований, представленных в ВКР.

 

Целью дипломного исследования является решение выявленной проблемы:

 

анализ конкретных свойств объекта исследования, установление закономерностей, выработка предложений, рекомендаций, программ, методик.

 

Формулировка цели должна содержать изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание с помощью новых или апробация существующих методик, технологий и т.д.

 

Задачи выпускной работы конкретизируют способы достижения цели и ихпоследовательность. Обычно задачи формулируют начиная со слов:

 

проанализировать.., разработать.., обобщить.., выявить.., доказать.., внедрить..,

 

показать.., выработать.., найти.., определить.., описать.., установить.., рекомендо-

 

вать... и т.п.).

 

Цель и задачи дипломного исследования формулируются студентом совместно с руководителем и могут быть уточнены после написания основной части работы.

Глава «Обзор литературы» представляет собой раздел выпускной квалификационной работы, в котором необходимо представить современные


взгляды отечественных и зарубежных авторов, экспертов, ученых,

 

специалистов на проблемы, поставленные в целях и задачах работы. При этом обязательным является указание источников литературы.

 

В обзоре целесообразно показать основные направления в оптимизации ассортимента товаров, экспертизы и повышения качества. Следует рассмотреть такие вопросы, как потребительские свойства товара, факторы,

 

влияющие на формирование и изменение качества товара в процессе хранения, классификация и характеристика ассортимента, анализ состояния рынка конкретных пищевых продуктов.

 

Написание данного раздела проводится после предварительного просмотра и подбора соответствующих литературных источников по выбранной теме. При этом просматриваются монографии, учебники,

 

справочники, статистические сборники, нормативно-технические документы,

 

реферативные и научно-практические журналы: «Пищевая промышленность», «Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья», «Масложировая промышленность», «Молочная промышленность», «Пиво и напитки», «Стандарты и качество», «Спрос», «Мясная индустрия» и др.

 

Стиль изложения – аналитический (По мнению доцента Масленниковой А.В….[6] Как установили исследователи ВНИИ,…[9])

 

Любое заимствование из литературного источника (цитирование,

 

заимствование положений, формул, таблиц, отсылка к другому изданию и т.д.) должно иметь ссылку.

 

Материал этой главы целесообразно разбить на 3-4 раздела и проводить изложение от общего к частному (от общего состояния в отрасли к целям и задачам работы). После каждого раздела и в конце главы необходимо делать обобщения резюмирующего характера.

Глава «Анализ организационно-управленческой или экономической

 

деятельности предприятия » может быть дана в форме технико-

 

экономического или технико-организационного анализа деятельности предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа.

 

В этом разделе необходимо описать объект исследования, дать его краткую характеристику, состояние материально-технической базы для


хранения, транспортирования и продажи товаров исследуемой группы, а

 

затем провести анализ одного из видов деятельности:

 

- экономический анализ эффективности его хозяйственной деятельности,

 

- анализ организации технологического процесса по продаже товаров,

 

- анализ организации рекламной деятельности,

 

- анализ организации коммерческой деятельности.

 

Необходимым условием написания этой главы работы является то, что она выполняется на практическом материале конкретного предприятия,

 

организации, полученном при прохождении различных видов практики. При этом необходимо большее внимание уделять практической деятельности,

критическому подходу к исследуемой проблеме с позиций поиска рекомендаций по улучшению деятельности.

 

Студенты могут использовать статистические и другие данные,

 

опубликованные в специальной литературе, статистических сборниках и периодической печати. В этой главе должны быть представлены таблицы,

 

графики, схемы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Глава должна заканчиваться кратким заключением.

 

В главе «Материал и методы исследований» дается характеристика объекта исследований, приводится схема исследований и их продолжительность, указывается где, когда и по каким методикам (со ссылкой на литературные источники) выполнены исследования,

 

представленные в работе, а так же методы, формулы и уравнения,

 

использованные для статистической обработки полученных данных.

 

Описание методов исследования, обычно, начинается с описания органолептического метода оценки качества в соответствии с нормативными документами. В выпускной квалификационной работе, как правило , должна быть приведена также комплексная оценка органолептических показателей качества по разработанной методологии балловой оценки и дифференцирование конкретного вида товара по качественным уровням в зависимости от балловых оценок.


При описании физико-химических методов исследования методология их проведения подробно не описывается, а дается ссылка на ГОСТ или другой источник, где подробно описана методика. В работе должна быть

 

дана сущность метода и приведены формулы расчетов полученных данных.

 

Например, метод определения содержание влаги в продукте (ГОСТ  
9793-74) основан на высушивании навески до постоянной массы в  
сушильном шкафу при температуре 100 – 105 о С. Массовую долю влаги в  
   
процентах определяют по формуле:            
    Х1 = (m1 – m2) 100/ (m1 – m2)   (1)      
Где х1 - содержание влаги, %;            
m1 – масса навески с бюксой до высушивания, г;      
m2 - масса навески с бюксой после высушивания, г;      
m - масса бюксы, г.            
Результаты исследования представляются в виде  

 

среднеарифметических данных не менее чем 6 параллельных испытаний (2

 

параллельных образца по 3 параллельных определения). Количество экспериментальных данных должно быть достаточным для оценки их достоверности.

 

Степень детализации описания отдельных методик определяется студентом и руководителем в зависимости от общего объема работы,

 

количества и сложности используемых методик, степени их разработанности.

 

Как правило, подробное описание методики испытаний приводится для не арбитражных методов с обязательным указанием первоисточника,

 

рекомендующего метод.

 

В этой же главе приводятся методики математической и статистической обработки полученных результатов исследований.

 

Глава «Результаты исследований » служит для последовательного и объективного изложения полученных данных, которые должны быть сведены в таблицы, схемы, диаграммы, иллюстрации, по возможности, обработаны с применением методов вариационной статистики.

 

В соответствии с целями, материалами и задачами дипломной работы бакалавр изучает структуру ассортимента товара за определенный период,


принципы его формирования с учетом сегментации рынка, факторы сезонного колебания и возможности оптимизации ассортимента,

 

конкурентоспособность товаров, проводит оценку потребительских свойств изучаемой группы товаров и экспертизу качества нескольких партий. Также следует провести маркетинговые исследования потребительского спроса на продукцию.

 

Весь цифровой и иллюстрационный материал должен быть в обязательном порядке сопровожден анализом в текстовом виде. Причем таблицы и иллюстрации располагают после ссылки на них в тексте.

 

Материал главы «Результаты исследований» лучше всего структурировать по нескольким разделам и в конце каждого раздела обобщать результаты исследований в виде экспертного заключения.

 

В главе «Безопасность жизнедеятельности » следует охарактеризовать состояние безопасности жизнедеятельности на выбранном объекте исследований и его соответствие внутренним нормативным документам и законодательным актам РФ.

 

Опираясь на требования Трудового кодекса РФ, Федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасных условий труда и охраны труда (ОТ), необходимо проанализировать состояние дел по ОТ на предприятии с выявлением недостатков и основных причин травматизма и заболеваний. Анализ условий и безопасности труда на предприятии провести с использованием данных, собранных в период преддипломной практики:

 

– план мероприятий по охране труда и степень его выполнения;

 

– характеристика службы ОТ (состав, функции), комитета по ОТ или лиц, отвечающих за проведение работ по ОТ;

 

– соблюдение законодательства, норм, правил по ОТ на предприятии;

 

полноту выполнения обязанностей работодателя (см. ТК РФ ст. 212);

 

– аттестация рабочих мест по условиям труда, документы по аттестации;

 

– соответствие сроков и условий обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью, молоком и лечебно-


профилактическим питанием, нормам и правилам, установленным

 

законодательством РФ (ст. 221, 222 ТК РФ);

 

– своевременность проведения медицинских осмотров работающих и их периодичность (ст. 213 ТК РФ);

 

– санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

– обучение и профессиональная подготовка безопасным методам работы, стажировка на рабочем месте и инструктажи по ОТ;

 

– инструкция на рабочих местах;

 

– расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний,

 

отчетность по травматизму и профзаболеваниям.

 

Указать уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний за последние 3-5 лет и оценить, пользуясь методом статистического анализа, представив полученные показатели в таблице 1.

 

Таблица 1 - Показатели производственного травматизма, заболеваний и затраты на охрану труда

Показатель     Год      
         
   
Среднесписочное число работающих, Р Из отчета формы 7-т      
Число травм, связанных с производством, Т Из журнала регистрации  
Коэффициент частоты травматизма, Кч Кч = Т/Р · 1000      
Коэффициент тяжести травматизма, Кт Кт = Д/Т1      
Коэффициент потерь рабочего времени, Кп Кп = Д/Р · 1000      
Коэффициент летальности, Кл Кл = Л/Р · 10000      
Количество профзаболеваний, П Количество листков      
нетрудоспособности      
       
Затраты на охрану труда, руб/чел.            
Примечание1-число травм без учета случаев с летальным исходом,  

 

Д - суммарное число дней нетрудоспособности всех пострадавших за год, Л - число несчастных случаев с летальным исходом.

 

Необходимо определить основные причины травматизма и заболеваний на основе данных расследований (из журналов регистрации несчастных случаев и актов расследований). Возможно описание реального несчастного случая, произошедшего на предприятии в период прохождения практики.

 

Также необходимо отметить использование технических средств


обеспечения безопасности, в том числе электрической и пожарной

 

(защитного отключения, заземления, зануления электроустановок,

 

ограждений опасных участков и других предохранительных устройств и средств безопасности на рабочих местах при обслуживании агрегатов и др.

 

механизмов; техническое состояние машин и механизмов; примеры наиболее опасных участков и нарушений правил техники безопасности на рабочих местах.

 

Необходимо перечислить возможные чрезвычайные ситуации (ЧС)

 

техногенного и природного характера в регионе, для которого выполняется квалификационная работа. Дать описание чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, случившихся за последние 3-5 лет.

 

Указать количество пожаров за последние 3-5 лет и их причины,

 

материальный ущерб от них и наличие человеческих жертв. Наличие противопожарного оборудования и инвентаря, техники (переоборудованных машин), водоемов, средств оповещения, планов эвакуации людей и животных и т.п.; описать организацию противопожарной службы на предприятии. Во время анализа противопожарного состояния на предприятии необходимо опираться и делать ссылки на правила пожарной безопасности

 

(ППБ 01-03).

 

Оценить степень обеспечения коллективными и индивидуальными средствами защиты, состояние технических средств, предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ.

 

Следует установить наличие на предприятии резервных источников водо- (скважины, резервуары с водой, подключение к нескольким водопроводам) и электроснабжения (бензо- и дизель генераторы,

 

аккумуляторные батареи).

 

По результатам анализа (выявленные недостатки) существующего положения дел по безопасности труда на предприятии необходимо внести конкретные предложения по организации службы охраны труда, улучшению условий труда, безопасности работ, производственных процессов,

 

оборудования и технических средств, готовности к чрезвычайным ситуациям.


Глава «Экологическое обоснование» необходимо проводить, опираясь на действующее природоохранительное законодательство (федеральные законы РФ «Об охране окружающей среды» от 2002 г., «О санитарно-

 

эпидемиологическом благополучии населения» от 1999 г., «Об экологической экспертизе» от 1995 г., «Об отходах производства и потребления» от 1998 г.), а также на законодательные акты других отраслей права, содержащие экологические предписания.

 

Анализ экологической безопасности следует начать с оценки размещения предприятия, рассмотрев возможные экологические риски негативного воздействия его деятельности на окружающую среду и,

 

наоборот, потенциальную опасность негативного воздействия окружающей среды на деятельность предприятия.

 

Важно заметить, какие природные объекты расположены рядом, и,

 

возможно ли, их загрязнение, истощение или уничтожение. А также указать,

 

где размещены жилые кварталы, хозяйственные объекты, передвижные и стационарные источники загрязнения окружающей среды. Дать оценку возможности миграции загрязнителей в продукцию предприятия.

 

Необходимо указать, есть ли вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (землетрясений, ураганов, пыльных бурь,

наводнений и т.д.).

 

Оценить существующую санитарно-защитную зону (СЗЗ) на соответствие требованиям СНИП «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (соответствие размеров СЗЗ классу опасности предприятия, выявление не целевого использования СЗЗ).

 

При оценке негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду требуется охарактеризовать действующие и потенциально опасные источники загрязнения, расположенные на территории предприятия (например, выбросы в атмосферу от производства или транспорта, сточные воды, отходы).

 

Дать характеристику отходам: класс опасности, пункты сбора, способы утилизации, разрешительные документы на утилизацию.


Провести анализ деятельности предприятия по обеспечению права сотрудников на благоприятную окружающую среду (показатели микроклимата помещения, зоны отдыха и т.д.).

 

Описать существующую на предприятии систему управления качеством окружающей среды, указав ответственных за соблюдение нормативов качества на предприятии, формы проводимой работы – мониторинг состояния окружающей среды, производственный экологический контроль, экологический аудит и другие формы экологического управления.

 

Провести оценку экологической безопасности для покупателя товаров предприятия. Установить в ассортименте товаров продукты, содержащие ГМО. Выявить какая доля продуктов от общего ассортимента содержит консерванты. Дать оценку экологической безопасности упаковки товаров, её способность к утилизации.

 

Указать, встречались ли на предприятии случаи порчи продукции микроорганизмами и грибами, а так же их токсинами.

 

На основании вышеприведенных данных сделать заключение о выполнении предприятием экологических требований и безопасности выпускаемой продукции и дать предложения производству по устранению выявленных замечаний.

 

«Выводы» -отдельные кратко и четко сформулированные пункты,

 

включающие цифровые показатели и отражающие сущность результатов научных исследований или эффективность разработанных решений.

 

Изложение выводов производят в таком ключе, чтобы при ознакомлении с ними суть работы была понятна без чтения основного текста.

 

Начинается каждый вывод обычно со слов: Установлено…,

 

Выявлено…, Определено…, Показано… Рассчитано и т.д.

 

«Предложения» должны основываться только на результатахсобственных исследований, имеющих теоретическое и практическое значение. Предложения излагают в виде отдельных пунктов относительно сделанных выводов в повелительном наклонении. Объем выводов должен быть в пределах одного абзаца каждый.


«Библиографический список» является важной составной частьювыпускной квалификационной работы и должен соответствовать теме. В

 

список включаются только те источники, на которые в работе имеются ссылки.

 

Элементами списка могут быть:

 

- Законодательные акты, директивные и нормативные материалы (законы РФ, указы президента, постановления правительства России, важнейшие инструктивные документы общегосуд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: