Задания по экспозициям Музея истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области




Практическая часть данной главы представляет собой разработку заданий краеведческого блока, котрые могут быть использованы, например, в ходе экскурсии с музей или в рамках исторической олимпиады для муниципального уровня. Задания составлены и разработаны на основе материалов «Музея истории развития образования в городе Новосибирске и Новосибирской области» и некоторых других источниках. Предлагаемые задания связаны со становлением и развитием сферы образования в г. Ново-Николаевске и адресованы учащимся 9 классов.

Включение в школьные исторические олимпиады заданий, связанных с историей региона, где проживают учащиеся, позволяет выявить уровень знания локальной истории у школьников и произвести корректировку конкретных задач деятельности методистов и педагогов истории.

Достижение более значительных успехов в данном направлении – в повышении историко-культурного кругозора учеников, считаем возможным при условии как можно более активного привлечения музейной педагогики в процесс школьного обучения. Посещение самых различных музеев и организация работы с музейными экспозициями таким образом, чтобы максимально разнообразить виды деятельности учащихся, позволит повысить эффективность как элементарного запоминания фактов родной истории, так и - понимания логики общих исторических процессов, в том числе, и на локальном уровне.

Задание 1. Прочитайте ниже представленный текст о жизни Реального училища, выстроенного в 1912 г. по проекту архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, и перечислите не менее четырех характеристик, отличающих данное учебное заведение от современной школы.

Реальное училище было самым большим учебным заведением в дореволюционном городе и крупнейшим каменным зданием на Николаевском проспекте. Устав гласил, что реальное училище имеет целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Курс обучения длился семь лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины: механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы. В Реальное училище принимались дети среднего сословия. Обучение было платным, но по решению Попечительского совета дети из малообеспеченных семей освобождались от оплаты за обучение. Выпускники училища могли поступать в любые учебные заведения России.

Урок продолжался 50 минут. Между классными занятиями - малые перемены по 10 минут, а после второго и третьего уроков - 2 перемены по 30 минут. По решению Педагогического Совета во внеурочное время учащиеся должны были быть заняты «разумными развлечениями», преподаватели строго следили, чтобы каждый, даже на перемене, нашел себе дело. Например, после завтрака или обеда ребята могли заниматься лепкой, несложными физическими упражнениями. Ученики могли декламировать, рассказывать, исполнять что-нибудь на музыкальных инструментах, петь хором, соло и т. д.

Задание 2.

Первая школа, открывшаяся в г. Ново-Николаевске в 1893 г. и названная Будаговской в честь своего основателя, инженера-путейца Г.М. Будагова, располагалась в помещении барака в начале ул. Трактовой. Однако, в 1920 г. улица была переименована. Выберите из ниже перечисленных вариантов измененное название данной улицы*:

1) ул. Будаговская;

2) ул. Большевистская;

3) ул. Театральная.

* При выборе улицы учитывайте, что сейчас в переконструированном здании бывшей школы располагается новосибирский драматический театр «Старый дом».

 

Задание 3.

Выберите из предложенного списка, какие предметы могли входить в атрибутику учащихся школ г. Ново-Николаевска в 1893-1916 гг.:

Горн, нагрудный знак за участие в ученических трудовых дружинах Реального училища, знамя, пилотка, гимназическая форма, пионерский флажок, барабан, медаль за организацию работы и досуг в трудовых дружинах, галстук.

Задание 4.

По изображениям архитектурных объектов, первоначально выстроенных под здания школ в 1912 г. сибирским архитектором А.Д. Крячковым, определите современное назначение данных сооружений.

1) 2) 3)
     

 

 

А) Новосибирский областной «Театр кукол»
1)

(бывшая Городская начальная школа

по ул. Большевистской)

 

Б) Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом»
2)

(бывшая Городская начальная школа

по ул. Ядринцевской)

 

В) Новосибирский Государственный Театральный Институт
3)

(бывшая Городская начальная школа

на углу улиц Ленина и Революции)

Задание 5.

Прочитайте текст, описывающий особенности учебы в гимназии, и на его основе попытайтесь сформулировать не менее трех принципов гимназического обучения.

Гимназией в дореволюционной России называлось среднее общеобразовательное учебное заведение. В классической гимназии существовал Устав, регламентирующий поведение гимназистов: им запрещалось курить, посещать театры, библиотеки и лекции. Гимназисты всегда должны были носить форму. За успеваемостью и поведением гимназистов следили воспитатели: в женской гимназиикласснаядама, в мужской — классныйнаставник (классныйнадзиратель).

Задание 6.

По представленным ниже фотографиям экспозиций «Музея истории развития образования в городе Новосибирске и Новосибирской области» выберите номер экспозиции, характеризующий историю развития образования нашего города в самом начале XX в.

1. 2. 3.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

1) Семилетний срок обучения (сегодня полное общее образование составляет 11-летний срок обучения);

2) Наличие в учебной программе коммерческих предметов;

3) Отбор обучающихся детей по сословному признаку;

4) Продолжительность урока - 50 минут (современные - 40-45 минут);

5) Обязательность внеурочного времяпровождения за «разумными развлечениями»: лепка, декламация, пение и т.д.

Задание 2.

2) ул. Большевистская

Задание 3.

нагрудный знак за участие в ученических трудовых дружинах Реального училищ, гимназическая форма, медаль за организацию работы и досуг в трудовых дружинах.

Задание 4.

1) 2) 3)
Б) В) А)

Задание 5.

1) Строгая регламентация поведения;

2) Заперт на посещение общественных мест;

3) Раздельное обучение.

Задание 6. Фотография экспозиции под № 3.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительно-историческая компаративистика образовательного права позволяет не только рассмотреть траекторию развития образовательного законодательства, но и предоставляет возможность рельефнее увидеть трансформацию системы российского образования.

В процессе исследования системы образования г. Новониколаевска были получены следующие результаты:

- В ФЗ 273 «Об образовании в РФ» в ст. 10 перечислены элементы структуры системы образования, которые могут не входить в систему образования, не связанные с педагогическим процессом и относящиеся к другим системам. К таким элементам следует отнести как «организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности», так и «объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования»;

- Сегодня в правовом регулировании образовательных отношений в РФ выделяются четыре уровня компетенций:

1. компетенция РФ в сфере образования;

2. компетенция субъекта РФ в сфере образования;

3. компетенция МСУ в сфере образования;

4. компетенция образовательной организации.

В Федеральном законе №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», который является структурно-функциональной основой регулирования образовательных отношений, в стт. 6, 7, 8, 9, 28 закреплены правила согласования интересов участников образовательных отношений на всех четырех уровнях. Система управления образованием в унитарном государстве Российской Империи имела два основных уровня согласования: центральный и локальный. МНП устанавливала единые правила для всех типов и видов образовательных организаций в отношении регулирования учебной частью, а на локальном уровне была предоставлена свобода организовывать самостоятельно учебную часть. Некоторым образом, система управления образованием была более гибкая, предоставляя возможность принимать самостоятельные финансовые, кадровые и управленческие решения на локальном уровне;

- Система попечительства образовательных организаций в Российской Империи выполняла функцию обратной связи между двумя основными центрами принятия решений: центральным (на уровне МНП) и локальным (уровень образовательной организации);

- Институт инспекторов в Российской империи, который формировался из лиц с высшим образованием «известных педагогической опытностью» выполнял функцию контроля и надзора за организацией учебной части в определенном административном округе. Контроль и надзор был организован таким образом, чтобы не отрывать образовательные организации от выполнения своих основных функций.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

ØПравовая доктрина широко использует термин «система образования», однако отсутствует как норма-дефиниция, так и устоявшиеся представления о том, какие элементы образуют структуру «системы образования»;

ØВ системе образования «педагогический процесс» и «педагогические отношения» не определяются как базовые функции системы образования. Следовательно, положение педагогического работника как основного субъекта системы образования законодательно не определяется. В сфере образования «услугодателем» является образовательная организация, а статус основного субъекта системы образования закреплен за органами государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования;

ØБудет иметь положительное влияние применять функционально-институциональный подход к определению системы образования, в котором педагогический работник рассматривается как основной элемент системы образования;

ØОбразовательные организации в условиях Российской империи имели больше субъектности в принятии как управленческих (подбор кадров, контроль качества), так и хозяйственных вопросах (выбора подрядчиков, заключение договоров).

Данные выводы позволяют выступить со следующими предложениями:

ØЗакрепить в ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» функционально-институциональный подход к определению системы образования, в основе которого должен быть положен педагогический процесс;

ØИзложить ст. 10 ФЗ-273 следующим образом:

«Система образования – это совокупность взаимодействующих элементов, направленных на организацию и обеспечение педагогического процесса».

ØВ ст. 2 ФЗ-273 добавить п. 35. «Педагогический процесс – это взаимодействие педагогического работника и обучающегося, направленное на достижение целей образования»;

ØВвести институт «инспекторов» в сфере образования и передать им функции государственного контроля в сфере образования. Требования к инспектору: высшее образование, педагогический стаж, управленческий опыт и наличие заслуг в области образования. Статус федерального служащего, назначаемый МОН РФ и ответственный за определенный образовательный округ;

Ø Вернуть практику летних трудовых школ в рамках реализации цели образования по ФГОС, связанной с практико-ориентированной деятельностью учащихся, а также – для укрепления духа коллективизма, перестающего быть свойственным современным детям, будущим гражданам Российской Федерации;

ØОсновной формой контроля за деятельностью образовательной организации сделать годовой отчет.

Пытаясь выяснить место музейной педагогики в современном школьном гуманитарном образовании, мы пришли к следующим результатам:

- В современных условиях музейная педагогика призвана осуществлять нетрадиционный подход к историческому образованию и способствовать самореализации каждого ребенка. Практика музейных занятий со школьниками учит их умению распознавать и вглядываться в историко-культурную суть вещей, формирует навыки реконструирования образов прошлого в ходе зрительного и тактильного общения с наследием культуры;

- Прослеживается тенденция, что на рубеже XX-XXI вв. отечественный школьник стал рассматриваться как «субъект» музейной образовательной деятельности, имеющий свою внутреннюю организацию и сферу интересов и увлечений.

➢ Данные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что музейная педагогика может интерпретироваться как своеобразная подсистема непрерывного образования, выделяющая в качестве доминант те представления об образовании, которые характеризуются личностной направленностью. Теоретические аспекты музейной педагогики в своем современном развитии зиждутся на рассмотрении музея (музейного текста) как культурной единицы в его многообразном взаимодействии с историей, социологией, психологией, философией и др. В последние десятилетия наблюдается расцвет жизнедеятельности музейной педагогики на фоне положительной динамики роста образовательного потенциала музея. При музеях создаются специальные отделы, ориентирующиеся на работу со школьниками. В связи с этим появляются новые педагогические технологии, целью которых является развитие творческой и познавательной активности юных посетителей. В учебные планы все большего количества школ включаются занятия в музеях.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: