Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 56 глава




Считается, что биржевая игра Сороса способна пошатнуть валюты целых государств. Так, в 1992 г. благодаря предпринятым операциям, связанным с резким падением английского фунта (на 12%), Сорос заработал за день почти 1 млрд долларов. Всего лишь небрежная критика

Сорос

С

Соросом политики процентных ставок Бундес-банка вызвала двухнедельное падение курса немецкой марки, а покупка Соросом в 1993 г. 14% акций некой золотодобывающей компании привела к повышению цены на золото по всему миру.

В 1997 г. Сорос предпринял успешную атаку против национальных валют Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин, завершившуюся экономическим кризисом этих стран, отброшенных в своем развитии на 10–15 лет назад. Попытка таким же образом воздействовать на экономику Китая успехом не увенчалась. Как, впрочем, и попытки поставить под свой контроль ряд предприятий в России.

В 1997 г. Сорос вложил 1,87 млрд долларов в ОАО «Связьинвест», но Госкомсвязи отказался выплачивать прибыль частному акционеру, пустив ее на развитие коммуникаций. «Это было худшее вложение за всю мою профессиональную карьеру», — писал позднее Сорос.

Он занимается активной филантропической деятельностью. Основанный в 1979 г. фонд «Открытое общество» начал поддержку антисоветского движения «Хартия 77» в Чехословакии, а в 1981 г. — движения «Солидарность» в Польше. Эти проекты позже непосредственно курировались администрацией президента США Рейгана.

Первый восточно-европейский фонд Сороса был основан в Венгрии в 1984 г. В 1986 г. Фонд Сороса был открыт в Китае, в 1988 г. — в Польше. В 1990 г. по инициативе Сороса был основан Центрально-Европейский университет в Будапеште, Праге и Варшаве, также был открыт фонд «Возрождение». Отделения Фонда действуют в 25 странах, и Сорос выделяет на них по 300–350 млн долларов ежегодно.

Структуры Сороса осуществляют целый ряд проектов по всему миру, самым масштабным из которых является борьба за легализацию наркотиков (в т. ч. финансирование т. н. «конопляных маршей») и широкое внедрение в медицинскую практику марихуаны и метадона.

В 1987 г. Фонд Сороса начал деятельность в СССР, поставив целью «организацию гражданского общества» и пропаганду глобализма в нашей стране. В 1988 г. Сорос организовал в СССР фонд «Культурная инициатива» в поддержку науки, культуры и образования, в 1992 г. — Международный научный фонд, а в 1995 г. — фонд «Открытое общество». Эти фонды декларировали помощь ученым. Реальная их деятельность заключалась в шпионаже, охоте за российскими ноу-хау и «форматировании мозгов» ученых, а также, в частности, в спонсировании написания гуманитариями учебников, искажающих историю и принижающих роль в мировой истории России и СССР.

По утверждению профессора исторического факультета МГУ Г. Алексеева, по социальному заказу Фонда Сороса написана треть всех новых учебников по истории России, «демонстрирующих», что в России не было побед, не было великих полководцев, а была унылая череда сплошных кризисов и нерешенных проблем.

Так, например, согласно учебнику А. Кредера, уже неоднократно запрещавшегося в ряде субъектов Российской Федерации, но продолжающего из года в год переиздаваться массовыми тиражами, самыми важными сражениями Второй мировой войны были признаны ничего не значащие битвы у атолла Мидуэй и при Эль-Аламейне, а не масштабнейшие операции советских войск (Сталинград, Курская дуга и т. п.), упоминаемые в учебнике одной строкой, через запятую. Более того, в этом учебнике разгром Советской Армией гитлеризма называется событием вредным, поскольку он привел к распространению на страны Восточной Европы «коммунистического тоталитаризма».

Даже западные ученые высказывают опасение, что если практика написания «заказных» учебников сохранится, то Россия станет единственной страной в мире, история которой будет написана под диктовку иностранцев.

При этом главная беда состоит в том, что Фонд Сороса срастается со структурами Министерства образования и Министерства культуры, посаженными на денежную «иглу». Сербский философ Д. Калаич отмечает: «Для поддержки колониальной оккупации… грабежа народов, обращения их в дешевую рабочую силу самозваные хозяева “нового мирового порядка” ведут поиски местных коллаборационистов.

Фонд Сороса — неоколониальная организация, которая служит для рек рутирования и обучения “новых янычар”. Если бы Сорос был на самом деле тем, кем он себя представляет, а именно альтруистом, который хочет помочь другим… он бы финансировал в первую очередь образование специалистов точных наук, биологов, технологов, медиков, так как их знания имеют жизненное значение для успехов в развитии их стран. Однако Сорос финансирует только и единственно образование кадров, употребляемых в политических целях».

Не один десяток лет через свои некоммерческие организации Сорос профессионально занимается дестабилизацией обстановки в странах бывшего социалистического лагеря. В начале 1980-х гг. Фонд Сороса начал поддержку диссидентских групп в Китае, а также за его пределами, одним из результатов которой стала попытка государственного переворота в 1989 г. (события на пл. Тяньаньмэнь).

Активно поддерживает Сорос и «бархатные», или «цветные», революции в республиках бывшего СССР. Изданные «Институтом А. Эйнштейна» (тоже структура Сороса) книги Дж. Шарп являются уже много лет пособиями по совершению переворотов и «бархатных революций». Специалисты, обученные по этим методикам, делали «револю цию роз» в Грузии.

Сегодня Сорос официально платит зарплату правительству Грузии и, естественно, требует от него проамериканского и антироссийского курса.

Приезд Сороса весной 2004 г. на Украину, готовившуюся к президентским выборам, был вызван его

Социализм

заинтересованностью в том, чтобы эти выборы прошли по «правильному сценарию». Свою поездку Сорос начал с посещения Крыма, куда был приглашен крымско-татарскими политическими организациями экстремистского толка. Далее он встретился в Киеве с лидерами оппозиции. Через структуры фонда «Возрождение» на организацию «оранжевой революции» только по открытым каналам Соросом было вложено более 50 млн долларов.

В конце 2003 г. Сорос официально свернул благотворительную деятельность в России, в 2004 г. институт «Открытое общество» перестал выдавать гранты. Однако созданные при содействии Фонда Сороса структуры и сегодня продолжают активную работу. К таким проектам относятся Московская высшая школа социальных и экономических наук, фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ», Международный благотворительный фонд имени Д. С. Лихачева, некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека» и т. п.

СОЦИАЛИЗМ (от лат. soсialis — общественный, товарищеский) — политическая и экономическая система, характеризующаяся контролем со стороны общества процессов производства и распределения доходов.

Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность. Аргументация передачи собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль основывается на декларации устранения эксплуатации человека человеком, снижении отчуждения человека от результатов его труда, снижении дифференциации доходов, обеспечении свободного и гармоничного развития личности. При этом на практике сохраняются элементы экономического неравенства, но они не декларируются как временные.

Социализмом также называют идеологию, обеспечивающую построение социалистического общества. Разделяют:

государственный социализм — в социалистических странах — тип общественного устройства, характеризующийся государственной собственностью на средства производства и централизованной политической властью, осуществляемой партийногосударственным аппаратом;

демократический социализм — концепция сочетания социалистического устройства общества с демократическими формами политической жизни. Демократический социализм провозглашает свободу, равенство, социальную справедливость и солидарность;

катедер-социализм — толкование социализма как реализации идеи разума, справедливости путем просвещения и социального законодательства без классовой борьбы;

утопический социализм — концепция социального устройства, основанная на утопии идеального бесклассового общества;

христианский (клерикальный) социализм — направление социальной мысли, стремящееся совместить положения христианства с идеями социализма. Христианский социализм выводит социалистические идеи из мировоззрения ранних христиан;

этический социализм — теория, обосновывающая социалистический идеал, исходя из нравственных принципов, и утверждающая, что переход к социализму может осуществляться путем нравственной эволюции человечества, достигаемой в результате выявления «идеи социализма», присущей людям, независимо от их социальной принадлежности.

Термины «социализм» и «социалистический» впервые употребил Роберт Оуэн (1771–1858), просвещенный промышленник из Уэльса, создавший образцовые условия труда на своих фабриках в Нью-Ланарке и стремившийся сплотить всех британских рабочих в едином профсоюзе, который смог бы парализовать экономику страны всеобщей забастовкой, а затем мирно взять власть в свои руки, чтобы преобразить общество на основе общего труда и процветания.

Почти в то же время (1830–40) эта терминология появилась и во Франции. У истоков французского социа лизма стояли граф Анри де Сен-Симон (1776–1825), веривший в мирный и рациональный государственный строй, при котором, учитывая влияние технического прогресса, народом будут руководить высокообразованные управленцы, и Шарль Фурье (1772–1837), проповедовавший, в духе Роберта Оуэна, жизнь в «фаланстерах» — общинах на основе самоуправления.

В дальнейшей истории социализма подобные коренные различия во взглядах проявлялись не раз, приводя к резким спорам и столкновениям между сторонниками того, что рабочие должны сами решать, как им жить, и приверженцами доктрины о пользе профессионального руководства. На сегодняшний момент в социализме существует 2 основных направления: марксизм и анархизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

По мнению анархистов, при государственном социализме, к которому стремятся марксисты, сохраняются эксплуатация, отчуждение человека от результатов его труда, а потому подлинный социализм возможен только при отсутствии государства.

На будущее социалистического учения существенное влияние оказала работа немецких философов Карла Маркса (1818–83) и Фридриха Энгельса (1820–95) «Манифест Коммунистической партии» (1848), провозгласившая неизбежность революции, изменяющей обществен ный и экономический строй, и переход власти к пролетариату.

По Марксу, переход власти к пролетариату возможен лишь в результате насильственного переворота. Побе

Справедливая Россия

С

дившим рабочим придется на время установить диктатуру пролетариата до окончательной победы мирового социализма. Все средства производства и распределения материальных благ будут под контролем рабочих. Затем, когда социализм принесет всеобщее изобилие, общество выйдет на новый, высший этап развития — коммунизм.

В 1864 г. Карл Маркс создает Первый Интернационал трудящихся для координации рабочего движения. Первый Интернационал распался в 1872 г. после острейших дебатов между Марксом и русским революционером Михаилом Бакуниным (1814–76), одним из основателей анархизма.

Теория анархистов отрицала марксистский взгляд на государство как на орудие угнетения, которое пролетариат должен отвоевать у эксплуататоров и обратить против них же. Анархисты желали устранить все формы государственного управления, полагая, что субъекты политических и экономических процессов могут осуществлять управление без посредничества со стороны государства.

Учение анархистов не завоевало такого влияния, какое имели социалисты, но сторонники одного из его направлений встали на путь насилия и террора, громко заявив о себе в последнее десятилетие XIX в. убийствами целого ряда видных политиков, включая президента США Мак-Кинли.

Второй Интернационал, созданный в 1889 г., также не избежал внутренних раздоров: в 1890-х гг. отдельные немецкие марксисты выступили с идеей пересмотра учения Маркса. Немецкие социал-демократы полагали, что социализм сможет взять верх мирным, парламентским путем. Второй Интернационал распался в 1914 г.

Дальнейшее развитие социалистической идее обеспечила победа в вооруженном восстании в октябре 1917 г. пролетариата в России под руководством Российской социал-демократической партии (см. Октябрьская революция). Результатом рево люции стало образование СССР с официальной государственной социалистической идеологией, ликвидацией оппозиции и установлением однопартийной политической системы, просуществовавшей до 1990-х гг.

В 1919 г. в Москве состоялся международный съезд коммунистов. Этот съезд основал Третий Коммунистический Интернационал — Союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах. Экспансия советской идеологии была распространена на целый ряд стран в Восточной Европе, Азии, Африке, Центральной и Латинской Америке, образовав лагерь социалистических стран и стран социалистической ориентации, к настоящему моменту практически распавшийся. Сегодня к социалистическим государствам можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.

Партии социалистической ориентации представлены практически во всех странах, где установлен демократический политический режим. В России к партиям социалистического толка, оказывающим влияние на политические процессы, в настоящее время можно отнести КПРФ — Коммунистическую партию Российской Федерации (лидер партии Геннадий Зюганов) и партию «Справедливая Россия » (лидер партии Сергей Миронов).

СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ («Справедливая Россия — Родина/Пенсионеры/Жизнь») — российская политическая партия центристского социалистического толка. Возникла в октябре 2006 г. путем объединения трех политических организаций — представленной в Государственной Думе партии «Родина» и двух партий, не имеющих своих фракций и депутатских групп в ни жней палате Федерального Собрания — Российской партии пенсионеров и Российской партии Жизни.

Лидеры «Справедливой России» — председатель Сергей Миронов (спикер Совета Федерации РФ), секретарь президиума Центрального Совета Александр Бабаков и секре тарь ЦС Игорь Зотов — еще до объединения не раз публично заявляли, что новая партия станет реальным противовесом «Единой России » в системе политической жизни страны.

По мнению С. Миронова, создание новой партии продиктовано общенациональным интересом к появлению «полноценной левой политической силы», а «время малых партий подошло к концу».

Новое формирование позиционирует себя как партию, главной целью которой является «восстановление социальной справедливости в обществе и создание условий социальной безопасности для всех граждан России» (из Манифеста, принятого на VII съезде «Родины» 28 октября 2006 г., на котором и произошло формальное включение в состав этой партии РПЖ и РПП). А на I съезде СР, состоявшемся в Санкт-Петербурге 26 февраля 2007 г., ее лидер прямо объявил, что «Справедливая Россия» является социалистической партией.

Еще одной особенностью «эсеров» является то, что они декларируют оппозиционность не действующей власти, т. е. курсу президента, а «партии власти» — «Единой России», главу же государства публично поддерживают.

Это ярко проявилось в ходе первой для «эсеров» крупной избирательной кампании по выборам в представительные органы власти 14 субъектов Федерации, состоявшихся 11 марта 2007 г. «Справедливая Россия» выставила своих кандидатов во всех регионах и в некоторых из них заняла 2-е место после «Единой России», а в Ставропольском крае даже победила по партийным списком, уступив ЕР по мажоритарным округам.

В отличие от «Единой России», где в значительной степени представлены региональные руководители и госслужащие, в СР немалое количество предпринимателей, а также чиновников «новой волны», сенаторов и депутатов различных уровней. Это стало очевидным задолго до появления СР на политической арене, когда еще только шел процесс формирования трех организаций, вошедших в будущую единую партию.

Справедливость

С

В марте 2000 г. была образована инициативная группа Российской партии Жизни (РПЖ) во главе с И. Матвеевым, членом Совета Федерации Р. Алтынбаевым, а также бизнесменами Н. Левичевым и А. Подлесовым под неформальным покровительством С. Миронова. В создании партии принимали участие депутаты Совета Федерации А. Вихарев и В. Петренко, а также президент фондовой биржи РТС И. Тырышкин.

Участники учредительного съезда РПЖ 29 июня 2002 г., несмотря на широкую географию делегаций (230 делегатов из 71 региона), представляли малоизвестные общественности и невлиятельные организации: движение «Воля Петербурга», партию «Миллион друзей», «Российский экологический конгресс», общественно-политический союз «Женщины за здоровье нации», а также международную ассоциацию «Зеленый крест», Российский Красный Крест и Международную конфедерацию служб спасения.

В 2002 г. РПЖ была зарегистрирована Минюстом. В конце февраля 2003 г. подал заявление о вступлении в ее ряды спикер Совета Федерации С. Миронов, который 19 апреля 2004 г. на I съезде Партии Жизни и был избран ее лидером.

В 2003 г. С. Миронов и лидер Партии Возрождения России (ПВР) Геннадий Селезнев объявили, что на предстоящие 7 декабря выборы в Госдуму ПВР и РПЖ пойдут в одном избирательном блоке. Но пятипроцентный барьер преодолеть не удалось: блок набрал лишь 1,9% голосов.

В 2004 г. III (внеочередной) съезд РПЖ выдвинул С. Миронова кандидатом в президенты. Но 14 марта 2004 г. на выборах лидер партии занял последнее, 6-е место, набрав 0,8%.

В 2005 г. в Москве состоялся очередной IV съезд РПЖ (более 400 делегатов из 83 регионов России); были приняты изменения и дополнения в устав и программу, выбраны руководящие органы партии. Председателем переизбран С. Миронов.

Летом 2006 г. он объявил о предстоящем объединении РПЖ с партией «Родина» А. Бабакова и партией пенсионеров И. Зотова. Они согласились, что все вопросы о структуре и региональных лидерах объединенной партии будут решаться коллегиально.

23 января 2007 г. фракция «Родина» в Государственной Думе приняла решение о переименовании; новое название — «Справедливая Россия — «Родина» (Народно-патриотический союз)». В конце 2006 — начале 2007 гг. в нее вошли депутаты Евгений Ройзман, Ольга Дмитриева, Виктор Похмелкин, Валерий Зубов; трое из них (кроме О. Дмитриевой) вступили и в партию «Справедливая Россия». А на I съезде СР ее ряды пополнило несколько известных спортсменов и актеров.

В начале 2007 г. в связи с выборами в законодательные органы 14 российских регионов «эсеры» с новой силой приступили к внушению электорату идеи, что «Справедливая Россия» — единственная партия Путина, который якобы создал ее впротивовес искажающей его политику «Единой России», «партии олигархов и чиновников». Эта тенденция активизировалась накануне парламентских выборов, однако в октябре 2007 г. Путин расставил все точки над «i», согласившись на съезде «Единой России» возглавить ее партийный список.

На выборах в депутаты Государственной Думы 5-го созыва, состоявшихся 2 декабря 2007 г., СР заняла 4-е место с результатом 7,74% голосов, и получила 38 депутатских мандатов.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ — морально-правовая категория, отражающая представление о должном.

Понятие справедливости связано с принципом эквивалентности обмена, возникающего в отношениях человека и человека, человека и общества, человека и судьбы, человека и природы, человека и Бога и т. д. Этот принцип устанавливает необходимость приемлемого воздаяния за вещь, поступок или слово, реализуемое право, выполненный долг и вообще любое деяние или недеяние, которое может иметь социальные последствия или соответствует представлениям общества или конкретного индивида о подобных последствиях.

Для установления понятия справедливости в социальной сфере уже самым древним народам потребовались законы, закрепляющие принцип наказания. Эти законы известны как законы талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению), они выводились из элементарного принципа тождественности: «око за око, зуб за зуб» и требовали причинения виновному такого же вреда, какой нанесен потерпевшему. Закон талиона до сих пор используется некоторыми примитивными народами как основа понятия справедливости (кровная месть, «вендетта»).

Помимо законов талиона уже в древнейших обществах существовали понятия и о справедливой системе распределения, которая видоизменилась с переходом общества от примитивной (охота и собирательство) к более сложным формам хозяйственной деятельности. Первобытным людям было непросто сравнить по степени трудового участия такие формы деятельности как приготовление пищи, работа по дому, уход за детьми и т. п., поэтому в древнейших обществах распределение осуществлялось поровну, вне зависимости от формы участия в общественном продукте. Поскольку человек (в т. ч. младенец или старик) признавался членом общины, он имел право на долю общественного продукта.

Позднее, с переходом к оседлому образу жизни, к регулярному сельскому хозяйству и возникновением городов, внутриобщинные трения по поводу личной доли в общем продукте привели к возникновению нового понятия справедливого распределения: сначала в зависимости от степени вовлечения в производство, а впоследствии в зависимости от общественного положения. Так, например, определенный минимум распределялся поровну среди всех членов общины, а остаток потреблялся теми, кто обеспечивал основной его прирост.

Справедливость

С

Общества, где распределение осуществлялось только по трудовому вкладу (например, только среди охотников, которые сами вольны были отдавать или не отдавать свою долю женам, детям, родителям и проч. непроизводительным членам общества) часто деградировали и умирали, поскольку это снижало рождаемость, с одной стороны, и уничтожало опыт племени и его идентификацию (носителями которой были старики) — с другой стороны.

К. Леви-Стросс, известный антрополог, выделял и другие, более сложные системы распределения. Так, например, закон конкуренции за продукт («сильному больше — слабому меньше») считался справедливым, если речь шла о предметах природы (т. н. «сырое»), а равное распределение осуществлялось в отношении тех предметов, которое уже обработаны человеком (т. н. «приготовленное»). До сих пор мы видим, как бабушки, приготовив пирожков на всю семью, повинуясь неписаному правилу, идут и угощают соседей.

Понятия архаичной (равноправной) и новой (неравноправной) справедливости легли в основу концепции Аристотеля (384–322 до н. э.), который различает 2 типа справедливости: уравнительную и распределительную.

Первая обеспечивает отношения равноправных субъектов по поводу вещей или поступков. Она уравнивает труд и оплату, стоимость товара и его цену, вред и его возмещение.

Вторая предполагает пропорциональное (неравное) распределение в рамках организованного сообщества, в зависимости от определенного критерия (происхождения субъектов, их возраста, заслуг, способностей и проч.). В этом случае необходимо наличие «распределителя», занимающего более высокое иерархическое положение по отношению к тем, кто входит в систему распределения.

Концепция справедливости Аристотеля в полной мере реализовалась в римском праве: первый тип в частном, второй — в публичном. Древние римляне были убеждены: только закон может служить источником справедливости, поскольку вселенной присуще рациональное устройство, и она функционирует согласно универсальным рациональным законам, или принципам, воплощенным в юридическое право.

Соответствие того или иного деяния закону означало соблюдение справедливости, несоответствие закону, наоборот, говорило о его несправедливости. Поэтому, например, убийство отцом несовершеннолетнего сына не только не подвергалось наказанию, но и не порицалось, т. к. соответствовало закону о том, что римский гражданин, отец семейства, обладал всей полнотой власти над своими детьми вплоть до достижения ими совершеннолетия.

Средневековые представления о справедливости, сформировавшиеся под влиянием идей Блаженного Августина (354–430) о «граде земном и граде Божьем» в своей структуре повторяли представления римлян, с тем отличием, что роль универсального закона отдавалась Божьему провидению.

Привнесенные христианством понятия гуманизма и ценности личности, а также введение в зону справедливости понятий греха, добродетели и персонифицированного Бога как источника справедливости, привели к попыткам, с одной стороны, переосмыслить моральную составляющую справедливости, а с другой, примирить высшую несправедливость, например, смерть невинного существа, процветание негодяя, власть тирана и т. д. с божественной справедливостью.

Христианство решало проблему высшей несправедливости при помощи введения понятия «Божьего суда», который осуществляется по делам каждого уже после смерти, а также исходя из того, что человек в силу собственного несовершенства не в состоянии осмыслить всю картину бытия, понять высшие причины происходящего. То, что он принимает за несправедливость — лишь частность на фоне полной высшей справедливости, осуществляемой Богом.

Дальнейшее развитие представлений о справедливости происходило в основном в области морали, в рамках которой были предприняты попытки усовершенствовать механизм справедливого распределения путем введения «универсальных» критериев, что привело к возникновению понятия «социальная справедливость», которая предполагает общественное распределение на основе степени участия и личных качеств индивидуума, т. е. по сути распределение на основе естественного неравенства.

Именно размытость, ненадежность и недостоверность моральных критериев справедливости привела к тому, что в Новое время акцент в понимании справедливости опять сместился в юридическую сферу, поставив во главу угла самого человека как источник закона и справедливости и провозгласив равенство людей ее необходимым условием. Именно в Новое время, когда общинное сознание распалось и общество атомизировалось, стало состоять из «свободных индивидов», потребовались новые концепции справедливости.

В концепции «общественного договора» Т. Гоббса (1588–1679) справедливость понимается как «соблюдение соглашений», в частности, по добровольному отчуждению прав, и имеет статус естественного закона.

Утилитарный аспект справедливости подчеркивал и Д. Юм (1711–1776), предложивший рассматривать справедливость как механизм равновесия интересов. По Юму, наши представления о справедливости изменяются в зависимости от того, какие силы она призвана сбалансировать и чьи интересы обслуживает в данный момент.

И. Кант (1724–1804), в свою очередь, критиковал чисто правовое понимание идеи справедливости, относя ее к области этики, «к суду совести». По его мнению, справедливость — это «запредельный принцип, приписываемый сверхчувственному субъекту». Поэтому в Новое время повсеместно стали вводить «суды присяжных», кото

СССР

рые выносят решение о виновности или невиновности не на основании закона, а именно на основании личной убежденности и совести.

В Новое время, а особенно в период буржуазных и, позднее, социалистических революций, стало очевидно, что понятие справедливости носит относительный характер, и что представления о справедливости всегда выражают коренные интересы тех или иных социальных групп. Так, девиз Французской революции «Свобода, равенство, братство» вряд ли показался справедливым для аристократов, полагающих справедливой иерархическую систему общества и считающих себя вправе использовать те социальные возможности, которые достались им от рождения. Соответственно и уравнительная система социализма находилась в противоречии с представлением либеральной буржуазии о справедливости распределения общественного продукта на основе свободной конкуренции.

В марксизме прямо утверждался классовый характер понятия справедливости и его тесная связь с классовым интересом. В. Ленин (1870–1924), в частности, писал: «Террор был справедлив и законен, когда он применялся буржуазией в ее пользу против феодалов. Террор вдруг стал чудовищен и преступен, когда его дерзнули применить рабочие и беднейшие крестьяне против буржуазии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: