Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 49 глава




ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestantis — публично доказывающий) — одно из трех основных направлений в христианстве.

Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты, всего более 200 направлений и сект).

Начало протестантизму положил монах Мартин Лютер, преподававший богословие в университете немецкого города Виттенберг. В 1517 г. к дверям небольшой церкви местного замка он прибил листы, содержащие 95 тезисов, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В них Лютер резко выступил против основополагающих догматов римско-католической церкви. Он осуждал практику торговли индульгенциями — письменными свидетельствами об отпущении грехов, отрицал учение о спасении души через заступничество святых, о чистилище и выражал сомнение в особых правах духовенства. Вскоре Лютер и вовсе разорвал свои отношения с Римом, когда в 1520 г. публично сжег папское послание об отлучении его от церкви.

Начатое Лютером движение получило название Реформации. А ответные действия католической Церкви — контрреформации. В ходе религиозных войн, преследований еретиков (сжигание на кострах практиковалось как католиками, так и протестантами), погибла четверть населения Европы. Некоторые страны потеряли более половины населения.

Протестантство, по мнению многих исследователей (М. Вебер, В. Зомбарт и др.), сыграло решающую роль в становлении капитализма, распространившегося в Нидерландах, Англии, части германских государств, Скандинавии и позднее в Северной Америке. Протестантизм возник в эпоху, когда экономические и политические интересы набирающего все большую силу класса буржуазии требовали определенной идеологической санкции, которая в тех условиях не могла быть выражена иначе чем в виде религиозной доктрины.

Протестанты отвергают все обряды, за исключением двух — крещения и причастия. Да и те отправляются исключительно как символическое «воспоминание» о Крещении Спасителя в Иордане и Тайной Вечере и не носят сакрального смысла, как во время Крещения и Евхаристии у православных и католиков. Если последние признают 2 источника Божественного Откровения — Священное Писание, то есть Ветхий и Новый Завет (Библию) и Священное Предание (живая история христианской церкви, выраженная в патристике — трудах святых ее отцов, постановлениях семи Вселенских соборов и житиях святых), то протестанты отрицают последний и апеллируют исключительно к Библии, которая вообще-то была сформирована Церковью, Святыми отцами и проч., т. е. теми, кого протестанты отвергают.

Лютер и его последователи были убеждены, что не только священник, но любой христианин имеет право отпускать себе грехи. Каждый верующий, по их мнению, имеет право читать и самостоятельно истолковывать Библию. Поэтому из-за различных толкований и появилось огромное количество протестантских сект, каждая со своим видением Писания.

В основе протестантской доктрины лежит принцип «оправдания верой». Никакие другие дела — ни молитва за умерших, ни поклонение святым и Богоматери, ни благотворительная помощь нуждающимся, ни другие добрые поступки не способны спасти человека и предуготовить его к Царствию Небесному. Главным условием спасения для всех протестантов абсолютно всех толков, церквей и направлений (их в мире насчитывается не менее 200) является признание Господа Иисуса Христа в качестве личного Спасителя. Спасительная же роль Церкви, общины, собора отрицается.

Для протестантизма характерны упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. Практически во всех протестантских конфессиях широко распространен принцип всеобщего священства, когда теоретически любой прихожанин, член общины может стать пресвитером или проповедником. Фактически это оборачивалось тем, что ими становились, как правило, самые уважаемые, в силу своей состоятельности, граждане, и все дела в данной конгрегации вершились исключительно в пользу богатой верхушки общины. Неудивительно, что новое, реформированное вероучение было привлекательным для буржуа, т. к. идеально обосновывало их претензии на экономическое и политическое господство.

Протестантизм и стал знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе — в Нидерландах в XVI в., в Англии XVII в. Он определил и судьбу бывших английских колоний в Северной Америке, которые в XVIII в. провозгласили независимость от Британской империи и образовали Соединенные Штаты.

В Северной Европе и Германии господствует лютеранство. Провозгласив разрыв с католицизмом, оно, тем не менее, сохранило некоторые общие с ним черты. Это проявляется и в теологии, и в богослужебной практике. У лютеран-евангелистов есть епископат, существует посвящение в духовный сан. Хотя в их храмах нет икон, есть распятие, ал

Протестантизм

тарь, священники облачаются в особое одеяние. Используется при богослужении хоровое пение и органная музыка.

Англиканство в Великобритании распространилось по инициативе правящих кругов. Парламент своим актом 1534 г. объявил короля Генриха VIII главой независимой от папского престола церкви. Все монастыри в стране были закрыты, а их имущество конфисковано в пользу казны. В учении англиканской церкви сочетаются лютеранство, кальвинизм и католицизм. Она сохранила церковную иерархию и пышный культ — примасом англикан считается архиепископ Кентерберийский. Англикане имеют свои епархии в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии. С середины XIX в. собираются Ламбетские конференции — консультативный орган всех англиканских церквей.

В кальвинизме, в отличие от лютеранства, нет формулы Символа веры, хотя богословская система приведена в стройный порядок. Главенствующей в ней является доктрина предопределения, вдохновленная Ветхим Заветом. Согласно ей, Господь одних избрал к вечному блаженству на небесах, других — к погибели в аду. Но тот, кто предопределен к раю, должен своей земной жизнью оправдывать это предназначение и проявлять инициативу. Предназначенность к спасению проявляется в чисто материальных вещах — деловом успехе и богатстве. Ради достижения жизненных целей верующий должен отказываться от расточительности, мирских соблазнов.

В Женеве, куда священник Жан Кальвин (1509–1564) бежал из Франции, где началось преследование реформаторов, ему удалось в максимальной степени воплотить социальный идеал протестантской церкви. Она целиком выводилась изпод юрисдикции городских властей и получала право самоуправления. Руководили ею пресвитеры и проповедники, избираемые, как правило, из числа наиболее зажиточных граждан Женевы.

От своих сторонников Кальвин требовал исключительной умеренности в быту. Он был убежден: зарабатывать деньги человек должен не для того, чтобы их бездумно тратить. Поэтому в Женеве было уменьшено количество выходных дней, отменены увеселения и праздники. Кальвин ввел строжайшую цензуру — именно он стал инициатором казни в 1553 г. на костре испанского ученого-вольнодумца Мигеля Сервета.

Именно кальвинизм сформулировал религиозное обоснование для экспансии английских пуритан в Северную Америку, которая положила начало будущему государству — США.

Пуритане-кальвинисты верили, что их переселение в Новый Свет — воплощение божественной миссии. В сознании эмигрантов переселение в Америку воспринималось как Исход евреев из Египта, санкционированный свыше. Туземцы же, равно как и бедняки, неудачники и прочие не отмеченные «божьей благодатью» вызывают у кальвинистов брезгливое пренебрежение.

Различна судьба жителей колоний католиков-испанцев и протестантовангличан. Испанцы сохранили индейцев, крестили их, смешались с ними. Протестанты считали их животными и просто уничтожали миллионами. Идея превосходства, кальвинистская интерпретация своей миссии и роли орудия Бога выражены в сформулированной в 1845 г Дж. О’Салливаном доктрине «предопределенной судьбы», согласно которой американцы являются богоизбранным народом, который должен стать мировым арбитром в вопросах свободы, демократии и прав человека. Именно она стала идеологической основой атлантического глобализма и «нового мирового порядка ».

«Убеждение в том, что мы являемся избранным богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному, погруженному во мрак миру, — пишет современный американский историк Т. Бейлин, — поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас наделили чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто врожденное, которое дало нам возможность стать великими».

Современный кальвинизм представлен пресвитерианскими, реформатскими и конгрегационалистскими и методистскими церквями, чьи прихожане живут в США, Швейцарии, Голландии, Шотландии, ФРГ, Англии. Незначительно количество реформатов есть и на территории Западной Украины.

Среди других протестантских конфессий наиболее многочисленными являются методисты (к ним, кстати, принадлежит семья Бушей), отпочковавшиеся от англиканской церкви в 1791 г., меннониты (основатель секты голландский проповедник Менно Симонс) и баптисты. Именно от меннонитов последние заимствовали правило крещения взрослых.

Возникновение баптизма относится к началу XVII в., но лишь к концу XIX в. он распространился по всему миру. В настоящее время является самой массовой протестантской конфессией, последователей которой немало и в России.

Другими протестантскими течениями являются адвентисты, пятидесятники. Особую позицию занимают Свидетели Иеговы и мормоны, которые именуют себя христианами, но чьи воззрения совершенно не совпадают с основами христианской веры.

В XIX–XX вв. представители ряда направлений протестантизма характерно стремились к рационалистическому толкованию Библии, проповедовали «религию без Бога» (т. е. только как нравственное учение).

Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. На сегодняшний день протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии.

Общее число приверженцев протестантизма — около 325 млн человек.

Прямая демократия

П

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ — непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.

Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.

В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.

Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства — для успеха мероприятия устраивали молебны.

Прямая демократия была распространена в малых городах-полисах древней Греции. Демократические процедуры могли осуществляться в них в силу малой величины полисов и немногочисленности участвующих в управлении свободных людей (граждан).

Платон критиковал античную форму прямой демократии как строй, «не имеющий должного управления», и «нисколько не озабоченный тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности».

Полисы с демократическим управлением как правило оказывались неустойчивыми как внутренне (на смену демократии часто приходила деспотия), так и в противостоянии с сильным внешним врагом. Один из древнейших парламентов планеты — исландский альтинг — также вырос из народного собрания — тинга.

Сильны были традиции непосредственной демократии и на Руси. В новгородском вече могли участвовать все взрослое мужское население города и свободные крестьяне из окрестных деревень. Формально именно вече могло избирать и смещать высших должностных лиц, утверждать новые законы и отменять старые, объявлять войну и заключать мир. Но, как и в других странах, где сложилась классовая структура и образовалось государство, вечевой строй в Новгороде и Пскове являл собой пример переходного этапа от непосредственной демократии к иному типу общественного устройства.

Реальная власть в этих городах принадлежала знати и купечеству, для которых одобрение вече сформулированных правящей верхушкой решений носило номинальный характер. Неудивительно, что упразднение вечевых институтов после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству не вызвало серьезных социальных и политических последствий и народных волнений.

Элементы непосредственной демократии проявлялись и в дальнейшей истории России, как во время проведения Земских соборов в XVI–XVII вв., так и во время народных волнений. В ходе стрелецких бунтов именно этими служивыми людьми принимались в интересах той или иной группы боярства и дворянства решения о выборах царя, назначении или наказании высших должностных лиц.

Со временем, по мере усложнения решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В буржуазных обществах демократия приобрела новые черты, отличные от прямого, непосредственного участия граждан в управлении и законотворчестве.

Либеральная демократия, основы которой формировались в XVIII в., базировалась на доктрине народного суверенитета Дж. Локка (1632–1704), согласно которой источником всякой власти в государстве является народ (он сам выбирает себе власть с тем, чтобы она проводила в жизнь те зако ны, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица»).

Буржуазные революции XVIII — XIX вв. в Европе и Америке привели к созданию во многих странах парламентских республик, введению всеобщего избирательного права. Специфика процедур, обеспечивающих каждому гражданину участие в управлении государством, обусловила формирование двух основных форм существования современной демократии.

Представительная демократия, характерная для западных стран, предполагает, что народ выборными методами делегирует функции управления своим компетентным представителям.

Плебисцитарная же демократия (была принята, например, в СССР) подразумевает, что власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали.

Суть обеих форм демократии — в опосредованном участии граждан в принятии решений и законов, в управлении на государственном или местном уровне.

Многие традиции прямой, непосредственной демократии, когда решения принимались не путем всеобщего голосования, а через народное одобрение (или неодобрение), сохранились в практике современной общественной жизни. Митинги, акции протеста, иные массовые мероприятия, когда процедура скрупулезного подсчета голосов попросту невозможна, по форме воспроизводят народные собрания древности.

Элементы прямой демократии в виде законов о референдумах, забастовках, митингах, петициях и обращениях сохранены в законодательствах разных стран.

Путин

С возникновением тоталитарных, фашистских режимов в первой половине XX в., что явилось логическим следствием развития буржуазного тотального государства, произошел своеобразный ренессанс прямой демократии, когда правящие элиты для укрепления своей власти провоцировали массовые формы общественной активности (партийные съезды, народные почины, движения, кампании в масштабах целой страны и проч.).

Огосударствление общества, «массовизация» человека происходит и сейчас, но уже на принципиально иной основе — в условиях информационного общества и «нового мирового порядка », основанного на господстве ТНК. Поэтому на современном этапе проявления непосредственной демократии (митинги, акции, марши) являются просто способом манипуляции массовым сознанием в интересах правящих элит. Этим же целям служат и такие методы демократического управления как референдумы, опросы, консультации, «круглые столы».

Нередко методы «прямого действия» используются, когда традиционные демократические процедуры не приводят к нужным для правящей мировой элиты целям — в ходе «бархатных революций », являющихся ре зультатом манипуляции общественным мнением извне с помощью современных политических технологий и средств холодной войны. Более того, именно сторонники либерального государства на самом деле ныне превратились в его яростных врагов, т. к., отрицая традиционные демократические институты, подвергая сомнению итоги выборов, они все активнее прибегают к деструктивной политической деятельности, к примитивным формам общественной активности, восходящим к родоплеменной демократии.

В связи с развитием коммуникации, ростом образования в обществе некоторые теоретики (Барбер, Тоффлер, Нэсбит, Гроссман, Рейнгольд, Пэл, Роудз и др.) заговорили об эре возвращения к прямой демократии. Появились даже термины «теледемократия» и «кибердемократия», предполагающие использование интерактивных возможностей радио, телевидения и интернета для обсуждения и выработки законов, голосования, управления. Правда, никто из теоретиков так и не нашел способа избежать манипуляции, торжества некомпетентности, потери времени в связи с вовлечением больших масс людей в процессы управления. На сегодняшний день данные проекты не нашли применения на практике.

ПУТИН Владимир Владимирович — Председатель Правительства Российской Федерации (с 8 мая 2008 г.), в 2000–08 гг. — Президент РФ.

Родился 7 октября 1952 г. в Ленин граде (г. Санкт-Петербург).

Отец — Владимир Спиридонович Путин, ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Ленинграда, инвалид. Мать — Мария Ивановна Путина, родом из Тверской обл., всю блокаду пережила в Ленинграде.

В 1975 г. В. Путин закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и по распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. До 1990 г. служил в Первом главном управлении (внешняя разведка) КГБ СССР, в т. ч. в 1985–90 гг. находился в служебной командировке в ГДР. 20 августа 1991 г. подал рапорт об увольнении из органов государственной безопасности.

С 1990 г. — помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского совета Анатолия Собчака.

С 12 июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

В 1994–96 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета по внешним связям.

После поражения А. Собчака на выборах мэра Санкт-Петербурга летом 1996 г. В. Путин, возглавлявший его предвыборный штаб, отказывается от предложения нового губернатора В. Яковлева работать в его команде на прежней должности заместителя главы города. Он переезжает в Москву и с августа 1996 г. работает заместителем управляющего делами Президента РФ П. Бородина.

26 марта 1997 г. он назначается заместителем руководителя Администрации Президента РФ — начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

Менее чем через год, 25 мая 1998 г., Путин становится первым заместителем руководителя Администрации по работе с регионами и 15 июля возглавляет комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но в этой должности он проработал недолго: 25 июля 1998 г. В. Путин назначается директором Федеральной службы безопасности, а со 2 сентября 1998 г. становится и постоянным членом Совета Безопасности России.

29 марта 1999 г. директор ФСБ В. Путин назначен Секретарем Совета Безопасности, сохраняя при этом должность руководителя службы. А 9 августа становится первым заместителем Председателя Правительства РФ, исполняющим обязанности премьера, через неделю в должности главы правительства его утверждает Государственная Дума.

31 августа 1999 г. в новогоднем обращении к стране Президент РФ Б. Ельцин объявляет о досрочном сложении с себя полномочий и о назначении Владимира Путина и. о. президента.

26 марта 2000 г. подавляющее большинство россиян проголосовало за кандидатуру В. Путина на выборах Президента РФ.

В новую должность В. Путин вступил 7 мая 2000 г.

Через 4 года, 14 марта 2004 г. В. Путин вновь одержал победу на президентских выборах со столь же впечатляющим результатом.

Путин

П

Такое стремительное восхождение к вершинам власти (политологи говорят даже о «феномене Путина»), аналогов которому нет в российской истории, объясняется многими причинами. В. Путин, в отличие от своих предшественников, не принадлежал к партийно-номенклатурной верхушке, которая находилась у власти еще во времена СССР. Именно она в лице М. Горбачева, А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, Б. Ельцина, Л. Кравчука и прочих ввергла страну в эпоху тяжелейших испытаний, развалив СССР, его экономик у, оборону, социальную сферу, культуру под лозунгами «перестройки » и «демократизации».

Свой ресурс старая советская пра вящая элита, как та ее часть, что была у власти и полностью подчинила страну Западу, так и та, что оказалась в оппозиции, полностью выработала к середине 1990-х гг. Яркое подтверждение тому: в 1996 г. кандидатом в президенты вновь был выдвинут больной, не способный управлять страной Б. Ельцин.

В. Путин не относился и к молодым «реформаторам-либералам», вместе с Ельциным разваливавшими российскую экономику на протяжении 1990-х гг.

По своим взглядам Путин — убежденный государственник, и задолго до прихода к власти он прекрасно понимал, что в стране необходимо навести порядок и укрепить органы государственной власти, обеспечить власть закона, который был грубо попран за годы ельцинского правления коррумпированными чиновниками, олигархами и криминалом. Поэтому народом он воспринимался не как «продолжатель» разрушительного курса Ельцина и его команды, а как человек, способный покончить с пережитками ельцинизма.

Работа начальником Главного Контрольного управления и заместителем руководителя Администрации Президента РФ по работе с регионами дала будущему руководителю государства обильный материал о ре альном положении дел в стране, и это во многом определило внешнюю и внутреннюю политику России.

Путин стал чиновником федерального уровня в исключительно сложный для страны период. Как директор ФСБ, он владел информацией об истинных причинах дефолта 1998 г., о положении дел в экономике, которая полностью контролировалась олигархией, вновь приведшей в 1996 г. к власти Ельцина, о ситуации в Чечне, которая после Хасавюртовских соглашений с бандитским режимом Масхадова — Басаева (см. Чеченские войны) превратилась в плацдарм международного терроризма на российской территории. Поэтому первой же задачей, которую ему пришлось решать в качестве ру ководителя страны (еще в ранге премьера при недееспособном Ельцине) стала ликвидация этого разбойничьего анклава, само существование которого впрямую угрожало территориальной целостности государства.

Ситуация была тогда критической: летом 1999 г. вторжением в Дагестан террористы фактически развязали войну против России. Как вспоминал позднее сам президент в 2006 г., выступая с ежегодным посланием перед Федеральным Собранием РФ, для отражения агрессии требовалось не менее 65 тыс. военнослужащих, в боеспособных же соединениях из почти полуторамилллионной российской армии едва-едва набиралось 55 тыс.

В этих условиях только четкая, твердая позиция политического руководства позволила переломить ситуацию, взять под контроль чеченскую территорию и, разгромив сепаратистов, восстановить конституционный строй на территории республики.

Вторая чеченская кампания (так же как и первая) до предела обнажила степень не только развала наших вооруженных сил и упадка ВПК, но выявила истинную роль российских олигархов в чеченских войнах, их участие в финансировании бандформирований. Неудивительно, что с приходом Путина к власти они развязали против него настоящую информационную войну как в российских, так и в западных СМИ. Березовский, Гусинский, Ходорковский не без основания опасались, что их бес контрольной власти (именуемой в прессе «семибанкирщиной») в стране новый президент положит конец.

Так, собственно, и произошло. Путин не стал объявлять всемогущим олигархам открытую войну — это привело бы к дальнейшей дестабилизации в стране, и без того находящейся в состоянии длительного социально-экономического и политического кризиса. Он последовательно и методично, опираясь на поддержку своей команды, создал условия, при которых олигархи лишились возможности влиять на принятие управленческих решений в масштабах всей страны, как это было при президентстве Ельцина.

Однако финансовые магнаты продолжали оставаться мощнейшим фактором политической жизни, сохраняя контроль над представительной властью — некоторые из олигархов в буквальном смысле слова покупали целые фракции и депутатские группы, которые откровенно лоббировали интересы крупного капитала в Государственной Думе.

Правительство, не обладая поддержкой парламентского большинства, вряд ли способно было решительно проводить антиолигархическую политику. Стало очевидно, что без партии центра, объединяющей здоровые силы общества, невозможно решить масштабные задачи по наведению порядка в стране, восстановлению разрушенной реформаторами экономики.

Все попытки, начиная с 1993 г., создать «партию власти», которая формировала бы правительство, в парламенте поддерживала бы его курс и отвечала бы за результаты его деятельности, были безуспешны.

В свое время на роль правящей прочили гайдаровскую партию Демократический выбор России, но либералы с треском провалились на выборах в Госдуму 1-го созыва в 1993 г. Неудачей для правящей верхушки обернулась и вторая попытка, когда «под» премьера Черномырдина чисто административными методами была создана политическая организация «Наш

Путин

дом — Россия». НДР, потерпев поражение на думских выборах, вскоре сошла с политической сцены.

В 1999 г. к очередным выборам в ГД сформировались политические организации, декларировавшие центристские позиции — «Единство», «Отечество», «Вся Россия» (последние две вскоре объединились). После выборов на их базе возникла партия «Единая Россия ». Так в парламенте появилась реальная сила, на которую Президент и правительство могли опереться при решении масштабных задач по выводу страны из глубочайшего кризиса и преодолению последствий почти 10-летнего правления горе-реформаторов.

А то, что проводимый курс нашел полную поддержку у большинства россиян, стало очевидно после впечатляющей победы единороссов на выборах в Государственную думу 4-го созыва в 2003 г., когда ЕР обеспечила себе парламентское большинство.

Очевидно, что успех ЕР нельзя объяснять только пресловутым административным ресурсом — его в избытке было и у черномырдинской НДР. «Единороссам», позиционирующим себя как «партия Путина», чей курс поддерживает абсолютное большинство россиян, естественно, доверяют и избиратели. С другой стороны, ЕР нередко критикует правительство, инициируя принятие решений по самому широкому кругу социальной и экономической жизни страны.

Во многом благодаря активности единороссов было принято решение о начале реализации четырех масштабных национальных проектов. Значительно выросла эффективность законотворческой деятельности Госдумы, которая в 1990-е гг. была чрезмерно политизирована.

С началом президентства Путина стала приводиться в порядок система государственной власти, создаваться механизм взаимодействия федеральных органов, субъектов Федерации и муниципалов (до этого в стране власть работала по печально известному принципу Ельцина — «берите суверенитета столько, сколько сможете унести»).

С целью укрепления вертикали государственной власти в стране, которая в конце 1990-х гг. находилась фактически на грани распада, в России было образовано 7 федеральных округов. Это позволило сделать работу федеральных служб в регионах более эффективной, улучшить работу правоохранительных органов, вернуть многие субъекты Федерации в границы конституционного поля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: