Мышление и решение задач 42 глава




К подобным же случаям возникнове­ния особых координации уровня действий, бессознательно протекающих под контро­лем более высокого уровня, следует отнес­ти некоторые формы координации музы­кального исполнения. Сюда нужно прежде всего причислить координации смычка. Выше, при разборе движений уровня про­странственного поля <...>, было указано, что этот уровень практически никак не участвует в построении движений смычко­вой руки. Зато уровень действий непосред­ственно связан с манипулированием этим своеобразным орудием, манипулированием, никак не сводимым ни к одной только хватке, ни к перемещению вещей в про-

1 Одна интересная подробность характеризует отличие этих "сверхвысших" автоматизмов, про­ецирующихся из Е в D, от обыкновенных, являющихся проекциями из D в С и ниже. Выработка предметного автоматизма, т.е. автоматизационная передача координации из предметного уровня в уровень пространственного поля или в уровень синергии, сопровождается по разъясненным уже причинам превращением топологического движения в метричное. Действительно, автоматизмы предметного уровня всегда метричны, как известно всякому наблюдавшему их. Наоборот, автома­тизмы, которые мы назвали "сверхвысшими" (из Е и D), как речь, письмо, движения смычковой руки скрипача, могут при любой степени автоматизации сохранять топологический характер.

странстве. Если, несмотря на это, движения со смычком не были рассмотрены среди актов уровня действий, то именно потому, что эти движения ведутся не им, а выше его лежащей группой Е. Мотивы к тому, что­бы именно вот так водить волосами смыч­ка по жилам, натянутым на грифе, не мо­гут возникнуть на уровне смысловых предметных действий уже потому, что та­кое вождение лишено какого бы то ни было прямого смысла, связанного с вещью. Еще существеннее и самым тесным образом смыкается с нашим основным определени­ем координации то, что уровень D не име­ет в своем распоряжении средств для адек­ватной сензорной коррекции подобного движения: ни художественно ценный звук, ни тем более выразительная динамика зву­кового последования, определяемая целос­тной художественной концепцией испол­нителя, не содержатся в афферентационном синтезе предметного уровня, а между тем именно они и определяют собой управление всей совокупностью координационных коррекций скрипача или виолончелиста.

Итак, общая схема построения коорди­нации смычковой руки скрипача следую­щая:

Е — ведущий уровень, создающий мо­тив для двигательного акта и осуществля­ющий его основную смысловую коррек­цию — приведение звукового результата в соответствие с намерением.

D — манипулирование с предметом — "сверхвысший" автоматизированный на­вык.

С — не участвует.

В — основные синергии (вторичные фоны), реализующие "сверхвысший" авто­матизм уровня D.

А — специфическая хватка.

Неверно было бы думать, что для по­добных схем построения под ведущим контролем высшей уровневой группы Е фоновое участие уровня D является непре­менным условием. Для них существенно именно ведущее положение, занимаемое группой Е, а отнюдь не тот или иной фоно­вый состав. Например, движения руки пианиста строятся по следующей пример­ной схеме:

Е — ведущий уровень (см. сказанное о нем выше).

D — видимо, не участвует.

С — пространственные целевые, сило-

вые и меткие движения в пространствен­ном поле.

В — фоновые синергии: а) туше, свя­занного с позой тела и постановкой рук; б) фоновый компонент для уровня С.

Таким образом, во-первых, существо­вание автоматизмов, управляемых и мо-тивационно, и коррекционно из уровней, расположенных выше предметного и даже не всегда нуждающихся в его посредни­честве, явно свидетельствует о том, что эти верховные уровни не только создают осо­бые чисто психологические надстройки для мотивации движений, но и имеют на эти последние несомненное прямо коор­динационное влияние. Во-вторых, как было отмечено вначале, с этими верхов­ными уровнями связаны перешифровки и патологические персеверации, не умеща­ющиеся в более низких уровнях построе­ния. Это также убедительно говорит в пользу того, что перед нами настоящие уровни построения, имеющие свои особые координационные механизмы. Наконец, в-третьих, эта верховная группа Е имеет и свои качественно особые выпадения. Вы­падения этой группы Е приходится (в очень близкой аналогии с уровнем дей­ствий D) разбить на два класса. К пер­вому из них нужно отнести группу кли­нических расстройств, в свое время объединенных Monakow под названием асемических: сензорные афазию, алексию, асимболию, амузию и т.д., т.е. соответ­ственно утраты смысловой речи, чтения, запаса слов, способности к музыкальному восприятию и т.д. Все эти виды выпаде­ний объединяются одним общим призна­ком: потерей в той или иной области смысловых (уже не предметных) мотивов, и таким образом приближаются по ха­рактеру к выпадениям в афферентацион­ном поле по типу апраксий Липмана. Второй класс выпадении в уровневой группе Е дает характерный "лобный син­дром" с определяющей его разрозненнос­тью поведения, утерей связи между сде­ланным и тем, что предстоит сделать, распадом соответствия между ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эф-фекторным обликом выпадения. И те и другие выпадения вызываются поражени­ями головного мозга в отделах, отличаю­щихся по своей локализации от пораже­ний, дающих праксические расстройства,

и создают двигательные нарушения дру­гих типов по сравнению с апраксиями.

Таковы доводы, которые могут быть приведены в настоящее время в пользу самостоятельного существования системы Е как особый координационной группы.

Мы не решимся предпринимать какой-либо классификационной попытки двига­тельных актов в охарактеризованной вер­ховной уровневой группе. Помимо всего, здесь слишком велик риск впасть в ошиб­ку, относя к числу актов, координируемых этой уровневой группой, и движения, толь-

ко мотивируемые ею, но почти наверное строящиеся координационно полностью на нижележащих уровнях с D включительно. С полной уверенностью можно отнести к координациям верховной группы: 1) все разновидности речи и письменности (ус­тная речь, пальцевая речь глухонемых, мор-зирование, сигнализация флажками и т.п.; письмо от руки, машинопись, стенография, работа на буквопечатающем телеграфе и наборных машинах и т.п.) и 2) музыкаль­ное, театральное и хореографическое ис­полнение — поп multa, sed multum.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: