Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007г.




Государственная итоговая аттестация

По географии

(устная форма проведения)

ІX, XІ классы

 

 

Составители:

Чебаненко Т.П. – методист Научно-методического центра развития образования ЛНР

Анищенко Н.И.– учитель ГУ «Луганская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 18»

Тишанинова И.А. – учитель ГУ «Луганский лицей иностранных языков»

 

 

ЛУГАНСК


Пояснительная записка

 

Государственная итоговая аттестация по географии в IX классе проводится по материалу школьного курса «География» согласно программе «География» (6-9 классы)» (К.: Видавничий дім «Освіта», 2013) с учетом методических рекомендаций по изучению курса во втором полугодии 2014-2015 учебного года, утвержденными на заседании научно-методического совета НМЦРО ЛНР (протокол №2 от 23.12.2014 года) и согласно программе курса «География родного края» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР. 8-9 классы/Трегубенко Е.Н., СлоневаТ.И., ЧебаненкоТ.П., Анищенко Н.И., Астахова-ШарандинаВ.В., Дронова Е.И., Ковтун Н.П., Кондрюкова Н.Б., Клюшник Л.А., Тишанинова И.А.,2015.

Содержание вопросов билетов охватывает материал VIII – IX классов. Аттестация предусматривает определение уровня учебных достижений девятиклассников относительно географических закономерностей, понимания взаимосвязей между компонентами природных комплексов, взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека, жизни людей, их традиций, обычаев, ведения хозяйства и т.д.

Аттестация проводится в устной форме по билетам, которые включают материал, изученный в VIII – IX классах. Каждый из 25 билетов состоит из трех вопросов.

Первый вопрос – по физической географии, второй – по экономической географии, третий вопрос –практическое задание по карте.

 

Целью государственной итоговой аттестации по географии в XI классе является выявление уровня учебных достижений учащихся за курс основной и старшей школы. Учащиеся должны продемонстрировать полученные знания о географической картине мира, которые опираются на положения теории взаимодействия общества и природы, географического разделения труда, раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов; целостное представление об окружающем мире. При ответах учащиеся должны использовать планы типовых характеристик географических территорий и объектов, материалы из средств массовой информации и научно-популярной литературы.

Государственная итоговая аттестация проводится устно по билетам. Каждый из 25 билетов содержит 3 вопроса. Первые два вопроса теоретического характера. 1-й вопрос – по материалу физической географии, 2-ой – экономической географии. В ответе на 3-ий вопрос учащиеся должны проявить умение работать с картой, решить задачу (на определение масштаба, работу с диаграммой и т.д.), составить схему и объяснить ее.


IX класс

 

Билет № 1

1. Роль географической науки в решении важных проблем развития региона и её практическое значение.

2. Численность населения Донбасса, его динамика. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост), половозрастная структура региона. Демографическая ситуация в регионе.

3. Определите по климатической карте и объясните различия климата двух городов (по выбору учителя).

Билет № 2

1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

2. Цветная металлургия Донбасса, ее отраслевая структура. Роль и значение отрасли. Принципы размещения. География цветной металлургии Донбасса. Проблемы и перспективы развития отрасли.

3. Задача на перевод численного масштаба в именованный (по выбору учителя).

Билет № 3

1. Размещение территории относительно часовых поясов. Местное и поясное время.

2. Механическое движение населения. Миграции, их виды и направления. Сальдо миграции. Характеристика современных миграционных процессов.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение предприятий черной металлургии (по выбору учителя).

 

Билет № 4

1. Географическое положение и его виды. Изменение географического положения региона в течении исторического времени.

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, топливно-энергетические ресурсы. Значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний, азимута (по выбору учителя).

 

Билет № 5

1. Карты – важнейший источник знаний о природе региона. Виды географических карт. Классификация карт. Значение карт.

2. Угольная промышленность Донбасса: факторы размещения, виды угля и способы добычи, география отрасли, проблемы развития. Топливная промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя).

 

Билет № 6

1. Геологическое летоисчисление (геохронология). Эпохи складчатости. Палеогеографические условия Донбасса.

2. Расселение населения и его формы. Сельское расселение. Урбанизация, ее развитие на территории нашего края. Городские формы расселения. Агломерации. Функции городов.

3. Чтение и анализ топографической карты (по выбору учителя).

 

Билет № 7

1. Поверхностные воды. Основные речные системы Донбасса и их характеристика. Зависимость густоты речной сети от климата и рельефа. Источники питания и режим рек. Морфометрические и гидрографические характеристики реки: длины, уклон, падение, поперечное сечение, скорость течения реки. Способы их определения.

2. Электроэнергетика: состав, типы электростанций, факторы и районы их размещения. Альтернативная энергетика. Электроэнергетика и проблемы охраны окружающей среды.

3. Решение задач на определение коэффициента естественного прироста, рождаемости, смертности (по выбору учителя).

 

Билет № 8

1. Основные формы рельефа региона. Взаимосвязь основных форм рельефа с тектоническими структурами.

2. Экономический потенциал территории Донбасса, его составляющие. ВНП, ВВП, национальный доход, ИРЧП.

3. По тематическим картам дайте оценку геоэкологической ситуации на Донбассе.

 

Билет № 9

1. Классификация полезных ископаемых. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых Донбасса.

2. Этнический и национальный состав населения Донбасса. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения.

3. Определите по карте факторы, оказавшие влияние на размещение машиностроительных предприятий (по выбору учителя).

 

Билет № 10

1. Озера. Классификация озерных котловин по происхождению и распространению. Условия образования озера. Значение озер в жизни человека. Водохранилища и каналы, их роль в хозяйстве региона.

2. Трудовые ресурсы Донбасса. Экономически активное население. Структура занятости населения. Проблемы использования трудовых ресурсов на современном этапе развития хозяйства региона.

3. Решение задачи на определение падения, уклона и расхода воды в реке (по выбору учителя).

 

Билет № 11

1. Климатообразующие факторы. Закономерности распределения солнечной радиации на территории Донбасса, особенности циркуляции атмосферы, влияние подстилающей поверхности на территории нашего края.

2. Черная металлургия Донбасса, её отраслевая структура. Сырьевая база черной металлургии. Факторы размещения отрасли. Типы предприятий. География отрасли. Проблемы и перспективы развития.

3. По тематическим картам дайте характеристику почв и земельных ресурсов нашего региона.

 

Билет № 12

1. Основные климатические показатели. Закономерности распределения тепла и влаги на территории края. Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров.

2. Роль и значение машиностроительного комплекса, его межотраслевые связи. Особенности отрасли. Факторы размещения. Специализация и кооперирование.

3. Определите по топографической карте географических и прямоугольных координат (по выбору учителя).

 

Билет № 13

1. Климатическая характеристика сезонов года на Донбассе. Климатические ресурсы нашего края. Влияние погоды и климата на хозяйственную деятельность человека.

2. Химическая промышленность. Состав и значение отрасли. Сырьевая база. Особенности отрасли. Факторы размещения. Межотраслевые связи. Основные центры размещения химической промышленности в Донбассе. Проблемы и перспективы развития отрасли. Экологические проблемы.

3. Составление схемы межотраслевых и внутриотраслевых связей машиностроения.

 

Билет № 14

1. Неблагоприятные метеорологические явления. Прогноз погоды. Синоптические карты.

2.Строительный комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве региона. Отраслевая структура. Сырьевая база. Принципы и факторы размещения предприятий. География отрасли. Крупнейшие центры. Проблемы и перспективы развития.

3. Решение задачи на определение местного времени (по выбору учителя).

 

Билет № 15

1. Почва, ее состав и свойства. Факторы почвообразования.

2. Легкая промышленность. Роль и значение отрасли в хозяйстве региона. Сырьевая база. Факторы размещения. Отраслевой состав. Проблемы и перспективы развития отрасли.

3. Решение задачи на определение поясного времени (по выбору учителя).

 

Билет № 16

1. Закономерности распространения почв в регионе. Почвенный профиль и его строение. Проблемы рационального использования почв. Мелиорация земель, ее основные виды.

2. Агропромышленный комплекс, его роль и значение в хозяйстве. Состав агропромышленного комплекса. Отраслевая структура сельского хозяйства. Факторы, влияющие на развитие и размещение сельского хозяйства.

3. Оцените по картам природные условия и ресурсы Донбасса.

Билет № 17

1. Растительный мир. Разнообразие видового состава, закономерности распространения растительности в регионе. Основные типы растительных сообществ. Лекарственные растения. Реликтовые и эндемичные виды растений. Влияние человека на растительный мир.

2. Животноводство, его отраслевая структура и география. Зональная специализация сельского хозяйства.

3.Чтение и анализ топографической карты (по выбору учителя).

 

Билет № 18

1. Животный мир региона. Разнообразие видового состава. Характеристика фаунистических комплексов лесов, степей, водоемов, населенных пунктов. Реликтовые виды. Влияние человека на животный мир.

2. Социальный комплекс Донбасса, его роль и значение в хозяйстве региона. Структура социального комплекса. Проблемы и перспективы развития социальной сферы Донбасса, ее влияние на развитие экономики региона.

3. Оцените по тематическим картам агроклиматические ресурсы местности, в которой проживаете.

 

Билет № 19

1. Природно-территориальные комплексы, взаимодействие и взаимозависимость их компонентов. Ландшафты и их классификация. Влияние хозяйственной деятельности человека на ландшафты.

2. Роль транспорта в развитии региона. Транспортная система и ее элементы. Виды транспорта. Международные транспортные коридоры. Проблемы и перспективы развития транспорта.

3. Составьте схему агропромышленного комплекса.

 

Билет № 20

1. Физико-географическое районирование, основные единицы, их характеристика.

2. Железнодорожный транспорт, его роль в перевозке грузов. Недостатки и преимущества. Железнодорожные узлы. Экологические проблемы. Перспективы развития железнодорожного транспорта в регионе.

3. Решение задачи на определение географических и прямоугольных координат по топографической карте.

 

Билет № 21

1. Геоэкологическая ситуация в регионе. Антропогенная деятельность человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Проблема истощения природных ресурсов в регионе. Пути решения экологических проблем.

2. Автомобильный транспорт, его роль и значение в хозяйстве региона. Главные автомагистрали. Недостатки и преимущества. Экологические проблемы. Перспективы развития в регионе.

3. Определите тип климата по климатической диаграмме.

 

Билет № 22

1.Картографические проекции. Виды картографических проекций.

2.Границы, их типы и виды. Сухопутные и морские границы.

3. Решение задачи на определение коэффициента естественного прироста населения, рождаемости, смертности(по выбору учителя).

 

Билет № 23

1. Условные знаки географических карт. Способы изображения географических объектов и явлений.

2. Промышленность как отрасль материального производства. Отраслевая структура промышленности. Добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности. Факторы размещения.

3. Решение задачи на определение падения, уклона реки и расхода воды в реке (по выбору учителя).

 

Билет № 24

1. Факторы, влияющие на формирование рельефа. Геоморфологическое строение региона и формы рельефа.

2. Отраслевая структура промышленности. Территориальная структура промышленности. Формы территориальной организации: промышленный пункт, промышленный центр, промышленный узел, промышленный район.

3.Сравните по картам разные виды специализации двух промышленных узлов, объясните сходства и различия (по выбору учителя).

 

Билет № 25

1.Рациональное природопользование. Основные направления и перспективы развития природоохранного дела в регионе. Заповедное дело и его значение. Основные типы природоохранных территорий. Природоохранные территории Донбасса.

2.Внешние экономические связи. Формы международного сотрудничества. Значение внешнеэкономических связей. Международные экономические организации.

3. Составить схему межотраслевых связей химической промышленности.

 

 

 

XI класс

 

Билет № 1

1.Охарактеризуйте форму и размеры Земли. Назовите способы её изображения.

2. Расскажите об особенностях территориальной и отраслевой структуры хозяйства стран Африки.

3. Практическое задание. Используя данные таблицы, приведенной ниже, сравните долю сельского хозяйства в ВВП и долю сельского хозяйства в общем объеме экспорта Австралии и Колумбии. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет большую роль в экономике. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные или вычисления.

Социально-экономические показатели развития Австралии и Колумбии в 2007г.

Страна Численность населения, млн.чел Объём ВВП, млрд. $ Отраслевая структура ВВП,% Общий объем экспорта, млрд.$ Объем сельскохозяйственного экспорта, млрд.$
Сельское хозяйство Промышленность   Сфера услуг
Австралия              
Колумбия 44,4            

 

Билет № 2

1.Назовите основные формы поверхности Земли. Покажите влияние внешних сил Земли на формирование рельефа.

2.Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

3. Практическое задание. Составьте схему взаимосвязей между компонентами природного комплекса и объясните ее.

Билет № 3

1.Дать характеристику вод суши. Покажите их роль в хозяйстве.

2.Факторы, влияющие на размещение производительных сил, и их изменение в эпоху НТР.

3. Практическое задание. Определите расстояние в километрах между точками с географическими координатами 52о с.ш. 34о в.д. и 45о с.ш. 34о в.д.

 

Билет № 4

1.Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

2.Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

3. Практическое задание. Определите, какой будет температура воздуха в горах на высоте 2 км, если возле подножия она составляет 18оС.

 

Билет № 5

1.Назовите климатические пояса и области Земли, объясните закономерности их распространения.

2.Значение транспорта в мировом хозяйстве, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

3. Практическое задание. Рассчитайте ресурсообеспеченность страны нефтью, если ее население составляет 16 млн человек, а запасы нефти 4,8 млрд тонн. Среднегодовая добыча нефти в стране 60 млн тонн.

 

Билет № 6

1.Дайте характеристику Мирового океана, расскажите о движении воды в океане.

2.Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

3. Практическое задание. Составьте схему топливно-энергетического комплекса. Стрелками укажите производственные связи между отраслями и объясните их.

 

Билет № 7

1.Охарактеризуйте строение биосферы, покажите ее влияние на другие оболочки Земли.

2.Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

3. Практическое задание. Определите атмосферное давление на вершине горы Говерла, если на высоте 183 м давление составляет 720 мм рт.ст.

 

Билет № 8

1.Назовите природные комплексы Земли, покажите взаимосвязи компонентов природы в них.

2.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

3. Практическое задание. В стране N численность городских жителей достигла 36 млн человек, а численность сельского населения сократилась до 4 млн человек. Определите показатель уровня урбанизации (в %) в этой стране.

 

Билет № 9

1.Охарактеризуйте строение и покажите закономерности географической оболочки.

2.Общая экономико-географическая характеристика Польши.

3. Практическое задание. Определите годовое количество осадков для пункта, если величина испаряемости за год составляет 525 мм, а коэффициент увлажнения 1,24.

 

Билет № 10

1.Охарактеризуйте геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Африки.

2.Общая экономико-географическая характеристика США.

3. Практическое задание. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника, расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Измерение проводите между точкой и центром соответствующего условного знака. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

 

 

Билет № 11

1.Охарктеризуйте природные зоны Африки.

2.Общая экономико-географическая характеристика Японии.

3. Практическое задание. Определите, каким стало количество населения 100-миллионной страны через год. Если показатели движения населения в этом году были такими: рождаемость 35о/оо, смертность 18 о/оо , эмиграция 3 о/оо , иммиграция 1 о/оо .

 

Билет № 12

1.Охарактеризуйте особенности климата Австралии. Назовите причины уникальности органического мира материка.

2.Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

3. Практическое задание. Составьте схему взаимосвязей машиностроения с другими отраслями промышленности и объясните ее.

 

Билет № 13

1.История формирования поверхности Южной Америки. Назвать основные формы поверхности материка.

2.Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

3. Практическое задание. Определите расход воды в реке на участке, ширина которого 20 м, а средняя глубина 1,5 м, скорость течения – 2 м/с.

 

Билет № 14

1.История открытия Антарктиды. Характеристика природы материка.

2.Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

3. Практическое задание. Высота главного здания МГУ в Москве 237 м. Каково атмосферное давление на его шпиле, если у основания здания оно составляет 745 мм рт. ст.?

 

Билет № 15

1.История формирования поверхности Северной Америки. Назвать основные формы поверхности материка.

2.Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

3. Практическое задание. Используя данные о доле океанов в общей площади Мирового океана (Тихий – 50%, Атлантический – 25%, Индийский – 20%, Северный Ледовитый – 5%), постройте круговую диаграмму.

Билет № 16

1.Охарактеризуйте географическое положение и особенности береговой линии Северной Америки.

2.Машиностроение – ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

3. Практическое задание. Определите уклон реки Днепр, если исток находится на высоте 242 м над уровнем моря, устье – 0 м, а длина реки 2201 км.

 

Билет № 17

1.Внутренние воды Северной Америки, их хозяйственное значение.

2.Электроэнергетика: значение отрасли. Страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

3. Практическое задание. По данным таблицы постройте график суточного хода температуры, рассчитайте амплитуду температур и среднюю суточную температуру воздуха.

3 ч 6 ч 9 ч 12 ч 15 ч 18 ч 21 ч 24 ч
-4оС -2 оС +5 оС +9 оС +10 оС +6 оС +4 оС 0 оС

 

Билет № 18

1.Градусная сетка на глобусе и карте.

2.Общая экономико-географическая характеристика Китая.

3. Практическое задание. Пользуясь географической картой, определите географические координаты следующих объектов.

географический объект координаты географический объект координаты
Кейптаун   Берлин  
Устье Амазонки   Пекин  
Панамский канал   Вашингтон  

 

Билет № 19

1.Расскажите об общей циркуляции атмосферы. Дайте характеристику постоянных ветров.

2.Животноводство: основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

3. Практическое задание. В таблице приведены сведения о трёх вымышленных горных системах. Используя данные таблицы, определите, в какой из них количество высотных поясов будет наибольшим. Укажите два довода. Если вы укажите более двух доводов, оцениваться будут только два, указанные первыми.

Особенности горной системы Горная система А Горная система В Горная система С
Географическое положение между 25ºю.ш. и 35º ю.ш.; между 78ºз.д. и 89º з.д. между 2º с.ш. и 5º ю.ш.; между 67ºз.д. и 78ºз.д. между 62ºс.ш. и 70ºс.ш.; между 81ºв.д. и 89ºв.д.
Средняя высота,м      

 

Билет № 20

1.Расскажите об условиях формирования и закономерностях распространения почв.

2.Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

3. Практическое задание. Определите атмосферное давление на вершине горы, если известно, что у подножия горы атмосферное давление 760 мм рт.ст., а температура воздуха 18 о С. На вершине температура воздуха 15о С.

 

Билет № 21

1.Охарактеризуйте климат Евразии.

2.Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

3. Практическое задание. Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой из стран – А или Б – доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Сделайте вычисления и укажите две причины, повлиявшие на демографическую ситуацию страны. Если вы укажите более двух причин, оцениваться будут только две, приведённые первыми.

Показатели Страна А Страна Б
Общая численность населения, млн.чел.   8,2
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн.чел. 9,6  
Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн.чел. 1,6 1,4
Рождаемость, ‰    
Смертность, ‰    
Доля городского населения, %    
Ожидаемая продолжительность жизни, лет    

 

Билет № 22

1.Расскажите о строении литосферы. Покажите влияние внутренних сил Земли на формирование рельефа.

2.Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива.

3. Практическое задание. В крупном городе произошел выброс загрязняющих веществ с ТЭС, работающей на угле. По прогнозу Гидрометцентра давление в городе будет расти. Приведите два довода о том, как может измениться экологическая ситуация в городе. Если вы укажите более двух доводов, оцениваться будут только два, указанные первыми.

 

Билет № 23

1.Охарактеризуйте географическое положение Евразии.

2.Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.

3. Практическое задание. Средняя плотность населения Испании (S=505 тыс.км2) составляет 92 чел/км2. Плотность населения в Бангладеш приблизительно в 12 раз больше, а в Австралии в 32 раза меньше. Вычислите, какой была бы численность населения в Испании, если бы ее плотность была такой, как в Бангладеш и Австралии.

Билет № 24

1.Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

2.Общая экономико-географическая характеристика новых индустриальных стран.

3. Практическое задание. Количество населения административного района за год увеличилось с 30500 до 30850 человек. Определите сальдо миграции в этом районе, если природный прирост населения составлял 120 человек за год.

 

 

Билет № 25

1.Климатообразующие факторы, их влияние на климат Земли.

2.Общая экономико-географическая характеристика Индии.

3. Практическое задание. Из данных таблицы видно, что в стране Б наблюдается наименьший естественный прирост населения (на 1000 жителей). Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Укажите две причины. Если вы укажите более двух причин, оцениваться будут только те, которые указаны первыми.

Страна Численность населения, млн.чел. Рождаемость, ‰ Смертность, ‰ Средняя продолжительность жизни, лет Доля лиц старше 65 лет, ‰
А 35,4        
Б 39,7        

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: