ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ




 

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

 

 


 

Специфические девиантные формы поведения

и психопатологические расстройства


 

Структурно-динамические особенности известных девиантных форм поведения. психопатологических расстройств


 

 

Особые нозологические формы


 

Рис. 19. Влияние этнокультурных факторов на клинические проявления отклоняющегося поведения

 

Клинический аспект этнокультурного подхода в психологии девиантного поведения может быть разделен на три самостоятельных фактора (рис. 19).

В рамках первого следует обратить внимание на специфические поведен- ческие девиации и расстройства, встречающиеся исключительно в опреде- ленных этнических и культурных группах. Они достаточно широко известны и хорошо описаны в отечественной и зарубежной литературе. К ним относят, например, амок, коро, лата, меряченье, икота.

Амок, встречающийся в странах Азии и Океании, по клиническим прояв- лениям сходен с сумеречным расстройством сознания. В него включаются, как правило, четыре признака: продромальная тоска, гомицидные тенденции на базе психомоторного возбуждения, внезапное, без видимых причин, нача- ло и амнезия после восстановления расстроенного сознания. Считается, что амок встречается при реактивных психозах в рамках патологического аффек- та, а также у больных эпилепсией. Провоцирующим моментом для развития этого расстройства может стать прилюдное оскорбление человека, у которого отмечают такие специфические особенности характера, как обидчивость, ра- нимость по отношению к оценке его окружающими.

Симптомокомплекс коро представляет собой депрессивно-ипохондриче- ский синдром психотического уровня, сопровождающийся выраженными се- нестопатическими ощущениями. При этом отмечается убежденность чело- века в том, что у него резко изменяются в размерах половые органы (половой член у мужчин и большие половые губы у женщин): «сморщиваются, втяги- ваются в брюшную полость». На фоне выраженной тревоги и страха больные предпринимаютотчаяные попытки удержать на прежнем месте половые орга- ны. Они пришивают или подвязывают их, пытаются удержать руками. В ли- тературе описаны эпидемии коро (в Сингапуре в 1967 году и в Бенгалии в 1982 году), когда одновременно неадекватный поведенческих стереотип (коро) возникал у большого числа людей.

Из описанных на основе изучения российских этнокультурных групп на- селения можно отметить поведенческую девиацию, названную меряченьем. Она проявлялась в массовом возникновении таких психопатологических симптомов, как эхолалия, эхопраксия, эхомимия, а также включало автома- тизированное выполнение приказаний окружающих при формально ясном сознании (В. М. Блейхер, И. В. Крук). На севере России (Архангельская и

 


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Мурманская области, Коми-Пермяцкий округ) среди местного населения стойко бытует мнение о постоянном присутствии в природе «злого существа — икоты (икотки)», что в условиях фрустрации способно приводить к возник- новению девиантного поведения, названного икоткоп (М. Д. Урюпина). Оно выражается в приступах насильственного говорения (нередко искаженным голосом) с убежденностью, что «говорящая икотка» поселилась в организме человека, овладела его голосом и мыслями.

Традиционным для русской культуры можно считать девиантное поведе- ние, обозначаемое как юродивое поведение (юродство). По мнению П. И. Си- дорова с соавторами, чертами такого поведения являются: отказ от мирского благополучия (добровольный отказ от своего имущества, аскетический и сми- ренный образ жизни), сочетающийся с сознательным асоциальным поведе- нием (буйствованием, странничеством, пародированием церковной службы и т. д.), дар пророчества, стремление обличать царящую в мире неправду, ис- ходя из норм христианской морали.

Второй параграф клинического аспекта этнокультурных влияний включа- ет анализ структурно-динамических особенностей проявления и распро- странения известных девиантных форм поведения и психопатологических рас- стройств. Многие ученые (Э. Крепелин, Т. Ламбо, Д. Амоако, Дж. Купер, Н. Сарториус) обратили внимание на то, что реактивные психозы чаще встре- чаются в Африке, чем в Европе; кататония преобладает в Индии и Африке; бред самообвинения встречается преимущественно у европейцев; в традици- онных культурах слуховые псевдогаллюцинации с позитивным содержанием встречаются чаще, чем в других, так же как истинные галлюцинации — чаще, чем псевдогаллюцинации. По некоторым данным (Н. Клетт), отмечаются раз- личия даже по странам Европы: в Англии чаще отмечается бред величия, во Франции — галлюцинаторно-параноидные психозы, в Германии — тревож- но-депрессивные состояния, в Швеции какой-либо специфики не наблюда- ется. Однако, по мнению В. П. Самохвалова, в различных этносах при разном содержании психопатологических переживаний все же имеется базисное сход- ство психозов, что позволило автору выдвинуть гипотезу об историогенети- ческих корнях эволюции психозов.

Различные клинические формы девиантного поведения, так же как и пси- хопатологические расстройства, имеют специфические структурно-динами- ческие особенности. Отклоняющееся агрессивное поведение редко напрямую бывает обусловлено этнокультурными факторами, однако можно утверждать, что субкультурные параметры (например, криминальная среда, группы под- ростков) способны формировать готовность разрешать возникающие пробле- мы с помощью активности, направленной на соперника. Одной из важных этнокультурных составляющих агрессивного поведения считается предвзятая атрибуция враждебности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон), под которой понимается готовность индивида принимать и оценивать непонятные действия окружа- ющих дурными намерениями.

Аутодгрессивное поведение, так же как и агрессивное, может иметь этно- культурные корни и особенности. Известным является факт широкой рас-

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

пространенности суицидального поведения среди представителей угро-фин- ской этнической группы. На риск суицидального поведения влияет и фактор вероисповедания. В католических странах (Италия, Испания, Португалия) отмечается низкий процент самоубийств, так же как и в странах ислама. Уче- ные всего мира на протяжении многих лет пытаются проанализировать ли- дирующее положение Венгрии по показателю сиуцидального поведения. Од- ной из наиболее интересных версий представляется версия, связанная с понятием «венгерского характера», который включает такие качества, как смелость, чувство собственного достоинства, самонадеянность, избегание демонстрации собственной слабости, открытость и отсутствие выдержки (Г. Отто).

В литературе описаны такие этнокультурные варианты суицидального по- ведения, как сати и харакири. Они относятся к т. н. ритуальному суицидально- му поведению, отличающемуся от индивидуального стремлением достичь внешней гармонии с окружающим миром (а не внутренней, как при индиви- дуальном самоубийстве), отсутствием свободы в принятии решения об уходе из жизни и в выборе способа, средств, места и времени самоубийства, а также минимальным самовыражением личности в суицидальном акте (Л. 3. Трегу- бов, Ю. Р. Вагин). Сати — это ритуальное самосожжение индийских вдов после смерти мужа, а харакири — традиционный способ ухода из жизни японских самураев (наряду с суицидом в форме откусывания собственного языка), со- ответствующий их кодексу чести.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, имеет специфичные этнокультурные особенности. В случаях, когда таким веществом становится алкоголь, указывается на «тра- диции пития», паттерны алкогольного поведения, мотивы употребления спирт- ных напитков. При этом традиции употребления алкогольных напитков рассматриваются в связи со структурой личности, национального характера, способами совладания со стрессовыми ситуациями. Значимым диагностичес- ким культурно обусловленным параметром считается понятие «злоупотреб- ления» и его дифференциация с употреблением. В традициях стран и наро- дов со «спиртовой культурой», в отличие от «винных и пивных культур», грань между патологией (или девиацией) и нормой алкогольного поведения край- не незначительна. Так, например, считается, что нормой является способность хорошо переносить большие дозы алкоголя («Чем больше, тем здоровее, нор- мальнее человек»). Нередко в таких культурах девиацией называют трезвен- нические установки и поведение, обосновывая это нетактичностью, нелюди- мостью, недружелюбностью отказывающегося от употребления спиртных напитков. Интересным представляется широкая платформа культурного оправдания или осуждения алкогольного поведения, сочувственного или не- гативного отношения к выпившему (пьяному).

Для оценки влияния этнических факторов на формирование тех или иных психопатологических синдромов и даже на частоту возникновения некото- рых психических заболеваний интересным представляется анализ факта мень- шей распространенности алкоголизма среди итальянцев и евреев (Р. Ф. Бейлз),

 


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

чем среди других европейских этнокультурных групп. Э. Е. Бехтель считает, что зарегистрированный факт объясняется культурными традициями реаги- рования на стрессовые ситуации. В названных этнокультурных группах на фрустрирующую ситуацию принято реагировать не увеличением приема ал- коголя, а увеличением приема пищи.

Структура употребления наркотических веществ подвержена этнокультур- ному влиянию в меньшей степени. Однако известно, что в некоторых госу- дарствах употребление «легких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьезная девиация и даже узаконено их использование медицине.

Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем (У. Байер, Г. Брач, М. Пеланц, А. Вольф). Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (осо- бенно ее количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприим- ство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приема пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подра- зумевает полноту, западный — худобу. Определенные личностные культурно обусловленные особенности выражаются и в таком нарушении пищевого по- ведения, как гиперфагическая реакция на стресс. Оно возникает вследствие невозможности найти правильный (непищевой) выход из конфликтной си- туации или использовать совершенные способы психологической защиты.

Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную эт- нокультурную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависят от культурных традиций и верований. По мнению И. С. Кона, сек- суальное поведение — это социокультурное, а не биологическое явление, и следовательно, оценка девиаций должна строиться лишь с учетом сексу- альной культуры индивида. Ярким доказательством социокультурной обус- ловленности сексуального поведения служит приобретение эрекцией знако- вого характера (признак агрессии или вызова).

Некоторые формы сексуальных отклонений поведения регистрируются чаще, чем другие. Так, гиперсексуальность более типична для представите- лей южных народов по сравнению с северными, выбору гомосексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определенно- му субкультурному кругу людей («богеме»). Известно, что оценка сексуаль- ных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентации.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечений лиш ь некоторые имеют этнокультурную специфику. Так, считается, что трудого- лизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической куль- туры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми (гемблинг) ха- рактерно для лиц с восточной психологией.

Возникновение коммуникативных девиаций, так же как и некоторых иных форм отклоняющегося поведения, зависит от этнокультурного понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что предста-

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: