Методические указания
К выполнению контрольной работы
По дисциплине «Электропривод»
студентами ИДО специальностей
110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»,
110800 «Агроинженерия»
Тюмень
УДК 621.34:631.3 (075)
Андреев Л.Н., Жеребцов Б.В. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Электропривод» для специальностей 110302 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 110800 «Агроинженерия» Методические указания. — Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2014. - 17 с.
В методических указаниях рассмотрена подробная методика расчёта механической и электромеханической характеристик асинхронного электродвигателя, механической характеристики рабочей машины. Приведен графоаналитический метод построения пусковой нагрузочной диаграммы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..4
Данные по вариантам…………………………………………………….5
1.1 Рассчитать и построить механическую
характеристику электродвигателя по пяти точкам…………………….7
1.2 Расчет механической характеристики по формуле Клосса………..8
1.3 Расчет электромеханической характеристики……………………...8
1.4 Расчет механической характеристики при понижении
напряжения на 25%............................................................................9
2. Расчет механической характеристики рабочей машины…………..10
3. Построение пусковой нагрузочной диаграммы…………………….11
4. Расчет потерь энергии при пуске и реверсе электродвигателя……15
Приложение №1…………………………………………………………16
Литература……………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Преобладающее количество рабочих машин, применяемых в народном хозяйстве, имеют электрический привод различного типа, конструкции и режима работы с простейшими и полностью автоматизированными схемами управления. Электропривод является основным потребителем электрической энергии, поэтому от правильности его выбора зависят экономичность и надежность работы производственных машины.
Основной задачей данной контрольной работы является закрепление знаний по теоретической части курса «Электропривод», а также освоение методов расчёта электроприводов различных производственных машин и установок.
Основная цель контрольной работы – научиться практическому применению знаний при проектировании и расчёте автоматизированного электропривода.
При выполнении контрольной работы учащемуся необходимо по техническим данным рабочей машины и электродвигателя построить пусковую нагрузочную диаграмму электропривода и определить время разгона электродвигателя.
Титульный лист расположен в приложении №1.
Данные по вариантам
Исходные данные для проведения расчётов берутся из таблиц №1 (по предпоследней цифре номера зачётной книжки) и №2 (по последней цифре номера зачётной книжки). Значение «0» в номере зачётной книжки соответствует номеру варианта «10».
Таблица №1 – Технические данные рабочей машины
№ варианта | nрм.н | Mрм.о | Mрм.н | G∙D2рм | x | ηпер |
об/мин | Н∙м | Н∙м | кг∙м2 | - | - | |
4,8 | 0,7 | |||||
3,9 | 0,75 | |||||
4,6 | 0,72 | |||||
4,2 | 0,74 | |||||
0,8 | ||||||
5,2 | 0,84 | |||||
4,4 | 0,82 | |||||
4,8 | 0,77 | |||||
3,9 | 0,7 | |||||
4,6 | 0,75 |
Таблица № 2 – Технические данные электродвигателя
№ п/п | Тип двигателя | Мощность, кВт | Частота вращения, об/мин | КПД | cos φ | iП | mП | mМ | mК | tПО, с | Момент инерции ротора, кгм2 |
4А132М2УЗ | 0,88 | 0,90 | 7,5 | 1,7 | 1,5 | 2,8 | 0,1 | 0,023 | |||
4А160S2УЗ | 0,88 | 0,91 | 1,4 | 1,0 | 2,2 | 0,2 | 0,048 | ||||
4А160М2УЗ | 18,5 | 0,88 | 0,92 | 1,4 | 1,0 | 2,2 | 0,22 | 0,053 | |||
4А180S2УЗ | 0,89 | 0,92 | 7,5 | 1,4 | 1,1 | 2,5 | 0,23 | 0,07 | |||
4А160М4УЗ | 18,5 | 0,9 | 0,88 | 1,4 | 2,3 | 0,13 | 0,13 | ||||
4А180S4УЗ | 0,90 | 0,90 | 6,5 | 1,4 | 2,3 | 0,14 | 0,19 | ||||
4А180М4УЗ | 0,91 | 0,89 | 6,5 | 1,4 | 2,3 | 0,15 | 0,23 | ||||
4А200М4УЗ | 0,91 | 0,90 | 1,4 | 2,5 | 0,37 | 0,18 | |||||
4А200М6УЗ | 0.91 | 0.89 | 6,5 | 1,3 | 2,4 | 0,4 | 0,13 | ||||
4А200L6УЗ | 0.92 | 0.89 | 6,5 | 1,3 | 2,4 | 0,45 | 0,12 |
1.1 Рассчитать и построить механическую характеристику электродвигателя по пяти точкам
Каждая точка механической характеристики имеет две координаты: угловая скорость ω и момент, развиваемый электродвигателем, М.
Точка 1: координаты - ωо, М0=0.
, (1)
где ωо – угловая синхронная скорость, рад/с;
n0 – синхронная скорость, об/мин (таблица №2).
Точка 2: координаты – ωН, МН.
, (2)
, (3)
где ωН – угловая номинальная скорость, рад/с;
SН = (n0 – n)/n0 – номинальное скольжение;
МН – номинальный момент, Н∙м;
РН – номинальная мощность двигателя, Вт (таблица №2).
Точка 3: координаты – ωК, МК.
, (4)
, (5)
где ωК – угловая скорость, соответствующая критическому моменту, рад/с;
SК – критическое скольжение, определяемое по формулам:
– для электродвигателей мощностью до 20 кВт;
- для электродвигателей мощностью более 20 кВт.
МК – критический момент, Н∙м;
mК – кратность критического момента (таблица №2).
Точка 4: координаты – ωМ, ММ.
, (6)
, (7)
где ωМ - угловая скорость, соответствующая минимальному моменту, рад/с;
SМ – минимальное скольжение, SМ =0,85…0,87;
ММ – минимальный момент, Н∙м;
mМ – кратность минимального момента (таблица №2).
Точка 5: координаты – ωП=0, МП.
, (8)
где МП – пусковой момент, Н∙м;
mП – кратность пускового момента (таблица №2).
Результаты расчета точек сводим в таблицу №3.
1.2 Расчет механической характеристики по формуле Клосса
Формула Клосса имеет следующий вид:
, (9)
Принимаем ε = Sк.
Задаемся Si: 0, SН, 0,8SК, SК, 1,2SК, 0,6, 0,7, SМ, 1.
Значения критического скольжения SК и момента МК принимаем из предыдущих расчётов механической характеристики.
Подставляем в формулу (9) значения Si из вышеприведённого ряда значений, рассчитываем значения моментов Мi и сводим результаты в таблицу №3.
1.3 Расчет электромеханической характеристики
Точка 1: имеет координаты – ω0, I0.
, (10)
, (11)
, (12)
где Iо – ток на холостом ходу, А;
IН – номинальный ток, А;
UН = 380 – номинальное напряжение, В;
ηН – КПД при номинальной скорости (таблица №2);
cosφН – коэффициент мощности при номинальной скорости (таблица №2).
Значение скоростей ω0, ωН, ωК берём из предыдущих расчётов механической характеристики электродвигателя по пяти точкам.
Точка 2: имеет координаты – ωН, IН (формула 11).
Точка 3: имеет координаты – ωК, IК.
, (13)
, (14)
где IП – пусковой ток, А;
IК –ток при критическом моменте, А;
iП – кратность пускового тока (таблица №2).
Точка 4: имеет координаты – ωП=0, IП (формула 14).
Данные расчетов сводим в таблицу №3.
1.4 Расчет механической характеристики при понижении напряжения на 25%
Как известно, снижение напряжения на зажимах асинхронного электродвигателя приводит к снижению момента на валу. Данная зависимость отображается с помощью нижеприведённой формулы
, (15)
где ΔU = 25 – падение напряжения на зажимах электродвигателя, %;
Мj – момент двигателя при номинальном напряжении, Н∙м;
Значения данного момента берутся из расчётов механической характеристики асинхронного двигателя и принимаются равными М0, МН, МК, ММ и МП.
Мu – момент двигателя при пониженном на ΔU напряжении, Н∙м.
Расчеты точек сводим в таблицу №3.
2. Расчет механической характеристики рабочей машины
Момент сопротивления рабочей машины, приводим к валу электродвигателя:
, (16)
, (17)
, (18)
где ωрм.н – угловая номинальная скорость вала рабочей машины, рад/с;
nрм.н – номинальная скорость вала рабочей машины, об/мин (таблица №1).
Мрм.н - момент сопротивления рабочей машины при номинальной частоте вращения, Н∙м (таблица №1);
Мрм.о - момент сопротивления рабочей машины, не зависящий от скорости, Н∙м (таблица №1);
iр – передаточное отношение редуктора между двигателем и рабочей машиной;
ηпер – КПД передачи между двигателем и рабочей машиной (таблица №1);
х – степень уравнения (таблица №1).
ωi – угловая скорость электродвигателя, рассчитанная в пункте 1.1 и принимаемая равной ω0, ωН, ωК, ωМ и ωП.
Расчеты точек сводим в таблицу №3.
Таблица №3 – Расчетные данные к построению механической и электромеханической характеристик асинхронного двигателя
Расчётное скольжение | SН= | 0,8SК= | SК= | 1,2SК= | 0,6 | 0,7 | SМ= | ||||
скорость | ω | рад/с | - | - | - | - | |||||
пункт 1.1 | М | Н∙м | - | - | - | - | |||||
пункт 1.2 | М i | Н∙м | |||||||||
пункт 1.3 | I | А | - | - | - | - | - | ||||
пункт 1.4 | МU | Н∙м | - | - | - | - | |||||
пункт 2 | МС | Н∙м | - | - | - | - |
В первую строку (расчётное скольжение) заносятся значения скольжений из пункта 1.2. Во вторую строку (скорость) заносятся значения скорости двигателя из пункта 1.1. Остальные строки заполнятся из соответствующего пункта расчётов. Ячейки с прочерком не заполняются.
По результатам расчетов, приведенных в таблице №3, далее построим заданные графики.
3 Построение пусковой нагрузочной диаграммы
3.1 Суммарный приведенный момент инерции:
, (19)
, (20)
где GD2рм – маховой момент инерции рабочей машины, кг∙м2 (таблица №1);
k = 1,1 – коэффициент, учитывающий момент инерции передачи от двигателя к рабочей машине;
Jд – момент инерции двигателя, кг∙м2 (таблица №2);
Jрм – момент инерции рабочей машины, кг∙м2.
По данным пунктов 1.1, 1.3 и 2 во втором квадранте системы координат, необходимо построить механическую М(ω) (далее МД(ω)) и электромеханическую I(ω) характеристики электродвигателя, механическую характеристику рабочей машины МC(ω) и определить установившуюся скорость ωу (точку пересечения механических характеристик электродвигателя и рабочей машины)(рис.1). Скорость ωу определяется на графике при равенстве моментов двигателя и рабочей машины, т.е. МД = МC.
Отрезок оси от 0 до ωу, необходимо разделить на 6...8 и более отрезков 0-1; 1-2; 2-3 и т.д. Через точки 1, 2, 3 и т.д. проводим прямые, параллельные оси моментов и времени. Для каждой скорости ω1, ω2, ω3 … по графикам МД(ω) и МC(ω) определить значения моментов двигателя МП, M11, М12... и значения моментов сопротивления МТР, М21, М22… и внести их в таблицу 4.
Рассчитать динамический момент системы МДИНi = МДi - МСi для каждого i значения скорости. Допустим для ω2: М42 = М12- М22. По данным расчетов построить график МДИНi(ω). Операция определения МДИН часто выполняется графическим способом. Так, на рисунке для каждого значения скорости, допустим ω3 замеряется отрезок 3-13, равный моменту двигателя М13 из него вычитается отрезок 3-23 момента МC = М23. Динамический момент на скорости ω3 равен М43. Отрезки 3-23 и 43-13 равны.
Таблица №4 – Результаты расчетов нагрузочных диаграмм при пуске двигателя и рабочей машины
Точка i | |||||||||
скорость ωi | рад/с | ω1 | ω2 | ω3 | ω4 | ω5 | ω6 | ||
∆ ωi | рад/с | ∆ ω1 | ∆ ω2 | ∆ ω3 | ∆ ω4 | ∆ ω5 | ∆ ω6 | ||
МДi | Нм | MП п | М11 | М12 | М13 | М14 | М15 | М16 | |
МCi | Нм | МТР тр | М21 | М22 | М23 | М24 | М25 | М26 | |
МДИН.i | Нм | МНО но | М41 | М42 | М43 | М44 | М45 | М46 | |
МДИН.СР | Нм | М90 | М91 | М92 | М93 | М94 | М95 | ||
∆ti | с | ∆ t1 | ∆ t2 | ∆ t3 | ∆ t4 | ∆ t5 | ∆ t6 | ||
Ii I | А | IП п | I31 | I32 | I33 | I34 | I35 | I36 | |
ti | с | t1 | t2 | t3 | t4 | t5 | t6 |
Рис. 1 – Графоаналитический метод построения нагрузочных диаграмм
Обратите внимание. При определении динамического момента очень часто в расчеты могут не попасть MМ и МK, поэтому необходимо специально проверить и достроить динамические моменты при ωK и ωМ графическим способом.
Меняющийся динамический момент системы на каждом участке скорости заменяем постоянным - средним. Например, на участке 4-5 переменный динамически момент между точками 44 и 45 заменяем постоянным МДИН.СР4. Правило замены - косоугольная трапеция, образованная точками 4-44-45-5 заменяется равной ей по площади прямоугольной. Обычно площади этих четырехугольников не определяют, а сравнивают между собой площади отсекаемых треугольников или других сложных фигур (заштрихованных в данном случае). Если рассматриваемый участок близок к прямой линии, как например 42-43, то МДИН.СР = 0,5(М43+ М42). Результаты расчетов заносим в таблицу.
Некоторые пояснения к этой таблице. Значения приращения скорости во второй строке определяется как разность между двумя соседними участками скорости ωi и ωi-1. Например, если i = 2, то ∆ ω2 =ω2 - ω1.
Ток Ii моменты МДi двигателя и МCi рабочей машины соответствуют скорости ωi и определяются из диаграммы. Например, для скорости ω2:
МД2 = М12, МС2 = М22, I2 = I32
Время изменения скорости двигателя на Δω:
(21)
Суммарный момент инерции JΣ принимаем из пункта 3.
Суммарное время разгона электродвигателя определяем по формуле:
(22)
В результате расчетов и заполнения таблицы получают все необходимые данные для построения нагрузочных диаграмм в первом квадранте. Кривая зависимостей скорости от времени ω(t) строится по данным 1 и 9 строчек, нагрузочные диаграммы двигателя МД(t) – по данным 3 и 9 строчек, I(t) – по данным 8 и 9 строчек, рабочей машины MС(t) – по данным 4 и 9 строчек.
Приведённая методика построения нагрузочных диаграмм очень формализована и в ней слабо отражены представления о физике процесса разгона, торможения двигателя. По мере накопления опыта построения подобных диаграмм, решение подобных задач упрощается. Все операции по определению МДi, МCi и МДИН.i обычно выполняются без таблиц сразу непосредственно на графике. Далее рассчитывают значение приращения времени на первом участке изменения скорости от 0 до ω1. Полученное значение откладывают от 0 на оси времени и проводят линию 0-51, которая есть ω(t) на участке от 0 - ω1,. Затем рассчитывают , откладывают это значение после и проводят линию 51-52 и т.д. до ωy. Значения и МДИН.СР берут непосредственно во втором квадранте.
По полученному графику ω(t) строят необходимые для дальнейших расчетов диаграммы. Порядок их построения аналогичный: например необходимо построить нагрузочную диаграмму двигателя M(t) в период пуска. Для построения необходимо иметь 6...7 точек. Построение одной из них, например МХ, показано на рисунке пунктиром и стрелками. Необходимо помнить, что значения МХ в первом и втором квадрантах одинаковы.
Замечания к порядку построения:
1.Если при построении нагрузочной характеристики пропустили характерную точку, как например, на рисунке критический момент МК не попал в расчеты, то необходимо достроить его, как это показано, пунктиром.
2.Величины МП, ММ, МК, МН, IП и IН в первом и втором квадрантах, должны быть равные и соответствовать одним и тем же скоростям.
3.Расчетное время пуска tП системы должно быть больше времени пуска двигателя на холостом ходу tПО.
4. Обратите внимание на то, чтобы в момент времени tП значения скорости, тока и моментов достигли установившихся значений (но не позднее и не раньше).
4 Расчет потерь энергии при пуске и реверсе электродвигателя
Потери энергии в двигателе при пуске на холостом ходу:
, (23)
При торможении противовключениемотωо до 0 на холостом ходу:
, (24)
Потери энергии при пуске с нагрузкой:
, (25)
где α = 0,6 – коэффициент, учитывающий способ пуска.
Приложение №1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ