Роль Детского Дома культуры как специфического учреждения в развитии детского творчества




Детский Дом Культуры – это учреждение дополнительного образования для детей и подростков. Его главное отличие от других клубов – определенный возраст учеников.

 

 

Одними из ведущих направлений в Детском Доме Культуры можно выделить:

1. Общекультурная. Участниками творческих коллективов становятся дети и подростки, которые в процессе репетиций смогут работать над риторикой и культурой речи и обучаться основам актерского мастерства и режиссуры.

2. Художественно-оформительская. Обычно работы учеников местных школ искусств или художественных школ выставляются в холлле Дома культуры, они же оформляют сцены к праздникам, делают выставки, отражающие тематические праздники.

3. Социально-активная. Участники творческих коллективов часто являются организаторами волонтерской деятельности еще с детства, где помогают ветеранам и пенсионерам с уборкой территории, покраской забора или же уборкой урожая.

4. Коммуникативная. Детский дом культуры предполагает под собой усиление духовного контакта между детьми и подростками, образование команды с общими целями, умение идти на компромисс. Также включает в себе межкультурное взаимодействие между детьми и лицами третьего возраста благодаря многочисленным волонтерским акциям.

5. Регулятивная. Это направление помогает позитивно распределять своё свободное время на поиск информации, репетиции, а так же осознавать ответственность за свои действия.

Функции подросткового клуба:

1. Созидательно-творческая. Ученики реализовывают свои творческие способности на сцене под руководством педагога. Они осваивают свой творческий потенциал в идеальных для этого условиях: например, педагог, которому они доверяют, обычно предлагает знакомый с детства сюжет, поэтому дети не видят сложностей в постановке спектакля и изначально нацелены на позитивный результат.

2. Коммуникативная. Данный институт общения по факту является небольшим клубом по интересам, в котором дети совместно реализуют потребность в общении и труде.

3. Нормативная. Каждые занятия в Доме культуры начинаются в одно и то же время в одном и том же месте.

4. Аккумулятивная. Учащиеся бережнее относятся к технике, костюмам и другим сценическим элементам, потому что зачастую большую часть бутафории они делают своими руками.

5. Функция эмоциональной разрядки. Благодаря постановке спектаклей, массовых праздников и других праздничных мероприятий развивается проективный механизм культуры, отвлекающий от негативного эмоционального состояния.

6. Просветительская. Многие участники мероприятий и зрители узнают о праздниках интересные особенности, погружаются в предлагаемые обстоятельства, узнают историю.

7. Гедонистическая. В процессе репетиций ученики получали удовольствием от общения друг с другом. А с каждой репетицией приходят всё в больший восторг от своих достижений.

Участие в творческих коллективе может принять любой желающий, даже не имеющий профессиональных качеств, потому что организация клуба в первую очередь, направлена на развитие культуры и творчества среди детей и подростков.

Обычно в детском доме культуры существует несколько секций, клубов, факультативов по разным видам деятельности (театральная студия, бальный класс, хоровое отделение, художественный кружок). Это возможно благодаря большому выбору узких специалистов. Иногда организовываются мастер-классы и приглашаются преподаватели по сценической речи и актерскому мастерству, часто с детьми занимаются хореографы и педагоги по вокалу из местных высших учебных заведений или же театров.

В современной России руководителей Домов культуры готовят специально на кафедрах вузов культуры и искусств, в колледжах культуры. Дело в том, что руководство детским коллективом является синтезом нескольких профессий: продюссирование, режиссура, арт-менеджмент, педагогика, экономика. Фактически, именно руководитель предстает своеобразным ядром детского дома культура, от которого зависит успех его детища, потому что он должен организовать такую социально-культурную деятельность, которая бы вызывала положительный интерес как внутренний со стороны учеников, так и внешний со стороны СМИ и административных ресурсов.

Необходимо помнить, что заинтересовать будущих актеров, певцов и хореографов можно лишь предложив им поучаствовать в качественном продукте, а значит, злободневность, например, афиши должна быть усилена стократно: это не могут быть просто классические произведения, изучаемые на уроках литературы, это должны быть «острые» современные проблемы, которые волнуют детей и при этом способны направить их мысли в позитивное русло.

Так, продукт который затем предоставят участники и руководитель, должен быть грамотным и с точки зрения постановки, и с точки зрения мастерства, значит, должны проводиться мотивирующие конкурсы по актерскому мастерству, по художественному чтению, вокалу, хореографии и т.д. – в зависимости от направленности коллектива.

Коллектив Детского дома культуры характеризуется следующими признаками:

1. Целенаправленность. Руководитель должен не просто сформулировать цель в Положении или методическом издании, он должен объяснить эту цель и участникам клуба. Целью развития любительского коллектива может являться привлечение детей к досуговой деятельности, чтоб через формы искусства самовыражаться, творчески подходить к решению многих жизненных вопросов и позитивно занимать свое свободное время (репетиции, реализация социальных задач и т.д.).

2. Коммуникативность. В детском доме культуры задача очень сложна, ведь зритель должен прийти добровольно и ему должен понравиться спектакль или концерт, после него он должен вынести какие-то уроки и сделать выводы. Грань между назиданием и предложением очень хрупка, особенно если учесть, что культурно-досуговых центров, предлагающих выбор очень мало. Подрастающее поколение везде сталкивается с рамками и правилами, поэтому заранее испытывает негатив к поучениям, поэтому нужно предложить молодому зрителю материал в ненавязчивой подаче, чтобы тот смог сам принять решение и прийти на спектакль или концерт ещё не один раз.

3. Адаптированность к внешним условиям. Например, провинциальный детский коллектив отличается от столичного, и руководитель должен помнить, что темы, поднимаемые в его проекте, должны отражать именно те проблемы, которые злободневны именно в его локализации и именно в это время.

4. Инновационность. Руководитель должен подбирать именно такой материал, который нигде больше не встречается. При постановке программ он должен находить необычные пути решения, что важно и для того, чтобы мероприятие было уникальным, не похожим на заурядные постановки, и чтобы в очередной раз заинтересовать и участников, и зрителей. Дети и подростки специфичны, эта группа людей любит модное, яркое, необычное, и этим нужно воспользоваться для очередного момента воздействия.

5. Ограниченность во времени и законченность. Только реализованный проект можно предлагать зрителю, незаконченность станет неуважением к нему, именно поэтому нельзя относиться небрежно к репетиционному процессу. Руководитель должен следить за субординацией, режимом и другими факторами.

6. Целостность. Любой Детский дом культуры состоит из нескольких разрозненных элементов, о которых говорилось выше, и именно руководитель должен собрать их воедино.

Отдельно бы хотелось отметить роль художественного руководителя коллектива. Он должен, прежде всего, установить атмосферу взаимного уважения и доверия, то есть совместный с коллективом способ существования. Он должен воспитать уважение к слову, к точному смыслу сказанного. Это одно из самых важных условий для создания атмосферы взаимного доверия и уважения. Уважение к слову в жизни переходит в отношение к слову на сцене, то есть к словесному действию. Свойство слова-действия – одно из коренных свойств природы актерского искусства. Он должен обеспечить индивидуальный подход к каждому и вместе с тем равенство всех перед художественным руководителем, перед искусством. Не надо забывать о педагогическом такте при оценке игры и поступков участников, развивать и укреплять в каждом чувство подлинного человеческого достоинства. Он должен проявлять ровное и равное отношение к участникам коллектива в сочетании с подлинной заинтересованностью их человеческой и творческой личностью. Вряд ли при этом следует быть на короткой ноге с кем-нибудь из членов коллектива или с отдельной группой участников. Это порождает обиды, отчужденность, ведет к разобщенности в коллективе.

Помимо продюсерской и режиссерских функций, руководитель детского коллектива должен составлять план учебно-воспитательной работы творческого коллектива, принять устав и сформировать традиции. Это важно: командная работа будет основой для успешной реализации такого сложного проекта. Более того, грамотное планирование перспективного плана работы на год (а затем и на два, на пять и тд) станет организационной основой и программой деятельности коллектива с обязательными успешными инвестициями. Финансовая составляющая крайне важна, переход к рыночной экономике затронул все сферы, в том числе и культурную, и руководитель должен помнить об этом в первую очередь. Затем важно создавать творческий микроклимат – эта атмосфера должна присутствовать на всех встречах. То есть это не только репетиции, это и дискуссии, и поисково-исследовательская работа, и круглые столы, и конкурсы. Даже выбор репертуара должен проходить сообща, руководитель детского коллектива всегда должен помнить о нецелесообразности назидания, напротив, он должен стремиться к командной работе, что не меняет, конечно, того факта, что руководитель будет оставаться главным.

Таким образом, руководитель должен постоянно вести беседы, которые выходят за тематические рамки репетиционного процесса. Вызывать на непосредственный диалог-обсуждение произведений искусства, актуальных проблем современности, нравственных тем повседневной жизни. Тем самым очевидно, что руководитель в Детском доме культуры первым реагирует на изменения в обществе, и именно он должен быть необычайно мобильным, гибким и чутким.

В конце хотелось бы сделать вывод, что целью детского дома культуры, как феномена социально-культурной деятельности, является сохранение, освоение и распространение значимых ценностей культуры и освоении новых ценностей, возвышении духовных интересов человека среди детей и подростков.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: