Никон - патриарх Московский (1605-1681).




Персоналии 17 в.

Аввакум Петрович (1621-1682) - глава старообрядчества, идеолог раскола в РПц, протопоп, писатель. Родился в семье священника в селе Григорове теперешней Нижегородской губернии. Земляком Аввакума был патриарх Никон.

Аввакум рано лишился отца, воспитывался матерью, женщиной благочестивой, сумевшей передать детям свою религиозность и книжность. 19-ти лет Аввакум женился по указанию матери на односельчанке Настасье Марковне, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни. Около 1640 г. назначен был священником одного из сельских приходов, откуда должен был спасаться бегством в Москву вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных людских пороков. В Москве Аввакум находит покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева.

В 1652 г. был возведен в протопопы, то есть старшие священники и назначен в Юрьевец (сейчас – районный центр Ивановской области), но Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди вновь подняли против него местных жителей, и вновь пришлось ему спасаться в Москву. В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы Аввакум принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Схожесть взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом. Став в 1652 г. патриархом, уже в следующем 1653 г. Никон предпринял первые шаги по осуществлению церковной реформы. Протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых противников церковной реформы, а вскоре вообще становится лидером движения, объединившим всех, кто выступал за сохранение старой веры. Обладая редкой энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум не прекращал борьбу до конца своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 г. Аввакум брошен был в подвал Андрониевского монастыря, сослан вместе с семьей в Тобольск. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя.

С 1656 г. по 1661 г. Аввакума с его семьей по указу Никона включили в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, и они были вынуждены пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до устья реки Нерчи (Забайкальский край). Несгибаемый протопоп продолжал свою активную проповедническую деятельность и постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался жестоким лишениям и наказаниям - вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.

В начале 60-х годов ХVll в. отношение власти к ссыльным старообрядцам ненадолго изменилось: отправив в опалу Никона, государь решил вернуть некоторых из них в Москву. Но опальный протопоп не смирился, он продолжал борьбу за «древнее благочестие». Вследствие челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень (современная Архангельская область), где пробыл около полутора лет.

В 1666 г. Аввакум был привезен в Москву, где его 13 мая после тщетных увещеваний на церковном соборе, собравшемуся для суда над Никоном, расстригли и прокляли, в ответ на что Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозерск (также Архангельский край). 14 лет просидел А. на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и его товарищей. 1 апреля 1661 г. они были сожжены в Пустозерске.

Раскольники считают его мучеником и имеют иконы Аввакума. В сфере раскола А. действовал не только примером непреклонности убеждения; он - один из наиболее выдающихся расколоучителей. Аввакуму приписывают более 40 сочинений. Вероучительные взгляды А. сводятся к отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставил в связь с "римской блудней", то есть с католичеством.

Самое яркое сочинение Аввакума - «Житие» является ценным историческим памятником, первым в русской литературе опытом автобиографии, ярким образцом литературы XVII века.

 

Алексей Михайлович (1629-1676) – второй русский царь из дома Романовых.

Сын царя Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Родился 10 марта 1629 года; воспитывался под руководством боярина Бориса Ивановича Морозова. Алексей Михайлович вступил на престол в 16 лет, 14 июля 1645 года. Первое время он находился под влиянием своего воспитателя, который фактически управлял государством. Влияние Морозова ещё более усилилось, когда он породнился с царём: в 1648 году Алексей Михайлович вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской, а несколько дней спустя Морозов женился на её сестре.

Начало царствования Алексея Михайловича было бурное: начались мятежи в Москве, Новгороде и Пскове. Народное возмущение вызвала политика правительства Морозова, направленная на усиление финансового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского – тестя царя, который раздавал выгодные места родственникам, притеснявшим народ лихоимством.

«Соляной бунт»в Москве в июне 1648 года привел к отстранению главы правительства Морозова от государственных дел и ссылке его в Кирилло-Белозерский монастырь. Именно с этого времени, по мнению историков, начинается самостоятельное правление Алексея Михайловича.

Народные выступления продолжались практически все царствование второго из Романовых. Этому способствовала активная внешняя политика правительства Алексея Михайловича, следствием которой была вечная нехватка денег в казне, а значит и увеличение налогов, а также общая линия социального развития страны, направленная на дальнейшее закрепощение податного населения. Начало выпуска медных денег, которым была присвоена равная ценность с серебряными, что привело к их обесцениванию и росту цен, спровоцировало так называемый «медный бунт» в Москве в 1662 году. Наконец, недовольство социальными и экономическими условиями, всё усиливавшееся закрепощение крестьянства вылились в крупнейшее опасное по своим размерам и силе движение - крестьянскую войну под руководством Степана Разина.

Внутренняя государственная деятельность Алексея Михайловича была направлена на всестороннее укрепление самодержавной власти. Падение роли Земских соборов,изменения в составе Боярской думы,усложнение приказной системы и попытки ее реформирования – все это свидетельствует о начале становления абсолютизма в России. По его личному указанию царя был составлен свод законов – Соборное Уложение, принятое Земским собором 1649 года. Оно, по мнению правительства, должно было внести порядок в управление и смягчить народное недовольство и тем самым укрепить положение Романовых на престоле.

Нуждаясь в надежном советнике, царь приблизил к себе патриарха Никона, оказывал ему доверие и поручал управление государством во время отлучек. Никон провел церковную реформу, вызвавшую раскол в Русской православной церкви. Вмешательство патриарха во внутреннюю и внешнюю политику вызвало разрыв Никона с Алексеем Михайловичем. Исход личного конфликт патриарха с царем в конечном итоге означал победу светской власти над церковью.

Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику. Самым крупным ее достижением явилось присоединение Украины к России.Присоединение привело к русско-польской войне, она продолжалась 13 лет до 1667 г. и закончилась Андрусовским перемирием. З ападная часть Украины отошла полякам, а Смоленск, левый берег Днепра, Малороссия, и Киев остались за Россией.

В 1655-1658 гг. царь вёл войну со Швецией, которая фактически закончилась неудачей для России. По Кардисскому миру 1661 года все завоеванные в ходе войны земли были возвращены шведам. Таким образом, Балтика осталась за Швецией.

При Алексее Михайловиче Россия, с приобретением Сибири подвинулась на восток, и основались города: Нерчинск, Иркутск, Селенгинск.

Войны с поляками и шведами побудили царя многое изменить в организации войска по европейскому образцу. Начиналось формирование армии нового строя, предпринимались попытки создания первых военных кораблей в селе Денидове на Оке.

Несомненно, что Алексей Михайлович осознавал разрыв в уровне развития России и передовых западных держав. В преобразованиях Алексея Михайловича можно повсюду видеть заимствования западного опыта. Правительство опиралось на иностранцев в организации полков нового строя, в развитии русской артиллерии, в первых попытках кораблестроения. Усваивали и промышленное дело. Приглашались техники, купцы, ремесленники. Голландские мастера помогали в организации пушечного завода в Москве.

Появляются иноземные новинки и в быту. Театр, балы, европейские наряды, танцы, кулинария начинают входить в обиход Московской знати при Алексее Михайловиче. Растет переводная литература с латинского, польского и немецкого языков, растет и знакомство русских людей (бояр, дворян, купцов, служащих приказов) с иностранными языками.

В значительной мере во главе увлечения европейскими языками стоял царский дворец. Правительство было главным заказчиком и покупателем иноземных товаров, книг, произведений искусства. Царь Алексей изучал польский язык, его детей обучал латыни и польскому приглашенный в Москву писатель и мыслитель Симеон Полоцкий; при дворе в моде была одежда западного покроя.

В экономической области правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество, защищая его от конкуренции иностранных купцов. Были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли.

В своей деятельности А.М. всегда старался опереться на умных, сведущих и надежных людей, хорошо знакомых ему и разделявших его стремления. В его царствование выдвинулась плеяда талантливых государственных деятелей: Ф.М.Ртищев,А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев.

Алексей Михайлович был одним из образованнейших людей своего времени. Он сам писал и редактировал многие важные указы и первым из русских царей стал их собственноручно подписывать. Ему приписывается и ряд литер. сочинений, в т.ч. "Послание на Соловки", "Урядник сокольничья пути" и др. Известно, что он пробовал писать свои воспоминания о польской войне. Увлекался охотой, шахматами, придворным театром. Был добродушен, жизнерадостен, вспыльчив, но отходчив.

От первого брака с М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей (в том числе цари Федор Алексеевич и Иван V, царевна Софья Алексеевна), от второго брака с Н. К. Нарышкиной - 3 детей (в том числе царь Петр I).

А. М. скончался 28 января 1676 г. в 47 лет и похоронен в Архангельском соборе Моск. Кремля.

Современники и исследователи прозвали его "Тишайшим". Однако царствование его, наполненное восстаниями и бунтами, войнами и преобразованиями, тихим не было. И характер государя вспыльчивый, противоречивый, восприимчивый ко всему новому – тоже не подходит к этому определению. Некоторые историки (например, Г.А. Панченко "Русская культура в канун петровских реформ") объясняют значение слова "тишайший" в послесмутное время как противопоставление "мятежу". "Тишайший монарх" - это царь, который умеет поддерживать порядок. Этой характеристике вполне соответствует его политика. Исследователи отмечают склонность Алексея Михайловича к компромиссу. Многие события его царствования подтверждают это. Именно Алексей Михайлович своими преобразованиями, неспешными, не нарушающими традиционных основ российской действительности заложил фундамент всеобщих реформ первой четверти XVIII века.

 

Болотников Иван Исаевич (? – 1608) - предводитель восстания 1606-1607 годов.

Он был первоначально военным холопом князя Телятевского, то есть входил в вооруженную боярскую свиту. От боярина бежал к донским казакам. В одной из многочисленных схваток казаков с татарами был захвачен в плен и продан в рабство к туркам на галеры. После разгрома турецкого флота европейцами попал в Венецию, откуда направился через Польшу на родину. В Польше он встретился с неким Михаилом Молчановым, который был схож с Лжедмитрием I и выдавал себя за спасшегося царя (позже он оставил эту идею, т. к. было много людей хорошо знавших, кто он на самом деле, и стал помогать другому самозванцу - Лжедмитрию II. Молчанов пытался найти людей, которые бы поддерживали его и, кроме того, искренне верили, что имеют дело с прирождённым государем. Болотников оказался в Польше после многолетних скитаний по Европе, поэтому плохо представлял себе политическую ситуацию в России после событий 1604-1605 гг. и никогда не видел в лицо Лжедмитрия.

Поближе познакомившись с отважным казаком, Молчанов решил использовать его. Он вручил Болотникову грамоту о назначении «царским воеводой», помог добраться до Путивля, связаться с путивленским воеводой Г.Шаховским и получить под командование небольшой отряд, численность которого начала быстро расти, во многом благодаря незаурядным качествам и опыту Ивана Исаевича.

Таким образом, летом 1606 г. Болотников оказался во главе вспыхнувших на юге волнений, переросших вскоре в восстание, охватившее огромную территорию. Правительству Шуйского удалось подавить его лишь летом 1607 года.

Болотников вместе с другими руководителями движения был схвачен. Его держали сначала в Москве, но когда активизировал военные действия Лжедмитрий II, Шуйский отправил в феврале 1608 г. Болотникова в ссылку в Каргополь (Архангельский край), где вскоре он был ослеплён, а затем утоплен.

 

Василий Ус – (Ус Василий Родионович) (?—1671) - донской казак, соратник С.Т. Разина.

В 1666 году отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу, а затем в Москву. Целью похода было желание предложить правительству свои услуги в войне с Польшей, и таким образом получить на военной службе средства к существованию.

На пути продвижения отряда от Воронежа к Туле и в лагере, который Ус организовал на берегу реки Упа близ Тулы, к нему присоединялись беглые крестьяне и холопы многих уездов юга страны. Движение начинало принимать антиправительственный, антидворянский характер. Царское правительство спешно снарядило карательную экспедицию против отряда Уса. Не решаясь вступить в бой с царскими войсками, Василий Ус отвёл свой отряд на Дон, где по требованию царского правительства был подвергнут казачьим войсковым кругом наказанию.

Опасаясь дальнейшего преследования, Ус скрылся. Летом 1668 г. он начал собирать на Дону новый отряд, весной 1670 присоединился к повстанческому войску С.Т.Разина и стал одним из его ближайших соратников. Во время наступления на Царицын и Чёрный Яр он возглавлял повстанческое войско, шедшее на стругах. При взятии Астрахани в 1670г. командовал одним из отрядов. После ухода повстанческого войска вверх по Волге остался в городе атаманом, обеспечивал тыл повстанцам.

 

Владислав IV Ваза (1595 – 1648) - старший сын Сигизмунда III, польский король (1632 -1648), претендент на российский престол, в период Смуты - царь (1610-1613).

В феврале 1610 года между польским королем Сигизмундом III и посольством русских бояр, являвшихся ранее сторонниками Лжедмитрия II, был заключён договор, по которому польский королевич Владислав признавался русским царём. Владислав должен был занять престол на условиях ограничения его власти в пользу Боярской Думы и Земского Собора,признания за служилыми людьми личной и имущественной неприкосновенности, принятия православия. Поляки формально приняли все условия, но интервенция прекращена не была. Кроме того, Сигизмунд III требовал, чтобы не его сына, а его самого боярское правительство – семибоярщина - признало царем России.

Такое отношение Сигизмунда к договору, изменение обстоятельств в Московском государстве, где разгорелась борьба против польской т шведской интервенции, завершившаяся избранием на престол Михаила Романова, помешали Владиславу занять московский престол.

В 1617 году Владислав, поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, совершив поход на Москву но взять город не смог. Поляки вынуждены были пойти на перемирие, подписанное в деревне Деулино в 1618 году. Владислав отказался от русского престола, но за это Россия отдала Польше Смоленск и Черниговские земли.

Вступив на польский трон, Владислав унаследовал от отца натянутые отношения к Московскому государству, смененные открытой борьбой. В 1632 царь Михаил Федорович, пользуясь бескоролевьем в Польше, задумал овладеть Смоленском и отправил боярина Шеина с армией для его осады. Началась так называемая Смоленская война. Владислав подоспел с войском и принудил Шеина к капитуляции. Но последующая попытка Владислава овладеть Москвой не удалась. По условиям мирного договора России и Польши 1634 года он был вынужден отречься от притязаний на московский престол.

 

Выговский Иван Евстафьевич (?-1664) - гетман Украины в 1657-1659 гг.

Происходил из мелкой шляхты (польское дворянство). Служил в польском войске, после поражения которого у реки Жёлтые Воды (1648 г.) попал в плен к татарам. Из плена был выкуплен Богданом Хмельницким, после чего стал войсковым писарем, а после смерти Богдана — опекуном его сына Юрия Хмельницкого, получившего из рук отца гетманскую булаву. Пока Юрий, совсем ещё молодой человек, учился в Киевской духовной академии, Выговский не только исполнял роль опекуна, но и обязанности гетмана.

Будучи хитрым и честолюбивым человеком, он быстро перешёл от роли опекуна к роли фактического обладателя гетманской булавы. В 1657 г. Выговский был избран в гетманы, хотя это избрание и не сразу было признано на Украине, а, особенно, в Запорожской Сечи.

Выговский принадлежал к той части украинской казацкой старшины, которая стремилась к отрыву Украины от России и ориентировалась на шляхетскую Польшу. Избранный гетманом, И.Выговский подписал с польским правительством Гадячский договор 1658 г., который предусматривал возвращение Украины под власть Польши.

В июле 1659 года Выговскому в союзе с крымскими татарами удалось нанести московскому войску поражение под Конотопом. Но против него восстала значительная часть казачества. Все народные выступления жестоко подавлялись Выговским с помощью крымских татар. В ходе народного восстания 1659 года во главе с И. Богуном Выговский был низложен и бежал в Польшу.

В результате происков гетмана Правобережной Украины П. Тетери, опасавшегося соперничества Выговского, последний был расстрелян польскими властями.

 

Гермоген (ок.1530 – 1612) – церковно-религиозный деятель периода Смуты, патриарх Русской православной церкви в 1606 – 1612 годах.

Ранняя жизнь патриарха Гермогена неизвестна, как и его происхождение. Есть предположения о том, что Ермолай (мирское имя будущего патриарха) был родом из донских казаков или из посадских людей. В 1587 году был пострижен в монахи с именем Гермоген и вскоре стал игуменом казанского Спасо-Преображенского монастыря. Наиболее активная деятельность Гермогена начинается с 1589 г., когда, при учреждении в России патриаршества, он был поставлен казанским митрополитом. Находясь в этом сане, Гермоген проявил себя хорошим организатором и ревностным хранителем веры.

Воцарение в июне 1605 года Лжедмитрия I ознаменовало и изменения в церковных делах. Самозванец прекрасно понимал, какую большую роль играет в жизни русских людей православная церковь. Добиться признания от патриарха Иова Лжедмитрий не смог и, чтобы удалить его от дел, созывает епископский собор. Гермоген был членом этого собора и потому был приглашен в Москву. Епископы не нашли в себе сил противиться воле нового царя, сместили Иова и избрали патриархом рязанского архиепископа Игнатия, который одним из первых принес присягу Лжедмитрию и ни в чем ему не перечил. Казанский же митрополит Гермоген часто выступал с обличениями царя, открыто выражал недовольство предстоящим браком царя с католичкой Мариной Мнишек. За что и поплатился. По приказу самозванца неугодного митрополита выслали в его епархию - в Казань.

В мае 1606 года самозванец был свергнут, а царский трон занял Василий Шуйский. Тогда же был свергнут и заточен в монастырь ставленник Лжедмитрия I патриарх Игнатий. В июне 1606 г. собор епископов избрал патриархом пострадавшего от самозванца семидесятилетнего Гермогена.

Сделавшись патриархом, Гермоген сначала не играл видной роли в государственных делах, вследствие несогласий, возникших между ним и царем. Патриарх был человек чрезвычайно упрямый, жесткий, грубый, неуживчивый. Но при всем том, это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личной выгоде. Сложная ситуация в государстве побудила Гермогена к активным действиям по защите «законно избранного» правительства Шуйского. Гермоген вел борьбу с Лжедмитрием II, разоблачая в патриарших грамотах его как самозванца. Во время восстания Болотникова Гермоген, рассылал грамоты, убеждая население стоять за Шуйского, и наложил даже проклятие на Болотникова и его сторонников. Пытался Гермоген защищать Шуйского и в момент его свержения с престола.

Обращаясь к русским людям, святитель Гермоген пытался остановить братоубийственное кровопролитие - неизбежное следствие гражданских войн. “Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, - писал он в одной из грамот тушинцам, - какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных... Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли отечество разоряете?”

В период семибоярщины патриарх яростно боролся против призыва на русский престол польского королевича Владислава, а когда вопрос уже был решен, то патриарх настаивал на безоговорочном выполнении Владиславом и его отцом двух условий: обращение кандидата в православную веру и вывод с территории России польских вооруженных отрядов, что было совершенно неприемлемо для Сигизмунда lll.

Польская и шведская интервенция, особенно занятие поляками Москвы, остро поставили вопрос о сохранении национальной независимости. В обществе все более крепла мысль об отпоре иноземцам и освобождении столицы. Патриарх Гермоген благословил создание ополчения Прокопия Ляпунова для похода на Москву. Об этом он писал в провинцию в своих грамотах-обращениях. Москвичи же в посланиях жителям других городов России сообщали, что “первопрестольник апостольской Церкви, святейший Ермоген патриарх, прям как сам Пастырь, душу свою полагает за веру христианскую несомненно; за ним следуют все православные христиане”.

В феврале 1611 года поляки, узнав, что в Нижнем Новгороде собирается новое ополчение по воззванию Минина, потребовали от патриарха, чтоб он написал увещание нижегородцам и приказал им оставаться в верности Владиславу. Гермоген резко и твердо отказался. Зв ответ раздраженные поляки заточили Гермогена в Чудовом монастыре, где он умер, как говорят современники, голодной смертью.

При патриархе Никоне мощи Гермогена были перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Гермоген был причислен к лику святых.

Он был одним из образованнейших священнослужителей своего времени. Его перу принадлежат несколько литературных и исторических трудов. До сих пор, например, в день почитания Казанской иконы Богоматери во всех храмах читается тропарь “Заступнице Усердная...”, сочиненный Гермогеном.

 

Годунов Борис Федорович (1552-1605) – царь с 1598 г.

Борис Годунов был младшим сыном боярина Федора Годунова. Рано остался сиротой и вместе с сестрой Ириной воспитывался в доме дяди, Д. И. Годунова, который в результате опричнины оказался при дворе Ивана Грозного.Благодаря женитьбе на дочери Г.Л.Скуратова-Бельского Марии, начал быстрое продвижение вверх по служебной лестнице. Постепенно стал активным деятелем опричнины. Сестра его Ирина стала женой царевича Федора Ивановича, будущего царя, что ещё больше возвысило Годунова при дворе. Начинается постепенный процесс устранения соперников: Шуйских, Мстиславских и Романовых. С 1585 г. Годунов становится полноправным правителем государства при недееспособном царе. После смерти Федора Ивановича в 1598 г. избран Земским собором на царство.

Годунов, по единодушному мнению современников, был крупным государственным деятелем. Он почти всегда лично вёл дипломатические переговоры, активно участвовал в проведении внутренней политики, отвечавшей интересам основной части дворянства. Его правительство продлило перемирие с Польшей и вступило в войну со Швецией, в результате которой Россия вернула утерянные после Ливонской воины 1558-1583 гг. города Ям, Орешек, Ивангород и др., расширила выход к Балтийскому морю. При Годунове была предпринята энергичная колонизация Сибири. На юге для обороны от набегов крымских татар продолжалось освоение степей, где были построены города Валуйки, Воронеж, Белгород, восстановлен Курск. В его правление расширяются связи России с Грузией. Для обеспечения пути в эту страну была построена крепость в устье Терека. Годунов добился в 1589 г. у константинопольского патриарха, воспользовавшись бедственным его положением, согласия на учреждение русской патриархии. Продолжая политику Ивана Грозного по укреплению самодержавной власти, Годунов в борьбе с боярами и княжатами опирался на служилых дворян и верхи посада. В пользу последних проводилось «посадское строение», т. е. возвращение в посад беглых тяглецов, приписка к посаду владельческих крестьян, занимавшихся торговлей и промыслами и т. д. В 1592 г. закончилась перепись населения, затеянная ещё Иваном Грозным, результатом которой оказалось окончательное закрепление крестьян за их владельцами. В 1597 г. были изданы указы об установлении 5-летней давности для исков на беглых крестьян и указ о холопах, по которому кабальные люди лишались права выкупаться на свободу. Одновременно в кабальных холопов была превращена целая категория свободных людей, т.н. «вольных холопов». Важным актом закрепощения крестьянства было введение в южн. р-нах страны «государевой пашни», к которой прикреплялись беглые крестьяне.

Резкое усиление крепостного гнёта в правление Годунова привело в начале XVII века к подъему народных выступлений. Бедствия населения усилились вследствие тяжёлого неурожая 1601 -1603 гг. и страшного голода. В 1603 г. вспыхнуло восстание Хлопка Косолапа, охватившее центральные уезды страны и с трудом подавленное правительством. Несмотря на то что Годунов закупал хлеб на свои личные деньги и раздавал голодавшему населению, недовольство народных масс было столь велико, что они поддержали Лжедмитрия I, открывшего в 1604 г. военные действия против Годунова.

Скоропостижно скончался в Москве и был похоронен в Архангельском соборе.

 

Годунов Федор Борисович ( 1589 – 1605) - царь с 13 апреля по 1 июня 1605 г. (Федор II), сын Бориса Федоровича Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской.

Все современники отмечали, что Федор от природы был одарен умом и способностями. Борис Годунов, сам не имевший почти никакого образования, постарался дать сыну совсем не то воспитание, которое по обычаю получали дети московских государей. Он выписал для сына иностранных учителей и рано приучал юношу к пониманию правительственных дел. Судя по сохранившимся официальным документам, отец ничем не пренебрегал, чтобы впоследствии закрепить за ним престол, и еще при жизни именовал Федора "великим государем".

14 апреля 1605 года, на другой день после смерти Бориса, столица присягнула Федору. Лжедмитрий l тем временем приближался к Москве. Ему навстречу были отправлены войска во главе с только что назначенным воеводой Петром Басмановым. Но новый воевода с войском перешел на сторону самозванца. Многие бояре, недовольные Годуновыми, распускали слухи о скором воцарении чудесно спасшегося Дмитрия. К тому же Лжедмитрий через своих послов прислал в Москву грамоту, в которой извещал о своем «спасении», прощал московским людям, что они по незнанию присягали Годуновым, обещал всем льготы и милости и приглашал прислать к нему посольство с челобитьем.

Это спровоцировало восстание против правительства Федора Годунова. 1 июня 1605 года в Кремль ворвался народ, царя с матерью и сестрой схватили и взяли под стражу, не причинив им никакого вреда. Но в тот же день бояре, перешедшие на сторону Лжедмитрия, и. очевидно, по его приказу, убили Федора Годунова и его мать.

Тела их погребли без всяких почестей в Варсонофьевском монастыре. Туда же из Архангельского собора перевезли гроб с телом Бориса. Впоследствии при царе Василии Шуйском тела Бориса и Федора Годуновых перезахоронили еще раз - в Троице-Сергиевском монастыре.

 

Дежнёв Семён Иванович(ок. 1605—1673) – землепроходец-морехож, казачий атаман.

Родился в городе Устюг Великий. Службу начал в Тобольске рядовым казаком. Оттуда он перешёл в Енисейск, а затем его направили в Якутский острог (1638), только что основанный рядом с ещё непокорёнными племенами туземцев. Вероятно, хорошо говорил по-якутски, однако совсем не разумел грамоту. Был участником первых походов по Крайнему Азиатскому Северу: был на Оймяконе, проплыл по Индигирке до устья, достиг морем реки Колымы. В 1648 совместно с Ф.А.Поповым (Федотом Алексеевым) Дежнёв впервые в мире прошел Студеным и Анадырским морями (Северным Ледовитым океаном и Беринговым морем) от устья Колымы до северной оконечности Камчатского полуострова. Из 7 судов-участников лишь два не погибли, совершив полное трудностей плавание, пройдя проливом между Азией и Америкой. Экспедиция Дежнева первой совершила плаванье в Чукотском море и водах северной части Тихого океана. Она открыла Чукотский полуостров и Анадырский залив, обнаружила пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, доказав за 80 лет до Беринга, что Азиатский и Североамериканский материки не соединяются.

В последующие годы, продолжая службу на севере Сибири. Дежнев обследовал реку Анадырь и Анадырскую низменность. Им был основан Анадырский острог, а затем исследованы и нанесены на карту все эти территории. Впоследствии им были совершены походы по низовьям рек Лены, Оленек, Вилюю. В 1664-1665 гг. Дежнёв побывал в Москве, где его деятельность по исследованию Сибири получила высокую оценку. Дежнёву был присвоен чин казачьего атамана.

Умер он в Москве во время одной из отчетных поездок. Впоследствии его именем были названы самый восточный мыс Чукотского полуострова, одна из бухт Берингова моря, горный хребет и поселок на р. Амур.

 

Дмитрий Иванович (1582-1591) - царевич, младший сын Ивана Грозного.

В 1584 году, вскоре после смерти отца, был отправлен вместе с матерью (Марией Федоровной Нагой) и другими родственниками в Углич, свой удел, полученный еще от Ивана 1V.

Обычно считается, что проживание царевича с матерью в Угличе на деле являлось их ссылкой, так как Дмитрий, как возможный претендент на престол, был невыгоден Борису Годунову фактическому полноправному правителю государства при недееспособном царе Федоре Ивановиче. Дальновидный боярин опасался соперничества Дмитрия в будущей борьбе за власть.

Однако некоторые историки утверждают, что Борис не рассматривал Дмитрия как серьёзную угрозу на пути к власти. Царевич был рождён от не менее чем шестого брака отца, в то время как православная церковь считала законными только три брака,. Следовательно, Дмитрий мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол.

15 мая 1591 царевич погиб в Угличе при невыясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.

Сразу же появились две версии о причинах смерти царевича Дмитрия: убийство по приказу Годунова, желавшего избавиться от претендента на престол, или несчастный случай. Так, Мария Нагая обвинила в убийстве царевича пребывавших в Угличе «людей Бориса» Данилу Битяговского и Никиту Качалова, которые немедленно были растерзаны толпой, поднявшейся по набату. Вскоре же после гибели царевича в Углич явилась правительственная комиссия во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским, которая после допроса многих десятков свидетелей пришла к выводу о несчастном случае: царевич якобы проколол себе горло ножом, играя в «тычку» (кидая нож в землю), когда с ним случился эпилептический припадок.

Неправдоподобная, третья версия, о том, что погиб не царевич, которому удалось спастись, а кто-то другой, стала поводом для появления самозванцев - Лжедмитриев в период Смуты.

Царевич был захоронен в соборной церкви в Угличе. После воцарения Василия Шуйского в 1606 году в знак подтверждения гибели Дмитрия его останки были извлечены из гробницы в Угличе, торжественно перенесены в московский Успенский собор. Тогда же царевич был канонизирован как благоверный Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая (28 мая).

 

Заруцкий Иван Мартынович (? - 1614) - казачий атаман.

Его активная политическая и военная деятельность связана с периодом Смуты. В 1606 – 1607 гг. Заруцкий вместе с казаками участвовал в движении И.И. Болотникова, а после его поражения перешел на службу к Лжедмитрию II. Заруцкий сыграл важную роль в создании войск Лжедмитрия II. Он участвовал во всех крупных сражениях; был не только руководителем отряда донских казаков, но и был пожалован самозванцем в бояре.

С началом распада Тушинского лагеря Заруцкий перешёл на сторону польского короля Сигизмунда III, но осенью 1610 года вернулся в Калугу к Лжедмитрию II.

После смерти Лжедмитрия II Заруцкий женился на его вдове Марине Мнишек и поставил себе целью посадить на русский престол ее сына. В 1611 г. Заруцкий примкнул к первому Земскому ополчению, выступившему против польских интервентов в Москве и возглавляемому П.П.Ляпуновым. Однако борьба за лидерство, разногласия в руководстве ополчения привели к тому, что Заруцкий вместе с Трубецким спровоцировали убийство Ляпунова. После этого Заруцкий стал первым лицом в ополчении, но фактически он остался под Москвой только с казаками, которые из-за малочисленности не могли вести успешные военные действия. Стремясь осуществить свои честолюбивые замыслы, Заруцкий в 1612 году выступил против второго народного ополчения и пытался организовать покушение на князя Д.М.Пожарского, который призывал к национальному единству и убеждал не признавать М. Мнишек, ее сына и Заруцкого. Продвижение второго ополчения к Москве заставило Заруцкого бежать в Астрахань. В 1614 году с приближением правительственных войск и спасаясь от народного восстания, вспыхнувшего в Астрахани, Заруцкий бежал в уральские степи, где казаки выдали его правительству. Доставленный в Москву Заруцкий был казнен.

 

Илейка Муромец (? — ок. 1608), один из предводителей восстания под руководством И.И. Болотникова,выходец из посадских людей Мурома.

Несколько лет работал по найму у торговых людей, затем стал казаком на Тереке. В 1605 году казаки избрали Илейку атаманом и объявили его «царевичем Петром» - никогда не существовавшим сыном царя Федора Ивановича. (См. в хрестоматии статью «Царевич Петр»)

Зимой 1606 года Илейка с отрядом казаков вышел на Волгу и решил идти к Москве. От Путивля они пошли на соединение с отрядом Болотникова, находившимся в Калуге. (См. историческую карту «Смутное время в России в начале ХVII в.»)

3 мая 1607 на реке Пчельне под Калугой Илейка Муромец нанёс удар по войскам В.И. Шуйского и обеспечил выход из осады Болотникову. С этого времени Илейка вместе с Болотниковым руководил борьбой повстанцев под Тулой. 10 октября 1607 года Тула пала. Илейка был пленён и повешен.

 

Карл IX



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: