Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 24 глава




Тем временем руководство КПК решительно взялось за налаживание отношений с США. В начале апреля 1971 г., впервые после Второй мировой войны, Китай посетила американская делегация. Это были спортсмены, прибывшие на турнир по пинг-понгу. А уже в феврале 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в КНР, завершившийся подписанием т. н. Шанхайского коммюнике, в котором заявлялась необходимость противостоять гегемонизму СССР. В декабре 1978 г., во время президентства Дж. Картера и после смерти Мао, КНР и США заключили Коммюнике об установлении дипломатических отношений.

По-настоящему активных действий на международной арене Пекин уже не предпринимал, тем более что опыт «педагогической войны» 1979 г. продемонстрировал военную слабость Китая даже в сравнении с такой маленькой страной, как Вьетнам. В связи с этим Дэн Сяопин как начальник генштаба НОАК был просто вынужден изменить внешнеполитический курс своей страны, перенеся его на позиции «невмешательства».

Под руководством Дэн Сяопина Китай решил заняться исключительно внутренним реформированием, или «самоусилением». Высочайшим государственным интересом для КНР были объявлены стабильность и развитие экономики. Именно тогда официальный Пекин провозгласил принцип «держаться в тени», который со временем принес КНР значительные дивиденды. Из нищей полуграмотной страны Поднебесная буквально на глазах стала превращаться в экономически мощную державу.

К началу дэнсяопиновской модернизации КНР представляла собой страну, совершенно подорванную «Великим скачком» и Культурной революцией. В Китае недоедало 80% населения, лишь треть взрослых умела писать и читать. Одна и та же одежда носилась от поколения к поколению, а символом благополучия служили велосипед и наручные часы. Страна страдала от чудовищных неурожаев, во время которых вымирали сотни тысяч человек и даже отмечались случаи каннибализма. В результате проведенных под руководством Дэн Сяопина блестящих экономических реформ уже через 10 лет народ перестал голодать и бедствовать. Темпы роста ВВП в КНР в 1979–2002 гг. составили более 9% в год, в 2 раза выше, чем за предыдущие 30 лет.

В связи со стремительным развитием коммунистического Китая США активизировали идеологический прессинг против КНР. Пытаясь дестабилизировать КНР по схеме, успешно применявшейся в СССР, Америка пошла в конце 1980-х гг. на «раскачивание» ситуации в Китае через создание демократических организаций (НГО/НКО), формирование агентуры влияния в высших государственных и партийных органах КНР, поощрение сепаратистских тенденций, в т. ч. в Синцзяне и Тибете и т. п. Эта политика привела к большим финансовым затратам и закончилась полным провалом.

Коммунизм

Жесткое подавление массовых волнений на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г., часто сравниваемых с событиями в СССР в августе 1991 г., показало, что Китай ни в какие революции по чужим сценариям играть не намерен. Сохранение стабильности и преемственности, пусть даже насильственными методами, обеспечило КНР сохранение территориальной целостности (в отличие от СССР) и поспособствовало дальнейшему экономическому подъему страны.

Принятая в 2002 г. на XVI съезда КПК доктрина «трех представительств» сняла все идеологические и организационные преграды на пути вхождения в ряды компартии предпринимателей, ученых и прочих «непролетариев». Таким образом, отказавшись от курсов как на классический «научный коммунизм», так и на тотальную вестернизацию, китайское руководство избрало для страны «третий путь»: капитализм и интеграция в мировую экономику в сочетании с политическим авторитаризмом, национализмом и возвращением к корням традиционной китайской культуры.

Важнейшими факторами китайского экономического подъема стали присоединение Гонконга в 1997 г. и Макао в 1999 г., а также становление «Большой китайской экономики». Уже в 1997 г. ВВП Китая (если производить расчеты по паритету покупательной способности национальной валюты) занимал 2-е место в мире и продолжает его удерживать (в 2008 г. ВВП КНР составил 7800 млрд долларов). На сегодняшний день Китай занимает 4-е место в мире по объему экспорта и 3-е по импорту. В Китай направляется более 30% всех инвестируемых в мире денежных средств. Китай прочно удерживает мировое лидерство по валютным резервам (1,954 трлн долларов на март 2009 г.).

Рост влияния КНР в мировой политике отнюдь не означает, что он уже превратился в мировую державу, располагающую достаточными ресурсами, которые бы позволяли осуществлять проекты силового характера на планетарном уровне. Перед Китаем стоят серьезные проблемы, в т. ч. проблема энергоносителей (нарастающая зависимость от ввозимой нефти), продовольственной безопасности (за прошедшие 10 лет площади сельскохозяйственных земель в Китае уменьшились на 10%), регионального и социального неравенства. Серьезным ударом по экономике страны может стать и политика гонки вооружений (оборонный бюджет Китая в 2006 г. превысил 35 млрд долларов).

Для российско-китайского конфликта существует много причин: географических (характер и протяженность границы), исторических (территориальные претензии Пекина на 1,5 млн кв. км российской территории), экономических (необходимость для китайской экономики водных, лесных, энергетических ресурсов Сибири), политических (разногласия по вопросам прав человека), демографических (сейчас против 10 млн сибирского населения РФ в граничащих с Россией территориях Китая живет до 200 млн чел.).

Вместе с тем Пекин не отрицает выгод от установления более тесных взаимоотношений и с Россией. На сегодняшний день снят ряд территориальных противоречий между Россией и Китаем, демаркирована граница. Товарооборот в 2008 г. достиг 50 млрд долларов.

КОММУНИЗМ (от лат. commиnis — общий) — 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе — как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII — нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм — это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызре вают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена част ная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, — писал К. Маркс, — после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития,

Коммунизм

К

впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации — социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества — по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений — не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну — все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее — К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха — наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике — абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки

Кондопога

взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ — одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) — «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

КОНДОПОГА — город (с 1938) в России, районный центр Карелии.

Расположен на берегу Онежского оз., в 54 км от г. Петрозаводск. Население — 34,4 тыс. чел. (2005).

Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат производит порядка одной трети газетной бумаги России. На ЦБК работает 7000 кондопожцев, средняя зарплата на предприятии — 15–20 тыс. руб.

Город получил широкую известность после масштабных межэтнических беспорядков, произошедших в конце августа — начале сентября 2006 г.

Проблема назревала давно. Горожан все больше возмущала безнаказанность кавказских переселенцев, объединившихся в преступные группировки и поставивших под свой контроль ряд торговых точек и предприятий общепита. Вялая реакция милиции на случаи запугивания и избиения чеченцами местных жителей, изнасилования женщин, рост наркоторговли свидетельствовала о коррумпированности правоохранительных органов.

Наглость и издевательства со стороны мигрантов перешли всякие границы. В ночь на 30 августа 2006 г. между барменом кондопожского ресторана «Чайка», азербайджанцем по национальности, и подвыпившими посетителями вспыхнул конфликт. Отказавшись платить за пиво, уголовники Мозгалев, Янковский и Плиев попытались избить работника ресторана, и тот позвал на подмогу «крышевавших» ресторан чеченцев. Через полчаса к «Чайке» подъехали 2 автомашины с бандитами, вооруженными ножами, битами и кусками железной арматуры. Не застав обидчиков, приехавшие начали избивать посетителей ресторана и прохожих славянской внешности на улице возле ресторана с криками «Мочи русских!» и «Аллах Акбар!». В результате на месте от ножевых ранений скончались двое, 9 человек доставлены в больницы. Впоследствии в реанимации скончалось еще двое: один сразу, другой — 31 августа. Никто из нападавших кавказцев не пострадал.

1 сентября прошли похороны двоих убитых (электромонтера С. Усина и охранника Г. Слезова). По местному

Конкурентоспособность

К

телевидению был показан сюжет, в котором произошедшее было названо «бытовой дракой». Попытка коррумпированной власти «замять дело» привела жителей города в негодование. Свою роль сыграла и подстрекательская деятельность активистов «Движения против нелегальной иммиграции» (ДПНИ) и его лидера А. Белова (настоящая фамилия — Поткин).

В ночь с 1 на 2 сентября вышедшими на улицы жителями города было сожжено несколько палаток, гаражей и кафе, принадлежащих выходцам с Кавказа. Произошло несколько столкновений, в результате которых пострадало 8 человек.

2 сентября на главной площади города прошел массовый митинг, участники которого потребовали от властей выселить в течение суток всех мигрантов. Часть митингующих — несколько сотен человек — отправилась к ресторану «Чайка». Демонстранты сначала забросали заведение камнями, затем, ворвавшись внутрь, подожгли подсобное помещение, после чего начали громить коммерческие палатки.

Для подавления волнений был задействован петрозаводский ОМОН. Задержаны 109 чел., участвовавших в уличных беспорядках, в основном в возрасте от 16 до 22 лет. 25-и из них предъявлены обвинения в хулиганстве. Кроме того, прокуратура начала проверку в отношении действий местной милиции. Карельским властям пришлось срочно эвакуировать около 60 представителей чеченской общины, которых временно разместили в пионерском лагере «Айно» (г. Петрозаводск). Здесь «беженцы» принимали делегации из Чечни и Европы, живописали «притеснения» чеченцев русскими в Кондопоге за рубежным журналистам.

Троих участников драки в «Чайке» милиция задержала почти сразу. Еще троих по требованию властей 3 сентября выдали лидеры чеченской диаспоры Карелии. Это было оформлено как «явка с повинной». Четверо из них обвиняются в убийстве, а двое в хулиганстве. Один из задержанных — дагестанец, в апреле осужденный условно за кражу. Остальные — чеченцы, в разное время приехавшие из Урус-Мартана. Самому старшему из них, М. Ахмадову, — 38 лет, младшему, А. Баканаеву, —

21. Также был задержан зачинщик ссоры с барменом ресторана «Чайка» С. Мозгалев., прокуратура Карелии предъявила ему обвинение.

Митинги и волнения в Кондопоге продолжались больше недели. Конфликт получил широкий резонанс как в России, так и во всем мире, вскрыв ряд обострившихся проблем в обществе. Первая — неуважение иноязычных иммигрантов к местным традициям, культуре, нормам поведения.

По словам главы Карелии С. Катанандова, главной причиной конфликта в Кондопоге стало то, что «на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа. Северных людей нужно долго доводить. В общем, я понимаю чувства тех людей, которые вышли на улицу… Мы не против жителей Кавказа, наоборот, наши двери всегда открыты для честных и трудолюбивых людей, но мы не позволим не уважать наши законы».

Вторая — проблема коллективной ответственности национальных диаспор за действия представителей своей общины. Именно общины, их неформальные лидеры обязаны призвать к порядку своих сородичей, гарантировать их нормальную культурную адаптацию на местах рассеяния.

Наоборот, вместо помощи в ассимиляции и адаптации общины их лидеры оказывают помощь в противостоянии русским! Характерны угрозы в адрес Карелии премьер-министра Чечни Р. Кадырова, который, по идее, для смягчения обстановки должен был бы осудить соплеменников и выразить соболезнования родным погибших.

Третья — проблема коррупции правоохранительных органов, которые не только в Кондопоге, но и по всей стране не справляются с ситуацией, не наводят порядок на рынках, продают прописку, сращиваются с криминалом.

И, наконец, четвертая проблема — рост национальной нетерпимости в России. События в Кондопоге показали: воинствующий национализм превратился в общественное явление, аффективный протест против «пришлых», их бесцеремонности, культурной и экономической экспансии способен вылиться в настоящий бунт и даже привести к войне.

На сегодняшний день единственным, что может реально взорвать ситуацию в стране, является национальный вопрос. Россия давно имеет иммунитет против либеральной пропаганды и «бархатных революций », анахронизмом представляется и актуальное еще в сер. 1990-х гг. противостояние богатых и бедных. По-настоящему опасными для страны могут стать конфликты на национальной почве, и это хорошо понимают враги России, пытающиеся «расшевелить ситуацию» на Кавказе, в Татарстане, в Москве, Воронеже, Кондопоге.

События в Кондопоге обсуждались в российских СМИ на протяжении нескольких месяцев. За это время задержанные за драку чеченцы отказались признать себя виновными и давать показания по делу. Были отправлены в отставку руководитель МВД Карелии генерал-майор Д. Михайлов, начальник республиканского УФСБ генерал-майор А. Дорофеев, прокурор Карелии В. Панасенко. 2 ноября в Кондопогу вернулись чеченцы, уехавшие оттуда после массовых беспорядков. 16 ноября прокуратурой Республики Карелия было возбуждено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 против координатора общественных связей ДПНИ А. Белова (Поткина).

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (от лат. concuro — столкновение, соревнование) — способность к соревнованию, к лидерству, к победе.

Понятие конкуренции было введено экономистом А. Смитом в XVIII в. Он предполагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену и все более высокий уровень сервиса на определенный то

Консерватизм

вар. В результате те, кто не способен это сделать, разоряются. На деле, однако, государства, как правило, создавали конкурентные преимущества для своих производителей, оказывая им различную помощь, либо мешая иностранцам на своей территории за счет различных протекционистских мер. В такой ситуации конкуренция частных капиталов превращается в скрытую конкуренцию государств, которые стоят за кулисами и создают различные преимущества своему капиталу.

Одним из методов такой конкурентной борьбы является требование к соперникам «играть по правилам свободного рынка», а самому в это же время пользоваться возможностями своего государства. Для этого существует сеть международных институтов типа МВФ и Всемирного банка, но прежде всего — ВТО, организация, созданная по типу пирамиды, каждый последующий участник которой должен договариваться с предыдущими и потенциально находится в более невыгодной позиции.

Те государства и правительства, которые верят в риторику «свободного рынка», всерьез отказываются от протекционистских мер и начинают играть по правилам свободной торговли там, где все играют без правил. В итоге такая страна теряет внутренние рынки, уничтожает собственных производителей, набирает кредиты, теряет политическую независимость, за что получает похвалы как «самая свободная и демократичная». На самом деле, чтобы быть конкурентоспособным, надо использовать все возможности, которые имеются в распоряжении. У кого-то дешевая рабочая сила, а у кого-то дармовая энергия, у кого-то возможность силового и политического давления.

Если сегодня кто-то требует, чтобы Россия перестала помогать своим предприятиям, повысив на внутреннем рынке «несправедливо низкие» тарифы на энергию, то это выпад в конкурентной борьбе. Ведь с тем же успехом можно, борясь за права человека, требовать от Китая, чтобы рабочие на заводах получали по 5 тыс. долларов в месяц, как в США, и тогда вся китайская экономика будет неконкурентоспособной.

Но самое главное, есть еще один аспект. Конкуренция — это только одна из стадий рынка. Как правило, рынок начинается и заканчивается монополией. Если появляется новый товар или услуга, то никто еще не соревнуется, не конкурирует и не успевает принять никаких протекционистских мер, новатор пользуется этим и получает монопольную прибыль. Потом, на стадии конкуренции, кто-то оказывается эффективнее и в итоге завладевает всем рынком (как правило, все традиционные рынки монополизированы 2–3 субъектами), так как остальные разоряются. Они опять получают почти монопольную прибыль.

Таким образом, можно говорить о трех видах конкурентоспособности. Первый состоит в умении предлагать инновации и получать прибыль до того, как началась собственно конкурентная борьба. Второй тип конкурентоспособности состоит в умении перехватывать инициативы, находить уже существующие инновации и за счет качества, низких издержек производства, развитого маркетинга и проч. захватывать большую долю рынка. И, наконец, третий тип конкурентоспособности состоит в умении удерживать победу, в возможности диктовать свои правила игры на данном рынке неэкономическими либо псевдоэкономическими методами. Например, через установление стандартов, законов, барьеров, правил, принуждение к определенным параметрам производства, потребления, распределения и проч. Идеальная конкурентоспособность — это конкурентоспособность во всех трех смыслах.

КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare — сохранять) — идеологический феномен, наряду с либерализмом и социализмом представляет собой одну из идеологий эпохи Просвещения и буржуазных революций.

В XVII–XVIII вв. идейная борьба разворачивалась между теми, кто отстаивал феодальные порядки — церковь, государство, деревенскую простую жизнь, семью и проч. (консерваторы), и теми, кто выступал за науку и технику, промышленность, город, свободу слова, институты гражданского общества, равные избирательные права всем видам меньшинств, предпринимательство без границ (либералы).

Именно в XVIII в. складывается новая концепция истории как освобождения человека. Либерализм, определяющий сущность человека как свободу, требует освобождения от прошлого, традиций, которые интерпретируются как оковы и рабство. Консерватизм, наоборот, предполагает проведение некой охранительной политики.

«Контрреволюционер», «реакционер», «консерватор» — так либералы клеймили тех, кто не разделял их ценностей. Эти характеристики должны были показать, что консерватизм — идеология торможения прогресса и не несет в себе никакой позитивной программы. Например, в слове «реакционер» присутствует семантика «вторичности», т. к. реакционер — это тот, кто реагирует на действия другого.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: