Регламентация образовательной деятельности в г. Ново-Николаевске




Структура общеобразовательной школы города в начале XX века выглядела следующим образом. Она была представлена несколькими звеньями или разрядами: низшими начальными и высшими начальными школами. К низшим начальным школам причислялись церковно-приходские, городские однокомплектные и двухкомплектные школы, часть которых курировало Министерство народного просвещения, а также — одноклассные школы с двумя отделениями и двухклассные школы. Разряд высших начальных школ представляли четырехклассные училища. Стала прослеживаться тенденция вытеснения школ Синода школами Министерства народного просвещения, что объяснялось более широким спектром преподаваемых дисциплин.

В городских частных и школах, принадлежащих ведомству Министерства народного просвещения детей обучали геометрии, географии, истории, черчению, рисованию, пению и гимнастике, давали основы наук естественного цикла. Все это входило в список обязательных предметов учебной программы. Также, школьникам предлагали к изучению дополнительные дисциплины и ремесла, если на то было желание родителей. Стоит отметить, что подавляющее количество училищ города составляли одноклассные и двухклассные училища. Промежуточное звено между низшей начальной и средней школой представляли высшие начальные училища, которые, как мы уже говорили, были четырехклассными.

Бурное развитие промышленности в Сибири после первой российской революции 1905–1907 гг. обусловило и ускоренные темпы роста средних учебных заведений. Неизбежность активного привлечения в общественное производство женских трудовых ресурсов создало острую потребность развития женского среднего образования.

Опыт Первой мировой войны привел к осознанию необходимости основательных изменений в существующем порядке школьной жизни. Представителями сибирской буржуазии был поддержан проект реформы о среднем школьном образовании, который предложил к рассмотрению в 1915 г. министр народного просвещения, граф П. Н. Игнатьев. Сущность реформы заключалась в принципиально новом взгляде на образовательную концепцию. Реформа предлагала заменить многотипную школу на единую среднюю школу, при том учитывающую индивидуальные способности обучающихся. Учебные программы стали обогощаться материалом, призванным расширить кругозор учащихся. Например, в программе по литературе стали появляться произведения русских и зарубежных классиков. Произведения же русских революционеров-демократов (А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Чернышевского) подвергались тщательной цензуре и отсеву из программ. Запрету подлежали сочинения М. Горького. Важнейшей целью обучения было упразднение разрыва между школой и реальной жизнью.

Первым средним учебным заведением, открытым в Ново-Николаевске в 1905 г. стала частная женская гимназия П. А. Смирновой, которую в последствии переименовали в 1-ю Ново-Николаевскую женскую гимназию. Через год открылось частное мужское училище, преобразованное в 1908 г. в частное реальное училище, а в 1910 г. - в правительственное училище.

В 1910 г. властями города было возбуждено ходатайство об открытии мужской гимназии, удовлетворение которого затянулось на четыре года. Не смотря на полученное разрешение в 1914 г., открытию гимназии воспрепятствовала начавшаяся мировая война.

С ростом промышленности и развитием общественного движения появляются разнообразные формы внешкольного просвещения людей: библиотеки, воскресные школы и классы, народные чтения. Данное время так же отмечено становлением развития общественно-государственной системы управления, что является необычайно важным для нашего внимания.

Развитие города, набирающее обороты, требовало создания профессиональных учебных заведений, реальных училищ. Так, 1 октября 1906 г. открывается Ново-Николаевское реальное училище, которому правда удалось переехать в собственное здание (выстроенное по проекту А. Д. Крячкова), благодаря многолетним ходатайствам Городской думы, лишь в 1912 г.

На момент 1 января 1914 г. в семи классах Ново-Николаевского реального училища получали образование 245 детей, большинство из которых были дворянскими, чиновничьими и купеческими сыновьями. Дети из крестьянской среды составляли меньше одной трети обучающихся. Для перевода в следующий класс ученики сдавали экзамены. Окнчание реального училища позволяло его выпускникам, в дальнейшем, поступить в высшее учебное заведение.

Об уровне подготовки педагогических кадров в Западно-Сибирском учебном округе начала XX столетия позволяют судить результаты переписи начальных школ, произведенной 18 января 1911 г. Перепись свидетельствует о наличии специального педагогического образования среди педагогов-мужчин только у 39 %, среди женщин — всего лишь у 1,3 %. Отсюда следует вывод, что подавляющее большинство учителей официально не могло осуществлять право на ведение образовательной деятельности. Данное обстоятельство побудило к развитию кадровых педагогических ресуросв в регионе.

Ответственным шагом в решении кадрового вопроса становится перевод в Ново-Николаевск в 1911 г. учительской семинарии из с. Павловского Барнаульского уезда. В виду того, что баранаульсике семинаристы были замечены в кркстьянских волнениях 1910-1911 гг., Министерство народного просвещения просило обратиь особе внимание попечителя Западно-Сибирсокго учебного округа на перевденную учительскую семинарию, осуществляя постоянный контроль за учебно-воспитательной процессом. Семинария финансировалась государственным бюджетом и производила подготовку учителей для преподавания в сельских школах. Каждый год семинария производила набор в не более 25 учащихся, общее количесвто которых во всех четырех классах составляло 100 человек.

Попытки решения проблемы организации высшего образования в Ново-Николаевске предпринимались еще в 1910 г., когда жители города хлопотали об открытии Сибирского сельскохозяйственного института. К сожалению, данное ходатайство не было удовлетворено. В 1912 г. Министерство народного просвещения отказало городскому управлению Ново-Николаевска и в прошении об открытии педагогического института.

Перед началом Первой мировой войны в Ново-Николаевске сложилась следующая стуация в сфере образования: город располагал 50-ю начальными школами; двумя средними учебными заведениями, представленными женской гимназией и мужским реальным училищем; женской прогимназией и учительской семинарией как специальным учебным заведением. Все образовательные организации города вмещали не более 5 тыс. учащихся. Совокупные расходы на образование равнялись примерно 100 тыс. р. Большая часть городского населения не имела начального образования, а, следовательно, было безграмотным. Но с ростом численности городского населения увеличивалось и число учебных заведений. Сферу образования постоянно опекали и контролировали городские власти и «Общество попечения о народном образовании».

Для общего наблюдения за делом народного образования в волости организовывались Волостные Школьные Советы. Из «Положения о волостных школьных советах Ново-николаевского уезда» мы можем восстановить участников совета. В сотав Школьного Совета волости входили: представитель от Волостной Земской Управы, выборные представители от дошкольников и внешкольников волости, по одному представителю от культурно-просветительных обществ и кооперативов, врач[31].

Школьный Совет должен был организовываться в начале каждого учебного года. Волостной Школьный Совет выделял из своей среды Исполнительное Бюро и Президиум, оплата труда которых устанавливалась Волостными Земствами из Волостных средств.

В задачи Волостного Школьного Совета входило:

- наблюдение за своевременным обеспечением школ помещениями, отоплением и ремонтом местными Школьными Советами;

- контроль за своевременным началом занятий в школах и доведение до сведения уездный Школьный Отдел об отсутствии учителей в школах;

- решение вопроса о месте и очередности открытия новых школ. При этом указывается, что к намеченному к открытию пункту должны быть приложены сведения о количестве населения и детей школьного возраста и информация о расстоянии до ближайшей школы;

- сбор сведений о числе учащихся каждой школы в волости и учет мест, где необходимо открыть дополнительные комплекты, принимая во внимание есть ли помещение как для дополнительного комплекта так и для учителя;

- составление сметы на все хозяйственные нужды школ волости к рассмотрению на Уездном Земском Собрании;

- организация волостных совещаний по народному образованию;

- организация культурно-просветительных обществ в местах их отсутствия и ведение совместной с ними работы;

- привлечение к совместной культурно-просветительной работе и местных кооперативов: устраивать библиотеки, читальни, народные чтения, классы для взрослых, спектакли, детские чтения, литературные вечера, детские праздники и пр.;

- обеспечение всеми сведениями по народному образованию волости Уездного Школьного Отдела;

- контроль за организацией Школьного Совета при каждой школе.

Как видно из выше перечисленных задач Волостного Школьного Совета, что они были весьма многообразны и стремились к тому, чтобы охватить многие актуальные вопросы того времени по благоустройству образовательного процесса.

В иерархию учебных заведений, существовавшая на момент 1 июля 1918 г. согласно Циркуляру в Школьный Совет Новониколаевской Уездной Земской Управы входили следующие образовательные звенья:

- Низшие начальные училища

- Высшие начальные училища

- Средние училища

- Профессиональные училища[32]

В телеграммах (именуемых в тексте документа также открытыми листами), направленных от школьного отдела совета Ново-николаевского уездного хозяйства и адресованных заведующим школами Ново-николаевского уезда мы обнаруживаем сведения о периодическом характере созыва уездных учительских съездов[33].

Особый интерес представляет «Положение о школьных советах начальных училищ Ново-николаевского уездного земства»[34]. Изучив данный документ, мы сможем ознакомиться с целью создания и составом школьных советов (приведен в приложении А).

Школьный совет организовывался при каждой школе для разрешения вопросов учебно-воспитательного характера, а также для ведения хозяйственных текущих дел, которых всегда было не мало.

В состав школьного совета входили с правом правом решающего голоса все учащие, школьный врач, представители родителей и местного самоуправления. При этом, указывалось, что в однокомплектных школах в состав Совета входили: учащий школы, один представитель от родителей и один представитель от местного самоуправления. В школах же двухкомплектных и многокомплектных представители, не учащие входят в Состав в равном количестве с учащими.

Процедура выборов членов Совета от родителей отмечается как ежегодная – на общем собрании родителей в течение месяца со дня открытия учебных занятий.

Представители самоуправления в Школьный Совет избирались сельским Народным Собранием. Совет собирался по мере надобности, при чем не менее одного раза в месяц в учебное время. Школьный Совет избирал из своей среды представителей секретаря сроком на один год, которые должны были нести свой труд безвозмездно.

Допускалось, что на заседаниях Школьного Совета могли присутствовать с правом совещательного голоса и посторонние люди. Например, родители и воспитатели учащихся, деятели по народному образованию и др. С правом решающего голоса принимали участие в заседаниях, при посещении школ, школьные инструкторы и члены Волостных, Уездных или Губернских органов управления школами.

В обширный круг задач Школьного Совета училища входили такие осоновополагающие пункты как:

а) принятие и увольнение учащихся и перевод их из одного отделения в другое;

б) установление порядка школьной жизни;

в) обсуждение вопросов о нарушении школьных порядков учащимися и о мерах борьбы с такими нарушениями;

г) содействие всяким полезным проявлениям детской инициативы и всяким начинаниям с воспитательными целями (литературные кружки, союзы любителей природы, школьные кооперативы, детские клубы и т.п.);

д) организация разумных развлечений для детей: елок, спектаклей, экскурсий, праздников, посадок деревьев;

е) составление планов и расписаний классных занятий;

ж) осуществление трудового принципа обучения;

з) ходатайствование перед органами школьного управления о тех или иных изменениях и дополнениях школьной программы, вызванных условиями местной жизни и не противоречащих установленной центральной властью программе-минимум;

и) распределение обязанностей между учащими и посещение уроков отдельных учащих;

к) забота о физическом воспитании учащихся;

л) ходатайствование о новых комплектах и параллелях, о преобразовании училищ, о введении в училище совместного обучения;

м) выдача учащимся удостоверений об окончании того или иного отделения или полного курса училища;

н) осуществление выборов заведующего училищем.

Данные задачи были, во многом, направлены на приведение системы образования к комплексности.

Изучив далее Положение находим информацию о том, что в полномочия школьных советов входило так же и благоустройство училищ:

1) забота о постройке, приобретении или найме помещения для школы, об отоплении и освещении, о своевременном ремонте, о пожарной безопасности и сохранности школьного имущества, о соблюдении чистоты и всех правил школьной гигиены, о снабжении разными хозяйственными вещами, письменными принадлежностями, пособиями, библиотечными книгами и периодическими изданиями для ученической и учительской библиотек;

2) утилизация земельного школьного участка, сада и огорода;

3) снабжение бедных учащихся учебниками, учебными и письменными принадлежностями, одеждой, обувью, горячими завтраками;

4) организация для учащихся из соседних деревень подвоза, ночлежек, общежитий;

5) забота о здоровье детей, о гуманном обращении с ними и об оказании медицинской помощи[35].

Важными документами, регламентировавшими деятельность школы, являлись циркуляры, рассылаемые всем волостям Ново-Николаевского уезда, регулирующие проверку знаний учеников различных ступеней образования. Так, в циркуляре о проверке знаний учащихся начальной школы устанавливается, что процедура данного вида контроля не должна носить экзаменационный характер[36]. По анализируемому документу проверку предписывлось проводить путем присутствия на обычных школьных уроках членов Комиссии, которые были уполномочены задавать ученикам вопросы об учителях проверяемой школы. Перед проведением урока учитель мог сообщить проверяющим об особенно волнующих его учениках, которые в силу слабости своей успеваемости могли быть не допущены к выпуску из школы. В течение урока Комиссия к таким учащимся Комиссия обращала особо пристальное внимание.

Помимо данного циркуляра-инструкции в каждую волость рассылались резолюции делегатского учительского съезда, за исключением резолюций, касающихся окончания учебных занятий, примечаний бланков свидетельств, летних учительских курсах.

Резолюция об окончании учебных занятий устанавливала Школьным Советом срок от 1 до 15 мая. В промежуток между этими числами и должна была производиться собственно проверка. Там, где занятия окончивались раньше установленного срока, учителям надлежало представить в Уездный Школьный Отдел сведения о причинах, побудивших прекратить досрочно занятия.

Примечания о бланках свидетельств обязывали учителей присылать в Уездный Школьный Отдел сведения о количестве учеников, предполагаемых к выпуску в текущем учебном году. Уездный Школьный Отдел выписывал в школы бланки, которые заполнялись и подписывались членами проверочной Комисси и посылались обратно в уполномоченный орган управления.

Резолюция о летних учительских курсах утверждала обязательность их прохождения для всех учителей Нвоо-Николаевского уезда. Учителям, по каким-либо причинам не имеющим возможность присутствовать на данных курсах, вменялось прислать в Уездный Школьный Отдел заявление с указанием таковых причин.[37]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: