Технологические этапы изготовления войлока




Существует несколько способов (тех­ник) изготовления войлока. Однако целесообразно за основу взять тради­ционный способ производства войлока, распространенный на юго-востоке Баш­кирии. Его также использовали другие народности, в частности киргизы и каза­хи. Традиционная технология изготов­ления войлока состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный этап (работа с шерстью).

2. Свойлачивание (создание основы для войлока).

3. Декорирование войлока (нанесе­ние изображения на основу войлока).

4. «Валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображе­ния в основу и уплотнение войлока).

5. Обработка и отделка войлока.
Необходимо отметить, что подобный

способ не позволяет достичь четкого ри­сунка в войлочных композициях, так как в результате валяльных работ границы рисунка существенно смываются, изо­бражение деформируется, цвета смеши­ваются. Поэтому не случайно этот способ называют техникой «живописного войло­ка», который художники используют для больших по размеру работ (монументаль­ных панно, ковров, паласов) или для выполнения небольших изделий с упро­щенным и условным изображением.


 

Подготовка шерсти

Стрижка овец производилась дважды в год (весной и осенью). Перед началом работы присутствующие, как правило, женщины, произносили благопожела-ния, по народным представлениям ма­гически воздействующие на успешность стрижки. Повалив овцу на бок, связыва­ли ей волосяной веревкой ноги. После этого, вооружившись железными нож­ницами или стригальной машинкой, стригли ее, оставляя короткий волося­ной покров на шкуре и не трогая шерсти на голове и чулках ног. Первоначально снимали шерсть с шеи, дальше перехо­дили на туловище. По ходу стрижки стремятся получить руно с однородным волосом, правда, далеко не всегда это удается. Состриженную шерсть предва­рительно очищали от грязи, тщательно промывая ее в какой-нибудь емкости с подогретой водой. Далее ее высушива­ли на солнце, разложив по отдельности клочки шерсти на куске ткани или на старой шкуре. Впоследствии шерсть сортировали по цвету и качеству, раскла­дывая ее для хранения в кожаные мешки или в берестяные коробки. С каждой овцы снимают в среднем до 1 кг шерсти. А учитывая то обстоятельство, что на создание войлочного покрытия юрты в зависимости от ее размеров требовалась


шерсть, состриженная не менее, чем со 150—200 голов овец, можно представить объемы выполняемых при этом работ и время, необходимое для накопления такого количества сырья.

Для изготовления войлока рекомен­дуется использовать овечью шерсть осенней стрижки, чаще всего грубых сортов. Перед использованием шерсти для производства войлока ее вручную очищают от сора, комочков грязи, мусо­ра и пыли. Далее предварительно сорти­руют шерсть по цвету и длине ворса, разбирают пряди шерсти.

Механическая обработка сырья за­ключается в разрыхлении и «трепании* шерсти. Несмотря на то, что эти два про­цесса осуществляются одновременно, они имеют разные цели. Например «трепание» позволяет очистить шерсть от отходов, от растительных и минераль­ных веществ. Тщательность проведения «трепания» влияет на качество изделия, чистоту исполнения последующих опе­раций в применении художественных техник, в обработке и отделке войлока. Цель же разрыхления состоит в разде­лении крупных клочков волокнистой массы на более мелкие и частично на отдельные волокна для уменьшения их плотности. Это распушение шерсти в дальнейшем позволяет задать больше связи между волокнами, а в процессе набирания объема войлока облегчает размещение шерсти в более свободном распределении по всей площади буду-


 

влияет на качество будущего войлока. Прочесанное волокно уже готово к ра­боте.

На данном этапе работы необходимо изготовить войлочную основу, выпол­нить рабочий картон (рисунок изобра­жения войлока в натуральную величину) по эскизу композиции и выложить рису­нок из волокон шерсти.

Если же рисунок «не сквозной», а на­ходится на войлочной основе, то присту­пают к ее изготовлению.

Свойлачивание

Свойлачивание представляет собой обработку полуфабриката с помощью


трения и давления при одновременг действии тепла и влаги. Так сближаю и перепутываются волокна при «пред рительном уплотнении» шерсти. Наз чение этой операции состоит в подгот ке основы для будущего войлока. Г свойлачивании полуфабрикат-осн сокращается, как правило, только толщине. От качества проведенной боты во многом зависит достиже результата.

Рассмотрим ряд условий для изгот ления основы войлочных изделий.

1. Линейные размеры основы опр(ляются с учетом последующей ее уса в процессе валки, они должны о{ печивать получение готового изде


 

 

 

 

 

ЧГемыми значениями плотности, [Ости и линейных размеров. Основа должна иметь правильную. соответствующую будущему из-

основе должно быть правильное деление шерсти по определенным соответствующее требованиям: часть войлоков имеет равно­распределение шерсти по всей гости, обеспечивающее одина-свойства изделия. >снова после свойлачивания долж-

равномерной по плотности. Важным требованием является от-ie рубцов и других дефектов на гости основы.

катают возвратно-поступа-



 

 

тельными движениями рук по направ­лению от кистей к локтям и обратно. В процессе 40—50-минутного катания рулона брезент (циновку) раскрывают несколько раз, и войлок снова обрызги­вают горячей мыльной водой.

Такое перекатывание рулона позво­ляет достичь предварительного свойла-чивания волокон. Эту и последующие операции легче выполнять нескольким людям, т. к. при изготовлении войлока большого размера невозможно осущест­влять равномерное давление на все зоны рулона одновременно и потому, что подобного рода работа требует вложения неимоверных физических сил. Если же размеры работы не превышают 60-70 см, то этот процесс можно проводить од­ному человеку.

После предварительного свойлачива-ния шерсти рулон раскрывают. Поверх­ность необходимо обязательно проверять на ощупь: она должна быть ровной, без пустот. Для того, чтобы получился мяг­кий войлок, рекомендуется чередовать шерсть старого и молодого животного.

Полученный войлок поливают еще раз горячей водой, расправляют, если нужно, выравнивают и вытягивают смя­тые или неровные края. Таким образом, в результате свойлачивания получают «основу» для войлочного изделия, кото­рая пока еще представляет собой рыхлый материал-полуфабрикат.

Для получения необходимой прочно­сти основы ее окончательно уплотняют в последующих этапах работы (валяния) по созданию войлочного изделия. Одна­ко, если войлок по задумке автора дол­жен иметь изобразительную и художест­венно-эстетическую ценность, то все по­следующие этапы накладывания слоев предварительно заготовленной шерсти (естественного цвета или крашенной) будут связаны с нанесением рисунка на «основу».


Валка

После нанесения рисунка на войлоч­ную основу со свежим слоем шерсти войлок вновь туго свертывают в рулон и начинают валять (катать) на брезенте или циновке, располагая на полу, подиу­ме или большом столе.

Рулон катают (валяют) руками, с си­лой надавливая на него. В зависимости от толщины будущего войлочного ковра рулон катают руками не менее часа. Во время процедуры катания руками войлок неоднократно раскрывают и пе­реворачивают то на одну, то на другую сторону и обрызгивают при этом горячей мыльной водой.

Процессы свойлачивания и валки схо­жи по организации процесса и основаны, прежде всего, на валкоспособности шер­сти. В процессе валки наносят удары, толчки и другие механические воздейст­вия на шерсть, в результате чего войлок


 

 


менном воздействии тепла, влаги и хи­мических активизаторов. Для достиже­ния высокой плотности и ускорения процесса валки, основу войлоков про­питывают в растворе серной кислоты. Концентрацию раствора кислоты выби­рают в зависимости от ассортимента изготовляемого изделия (составляет око­ло 0.5—4.5%). Объем раствора прини-

 

 

51
мается из расчета 10—12 л на 1 кг замачи­ваемой основы. После пропитки основа должна отлежаться в течение 30 минут и затем направляется на валку. Всю по­верхность изделия покрывают тканью для того, чтобы рисунок не сместился. Ткань используется тонкая, безворсовая (шелк, капрон, тюль). Вся поверхность при помощи опрыскивателя смачивается



 


 


Искусство орнамента, создание тамги и руническая письменность — это грани одного явления изобразительной дея­тельности, что подтверждается древно­стью и эволюцией графического языка: от простейших реалистических изображе­ний к стилизованно-схематическим и, на­конец, превращение их в знаковые и деко­ративно-магические символы. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, при­роде. В связи с этим орнамент неслу­чайно характеризуют как символико-гра-фический язык народа, выражающий его чувства, понятия и мировоззрение.

Сюжетная композиция

Сюжетная завязка в композиции вой­лока — редко встречающееся явление в декоративно-прикладном искусстве, в отличие от орнаментально-декоратив­ного решения образа. Однако и такой способ реализации замысла, даже, не­смотря на сложность воплощения реали­стического образа, имеет место. Повест-вовательность при развитии действия в композиции может придать изобра-

 

 

 

 

жению иллюстративность и сценогра-фичность. В этом случае есть всегда опасность отхода художника от «станко-визма» и «монументализма». Поэтому стремление автора будущей войлочной картины к некой символизации образа — вполне обоснованный и закономерный процесс.

Огромным источником вдохновения для художников декоративно-приклад­ного искусства являются исторические сюжеты, народный фольклор, легенды и предания, этнические традиции (празд-


 

 


ники, обряды). Фольклорные народные мотивы, простые как песни, как сказа­ния, воплощаются в композициях вой­лочных ковров в форме лаконичных, уравновешенных изображений и при­влекают «ароматом» истинной старины, идеально вписываясь в современный интерьер.

Жанровая композиция предполагает разные виды композиционных построе­ний: с ярко выраженным композици­онным центром (расположение его в гео­метрическом центре панно, смещение его вправо, влево, вверх и т. д.) или без него (композиция строится на ритме композиционно-активных элементов). Исторические или былинные сюжеты, как правило, не обходятся без изобра­жения людей, животных, птиц или ка­ких-то фантастических существ, причем они помещаются в соответствующую обстановку, чаще всего в ландшафтный пейзаж. Поэтому такие войлочные кар­тины наиболее сложны в техническом выполнении.

Намного реже среди художественных войлоков можно увидеть произведения в жанре пейзажа. Тем не менее, некото­рые художники идут на такие экспери­менты, иногда удачно. Дело в том, что фактура войлока на разных этапах его изготовления и в разных техниках за­частую напоминает форму и структуру

 

каких-либо природных объектов: небо с облаками, заснеженные горные вершины, листву деревьев, пригнутые ветром степные травы, вспененные морские волны и многое другое. Ассоциативное мышление и воображение художник подсказывает нужные мотивы для создания выразительного и эмоционального образа. Композиционные средства при создании такого войлочного произве- дения в этом случае близки к средства организации композиции пейзажа в традиционных художественных техника. Правда, здесь присутствует момент н| предсказуемости, свойственный войлоку, но в пейзажном жанре он не опасен, более того, он привносит в изображение естественную живость и воздушную зыбкость.

В отличие от жанровых изображений и пейзажа натюрморты и портреты бо­лее сложны для изображения в войлоке, особенно в технике вваливания рисунка. Единичные примеры войлочных портре­тов в мировой практике демонстрируют комбинированные технические приемы. Художественная задача при этом вряд ли заключалась в достижении портретного сходства, скорее всего, идейный замысел состоял в создании некоего аллегориче­ского образа.

Абстрактная (формальная) композиция

Для дизайнерского решения ин-терьерного пространства применимы варианты абстрактных изображений на войлоках художественно-эстетического значения. Композиция из простых или сложных геометрических форм, различ­ных по характеру линий, может быть плоской, рельефной или объемной, цельной или сложносоставной. Войлок

 

 

61

может быть частью композиции слож­ного арт-объекта, предмета интерьер-ного наполнения (мебели, светильника, ширмы и т. д.).

Абстрактное изображение на войло­ке, создаваемое по правилам и законам формальной композиции, часто играет роль декоративного панно. Оно нередко включает элементы из других материа­лов в качестве изобразительных эф­фектов.

 

 

Поиск композиции и технических эффектов

Виды композиционной организации войлока

В войлоке, как и в других произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства, авторы часто не ограничиваются монокомпозицией — решением образа в произведений, состоящем из одного из­делия. Раскрытие замысла порой требует формального развития, что приводит к сложносоставным композиционным ре­шениям. В этом случае, как правило, они представляют собой многочастные изо­бражения: диптих, триптих или полип­тих. Эти понятия характеризуют струк­туру композиции, состоящей из не­скольких частей. Для них. свойственны


 


композиционно связываются авторо с помощью повторяющихся мотиво стиля исполнения, ритма элементов и бражения, тонового и колористическо-решения, используемых техничес эффектов.

Иногда авторы войлочных изделг создают серию работ, объединяя их ф мой решения художественного обр Очень часто серия войлоков отра определенный этап творчества худо ника-прикладника.


прочные образно-пластические связи. Как правило, эти части объединяются общей фабулой, одной конструктивной идеей, композиционными средствами выразительности и единым оформле­нием. Например, две, три и более частей художественного войлока могут иметь разную форму, размер, но при этом они обязательно подчиняются общей идее,


Образно-пластическое решение композиции войлока

Как было уже сказано ранее, трад онная технология производства войл в частности основные этапы свойла вания и валки, не позволяют дос четкого контура, и всегда возник сложности в воплощении линейн


 




 


пения композиции в материал. Пла-руемый художником контур (или ния) в результате валяльных работ шывается, а тон нейтрализуется. Так, иные тона светлеют, а светлые или ше — темнеют. Это вызвано тем, что ipouecce катания войлока накладывае­те мастером волокна незначительно ешаются и вообще могут поменять юоначальное свое положение из-за юномерного скольжения шерстяных ■лей по поверхности основы или из-за проникания во внутренние слои буду-го коврового изделия. Данный прием естественного размы-тя контура, вызванного технологи-Еким процессом, многими художни­ки использовался как выразительный шический эффект для создания живописного войлока». Более того, этот предсказуемый технический прием зволяет достичь тонового нюанса и пан о вить связи между контрастными тнами изображения, добиться уни-иьной живописности в мягком перете-иии линий, форм, тона и цвета, цело-юсти в тоновом и колористическом тении. Подобные случайности, ко-чно же, невозможно предусмотреть предварительной работе, на этапе визирования. Поэтому рисунок на нно задумывается таким образом, х>ы возможные изменения в линейно-

 

63
тональном решении сильно не повлияли на восприятие изображения зрителем и эмоционально-символическое прочте­ние образа.

Однако, несмотря на сложность полу­чения контурного рисунка, войлочные мастера находят различные приемы. Например, для получения четкого ри­сунка выщипываются шерстяные волок­на на прокатанной войлочной основе в местах нанесения контура. Искус­ственно созданные углубления запол­няются шерстью необходимого тона, что позволяет ее крепче удерживать на нуж­ном участке войлока. Использование иглы, как в нетканом гобелене, служит той же цели — удержать линию контура, чтобы четко разграничить изобразитель­ные формы. Часто эти приемы исполь­зуют лишь в некоторых местах компози­ции, наиболее важных для узнавания предметных форм.


Таким образом, в ходе практической работы выявляются экспериментальным путем различные технические приемы, позволяющие передавать как контурно-линейные, так и тонально-линейные, плоскостно-пятновые и объемно-пятно-вые решения при создании изображений на войлоке. Такие техники войлока, каи мозаика, аппликация и инкрустация, значительно меньше подвержены «эф­фектам неожиданности» в отличие от традиционного войлоковаляния. Грани­цы тональных пятен на изделии прак­тически точно соответствуют задумке автора, отраженной на линейных и ли-] нейно-тоновых эскизах.

Первостепенное значение на ст эскизирования войлочных произведен придается конструктивной идее компози­ции. Она представляет собой схему пла­стической организации изображения, кем торую художник находит в процессе целе­направленной работы над образом и ото бражает в первоначальных эскизах. О служит созданию и укреплению композ ционной целостности изделия. Схе композиции отражает конструктивна смысловые связи (учет функциональности изделия, эмоционального решения об­раза, его символического значения) и фор­мально-пластические связи (между компо­зиционно активными элементами изобра жения по форме, тону, цвету и т. д.).

 

При рассмотрении конструктивной идеи современных башкирских войло­ков выделяется ряд декоративных ком­позиционных построений:

• полосатый «буй балас» — чередова­ние вертикальных полос одинаковой или различной ширины;

• крупноорнаментальный «асалы ба­лас» — геометрическое построение с плотно прилегающими друг к другу или накладными, или вписанными друг в друга фигурами (ромбами, квадратами, шести- и восьмиконечными звездами);

• узорные ковры и паласы с объединя­ющей все мотивы центральной компози­ции по периметру изделия орнаменталь­ной каймой;

• геометрические построения цветоч­но-растительных мотивов, заимствован­ные из фабричного производства ковров.

«Конструктивная идея» композиции художественного войлока, как правило, представляет собой простую схему, где элементы располагаются по кругу, тре­угольнику, квадрату и т. д., выстраива­ются по прямой, ломаной или кривой линии. Схемы более сложных по струк­туре композиций могут сочетать различ­ные по конфигурации линии и формы.

Для "достижения художественных эффектов в войлоке можно использовать цветные контуры, которые придают большую четкость узорным формам по окончании валки. Если в рисунке ковра предусматривается применение конту­ров, то раскладку волокон по рисунку следует начинать с контуров. От расче­санных цветных групп волокон отделяют узкие и длинные части нужной величины и берут их в правую руку. В процессе раскладки контуров волокна вытягивают до соответствующей ширины контура и укладывают пальцами левой руки по контуру на шаблоне. При этом правой рукой вытягиваемые волокна подкру­

 

чивают, благодаря чему в готовом ковре образуется более четкая линия.

 

 

По окончании работы по раскладке контуров, берут нужное количество во­локон в соответствии с размером выкла­дываемого цветного пятна и слегка расправляют так, чтобы толщина укла­дываемых волокон была одинаковой. Затем правой рукой вкладывают их меж­ду контурами, ограничивающими разно­цветные участки узоров. Пальцами левой руки волокна придерживают, подтягивая их правой рукой по направлению линий орнамента. Таким образом осуществля­ется раскладка цветной шерсти для обра­зования узоров и фона ковра.

Цветовая гармония в войлочных из­делиях достигается теми же путями и средствами, что и в любых видах худо­жественного творчества (текстиле, жи­вописи, росписи и др.). Однако, несмот­ря на легкий и нетрудоемкий процесс покраски шерсти, все же не стоит исклю­чать благородные природные цвета са­мого материала. Они позволяют в изде­лиях в большей степени передать такие состояния и образы, как камерность, естественность (материальность) или, наоборот, воздушность, спокойствие, умиротворение, состояние мудрого мол­чания или нарочитой напыщенности, торжественности и т. д.

Обращаясь к традиционной матери­альной культуре и искусству башкир­ского народа, можно заметить, что любое цветовое решение национальных моти-


 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

Возрождение народных традиций и

популяризация искусства войлока

 

 

 

 


 


 


Алтар, директор культурного проекта пута STOFFWECHSEL, арт-дирек-международной художественной гавки по войлоку, специалист по шн-продукции. Основная цель работы Международ-школы — проведение научных, экс-1ментальных исследований по изу-по свойств войлока и применение ученных результатов в текстильной перстяной промышленности Монго-. Работа школы затрагивала четыре равления: промышленный дизайн; ■стильный дизайн; fashion-дизайн; зайн (художественный аспект), каждому направлению были сформи-аны группы, участвующие в семина-]искуссиях, обсуждениях, подготовке моделей одежды.


Представители Ивановской текстиль­ной академии Н. А. Куликова — пре­подаватель кафедры конструирования швейных изделий и Ольга Бобкова — студентка 5 курса швейного факульте­та — приняли участие в fashion-дизайн направлении школы, основная цель которого — рассмотрение войлока как нового материала для изготовления мод­ной одежды. Были созданы коллекции моделей одежды, отвечающие современ­ным требованиям моды. Сочетая войлок с другими текстильными материалами, дизайнеры ИГТА стремились достичь возможности свободно комбинировать элементы одежды разных моделей кол­лекции или трансформировать одну модель в другую. По эскизам и чертежам Н. А. Куликовой и О. Бобковой в Монго-


 


1»,


лии будут изготовлены пробные образцы изделий.

Благоприятный для разведения и круглогодичного выпаса животных кли­мат и природные условия позволили жителям Азии издревле заниматься изго­товлением войлока. В отрывке из книги Хара-Давана «Чингисхан» находим сви­детельство использования этого материа­ла воинами великой татаро-монгольской империи, а также информацию о при­мерном времени заимствования войлоч­ных материалов славянами: «На ногах (монгольских воинов) сапоги с войлоч­ными чулками. Эти чулки из войлока у русских обратились в валенки, но мон­гольский способ удобнее, так как годится при сырости, между тем как одни вален­ки промокают». Участники Междуна­родной школы могли ознакомиться с процессом изготовления войлока в ла­бораторных условиях.

Н. В. Кочешков в своей монографии «Декоративное искусство монголоязыч-ных народов XIX—XX веков» подчер­кивает разницу в изготовлении войлока у тувинцев и монгольских народов, у ко­торых в основном вся работа делалась женщинами. Процесс производства вой­лочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный и не предполагает про-


мышленной обработки. Обстрижен! шерсть раскладывают на металличес» сетках и с помощью железных пр} выбивают из нее сор. Затем сырье cti ют при температуре +35 — +40 °С в ci циальном мыльном растворе, тщатеш прополаскивают и сушат. Для расчеа вания шерсти используется машина двумя кольчатыми валами, разработ ная в Голландии. После этой onepai часть шерсти направляется на пряде! Если необходимо получить цветной лок, то осуществляется процесс окраа Далее расчесанную шерсть укладьп двумя слоями (их может быть болы перпендикулярно по отношению Д1 к другу. Сверху слои шерсти накрьн тюлем или капроном.

Поскольку войлок является одним древнейших материалов, изготовлен! ручным способом, то с каждым год| возрастающий интерес предприим1 вой европейской цивилизации являет вполне закономерным явлением.

Итак, войлок становится популярн! сейчас не только в России, но и за pj жом. Несмотря на музейное значе1 войлока в наше время, в странах Аз войлок до сих пор применяется производства одежды, обуви, жилья оформления интерьера.


 

Однажды ижевский художник, доцент [статута искусств и дизайна Удмурт-эго государственного университета ександр Пилин обнаружил, что вой-к, к сожалению, живет только в рамках ниональных традиций. И решил воз-DiTb старинный промысел — валяние клока — в новом качестве. «Я предла-9 всем по-другому, по-доброму взгля-п> на этот старый и в то же время вый материал, — говорит мастер. — создаю костюмы, одежду, головные 1ры, аксессуары и обувь и пытаюсь мать то, в чем войлок еще не жил». Многие могут подумать, что создать юшую коллекцию можно и без специ-ного образования, было бы желание галант. Но настоящий художник яв-ггся еще и исследователем, и конст-яором. Уже более пятнадцати лет ндр Пилин собирает материалы ревних и традиционных технологиях, юйствах, а также сам проводит экспе-менты и воплощает в жизнь новые L Александр Васильевич даже создал Ьгтвенную азбуку терминологии воло­кит) текстиля. По его мнению, вой-ш можно считать любой материал, говленный из шерсти или синтети-oix волокон. Отсюда и открытие их возможностей войлока, создание ременных материалов. Мастер долгое i работал над тем, чтобы материал драпирующимся и подвижным. Его |ретение — это сочетание войлока ггими текстильными материалами юн. шелк, хлопок) путем закатыва-ной основы между шерстяными ми. Войлок оказался материалом ■стачным, он органично уживается голько с хлопком и шелком, но и с (есным текстилем. Есть у мастера и нология валяния шерсти, как йлочное кружево». Все новые разработки Александр 1 передает ученикам, которые есть


у него во многих странах мира. Познать секреты изготовления войлока жаждут не только художники, но и обычные люди, интересующиеся искусством. Организует эту работу Международная ассоциация мастеров по войлоку, соз­данная в Великобритании. А. В. Пилин также является ее членом. Художник читает лекции в Международной школе войлочных технологий. А несколько лет назад с легкой руки Мэри Брекетт, главы Международной ассоциации мастеров по войлоку, Александр Пилин получил замечательное новое имя — мистер Войлок.

В рамках Ассоциации постоянно ор­ганизуются в разных уголках света сим­позиумы, конференции, посвященные искусству войлока. Это общение культур различных стран мира открывает новые возможности для продвижения войлока.

 

 

Ведь это удивительный, уютный и эколо­гически чистый материал. Кроме того, А. Пилин издает газету о войлоке «Happy new felt» на английском языке, в кото­рой публикует исторические сведения о валенках и войлоке России. В одной зарубежной поездке Александр Пилин открыл для себя новое увлечение. С тех пор он пишет сказки на английском языке о своем любимом материале. Неутомимый и любознательный герой его сказок открывает людям все новые и новые тайны войлока.

Отметим, что современная техника изготовления войлока является унифи­цированным вариантом, повторяющим основные этапы традиционного способа, но существенно от него отличающим­ся. Ученые-исследователи Центральной Азии констатируют генетитическую бли­зость обработки войлока (за исключе­нием некоторых различий) у монголов, бурят, тувинцев, калмыков, что ученый А. А. Бадмаев объясняет тесными этни­ческими контактами между предками этих народов и их вхождением в XIII— XV веках в единое экономическое куль­турное пространство, созданное госу­дарством Хамаг Монгол (чингизидов). Монголы всех возрастов бережно сохра-


няют культурные традиции и ческую оригинальность, предпо в быту носить нарядный и праь национальный костюм, некоторые менты которого изготавливаются войлока: жилеты, головные уборы (т цог), обувь (гутал), варежки, сумки.

Незаменимая для жизни в с те климате с резкими перепадами те ратур, удобная, мобильная, кр аэродинамической формы юрта i гэр) подчинена особенностям жиз ного уклада кочевника.

Конструкция юрты, состоящая древесной решетки и пористого ше ного войлока, играет роль термо лятора, поддерживая внутри жил постоянный тепловой режим. Вог ное покрытие юрты включает бок кошмы (туурга), кошмы, укрываю крышу (лээвэр), навесной полог хаалга), покрытие дымового отве (орн, урх) и в целях антисептиро пропитывается раствором кислого ка с табаком и солью. Декор ши каймы купольной части юрты, выделяющийся на общем белом покрытия, наносится на войлочное лотно полосками окрашенного во" путем аппликации.

Сегодня народные умельцы пре ют большой выбор сувениров из во" для приезжающих в Монголию тури

Представителей университета ля особенно интересует разработка и воение новых технологий в произвол войлока. Сам по себе войлок — мате неизносостойкий. Немецкие спепи сты представили на семинарах обр войлока, сочетающегося с другими стильными материалами (капрон, ш чего можно добиться путем зака ния тканой основы между шерстя слоями. Это изобретение увеличи эксплуатационные свойства и улуч прочностные характеристики войлока


 

 

3.2. ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРАДИЦИОННОГО РЕМЕСЛА «ВОЙЛОК» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Культуру России невозможно себе

юдставить без народного искусства,

>торое раскрывает исконные истоки

совной жизни разных народов, насе-

>щих нашу страну, наглядно демон-

>ирует их моральные, эстетические

шности, художественный вкус и явля-

;я частью его истории. Устное народ-

>е творчество, народный фольклор,

сродное декоративно-прикладное ис-

№Ство сегодня находят более широкое

>ажение в содержании образования и

яштании подрастающего поколения,

[но время, когда зарубежная массовая

этура активно внедряется в жизнь,

мировоззрение учащихся. Совре-

нное региональное образование пре-

;тавляет возможность выбора под-

гающему поколению эстетических

гостей, формирует у детей и подро-

:ов потребность в знаниях истоков

юнальной культуры и искусства.

.общественной жизни уже имеются

[еры, хотя и редкие, приобщения

 

 

в новые разработки школы призваны пользоваться применительно к мон-1ьскому производству. В рамках II международной школы войлочным изделиям были организо-ш экскурсии в Национальный парк, торический музей, буддийские храмы, амятнику русским воинам. Участники юлы посетили Кашемировый комби-' «Гоби» — государственное пред-нятие, производящее изделия из нату­жного кашемира на основе козьей рсти, а также норвежскую миссию, сны которой учатся изготавливать икду из войлока по традиционным нологиям.

Представители ИГТА уже получили етлашение участвовать в III между-юдной школе войлочных изделий, гга школы, по замыслу профессора «ли эль Аттара, должна носить харак-► развития от простого к сложному, кггники новой школы должны знать редыдущих результатах и отгадки- лся от них в последующих своих экс­тентах и исследованиях. ИГТА дав-ютрудничает с Монгольским техни-мм университетом, обучая монголь-удентов. Многие преподаватели гольского университета — выпуск-[ разных кафедр ИГТА. Студенты гольского вуза выполняют лабора-ые и курсовые работы по войлоч-технологиям, разрабатывают мо-олежды, не отступая от националь-) стиля. Монгольская сторона видит юдимость в новом современном аде к моделированию и конструиро-одежды из войлока, который.гают специалисты ИГТА. •шкальный, экологически чистый, [нереальный, обладающий потенциа-вершенствования войлок при-зет технологов, дизайнеров, худож-i по тканям, конструкторов, мо-[ьеров всего мира.

 

 

 

 


Кыргызский войлок, благодаря уси­лиям Центральноазиатской ассоциации в поддержку ремесел (CASCA), выходит на международный уровень. 28 участни­ков из 10 стран мира — Франции, Вели­кобритании, Германии, США, Монго­лии, Испании, Голландии, Швеции, Таджикистана и Дании — приехали на Третий международный симпозиум по войлоку, чтобы освоить искусство экзо­тического ремесла. Две недели гости провели на берегах Иссыккуля, где мест­ные умельцы открыли им секреты изго­товления кыргызского традиционного жилища — юрты — и ее убранства.

Секретами тянь-шаньских мастеров по войлоку поделились с британцами активисты Ассоциации в поддержку ремесел Центральной Азии. Представи­тели этой бишкекской НПО посетили Лондон, Манчестер, Кембридж и не­сколько городов Шотландии. В каждом из них кыргызстанцы устраивали экспо­зиции ремесленных изделий. Демонст­рировалась коллекция аала-кийизов, шырдаков и прочих изделий кочевников. Настоящий фурор у жителей туманного Альбиона вызвали миниатюрные юрты. Участвовать в их сборке мог каждый посетитель выставки. «А попутно мы проводили мастер-классы для желающих поучиться нашему мастерству, — расска­зывает директор Ассоциации Марина Молдоташева. — Такие уроки особенно заинтересовали британскую детвору и студентов-дизайнеров из кембриджского Королевского колледжа. А шотландская организация ценителей народных про­мыслов «Лайк дистрикт» взялась помочь нам пропагандировать прикладное ис­кусство Кыргызстана».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: