Система образования» и актуальное российское образовательное законодательство




Все основные моменты, связанные с реализацией права на образование в нашей стране, закреплены в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Так, ч. 1 данной статьи устанавливает равное право на образование для всех; ч. 2 – гарантирует «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования»; ч. 3 – утверждает равенство получения высшего образования на конкурсной основе; ч. 4 – устанавливает обязательность основного общего образования, которое должны обеспечивать детям «родители или лица, их заменяющие» и, наконец, ч. 5 настоящей статьи уполномочивает Российскую Федерацию устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, а так же – оказывать поддержку различным формам образования и самообразования[10].

Закон об образовании как системообразующий акт имеет рамочный характер: на его основе предусматривается принятие специализированных нормативных актов, в том числе касающихся различных уровней образования. Тем не менее, образовательная сфера до сих пор не урегулирована полностью и социальная миссия законодательства в современных условиях не отвечает требованиям социально-экономического развития государства и общества. Попыткой прорыва в этой области послужил принятый после долгих обсуждений Федеральный закон от «29» декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия, и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов. В связи с этим стоит обратить внимание на основные новые моменты, отраженные в текущем образовательном законодательствае по сравнению с ранее действовавшим:

1) Идеологической основой образовательной политики Российской Федерации на современном этапе можно считать Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 гг., утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации[11].

2) Создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.

3) Учёт потребностей развития инновационной экономики, учет международных обязательств России в сфере образования.

4) Комплексная модернизация законодательства об образовании, учитывающую запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности.

5) Повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования.

6) Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.

Структура системы образования, как нами уже отмечалось ранее, закреплена в ст.10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Настящая статья предусматривает целый ряд новых правовых норм по сравнению с прежним образовательным законодательством, которые существенно влияют на систему современного образования в России.

В пункте 1 статьи 10 отмечается пять составляющих[12], которые включает в себя система образования:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Здесь предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом.

Во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты (для обеспечения качества образования), федеральные государственные требования (для дополнительных предпрофессиональных программ), а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности (для образовательных программ высшего образования).

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов.

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы (например, общественные советы). Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося.

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда.

В п. 2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ предусматриваются три вида образования (общее, профессиональное и дополнительное) и профессиональное обучение. Введена новая норма о том, что данные виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Интересно также выяснить, в чем разница между профессиональным образованием и профессиональным обучением. Из подп. 3 п. 3. ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что профессиональное обучение – это профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, переподготовка рабочих, служащих, повышение квалификации рабочих, служащих. Профессиональное образование представляет собой среднее профессиональное и высшее образование.

В связи с этим у некоторых специалистов возникает вопрос: не является ли профессиональное обучение дополнительным образованием[13]? Последнее включает в себя дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (п. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Из подп. 2 п. 4 ст. 12 рассматриваемого Закона следует, что дополнительное профессиональное образование – это повышение квалификации, профессиональная переподготовка. Следовательно, оно касается всех физических лиц, кроме рабочих и служащих (поскольку в отношении их осуществляется профессиональное обучение).

Ещё один интересный момент – что понимать под рабочими и служащими? Можем ли мы применять нормы Федерального закона № 273-ФЗ о профессиональном обучении в отношении работника и государственного или муниципального служащего? По мнению Т.Ю. Олениной, необходимо слова «рабочие» и «служащие» в Федеральном законе № 273-ФЗ заменить на соответственно «работники» и «государственные и муниципальные служащие», что будет соответствовать действующему российскому законодательству[14].

П. 3 ст. 10 звучит как «Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования». В предыдущих подзаконных актах не было такой четкой градации уровней образования – общего и профессионального. Каждый из двух типов образования имеет свою структуру, то есть уровни градации[15].

Согласно п. 4 ст. 10 в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Главным новшеством является то, что дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта[16].

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Согласно п. 5 ст. 10 в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации[17].

Здесь основной новацией является то, что: 1) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 2) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Сам термин «профессиональное» теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет «на финише» соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Согласно п. 6 ст. 10 дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование[18].

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Согласно п. 7 ст. 10 система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Таким образом, мы видим, что главным элементом по современному законодательству в сфере образования являются органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования. При этом, люди, которые непосредственно осущесвляют сам процесс обучения и воспитания (педагогические работники) и те, для кого реализуют они свои профессиональные функции (обучающиеся) – не выделяются в качестве основоплагающих субъектов системы образования.

Все выше перечисленные основания позволяют сделать вывод о том, что в юридической науке нет единого понимания, что такое «система образования», которую к тому же часто путают с такими понятиями как «образовательная система» и «управление системой образования». Все пользуются термином «система образования» и никто не выделяет точно элементы этой системы.


ГЛАВА 2 ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ В Г. НОВО-НИКОЛАЕВСКЕ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: