ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Ских симптомов. К отечественным методикам, которые также следует при- числить к




 

ских симптомов. К отечественным методикам, которые также следует при- числить к консультативным, в первую очередь относится т. н. патогенетичес- кая реконструктивно-личностная психотерапия, основанная на теории отно- шений личности В. Н. Мясищева.

Основная задача патогенетической психотерапии — информирование паци- ента или клиента с целью:

1) осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

2) осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмо- циональных и поведенческих стереотипов;

3) осознания связи между различными психогенными факторами и не- вротическими (психосоматическими) расстройствами;

4) осознания меры своего участия и ответственности за возникновение конфликтных и психотравмируюших ситуаций;

5) осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реа- гирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования сво- ей системы отношений;

6) научения пониманию и вербализации своих чувств;

7) обучения саморегуляции.

 

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На пер- вом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологических причин и механизмов бо- лезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.

Логотерапия относится к гуманистическому направлению психотерапии в широком понимании термина и ставит своей целью терапию ноогенных неврозов с помощью приобретения утраченного человеком в силу каких-то причин смысла жизни. Механизм развития психологических проблем и не- вротических симптомов усматривается в нравственных исканиях человека, конфликте совести и в целом в «экзистенциальном кризисе». Задачей логоте- рапии становится восстановление или приобретение человеком потерянной духовности, свободы и ответственности, исходя из известной позиции А. Эй- нштейна, выраженной в следующих словах: «Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жиз- ни». V. Frankl считал, что вернуть утраченный смысл возможно с помощью метода убеждения. Убеждение использует систему логических обоснований уникальности ценностей (смысла) жизни при абсолютной ценности транс- ценденции — сущности существования. Основой логотерапии становится исцеление души с помощью формирования осмысленного стремления к смыс- лу и даже к конечному смыслу (сверхсмыслу) в противовес стремлению к на- слаждению или власти.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психоло- гической стратегии максимально использовать в жизни собственный лично- стный потенциал, который включает в себя:

 


ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ

 

1) внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде ос- новных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей;

2) потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими фактора- ми (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т. п.);

3) аутентичность — способность познать истинные собственные потреб- ности и возможности;

4) способность принимать себя;

5) потребность в любви.

 

А. Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-цен- ности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности). К ценностям бытия относятся такие, как: 1) целостность — единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность; 2) со- вершенство — необходимость, естественность, уместность; 3) завершен- ность — конечность; 4) справедливость— законность, долженствование;

5) жизненность — спонтанность, саморегуляция; 6) полнота — диффе- ренцированность, сложность; 7) простота — искренность, сущностность;

8) красота — правильность; 9) праведность — правота, желанность; 10) уни- кальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность; 11) непри- нужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество; 12) игра — веселье, радость, удовольствие; 13) истинность— честность, реальность;

14) самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком спо- собностью к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитив- ной психотерапии являются:

1) изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базис- ных способностях;

2) познание традиционных для него, его семьи и культуры механизмов переработки конфликтов;

3) расширение целей жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней.

 

Для этих целей используется транскультурный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отно- шении к сходному с имеющимися у него психологическим проявлениям, сим- птомам, проблемам или болезням в иных культурах. Например, при патоло- гической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него аллопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые аф- риканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голова. Транскультурные сравнения направлены на выработку у кли- ента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним мето-

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

дом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность — как способность телом сказать «нет», анорексия — как способность обходиться минимумом пищи и т. д.).

Особое внимание в позитивной психотерапии уделяется формированию

личностной и характерологической гармоничности с помощью предоставле- ния информации о традиционных транскультурных способах переработки конфликтов и формирования ценностей.

Когнитивная терапия рассматривает механизмы возникновения различных эмоциональных феноменов в связи с имеющимися у пациента отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубежде- ний». Считается, что эмоциональные расстройства возникают из-за «когни- тивной уязвимости» — предрасположенности к стрессу в силу использования при анализе внешних событий жестко заданных иррациональных заблужде- ний («когнитивных искажений»). Среди них выделяются:

1) сверхгенерализация (неоправданное обобщение на основании единич- ного случая);

2) катастрофизация (преувеличение последствий каких-либо событий);

3) произвольность умозаключений (бездоказательность и противоречи- вость при вынесении умозаключений);

4) персонализация (склонность интерпретировать события в контексте личных значений);

5) дихотомичность мышления (склонность к использованию в мышле- нии крайностей);

6) выморочность абстрагирования (концептуализация ситуации на осно- ве детали, извлеченной из контекста).

 

Целью когнитивной терапии является исправление ошибочной переработ- ки информации и модификация убеждений в сторону ее рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.

Близкой по смыслу к когнитивной терапии считается рационально-эмотив- ная терапия, нацеливающаяся на искоренение когнитивных искажений и т. н.

«иррациональных установок и мыслей». А. Эллис описал двенадцать основ- ных иррациональных идей, которые в процессе консультирования должны быть исправлены:

1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2. Есть поступки порочные, скверные. И повинных в них следует строго наказывать.

3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.

4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.

5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.

6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать. 264


ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ ЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ

 

7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что

он ощущает в себе.

8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разум- ным и успешным.

9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.

10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направ- лении.

11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.

12. Мы не властны над своими эмоциями и не можем не испытывать их.

 

 

В соответствии с принципами рационально-эмотивной терапии со сторо- ны клиента или пациента должен произойти «отказ от требований» к дей- ствительности и самому себе, основанных на иррациональных идеях (уста- новках), которые делятся на четыре группы: установки долженствования («Люди должны быть честными», «Супруг должен быть верным»); катастро- фические установки («Все ужасно и непоправимо»); установка обязательной реализации своих потребностей («Я должен быть счастлив»); оценочная уста- новка. Основным методом терапии является сократовский диалог — когни- тивный диспут с использованием законов логики.

На логическом переубеждении клиента или пациента основан также ме- тод рациональной психотерапии, направленный на обучение человека правиль- ному мышлению, избегание логических ошибок и заблуждений с целью пре- дотвращения невротических симптомов.

Психотерапия «здравым смыслом» включает в себя, наряду с элементами рациональной психотерапии, то есть переубеждения человека на основании логической аргументации и формирования правильного мышления, основан- ного на определенности, последовательности и доказательности, становление многовариантного способа осмысления действительности. Он противопостав- ляется одновариантному (ригидному), являющемуся частью патологического мыслительного паттерна при т. н. каузальной атрибуции. Базой личностной позиции при психотерапии «здравым смыслом» считается «антиципацион- ная состоятельность» (В. Д. Менделевич) — способность человека предвос- хищать ход событий, строить процесс прогнозирования на многовариантной гибкой основе, используя прошлый жизненный опыт. Считается, что гармо- ничные характерологические черты и свойства личности, а также неврозо- устойчивость способны формироваться в процессе антиципационного тренин- га лишь в случае использования таких принципов, как: а) отказ от претензий («Мне никто ничего не должен»); б) отказ от однозначности (при истолкова- ний происходящих событий — «Это может значить все, что угодно»); в) от- каз от фатальности (при истолковании будущих событий — «Все возможно»); г) выработка стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали»взамен«предвосхищающейрадости».

 

 


ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: