Краткие сведения об авторах




Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949) — отечественный психолог, автор книг, статей и учебников по психологии личности, деятельности, установки, бессознательного, памяти, трудов по теоретико-методологическим проблемам психологии, а также по проблемам высшего и среднего образования и др.

Бернштейн Николай Александрович (1896—1966) — отечественный психофизио­лог, создатель концепций "физиологии активности" и уровней построения движений, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947), автор трудов по проблемам пси­хофизиологии трудовых, спортивных и других движений и действий в норме и патоло­гии, психологии труда, кибернетики и др.

Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий психолог, физиолог и философ, автор одной из программ построения психологии как самостоятельной науки (60—70-е гг. XIX в.), создатель первой в мире лаборатории экспериментальной психо­логии при Лейпцигском университете (1879), автор многочисленных трудов и учебни­ков по различным разделам психологии, в том числе 10-томной "Психологии народов".

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — отечественный психолог, автор культур­но-исторической концепции развития высших психических функций, автор трудов по методологическим и теоретическим вопросам психологической науки, психологии мыш­ления и речи, детской психологии, дефектологии, психологии искусства и др., оказав­ших значительное влияние на современную психологию.

Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — отечественный психолог, автор ориги­нальной концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, работ по теоретико-методологическим проблемам психологической науки, психологии познаватель­ных процессов, проблемам восстановления движений, истории психологии и др.

Гиппенрейтер Юлия Борисовна (р. 1930) — отечественный психолог, автор книг и статей по проблемам зрительного восприятия, психологии мышления и способностей, учебника по курсу "Введение в психологию", научно-популярных книг по проблемам детской психологии и воспитания, редактор-составитель хрестоматий по разделам кур­са "Общая психология".

Давыдов Василий Васильевич (1930—1998) — отечественный психолог, один из создателей концепции развивающего обучения, известной как система Д.Б.Элькони-на—В.В.Давыдова и нашедшей широкое прикладное применение, автор трудов по фи-лософско-методологическим проблемам теории деятельности, общей и педагогической психологии и др.

Джемс (Джеймс) Уильям (1842—1910) — американский психолог и философ, родо­начальник американского варианта функционализма, автор концепции "потока созна­ния", а также одной из первых в психологии теорий личности; один из авторов т.н. "периферической теории эмоций", создатель известных обобщающих руководств по психологии и др.

Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социолог, философ и педагог, осно­ватель французской социологической школы, автор трудов по социологии религии, морали, воспитания и др. Идеи Дюркгейма об общественной обусловленности сознания оказали значительное влияние на психологическую науку.

Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) — отечественный психолог, автор книг и статей по проблемам психофизиологии, психологии потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности.

Келер Вольфганг (1887—1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальт-психологии, автор трудов по психологии продуктивного мышления у животных, психо­логии и электрофизиологии восприятия, обобщающих руководств по гештальтпсихологии и др.

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — отечественный психолог и философ, создатель "моторной теории внимания", автор трудов по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам экспериментальной психологии восприятия, филосо­фии, педагогики и др.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — отечественный психолог, лауреат Ленинской премии, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии, основатель и первый декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (1966—1979). Автор трудов по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам развития психики и сознания, психологии деятельности, личности, различных психических процессов, исследований по проблемам детской, педагогической, инженерной психологии и др.

Лурия Александр Романович (1902—1977) — отечественный психолог, один из ос­новоположников нейропсихологии как науки, создатель теории системной динамичес­кой локализации высших психических функций. Автор более 500 трудов по проблемам нейропсихологии, общей психологии, психофизиологии, дефектологии и др.

Петровский Артур Владимирович (р. 1924) — отечественный психолог,автор более сорока монографий и научно-популярных книг по проблемам теории и истории психо­логии, социальной психологии, психологии личности, автор и редактор учебников по психологии для вузов, психологических словарей.

Петухов Валерий Викторович (р. 1950) — отечественный психолог, лауреат Ломоно­совской премии (1993), автор трудов по проблемам психологии мышления, личности, воображения.

Роджерс Карл (1902—1987) — американский психолог и психотерапевт, один из создателей гуманистической психологии, автор трудов по общей, социальной, детской психологии, индивидуальным и групповым формам терапии, "центрированной на кли­енте", и др.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — отечественный психолог и фило­соф, один из создателей "деятельностного подхода" в психологии. Автор монографий по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам общей и педагогичес­кой психологии, философии, логики и др.; автор фундаментального университетского учебника по общей психологии, удостоенного в 1942 г. Сталинской (Государственной) премии; организатор психологической науки.

Сол со Роберт — современный американский психолог, профессор, автор трудов по различным проблемам когнитивной психологии, в том числе обобщающих руководств по психологии познания.

Теплов Борис Михайлович (1896—1965) — отечественный психолог, основатель школы дифференциальной психологии, автор трудов по психофизиологии индивиду­альных различий, психологии способностей, теоретико-методологическим вопросам пси­хологии и истории психологии, учебников по психологии и др.

Толмен Эдвард Чейс (1886—1959) — американский психолог, создатель "когнитив­ного" (или "молярного") необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие "промежуточ­ных переменных" (цель, гипотеза, "когнитивная карта" и др.).

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886—1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы. Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университет­ских учебников по психологии и др.

Уотсон Джон (1878-1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма, ав­тор трудов по поведению животных и человека, по сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др.

Фабри Курт Эрнестович (1923—1990) — отечественный зоопсихолог, автор трудов по различным проблемам зоопсихологии и этологии, сравнительной психологии, антро­погенеза, учебника по зоопсихологии.

Фолысельт Ганс (1886—1964) — немецкий психолог, представитель Лейпцигской школы целостной психологии, автор трудов по детской психологии, методологии цело­стной психологии, зоопсихологии и др.

Франкл Виктор (1905—1997) — австрийский психолог, психиатр и психолотерапевт, создатель логотерапии ("терапии смыслом"), автор трудов по философско-психологичес-ким проблемам смысла жизни, свободы и ответственности личности, гуманистической психологии, психотерапии и др.

Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа, открывший пути эмпирического исследования бессознатель­ных психических явлений. Основные труды посвящены проблемам структуры психи­ческой жизни человека и его личности, проблемам сексуальных и других влечений, сновидений, психоаналитической терапии, а также психоанализу культуры, искусства, религии и др.

Фромм Эрих (1900—1980) — немецко-американский психолог и философ, создатель "гуманистического психоанализа", автор трудов по проблемам философии и психоло­гии личности, характера, свободы, отчуждения и др.

Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — отечественный философ и психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Москов­ском университете (1912, официальное открытие — 1914), автор трудов по психологии, философии, логике, учебников по психологии и экспериментальной психологии и др.

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — отечественный психолог, автор ориги­нальной концепции периодизации психического развития в онтогенезе, один из авторов концепции развивающего обучения, автор трудов по возрастной психологии, психоло­гии игры, формированию личности в онтогенезе, создатель ряда экспериментальных букварей и др.

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог и психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологии, автор трудов по про­блемам психологии бессознательного, личности, сновидений и др., а также исследований проблем философии, мифологии, культуры, религии и др.

Ярошевский Михаил Григорьевич (р. 1915) отечественный психолог, автор более 20 монографий по проблемам истории и теории психологии, психологии научного твор­чества, автор и редактор психологических словарей и учебников.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................3

РАЗДЕЛ I

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Петровский А. В., Ярошевский М.Г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..........................................................................................7

Лурия А.Р.

[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]........................................................................... 23

Гиппенрейтер Ю.Б.

[ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ].................................................... 35

Иванников В.А.

[ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ].............................................................................. 40

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ —

ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................ 68

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

[ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ]............................................................. 73

Рубинштейн С.Л.

[РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ]............................................ 87

Вундт В.

СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ................................................................................. 95

Джемс У.

ПОТОК СОЗНАНИЯ......................................................................................... 106

Чел па нов Г. И.

[ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫИ ЗАДАЧИ

ПСИХОЛОГИИ]................................................................................................ 1 19

Теплое Б.М.

[ОБ ИНТРОСПЕКЦИИ И САМОНАБЛЮДЕНИИ]......................................... 126

Ланге Н.Н.

БОРЬБА ВОЗЗРЕНИЙ

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ................................................................ 133

Выготский Л.С.

[ПРИЧИНЫКРИЗИСА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ].................................................................... 148

Фрейд 3.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ................................................. 151

Фрейд 3.

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО

ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

В ПСИХОАНАЛИЗЕ.......................................................................................... 158

Юнг К. Г.

[СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО

БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА]........................................................................................ 162

Узнадзе Д.Н.

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТАНОВКЕ............................................................... 167

Ас мол о в А. Г.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПУТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ

ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ,

УСТАНОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................................................... 181

Уотсон Джон Б.

БИХЕВИОРИЗМ............................................................................................... 193

Толмен Э. Ч.

ПОВЕДЕНИЕ КАК МОЛЯРНЫЙ ФЕНОМЕН.................................................. 200

Келер В.

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ........................................ 205

Фолькельт Г.

[ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ]............................................................................... 211

Роджерс К.

ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ

ЧЕЛОВЕК.......................................................................................................... 215

Сол СО Р. Л.

[ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ]......................................... 222

Дюркгейм Э.

[СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА]..................................................233

Дюркгейм Э.

[ФОРМЫМЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ]..............................................237

Выготский Л. С.

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................... 242

Лурия А.Р.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................... 253

Леонтьев А.Н.

[КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ].........................................265

Леонтьев А.Н.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ....................................... 281

Давыдов В. В.

[ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ].............................................................. 284

РАЗДЕЛ III



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: