Вопрос 3. Управление системой социального обеспечения




Для управления системой социального страхования создается специальный фонд социального страхования, основные функции которого заключаются в координации и действий основных субъектов социального страхования. На основе принятого законодательным собранием закона, Правительство российской Федерации создает фонд, которое делегирует данному фонду свои права по определению основных направлений его деятельности, управлению деньгами и всей системой социальной помощи и социального страхования, но осуществляет наблюдение за его работой, используя свои органы контроля. Правительство не вмешиваются во внутреннюю деятельность фонда, не назначают исполнительного директора, не определяют штатное расписание, фонд оплаты труда и т.д. Правительство определяет только председателя правления и само правление центрального фонда и, в которое в обязательном порядке входят представители законодательной и исполнительной власти, работодателей (союза работодателей), работников (общественные организации), неработающего населения (общественные организации, ассоциации и пр.). Правление избирает заместителя председателя, утверждает основные положения и документы фонда и.

Государственный фонд, таким образом, является самоуправляемым, самостоятельным, финансово независимым учреждением. Фонд является юридическим лицом со своим расчетным счетом и печатью. Все отделения фонда также являются самостоятельными юридическими лицами и работают по своим положениям (Уставам). Управление деятельностью фонда осуществляется Правлением (по представлению Правительства РФ), избираемым общим собранием его участников - страхователей и страхуемых. Законодательным органом фонда является собрание его участников. Поскольку фонды обеспечивают проведение политики социального страхования, поэтому программа их деятельности утверждается общим собранием их участников.

Правление - это представительный орган, а Дирекция - исполнительный. Деятельность двух последних регламентируется соответствующими положениями, утверждаемыми Правлением фонда при условии, что они не противоречат закону о социальном страховании. Для выполнения текущей практическую деятельности по управлению системой социального обеспечения и системой социального страхования осуществляет исполнительная дирекция, назначаемая на контрактной основе Правлением. Исполнительная дирекция и правление фонда образуют свои филиалы, отделения на местах (в областях), которые в административном порядке подчиняются исполнительной дирекции. Правление филиалов и отделений имеет относительную самостоятельность и самоуправление, формируется местными органами власти и общественными организациями.

Общественные организации от имени работников и работодателей, а также неработающих граждан, контролируют деятельность фондов и участвуют в работе их правлений, но не управляют фондами.

Работодатель осуществляет обязательные платежи в страховой фонд, контролирует деятельность этих фондов (через общественные организации), участвует непосредственно или опосредовано в работе правления фондов, реализует программу социального обслуживания на предприятии.

Чтобы структура социального страхования сохранила гибкость и дееспособность, чтобы она успешно функционировала и развивалась, следует ввести принцип конкуренции. В связи с этим страхователям и страхуемым дается право выбора фонда социального страхования для регистрации и участия в актах по обязательному социальному страхованию. При этом фонды не имеют права отказать участникам ни в приеме, ни в выходе из их состава. Здоровая конкуренция между фондами позволит выжить системе социального страхования в целом. Для того, чтобы данная система была прочной и надежной, фондам, а равно и страховым кассам, дано право не просто управлять финансами социального страхования, а участвовать в тех или иных видах коммерческой деятельности при условии преимущественного направления прибыли в систему социального страхования. Принципы финансового управления средствами соцстраха будут более подробно изложены в дальнейшем.

При условии выполнения объема услуг обязательного социального страхования законом должно быть предусмотрено право фондов и страховых касс устанавливать и другие виды социального обеспечения и защиты. Последнее существенно расширит возможности социального страхования как в обеспечении, так и в развитии системы в соответствии с потребностями трудящихся - общими, профессиональными, индивидуальными, которые имеются сегодня и могут появиться завтра.

Фонды могут использовать свои средства на создание и содержание профилакториев, санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, детских лагерей ("пионерских"). Фонды также могут создавать свои лечебные учреждения, предприятия по изготовлению протезов и пр.

Каждый фонд по подчиненности имеет свои строго определенные функции, которые не могут выполнить или их не выгодно выполнять нижестоящему отделению фонда. Эти функции заключаются в следующем:

Образование страхового фонда каждого уровня.

Подготовка методических документов и обучение.

Выплата страховых взносов и пособий.

Контрольно-ревизионные функции.

Осуществление международных связей.

Осуществление действий по социальной помощи в экстремальных условиях и во время стихийных бедствий и пр.

Для создания более гибкой системы социального страхование, на наш взгляд, имеет смысл создать, так называемый, не государственный фонд социального страхования с обязательствами дополнительного обязательного страхования. Право образования и деятельности не государственными фондами по дополнительному обязательному страхованию определяется законодательно. Негосударственный фонд социального страхования создается для управления персонифицированными средствами страхования (работодателя, предприятия и работника). Образуется работодателями и работниками в лице их представительных органов или напрямую, независим от государственного фонда. На предприятии функционирует в рамках страховых касс. Управляется представителями работодателей (ассоциаций) и работников (общественных организаций), которое назначает исполнительную дирекцию и утверждает свои положения и инструктивные документы. Общее руководство фондом осуществляет Правление, которое избирается на общем собрании, конференции застрахованных или их представителей. В Правление в обязательном порядке входят представители властных структур, работодателей, общественные организации, отражающие интересы работников или нетрудоспособного населения.

У каждого фонда есть свои низовые, или первичные, звенья, имеющие непосредственный выход на застрахованных или обеспечивающих социальную помощь. В системе социального обеспечения - это органы соответствующего фонда. В системе социального страхования - страховые кассы. Название, функции, характер деятельности и пр. определяются тем или иным фондом самостоятельно. Строго говоря, функции фондов и страховых касс сегодня не разделяются, и те, и другие могут и должны обеспечивать комплекс услуг по социальному страхованию. Но в силу того, что основные средства остаются на предприятии, в его страховых кассах, главное обеспечение может лечь на плечи последних. Функцией фондов может явиться сохранение стабильности системы социального страхования и решение глобальных задач ее развития.

Страховые кассы непосредственно обеспечивают социальную защиту трудящихся. Страховые кассы социального страхования создаются на предприятиях. Они аккумулируют часть общих выплат и выдают страховые средства (оплата листков нетрудоспособности) производят выплату других различного рода страховых сумм и пособий, через них "работает" система социального страхования на местах. Они независимы от администрации, но подчиняются государственному фонду. Управляют средствами, поступающими по различным фондам социального страхования, в частности, по фонду социального страхования по временной нетрудоспособности, обязательного медицинского страхования, обязательного дополнительного социального страхования и по другим фондам, но не объединяют все страховые взносы в единый страховой сбор на уровне страхователя. Страховые кассы Производят отчисления в вышестоящий фонд, но лишь определенный процент, устанавливаемый на основе достигнутого соглашения и договоров. Организует свою деятельность исключительно на принципах функционирования государственного фонда и собственных положений и инструкций. Работодатель, работники входят в правление страховой кассы и осуществляют контроль за ее деятельностью. При необходимости могут создаваться объединенные страховые кассы и даже функции их передаваться фондам социального страхования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: