ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

Лаборатория дошкольного воспитания детей с проблемами развития

Зав.лабораторией Е.А.Стребелева,

Д.п н, профессор

(тел. 245 – 06 – 05)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ,

ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ребенка раннего возраста со значительной задержкой психического и моторного развития

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ:

1 часть:

Условия воспитания:

1. Здоровье: - поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня (сон днем - 2 раза по 1, 5 – 2 часа; прогулка по 1, 5 часа 2 раза в день; занятия проводятся после сна, после еды в первой и во второй половине дня (по 15 –20 мин по 2-3 раза в день): поем песенки, массаж рук, игра с игрушками. У ребенка должно быть два разных набора игрушек и пособий: первый набор для свободного пользования (2-3 игрушки), второй - используется только в процессе занятий, а затем убирается.

2. В процессе выполнения режимных моментов близкие взрослые выполняют массаж пальцев и рук ребенка 2-3 раза в день по 2 3 минуты.

3. Массаж проводится (2-3 раза в день) на эмоциональном и вербальном общении взрослого с ребенком. Виды упражнений:

1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук (внутреннюю и наружную) до локтя по направлению «от периферии к центру» 6-8 раз, отдельно по каждой руке;

2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца)- от 4 до 10 раз на каждой руке отдельно.

3.Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2-4 раза по каждой ладони (рисуем, мотаем клубочек).

4. Точечные нажатия большим пальцем и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлении от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза (мы вот так шагаем, топ-топ, топ-топ, мы шагаем).

5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

4. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» - 5-6 раз.

Социальное развитие.

Вызывать эмоциональную реакцию ребенка на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

Установление эмоциональных контактов, «заражение эмоцией» и поддержание «комплекса оживления» и положительных эмоциональных связей со взрослым (Упражнения и игры: «Посмотри мне в глазки», «Поморгаем глазками», игра «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).

Учить реагировать и откликаться на свое имя.

Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, бабушки, дедушки). Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Песенка-болтушка», «Ласочка-ласочка» (поглаживание ручек, ты меня гладишь, я тебя), «Тритатушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игры-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка” (ладошкой ребенка по своей, и наоборот)

Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик,...носик,...ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?».

Побуждать ребенка есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.

Периодически высаживать ребенка на горшок (формирование навыка опрятности).

Формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам (умыванию и др.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Этот раздел направлен на формирование у ребенка основных двигательных навыков: перевороты в обе стороны, сиденье, вставанье, ползанье, ходьба.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание и ознакомление с окружающим начинается с развития у ребенка зрительных, слуховых ориентировочных реакций.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности.

Вызывать интерес к звучащим предметам и игрушкам (погремушкам).

Учить выделять предметы (игрушки): это шарик (кубик), это ляля (машинка) и др.

Учить выбирать из двух один предмет: «Дай, мячик. Дай, лялю!»

Формировать интерес к ориентировочной деятельности: «Кто там?» Игрушка находится под салфеткой: «Вот она! Лягушка – ква-ква!»; «Что там? Взрослый стучит по коробке. Тук-тук. Там юла – заведем ее».

Учить ребенка обращать внимание на окружающих людей: «Кто пришел? Кто там? Это папа!»

Обращать внимание ребенка на животных, птичек, изменения в явлениях природы (Дует ветерок. Вот так он дует. Идет снежок, он холодный, и т.д.).

Обращать внимание ребенка на величину предметов (большая машина – маленькая машина) и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого).

Например, брать и удерживать игрушки в руке,

перекладывать из одной руки в другую;

бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;

с помощью рук засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль);

снимать кольца с пирамиды;

развивать соотносящие действия: нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);

закрывать кастрюли, коробки крышками;

развивать орудийные действия: пересыпать чечевицу (горох) ложкойиз одного сосуда в другой;

развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону, включать лампочку; выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка «топ-топ»; зайка – «прыг-скок»; паровозик – «ту-ту»; ляля «ам-ам»; причешем волосы и т.д.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1) Развитие понимания обращенной речи:

- учить выполнять действия по словесной инструкции: «Где мама? Вот она! Где глазки? Вот они! Где ручки? – Вот они, хлоп-хлоп! Игра в «ладушки»;

- Дай, куклу, чашку, ложку и т.д.

2) Формировать активную речь.

- петь песенки со звукоподражанием: веселые, спокойные, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;

-произносить слоги: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!

- учить дуть – на свечку, в дудочку, на бабочку и др.

 

Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата.

 

2 ЧАСТЬ:

Педагогическая работа с родителями:

1. Матери рекомендуется завести:

1) дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.

В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполнении); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педагогу.

 

2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родственников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т.д.) в течение продолжительного периода времени.

 

3 ) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение раннего и дошкольного периода развития ребенка).

 

2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:

- соблюдение взрослым режима дня ребенка;

- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);

- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (преимущественно, эмоционально-личностную форму общения): мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижимая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддерживает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;

- на включение близких взрослых в ход занятия.

3. Рекомендуется следующая литература:

1. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения для обучения детей с отклонениями в развитии (переиздание) (в соавторстве с А.А. Катаевой). - М.: Владос, – 2001.

2. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагога / Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002.

Примеры индивидуальных программ:

 

3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. статья «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями» //Дефектология. – 2001. - №1.

4. Стребелева Е.А. статья Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2001. - №1.

Аннотация: в статье представлено продолжение примерной индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна; определены задачи, методы и приемы коррекционной работы с ребенком 3-го года жизни.

 

 

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков

2. Сенсорное воспитание

3. Формирование предметной деятельности

4. Формирование коммуникативных навыков

5. Развитие речи

 

Условно на прохождение каждой ступеньки отводится два месяца. Сроки могут изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: