Основные показатели работы гражданской авиации России




Управление финансами

УДК 339.727

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ

ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В СФЕРУ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

 

Р.В. МАКСИМОВ,

Аспирант очного отделения кафедры прикладной экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, ведущий специалист программы развития лизинга в России центра коммерческих исследований при кафедре прикладкой экономики МГИМО (У) МИД России.

E-mail: rvmaximov@gmail.com

 

В статье рассматривается международный лизинг как один из наиболее эффективных способов привлечения иностранных инвестиций в сферу гражданской авиации и в смежные отрасли.

Ключевые слова: лизинг, проблемы в гражданской авиации, иностранные инвестиции, авиационная техника.

 

Management of the finance

 

INTERNATIONAL LEASING

AS EFFECTIVE WAY OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN CIVIL AVIATION ANNOTATION

 

R.V. MAKSIMOV,

postgraduate student of full-time department, department of applied economics at the Moscow state Institute of international relations (University) of the MID of Russia, leading specialist leasing development program in Russia, the centre of commercial research at the department прикладкой economics,

MGIMO (U) of the MID of Russia.

E-mail: rvmaximov@gmail.com

 

The article deals with international leasing as one of the most effective way to attract foreign investment not only in civil aviation, but also in related industries.

Keywords: leasing, problems in civil aviation, foreign investments, aviation.

 

Проблемы российского рынка авиаперевозок стали настолько очевидны, что уже государство озаботилось этим вопросом, принимая меры по развитию российской авиапромышленности.

Анализируя современное состояние воздушного транспорта России, следует выделить такую проблему, как устойчивый тренд старения эксплуатируемых воздушных судов и иностранного, и российского производства, а также деградацию наземной инфраструктуры. Неэффективно управляются авиаремонтные заводы, происходит утечка кадров, которая таит в себе опасность потери управленческого опыта и невозможности передачи его новому поколению кадров.

Об этом говорит главный специалист Федерального государственного унитарного предприятия Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Ю.М. Фейгенбаум, отмечая проблемы в области проектирования и производства воздушных судов в своей статье «Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов»1. Российская школа проектирования утрачена и на ее восстановление нужны десятилетия.

Российские авиазаводы не в состоянии обеспечить выпуск необходимого количества самолетов в приемлемые сроки с необходимым качеством, что могло бы привести к невозможности удовлетворить отечественными авиакомпаниями спрос на перевозки груза и пассажиров без использования воздушных судов иностранного производства.

Пассажирооборот за 2012 г. в России увеличился на 117,4% и достиг значения в 195,7 млрд пасс.-км, превысив наилучший за всю новую историю показатель 1990 г. (159,5 млрд пасс.-км). Перевозки пассажиров составили 64 млн человек. Вместе с тем 74 млн пассажиров авиапредприятия России перевезли ещё в 1976 г.2 (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели работы гражданской авиации России

за январь–декабрь 2011–2012 гг.3

Показатель работы по видам сообщений Январь–Декабрь 2010 г. Январь–Декабрь 2011 г. Январь–Декабрь 2012 г.
Пассажирооборот,тыс. пасс.-км. в том числе: 147 118 514,42 166 759 997,25 195 775 373,57
международные перевозки 87 524 299,22 100 403 767,10 124 324 507,06
внутренние перевозки 59 594 215,20 66 356 230,15 71 450 866,51
Перевозки пассажиров, человек в том числе: 56 950 735 64 121 639 74 032 603
международные перевозки 27 731 918 31 383 855 38 627 196
внутренние перевозки 29 218 817 32 737 784 35 405 407

 

 

Все самолетостроительные заводы России в 2011 г. произвели всего 11 пассажирских самолетов: два самолета Ту-214, два самолета Ту-204-300, пять самолетов «Сухой Суперджет-100», два самолета Ан-148 и, кроме того, два самолета-амфибии Бе-2004.

В условиях сохранения высоких цен на топливо авиакомпании вынуждены продолжать обновление самолетного парка в основном за счет западных типов воздушных судов с высокой топливной эффективностью. В 2011 г. российские авиаперевозчики получили 127 воздушных судов, из них 121 – зарубежного производства5.

По долгосрочным прогнозам средний темп роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ на ближайшие 20 лет ожидается на уровне 4,8%, грузовых – 5,7%6. По оценке Государственного научного исследовательского института гражданской авиации, для обеспечения перевозок авиакомпаниям, с учетом списания устаревших типов воздушных судов по ресурсным показателям и потерей ими конкурентоспособности, потребность в поставках пассажирских самолетов российским авиакомпаниям в период до 2020 г. составит 1 030–1 200 воздушных судов различных классов пассажировместимости. Емкость перспективного российского рынка составит до 5,5–6% от емкости мирового рынка пассажирских самолетов7.

Важнейшей проблемой, препятствующей развитию маршрутной сети и увеличению количества перевезенных пассажиров, является постоянное сокращение числа используемых гражданской авиацией аэродромов. В настоящее время в России функционируют около 300 аэродромов, из которых 117 образуют опорную аэродромную сеть России. По сравнению с 2010 г. сеть сократилась на 17 аэродромов8. Количество действующих аэропортов продолжает непрестанно сокращаться с 1992 г. (рис. 1)*.

*График составлен по данным делового авиационного портала ATO.RU9

 

Рис. 1. Количество аэропортов в России

 

Во многом из-за этого в России сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем перевозок приходится на авиасвязи с Москвой, а это приблизительно составляет около 80%. Состояние многих аэропортов просто не позволяет осуществлять прямые рейсы из одного населенного пункта в другой по причине плохого состояния взлетно-посадочных полос, отсутствия требуемой техники по обслуживанию судов, аэронавигационного оборудования. Региональные авиакомпании будут вынуждены формировать свою маршрутную сеть через крупные аэропорты, тем самым конкурировать с такими крупными авиакомпаниями, как Аэрофлот, Трансаэро, C7-эйрлайнс. Из-за неразвитой инфраструктуры малые региональные авиаперевозчики не могут позволить себе развивать свой бизнес в виде приобретения самолетов новых типов, развития маршрутной сети и увеличения пассажиропотока и, как следствие, увеличения дохода авиакомпании. Авиаперевозчики просто вынуждены летать на устаревшей технике, а это воздушные суда, возраст большинства которых уже перевалил рубеж в 20–30 лет. В конечном итоге такая тенденция может привести к тому, что все больше и больше малых региональных авиакомпаний окажутся не в состоянии отвечать по своим обязательствам и вынуждены будут объявить себя банкротом.

В качестве решения проблемы по замене устаревающего и постоянно сокращающегося парка отечественных воздушных судов возможно использовать сделки по международному лизингу как один из основных способов обновления основных фондов российских авиакомпаний.

Нехватку отечественной авиатехники необходимо восполнить путем поставки воздушных судов по международным лизинговым контрактам. Таким путем уже пошли крупнейшие российские авиакомпании: Аэрофлот, Трансаэро, С7-эирлайнс, Ю-тайр. Например, Аэрофлот, имея в своем парке 125 самолетов, недавно подписал контракт на получение в лизинг 50 самолетов Boeing-737NG10. В свою очередь, новая авиационная техника, полученная по лизинговым контрактам, повлечет за собой строительство новых аэродромов и аэропортов, покупку нового оборудования, обслуживающей техники, аэропортового и навигационного оборудования, развитие инфраструктуры аэропортов, а также близлежащих территорий. Особенно актуально это становится для развития регионов. Привлечение инвестиций с помощью международного лизинга в авиаотрасль повлечет за собой поступление иностранного капитала и в смежные отрасли, в такие как дорожное строительство, строительство гостиничных комплексов, создание летно-тренажерных комплексов, развитие металлургической и добывающей промышленность. По данным авиапортала АвиаПорт, только на реконструкцию аэропорта Шереметьево с развитием железнодорожной ветки сообщения Москва – аэропорт Шереметьево в период с 2005 по 2011 гг. было привлечено 62,5 млрд руб. внебюджетных средств11. Стоит отметить, что после завершения реконструкции пассажиропоток через Шереметьево увеличился на 100%12. Если учесть, что реконструкция каждого функционирующего в России аэропорта для обслуживания воздушных судов зарубежного производства новых типов требует порядка 5,5 млрд руб.13, то модернизация аэропортов по всей территории России, а это порядка 300 аэропортовых комплексов, потребует около 1,5 трлн руб. Размеры привлекаемых инвестиций, необходимых на строительство одного аэропортового комплекса и инфраструктуры вокруг него, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Инвестиции в аэропортовый комплекс14, млрд руб.

Объект Сумма
Аэропорт 5,5
Гостиничный комплекс 1 000–2 000 мест  
Авто и железнодорожное сообщение, 1 км* 1,82
Энергетика 26,2
Территориальное планирование, проектирование, оценка воздействия на окружающую среду 3,3
Региональная связь 3,6
Утилизация отходов 2,2
Водоснабжение общего назначения 0,3
Итого: 64,3

* Средняя протяженность составляет 10 км.

Таким образом, по приблизительным расчетам обновление парка авиационной техники с помощью международного лизинга позволит дополнительно привлечь в экономику Российской Федерации инвестиции на сумму более чем 19 трлн руб.

Лизинговое финансирование активно используется по всему миру в сфере воздушного транспорта. Все увеличивающийся спрос на воздушные перевозки, а также необходимость обновления постоянного парка воздушных судов характеризуют мировую авиационную отрасль как один из наиболее перспективных сегментов мирового рынка лизинговых услуг. В ближайшее время потребности российских авиакомпаний в финансовых ресурсах, по подсчетам специалистов, должны возрасти приблизительно до 50 млрд дол. США15.

Для успешного развития международного лизинга в российской гражданской авиации требуется не только обобщение отечественной теории и практики, но и всесторонний анализ форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах. Тенденция увеличения количества воздушных судов, находящихся в лизинге, показана на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Общемировой парк коммерческих воздушных судов с 1970 г. по настоящее время16

Из графика видно, что к концу 2010 г. более 40% всех воздушных судов в мире эксплуатировались на условиях лизинга, в том числе и международного.

Исходя из анализа увеличения потребности в воздушных судах, можно сделать вывод о возрастающих перспективах сделок по международному лизингу иностранных воздушных судов, поскольку отечественное самолетостроение в настоящее время, а также в ближайшей перспективе будет не в состоянии обеспечить увеличивающийся пассажиропоток и грузопоток.

Исходя из анализа международного опыта поставок самолетов и количества заказов, сделанных авиакомпаниями по всему миру, видно, что наиболее эффективным способом расчетов при этих поставках является лизинг, который позволяет авиакомпаниям получать необходимую дорогостоящую технику при наличии значительно меньших финансовых ресурсов, чем стоимость поставляемых самолетов, которая составляет десятки, а то и сотни миллионов долларов.

При этом полная стоимость за поставленные самолеты выплачивается в виде лизинговых платежей за определенный период времени в процессе эксплуатации этих самолетов.

Специфика лизинговых операций в области авиации связана с необходимостью мобилизации на финансовом рынке крупных заемных средств и их страхованием, с созданием системы предоставления государственных гарантий, с особенностями решения правовых вопросов эксплуатации самолетов, необходимостью комплексного инфраструктурного подхода, включающего не только лизинг самолетов, но и наземного оборудования: средств обеспечения безопасности, запасных частей, оборудования для поставок горюче-смазочных материалов, а также топливной заправки самолетов, оборудования для ремонтной базы.

В западной авиационной индустрии лизинг стал одним из основных способов финансирования сделок. Благодаря налоговым льготам и государственной поддержке такие гиганты – производители авиационной техники, как Boeing и Airbus, выпускают по несколько сотен самолетов в год. Авиакомпании имеют возможность привлекать дешевые кредиты на срок более 10 лет, пользуясь поддержкой и гарантиями государства.

 

Список литературы

1. «Аэрофлот» и «Ростехнологии» заключили соглашение по операционному лизингу 50 самолетов Boeing 737 NG. URL: https://www.aex.ru/news/2012/1/12/91680.

2. Денег на аэродромы не хватает. URL: https://www.ato.ru/content/deneg-na-aerodromy-ne-hvataet.

3. Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр. URL: https://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi.

4. Инвестиции в аэропорт Шереметьево. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2012/08/29/239670.html.

5. Обзор отчета ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за 2011 год. URL:https://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/disclosure/Info_for_June_29,_12/Godovoy_otchet_za_2011_CHast1.pdf.

6. Основные производственные показатели Гражданской авиации России. https://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/vozdushnye_perevozki/osnovnye_proizvodstvennye_pokazateli_ga.

7. Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов. URL: https://www.ato.ru/content/pochemu-v-rossiyskom-nebe-vse-menshe-rossiyskih-passazhirskih-samoletov.

8. Welcome to the Bombardier Aerospace Commercial Aircraft Market Forecast, our 20-year view of the market for 20- to 149-seat aircraft. URL:https://www2.bombardier.com/en/3_0/3_8/market_forecast/index.html.

 

References

1. «Aeroflot» and «Russian technologies» signed an agreement on operating lease 50 Boeing 737 NG. URL: https://www.aex.ru/news/2012/1/12/91680.

2. Money for aerodromes is not enough. URL: https://www.ato.ru/content/deneg-na-aerodromy-ne-hvataet.

3. The cost of the Olympics in Sochi, a record for the entire history of the Olympic games. URL: https://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi.

4. Investments in the airport Sheremetyevo. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2012/08/29/239670.html.

5. Main production indicators of Civil aviation. https://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/vozdushnye_perevozki/osnovnye_proizvodstvennye_pokazateli_ga.

6. Main production indicators of Civil aviation. URL: https://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/disclosure/Info_for_June_29,_12/Godovoy_otchet_za_2011_CHast1.pdf.

7. Why in the sky of Russia less and less of the Russian passenger aircraft. URL: https://www.ato.ru/content/pochemu-v-rossiyskom-nebe-vse-menshe-rossiyskih-passazhirskih-samoletov.

8. Welcome to the Bombardier Aerospace Commercial Aircraft Market Forecast, our 20-year view of the market for 20 - to 149-seat aircraft. URL: https://www2.bombardier.com/en/3_0/3_8/market_forecast/index.html.

1 Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов. URL: https://www.ato.ru/content/pochemu-v-rossiyskom-nebe-vse-menshe-rossiyskih-passazhirskih-samoletov.

2 Основные производственные показатели Гражданской авиации России. URL: https://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/vozdushnye_perevozki/osnovnye_proizvodstvennye_pokazateli_ga.

3 Там же.

4Обзор отчета ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за 2011 год. URL: https://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/disclosure/Info_for_June_29,_12/Godovoy_otchet_za_2011_CHast1.pdf.

5Обзор отчета ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за 2011 год. URL: https://www.uacrussia.ru/common/img/uploaded/disclosure/Info_for_June_29,_12/Godovoy_otchet_za_2011_CHast1.pdf..

6Там же.

7Там же.

8Денег на аэродромы не хватает. URL: https://www.ato.ru/content/deneg-na-aerodromy-ne-hvataet.

9 Денег на аэродромы не хватает. URL: https://www.ato.ru/content/deneg-na-aerodromy-ne-hvataet.

10 «Аэрофлот» и «Ростехнологии» заключили соглашение по операционному лизингу 50 самолетов Boeing 737 NG. URL: https://www.aex.ru/news/2012/1/12/91680/.

11 Инвестиции в аэропорт Шереметьево. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2012/08/29/239670.html.

12 Инвестиции в аэропорт Шереметьево. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2012/08/29/239670.html.

13 Затраты на Олимпиаду в Сочи рекордные за всю историю Олимпийских игр. URL: https://igpr.ru/articles/zatraty_na_olimpiadu_v_sochi.

14 Там же.

15 Welcome to the Bombardier Aerospace Commercial Aircraft Market Forecast, our 20-year view of the market for 20- to 149-seat aircraft. URL: https://www2.bombardier.com/en/3_0/3_8/market_forecast/index.html.

16 Там же.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: