Рекомендуемая литература. ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ




 

вители южноамериканских и африканских государств более экспрессивны и коммуникабельны, чем северяне. Вследствие этого диагностика аутистичес- кого поведения и гиперобщительности должна разниться в различных регионах мира. Отклоняющееся поведение на базеревности нередко связано с этнокуль- турными взглядами на нормативность поведения (проявление верности) муж- чин и женщин. Большее значение в данном случае имеет структура обществен- ных отношений на уровне семьи. В культурах, построенных на авторитаризме, имеются одни (более жесткие) требования к верности и ревность носит более выраженный антисоциальный характер. При демократической структуре от- ношений критерии девиантности поведения на базе ревности кардинально иные. Специфика общественных отношений влияет на становление и такой коммуникативной девиации, как конформизм.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального и неэс- тетичного поведения больше других зависит от доминирующих этнокультур- ных традиций.

Механизм феномено-, симптомо- и синдромообразования поведенческих аномалий, девиаций и расстройств представляет несомненный теоретический и практический интерес. В настоящее время можно усмотреть три подхода в оценке этого механизма: биологический, психологический и этнокультурный. Базируясь на биологическом подходе, клиническое разнообразие девиантных форм поведения предлагается рассматривать с позиции деятельности мозга, поражения определенных структур и областей которого, по мнению апологе- тов биологического подхода, ответственны за образование тех или иных осо- бенностей поведения. С позиции психологического подхода за этот процесс отвечают характерологические и личностные особенности. Этнокультурный подход основывается на том, что определенные культуры и этносы формиру- ют строго заданные ценностные ориентации, которые преломляются в лич- ности человека (девианта) и способствуют появлению определенных клини- ческих форм девиаций.

Как уже указывалось в предыдущих главах, одной из наиболее значитель- ных и убедительных транскультурных концепций в области психологии счи- тается дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана. В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений человека и описа- ны кардинальные психологические особенности двух культур: западной и восточной (см. более подробно в главе 2).

Можно предполагать, что отраженные выше результаты научных исследо- ваний, показывающие, что в разных регионах мира, у лиц различных куль- турных групп доминируют специфические формы девиантного поведения и психопатологические симптомокомплексы, основаны на культурных психо- логических традициях. Отметим, что для стран с выраженным «восточным типом культуры и ценностей» (государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки) характерными оказываются психи- ческие проявления, затрагивающие области «контактов» и «фантазии/буду- щего». Вследствие чего в клинической картине психических заболеваний пре- обладают религиозные, мистические темы, бред носит чувственный или

 

 


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

образный характер, часты обманы восприятия, девиантные формы поведе- ния выражаются этнокультурными способами реакции на стресс (например, алкоголизация). У представителей же регионов мира с типичной «западной культурой» доминирующими становятся систематизированные формы бре- да, ипохондрические мотивы в виде «паранойи здоровья», идеи ущерба, дис- морфоманические признаки, нарушения пищевого поведения, аутизация и одиночество, что может быть объяснено затронутостью приоритетных сфер

«тело» и «деятельность».

Третий параграф клинического аспекта этнокультурного подхода в психо- логии девиантного поведения нацелен на оценку роли этнокультурных фак- торов в формировании особых нозологических форм психических заболева- ний. Из известных заболеваний лишь одно можно причислить к этой группе — болезнь Жиля де ля Туретта. Оно проявляется в виде генерализованных ти- ков, захватывающих мышцы лица и нередко сопровождается насильствен- ной вокализацией (копролалией). По данным американских психиатров и неврологов, данная болезнь в подавляющем большинстве случаев регистри- руется у евреев из этничнеской подгруппы ашкенази (К. Видерхольт).

В рамках клинического аспекта особо выделяется раздел, изучающий этнокультурное влияние на формирование исходов (дефекта, изменений лич- ности и пр.) психических расстройств и поведенческих девиаций. Традици- онно анализу подвергаются отдаленные последствия шизофрении и алкого- лизма. Так, считается, что деградация личности при алкоголизме не напрямую связана с токсическим воздействием алкоголя на головной мозг. Некоторые авторы отмечают, что определенные культурные особенности человека спо- собны препятствовать или способствовать скорости нарастания изменений личности при алкоголизме. Этнокультурные влияния на формирование ал- когольных изменений личности сходны с подобными влияниями на выбор формы поведения в момент алкогольного опьянения. В этнических группах, нацеливающих своих членов на рефлексивный тип поведения, алкогольное опьянение не носит дезорганизующего и антисоциального характера.

Коррекционно-терапевтический аспект этнокультурной психологии деви- антного поведения включает в себя оценку влияния различных традиционных и приоритетных способов психологического воздействия (психокоррекции и психотерапии) на эффективность купирования поведенческих девиаций. Остановимся на этом подробнее.

Традиционным для психотерапии последних десятилетий считается выбор конкретных психотерапевтических способов и методов на основе клиничес- ких форм поведенческих девиаций и клинико-психологических особенностей пациента (клиента). Во главу угла при оценке показаний для психотерапии обычно ставится либо психологический феномен, либо психопатологичес- кий симптом, либо нозология, либо индивидуальные параметры больного (психофизиологические —типтемперамента, психологические — направлен- ность характерологических черт, социально-психологические — личностные свойства), либо специфические для отдельных психотехник характеристики, например внушаемость и гипнабельность. Подобные показания несомненно

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

важны для подбора наиболее эффективных способов психотерапевтического воздействия. Однако современные исследования в области теории и практи- ки психотерапии выявили существенную значимость транскультурного ас- пекта (Н. Пезешкиан).

Теоретической базой транскультурного подхода к психотерапии являются представления о том, что практически любая психотерапевтическая методи- ка в первую очередь обращена к личности пациента (клиента), а личность формируется в определенной этнокультурной среде, усваивая соответствую- щее мировоззрение, традиции, паттерны осмысления действительности и поведения, нормы психологического реагирования. Следовательно, апелли- рование в процессе психотерапии к личности девианта (даже если при этом затрагиваются под- или бессознательные уровни) является опосредованным воздействием на его «историко-культурную базу» (Ж. Лакан). По мнению А. Айви, М. Айви, Л. Саймек-Дайнинг, в понятие историко-культурной базы входят такие демографические показатели, как пол и возраст, значимость которых определяется психологически обусловленными ценностными пред- почтениями; расовой (национальной, этнической) специфичностью; веро- исповеданием и сексуальной ориентацией. Особый интерес в плане транс- культурного подхода к психотерапевтической теории и практике представляют аспекты, учитывающие роль этнокультурного (национального, расового) и религиозного факторов, поскольку они в большей степени, чем другие, связаны с базисными личностными установками, формирующими потенци- альные внутриличностные конфликты и требующими психологической кор- рекции.

По данным Н. Пезешкиана, именно социокультурные факторы, к кото- рым автор причисляет этнопсихологические параметры и религиозные пред- почтения, имеют принципиальное значение в формировании конфликтов, проблем, девиантных форм поведения, невротических и психосоматических симптомов. Проявлениями же вышеперечисленных параметров становятся актуальные (первичные и вторичные) способности человека. Под ними по- нимается следование таким психосоциальным нормам, как: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность (опрятность), послушание, вежливость, чест- ность, верность, справедливость, бережливость, прилежание или успех в дея- тельности, надежность, точность, а также образец для подражания, терпение, время, общительность, сексуальность, доверие, уверенность в способностях партнера, вера, сомнение, уверенность и единство, понимаемое как цельность (Н. Пезешкиан). Невротический конфликт, требующий психотерапевтичес- кого исправления, видится автору в столкновении во взаимоотношениях меж- ду людьми (в семье — между родителями и детьми, супругами, на работе — между сотрудниками или начальником и подчиненными, в быту — между со- седями) в несовпадении актуальных способностей, а также в несовпадении ожиданий от участников коммуникации с реальностью. Причем конфликт рассматривается как противостояние и противодействие двух или более не- допонимающих друг друга культур, традиций, верований, мировоззрений, стилей жизни.

 

 


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Проследить влияние культурных факторов на эффективность коррекции и терапии девиантных форм поведения можно на примере коррекции откло- няющегося поведения в виде злоупотребления алкоголем и невротических расстройств. В основе традиционной опосредованной психотерапии алкоголь- ного девиатного поведения и алкоголизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выработку у девианта опасения (и страха) неминуемых тяжких расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спирт- ных напитков. Считается, что подобный способ может оказаться эффектив- ным лишь в случаях совпадения психологических особенностей психотера- певтического воздействия и личностных свойств пациента, опосредованных этнокультурными факторами. В процессе рациональной психотерапии алко- голизма психотерапевт распределяет ответственность за эффективность те- рапии поровну между собой и больным.

Таким образом, принципиальная разница двух психотерапевтических под- ходов заключается в том, что при аверсивной психотерапии физиологичес- кая алкогольная зависимость заменяется психологической зависимостью от психотерапевта и страхом нарушения табу, в то время как при использовании рациональной психотерапии подобных зависимостей не формируется и па- циенту предоставляется достаточно большая свобода действий. Безоснова- тельно считается, что больному алкоголизмом (особенно на II и III стадиях заболевания) в силу изменений личности, то есть сформировавшихся субкуль- турных свойств, не показано применение «гуманистически-ориентирован- ных» психотерапевтических методик.

Сравнительный анализ эффективности двух принципиально различных психотерапевтических методик показывает, что результат зависит не только и не столько от стадии заболевания, сколько от культурных особенностей па- циентов, в первую очередь от ориентации на демократический или автори- тарный стили общения. Девиантам с демократической направленностью личности, в которую включаются такие психологические качества, как спо- собность выслушивать чужую точку зрения, находить компромиссы при об- щении с людьми, не показаны культурно чуждые им методы «кодирования». Тогда как пациентам с авторитарной направленностью личностных качеств в виде традиций требования от окружающих подчинения, непререкаемости, жесткости в общении, а значит, уважения силы малоэффективны психотера- певтические методики, апеллирующие к морально-нравственным ценностям.

Сходные выводы можно сделать и при выборе эффективных психотерапев- тических методик при коррекции и терапии невротических форм девиантного поведения. У тех пациентов, для которых результативной оказывается суггес- тивная психотерапия, отмечаются следующие личностные особенности, опо- средованные культурными факторами: потребность ориентироваться на пря- мые указания-советы, как разрешить конкретную ситуацию, или на внешнее снятие симптомов («стирание из памяти» психотравмируюших ситуаций). Если при классической (традиционной) психотерапии основной упор делается на снятие аффективных симптомов невротических расстройств с помощью сугге- стивных методов, то при позитивной психотерапии усилия психотерапевта на-

 

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

правляются на осознание пациентом потенциальных и актуальных внутрилич- ностных конфликтов. Позитивную психотерапию можно отнести к методикам психотерапии «здравым смыслом», использующим элементы рациональной психотерапии. Одним из наиболее важных тезисов позитивной психотерапии является транскультурный принцип, нацеленный на позитивное истолкование симптома или проблемы с помощью сравнения его со сходными феноменами, встречающимися в других культурах и не носящих оттенка патогенности. По- добный психотерапевтический прием предполагает использование метафор, историй, притч, пословиц и поговорок других народов и культур. Позитивная психотерапия оказывается эффективной лишь в тех случаях, когда пациент соглашается разделить ответственность за исход коррекции и терапии с психо- терапевтом, а также учиться на культурных различиях.

Можно утверждать, что социокультурные факторы немаловажны при вы- работке показаний для тех или иных методов и способов психотерапии, и предполагать, что эффективность некоторых мистических и нетрадиционных методов психотерапии (голотропное дыхание по С. Грофу, нейролингвистиче- ское программирование, терапия «первичным криком» и пр.) базируется на культурных особенностях, опосредованных социокультурными процессами.

 

 

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

 

1. Естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа пове- дения коллектив людей, существующий как энергетическая система (струк- тура), противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исхо- дя из ощущения комплиментарности, обозначается термином:

а) нация; б) раса;

в) культура;

г) субкультура; д)этнос.

 

2. Самооценку этнической или культурной группы отражает: а) этнокультурный стереотип;

б) этнокультурный гетеростереотип; в) этнокультурный автостереотип;

г) этнокультурный интеростереотип; д) этнокультурный паттерн.

 

3. К аспектам этнокультурной психологии девиантного поведения отно- сят все нижеперечисленные, за исключением:

а) клинического;

б) коррекционно-терапевтического; 170


ГЛАВА 4. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

в) диагностического;

г) этиопатогенетического; д) феноменологического.

 

4. Типичным для России этнокультурным девиантным поведенческим сте- реотипом (расстройством) является:

а) амок; б) коро; в) икотка;

г) гемблинг; д) картинг.

 

5. Суггестивные методы психотерапии являются более эффективными для представителей:

а) западной психологической культуры; б) восточной психологической культуры; в) северной психологической культуры; г) южной психологической культуры;

д) все ответы верны.

 

6. Суицидальное поведение наиболее распространено у представителей: а) азиатской культуры;

б) тюркской группы;

в) североамериканской культуры; г) латиноамериканской культуры; д) фино-угорской группы.

 

7. Девиантное поведение в форме наркозависимости является типичным этнокультурным стереотипом для:

а) американцев; б) русских; в)голландцев; г) туркменов;

д) не имеет национальной специфичности.

 

8. Феномен «нарциссизма малых различий» описал: а) Л. Н. Гумилев;

б) В. Н. Мясищев; в) 3. Фрейд;

г) К. Юнг; д) А. Адлер.

 

9. Индикаторами оценки поведенческой нормы в этнопсихологии считаются: а) танцы;

б) песни;

 


ПСИХОЛОГИЯДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

в) стихи;

г) живопись;

д) пословицы и поговорки.

 

10. К психотерапевтической методике, использующей транскультурные сравнения, относят:

а) бихевиоральную психотерапию; б) позитивную психотерапию;

в) гипноз;

г) гештальттерапию;

д) нейролингвистическое программирование.

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

2. Культурные и этнические проблемы психического здоровья / Под ред. Т Б. Дмитриевой, Б. С. Положего. М, 1996.

3. Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

4. Менделевии В. Д., АвдеевД. А., Киселев С. В. Психотерапия «здравым смыслом». Чебоксары, 1992.

5. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995.

6. Самохвалов В. П. История души и эволюция помешательства. Сургут, 1994.

7. Сикевин 3. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

8. Циркин С. Ю. Шизофрения: транскультурное исследование. Дисс.... докт. мед. наук. М., 1988.

9. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. М., 1985.

 

.


 

 

Глава 5

 

ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Типы, клинические формы и структура девиантного поведения помимо этнокультурной специфичности имеют половую и тендерную окраски. Не- которые из девиаций считаются атрибутом исключительно мужского или жен- ского стилей отклоняющегося поведения, иные могут в меньшей степени за- висеть от половой принадлежности человека.

Для того чтобы обнаружить тендерную специфику девиантных форм по- ведения, необходимо определить нормативность и отличительные парамет- ры женского и мужского полоролевого поведения, которые оцениваются на основании различий темпераментальных особенностей, характерологических свойств и личностных качеств.

К поведенческим особенностям психофизиологического характера, име- ющим корреляции с полом человека, можно отнести известные факты луч- шей переносимости женщинами болевых ощущений, состояний длительной ограниченности движений или обездвиженности. Этот факт может быть объяс- нен как психофизиологическими особенностями пола, так и психологичес- кими традициями роли женщины и мужчины в определенных обществах и культурах.

Известно, что у народов Запада считается, что роды связаны с одними из самых сильных болевых ощущений, которые может испытать человек. Вслед- ствие этого формируется определенное отношение к боли, готовность ее ис- пытать и собственно выраженные болезненные ощущения женщин. Проти- воположное отношение к родам описывается у женщин ряда африканских народностей. Там ожидающая ребенка женщина продолжает активно трудить- ся физически, относясь к родам как к обычному явлению, не сопряженному с болевыми ощущениями. Фактически подобная предиспозия к болевым ощу- щениям способствует и более легкой переносимости родов.

Влияние психологического отношения к иммобилизации известно давно. Мужчины значительно хуже, чем женщины, эмоционально переносят дли- тельный период ограничения движений или полной обездвиженности. То есть можно утверждать, что на девиантный стиль поведения мужчины оказывает влияние возможность в полном объеме совершать действия. Ограничение этих

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

возможностей способно приводить к характерологическим и патохарактеро- логическим реакциям и становлению девиации (например, агрессии). Имен- но поэтому в процессе социализации с целью профилактики неадекватных форм поведения мальчику требуются большая физическая активность и сво- бода действий. Иногда указывают даже на значимость процесса пеленания младенца для становления отклоняющегося или нормативного поведения.

Мужской и женский стили поведения могут базироваться и на тендерных различиях психомоторики (походки, жестикуляции, письма), эргичности, скоростных (темповых) характеристиках и предметной пластичности (В. М. Русалов). Энергетический уровень потребности в освоении предмет- ного мира (эргичность), так же как и способность к переключению с одних форм поведения на другие (предметная пластичность) и более скоростные характеристики типичны для мужского стиля темперамента. По данным В. М. Русалова, у мужчин по сравнению с женщинами чаще наблюдается жаж- да деятельности, избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность, более выражено стремление к напряженному умственному и физическому тру- ду. Кроме того, для мужчин более характерны гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнооб- разию форм деятельности, высокий темп поведения, более высокая психо- моторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. Для женщин — легкость вступления в новые социальные кон- такты, более широкий набор коммуникативных программ, сильнее выражен- ная коммуникативная импульсивность, легкость в переключении в процессе общения, а также повышенная чувствительность к неудачам, беспокойство, неуверенность, тревога.

Таким образом, на уровне сбалансированного психофизиологического функционирования (темпераментальных свойств) можно отметить тот факт, что стилевые характеристики поведения мужчин и женщин существенно раз- нятся. Процесс воспитания способен сгладить или заострить различия и ска- заться на становлении и диагностике девиантных форм поведения.

На уровне характерологических свойств стилевые особенности проявля- ются в виде тендерных стереотипов полоролевого поведения. Под ними по- нимаются модели поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (И. С. Кон). Формирование полоролевого поведения происходит на базе соответствующих тендерных особенностей темперамента под воздействием воспитания. Как правило, воспитание носит целенаправленный характер и включает в себя традиционные вербальные и невербальные способы. Оно на- чинается с первых дней жизни человека. Например, традиции предписывают перевязывать одеяло новорожденных мальчика и девочки лентами различно- го цвета (голубого и розового соответственно). Данный ритуал означает нача- ло длительного периода полоролевого воспитания с целью сформировать адек- ватные биологическому полу тендерные стереотипы поведения. В дальнейшем это становление включает в себя различие в играх («дочки-матери», «война»), одежде (брюки, юбки), внешности (банты, галстуки). Вершиной полороле-

 


ГЛАВА 5. ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

вого воспитания является формирование психосексуальной ориентации (ге- теро- или гомосексуальной), что имеет значение для оценки сексуальных де- виаций и перверсий.

Оценка нормативности женского и мужского поведения зависит от этно- культурных параметров, поскольку половые роли могут разниться в зависи- мости от общественных ожиданий и требований. В одних странах и регионах эти ожидания характеризуются существенными различиями, в других —сбли- жаются и даже сливаются (унисексуальный стереотип). В культурах «восточ- ного типа» отмечается дистанцирование и строгая очерченность тендерных стереотипов поведения с предписыванием женщинам и мужчинам различ- ных видов деятельности и способов взаимодействия в обществе и семье. В за- падной психологической культуре отмечается сближение половых ролей. Именно в западном мире родился и развивается феминизм, первоначально направленный на борьбу за равные социальные права мужчин и женщин, но фактически переродившийся в борьбу женщин за размывание границ поло- ролевого поведения.

Несмотря на существование разных этнокультурных взглядов на полоро- левое поведение, все же можно отметить следующие характеристики типич- ного (нормативного) женского и мужского стереотипов поведения на уровне характерологических особенностей. К мужскому стереотипу, обозначаемому как маскулинность, относят: активность, бескомпромиссность, решитель- ность, независимость, самостоятельность, самодостаточность, эмоциональ- ную устойчивость. К женскому, называемому фемининностъ, причисляют: покорность, нежность, послушание, терпимость, аккуратность, зависимость, несамостоятельность, чувственность, эмпатийность, тревожность и склон- ность к ярким экспрессивным реакциям.

Анализ тендерных стилей поведения показывает, что значимыми являют- ся особенности поведения и самопрезентации человека в следующих сферах:

1) внешность и стиль одежды;

2) манера поведения (мимика, жесты, походка);

3) манера речи;

4) стиль взаимодействия в семье;

5) стиль взаимодействия в обществе;

6) стиль сексуальной активности.

 

Наосновании внешности ивыборастиляодежды типичный женский и муж- ской стереотипы существенно различаются. Традиционные требования и ожи- дания диктуют необходимость выбирать и носить одежду, подчеркивающую половую принадлежность или по крайней мере не противоречащую ей. На- пример, использование косметики в рамках традиционной оценки норматив- ности полоролевого поведения приписано лишь женщинам, так же как и опре- деленный вид одежды и аксессуаров (юбки, банты, броши, туфли на высоком каблуке и т. д.). Отклоняющимся по стилю (неэстетичным) может быть при- знано поведение, не соответствующее приведенным традициям и нормам, например использование женской одежды, обуви и аксессуаров мужчиной,

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

так же как и ношение женщиной «грубой» обуви, бесформенных брюк и т. д. Иногда отклоняющимся по эстетическим параметрам может быть признано поведение женщины, бреющей голову, или мужчины, который красит воло- сы в неестественный цвет.

К типично женским манерам поведения относят жеманство, кокетство, ма- нерность, особый стиль походки, более яркую и демонстративную жестику- ляцию, в отличие от типичной мужской скупости движений, сдержанности в проявлениях эмоций. Различия манер речи заключаются в звучности, темб- ральной специфичности и выраженной эмоциональной подкрепленности. Кдевиантным формам поведения может быть отнесена манера поведения, выходящая за рамки тендерных эстетических норм, например грубый низкий голос у женщины.

Стили взаимодействия в семье и в обществе отражаются в таких поведен- ческих феноменах, как: субординация, главенствование, существование т. н. женских и мужских обязанностей и дел. Нередко они проявляются в стиле принятия ответственности и решений. Понятие «быть под каблуком у жены» может отражать тендерный вариант девиантного поведения в определенной культурной среде. В процессе альтернативного полоролевого воспитания маль- чику и девочке предписывается выполнять по дому лишь те дела, которые соответствуют традиционному пониманию роли будущего мужчины и жен- щины. Например, характерным занятием для девочки считается уборка квар- тиры, стирка, приготовление пищи, для мальчика — хозяйственные работы, ремонт.

Особую роль в оценке нормативности и девиантности тендерного поведе- ния играют стили сексуальной активности. В обществах с традиционным раз- делением полоролевых стандартов поведения считается, что сексуальная ак- тивность предписана мужчине, пассивность — женщине. Это проявляется в том, что мужчина берет на себя ответственность за формирование т. н. сексу- ального сценария партнерской пары, то есть именно он, а не женщина, опре- деляет время, место, частоту, способы сексуальных действий. С другой сторо- ны, это накладывает на него и ответственность за качество сексуальных контактов. В сексуальных культурах со строгой регламентацией действий для описания нормативного и девиантного поведения мужчины и женщины при интимной близости используются разные термины (мужчина «овладевает», женщина «отдается»). При проявлении излишней сексуальной активности женщины и пассивности мужчины их поведение может быть отнесено к от- клоняющемуся.

Выделяют классические и неклассические типы полоролевых особеннос- тей (С. Беем; рис. 20).

К классическим вариантам относят маскулинность и фемининность, к неклассическим — андрогинность (сочетание маскулинности и фемининно- сти) и недифференцированность тендерного стереотипа поведения. Норма- тивным считается поведение, соответствующее биологическому полу (мас- кулинное у мужчины, фемининное у женщины). Остальные варианты могут быть при определенных условиях отнесены к формам девиантного поведения.

 


ГЛАВА 5. ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

МУЖЧИНЫ(ЖЕНЩИНЫ)

 

 


Маскулинные


 

Фемининные


Андрогинные Недифференцированные


 

Рис. 20. Типы полоролевых особенностей

 

В рамках психологии девиантного поведения выделяют гиперролевое пове- дение, характеризующееся тем, что нормативные тендерные особенности про- являются в крайней, иногда гротескной форме. У мужчин гиперролевое по- ведение называется гипермаскулинным, у женщин — гиперфемининным. В первом случае оно выражается в агрессивности взамен активности и реши- тельности, в грубости вместо бескомпромиссности, в заносчивости, а не в самостоятельности или самодостаточности, в эмоциональной холодности вместо устойчивости. Кроме того, могут иметь место гиперсексуальность и садистические наклонности. Для гиперфемининного, в отличие от феминин- ного типа, характерны: жертвенность взамен терпимости и покорности, ин- фантилизм вместо доверчивости и нежности, конформизм, а не послушание, сентиментальность, а не чувственность, асексуальность и мазохистические тенденции.

К преимущественно женскому варианту патохарактерологического типа девиантного поведения относят истерическое, к мужскому — нарциссичес- кое поведение. Истерическое поведение характеризуется склонностью быть в центре всеобщего внимания, привлекать интерес к себе, не быть незамечен- ной. Для достижения этой метацели существует набор (репертуар) адекват- ных и отклоняющихся форм поведения. К первым относится кокетство, же- манство и иные специфически женские стилевые особенности поведения. Ко вторым причисляют нарочитость, вычурность, театральность, неестествен- ность, демонстративность, псевдологию и другие «карикатурные» формы по- ведения. На базе истерического отклоняющегося поведения возможно фор- мирование диссоциативных (конверсионных) расстройств. Клинически они проявляются такими психосоматическими симптомами, как: парезы и пара- личи (утрата возможности совершать движения и исчезновение чувствитель- ности), афония (потеря голоса), амнезия (потеря памяти), амавроз (утрата способности видеть) и др.

Нарциссическое отклоняющееся поведение несколько сходно с истерическим по клиническим проявлениям. Оно характеризуется грандиозным чувством собственной значимости, талантливости, одаренности, непревзайденности, любованием собой. При этом человек нуждается в постоянном подтвержде- нии собственной исключительности, жаждет комплиментов и одобрения его деятельности со стороны окружающих, не приемлет какой бы то ни было кри- тики в свой адрес. Отличительной чертой нарциссического поведения счита- ется неспособность испытывать настоящие чувства радости и удовольствия от достижения реальных успехов. Такому индивиду свойственно завистливое поведение.

 


ПСИХОЛОГИЯДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Отличие нарциссического девиантного поведения от истерического за- ключается в том, что в качестве факторов, к которым привлекается внима- ние, при нарциссизме становится деятельность человека (результаты его тру- да, учебы, увлечений), а при истерическом поведении — его внешность и личные качества.

В отличие от мужчин, женщина проходит ряд этапов физиологических и патофизиологических изменений и переживает специфические состояния, которые способны формировать либо гармоничный, либо отклоняющийся тип поведения. К таким состояниям относят беременность, климакс, беспло- дие, предменструальный синдром.

Особенности гармоничного и девиантного поведения женщин во время беременности на протяжении многих лет привлекают внимание специалис- тов. При этом отмечается как эмоционально отрицательная роль беременно- сти, так и положительная. О благоприятном влиянии беременности на раз- личные психические расстройства писал еще Гиппократ: «Истерическим девушкам я предписываю замужество, чтобы они излечились беременностью».

Всевозможные особенности в поведении женщины во время беременнос- ти можно рассматривать как проявления адаптации организма и личности женщины к наступившей беременности и оценивать их с позиции различных уровней адаптации.

Отмечается типичная нормативная динамика особенностей поведения во время беременности. Обычно в первые месяцы беременная чувствует себя не- уверенно, остается амбивалентной в отношении предстоящего материнства. Страх перед неизвестностью может привести к подавленности. Беременной нравится (более или менее осознанно) ее состояние, ей хочется быть предме- том внимания и забот, в то же время она чувствует, что взрослеет, в ней бо- рются две тенденции — инфантильности и взросления. Эта двойственность, часто вызывающая тревогу, может стать причиной смены настроения, не все- гда понятной окружающим. Во втором триместре наблюдается относитель- ное спокойствие в состоянии беременной, происшествия довольно редки, осложнения — у здоровых женщин — исключение. Основная черта третьего триместра — «погружение в ребенка», ребенок делается средоточением по- мыслов, интересов и занятий будущей матери. Непосредственно перед рода- ми нарастает тревога, которая может выражаться в гиперактивности беремен- ной, желающей ускорить события.

Важной психосоматической проблемой является проблема гестозов бере- менных. Известно, что у женщин с выраженным нежеланием иметь ребенка чаше наблюдается тяжелая форма токсикоза, в отличие от женщин с желан- ной и запланированной беременностью. Представители зарубежной медици- ны, пользуясь концепцией символического языка органов (А. Адлер), интер- претируют рвоту беременных как символическое выражение нежелания беременности и рождения ребенка. Другие ученые, основываясь на принци- пах учения 3. Фрейда, рассматривают ранние гестозы беременных как след- ствие «ослабления воли к материнству в связи с развитием цивилизации» или как проявление бессознательного отвращения к мужу.

 


ГЛАВА 5. ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

В отечественной медицине большинство авторов оценивают феномено- логию гестозов в зависимости от функционального состояния нервной сис- темы и психологического состояния (в том числе характерологического пре- морбида) беременной. В. М. Воловик выделяет две группы беременных. К первой группе относятся женщины с незначительными аффективными на- рушениями, выражающимися в раздражительности, вспыльчивости, слезли- вости и обидчивости. Эти нарушения возникают на высоте гестоза и быстро устраняются вслед за исчезновением рвоты и нормализацией общего состоя- ния. У всех женщин этой группы психологическая характеристика практи- чески не отличается от здоровых беременных. У всех имеется положительная установка в отношении беременности, благоприятная семейная ситуация. Их характеризует гармонический склад личности, реалистический подход к воз- никающим трудностям. Анализируя причины возникновения гестоза и со- путст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: