Учимся выдвигать гипотезы




Учимся видеть проблемы

Проблемной является любая теорети­ческая или практическая ситуация, в ко­торой нет соответствующего обстоя­тельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема - это затруднение, неопре­деленность. Чтобы устранить ее, требу­ются действия, в первую очередь иссле­дование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

 

Рассмотрение этого сложного вопро­са мы начнем не с описания методичес­ких приемов, а с некоторых общих во­просов. Их прояснение позволит пра­вильно понять методическую сторону дела и даст возможность иначе взгля­нуть на некоторые широкоизвестные методические приемы.

Воспитание и обучение


Поиск проблем - дело непростое. Не­случайно о способности творчески ода­ренного человека видеть проблемы го­ворят как об особом даре: «Великая про­блема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его» (Ф. Ницше).

Многие ученые считают: увидеть и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Некоторые наи­более радикально настроенные даже ут­верждают: после того как проблема сформулирована, творческая часть ис­следования завершена, ибо решение проблемы — техническая задача. Это, ко­нечно, преувеличение, но доля истины в нем есть. Найти проблему часто труд­нее и поучительнее, чем решить ее.

С точки зрения развития исследова­тельских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребе­нок, начиная собственное исследова­ние, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходи­мо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не сле­дует забывать.

Положение о том, что формулирова­ние проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возни­кает лишь тогда, когда проблема уже ре­шена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная по­иск, далеко не всегда ясно осознает, за­чем он это делает, и уж тем более не зна­ет, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ре­бенком, следует проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне до­статочно ее общей, приблизительной характеристики.

Акт творчества окажется сущест­венно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть про­сто выведен из начальных условий. Ча­сто творец не знает, что он хочет ска­зать, до того, как что-то скажет. Обыч-


Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге.

но в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достиже­нием, по мере решения проблемы. Творчество - созидание нового, пре­образование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, от­крывая, уточняя, интегрируя вновь от­крывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видо­изменяет стоявшую перед ним вначале проблему.

Поэтому и от ребенка не следует требовать ясного словесного оформле­ния проблемы исследования. Последнее утверждение также идет вразрез с тра­дициями отечест­венной педагогики, где в качестве уни­версального реше­ния образователь­ных задач рассмат­ривается путь выве­дения возникающих перед ребенком проблем на уровне сознания. Мы при­выкли: прежде чем что-то сделать, надо определить цель, составить план дейст­вий и т.д. Все это важно, но следует по­нимать: исследовательская деятель­ность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику.

Задания и упражнения

для развития умения видеть

проблемы

Умение видеть проблемы - интегра-тивное свойство мышления. Развивает­ся оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упраж­нения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из них.

«Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных условий в про­цессе выявления проблемы - способ­ность изменить точку зрения, посмот­реть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ус­кользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:


«Утром небо покрылось черными туча­ми, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуа­ры, газоны, дороги...». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необ­ходимо несколькими способами. Пред­ставить, что ты гуляешь во дворе с друзьями - как ты отнесешься к появле­нию первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в по­лет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сю­жеты, мы научим детей смотреть на од­ни и те же явления

и события с раз­
ных точек зрения.
В качестве об­
разца, способно­
го активизиро­
вать процесс со­
ставления и кол­
лективного об­
суждения продол­
жений, можно ис-
; - пользовать стихо-

творение одного

мальчика из книги КИ. Чуковского «От двух до пяти».

Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно, ■■;.•••'■

Что щебечет воробей, ■.

Что лягушки на болоте Громко выразить хотят, Почему, когда уснете, Мыши под полом пищат, Что в листве поет синица И зачем защелкал клест, Почему сове не спится, Что мурлычет серый кот И зачем в тиши лесной Громко плачет козодой. В ходе выполнения этого задания следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наибо­лее интересные, оригинальные версии. Естественно, от такого простого, ус­ловного «перемещения» на место дру­гого человека, живого или даже нежи­вого объекта еще бесконечно далеко до способности, называемой сверхчув­ствительностью к проблемам, но пер­вые шаги в этом направлении мы уже сделали.


 


Воспитание и обучение



Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто творец не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы.

«Сколько значений у предмета». По­высить - и одновременно проверить -уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разрабо­танных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается хо­рошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.). Дается задание — найти как можно боль­ше вариантов нетрадиционного, но ре­ального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе вы­полнения этого задания активи­зируются и раз­виваются все ос­новные парамет­ры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышле­ния и др.

Еще раз под­черкнем: при вы­полнении этого задания также не следует спешить с критикой, но за­считывать надо только те вариан­ты, которые дейст­вительно приме­нимы в жизни.

Это задание позволит ребенку на­учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в раз­ные ситуации и создавая самые неожи­данные системы ассоциативных свя­зей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно пу­тем наблюдения и элементарного ана­лиза действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солн­це?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи могут разговаривать?».

Метод наблюдения лишь внешне вы­глядит простым, на практике это не так. Наблюдению необходимо учить, и это отнюдь не легкая задача.

Умению смотреть и видеть уделяется


много внимания, прежде всего теми, i занимается изобразительной деятель-] ностью дошкольников, в ходе которой! они учатся наблюдать за живыми и не-1 живыми объектами. В специальной ли-1 тературе об этом пишут много (Т.С. Ко­марова, Н.М. Сокольникова и др.), и мы не будем останавливаться на этом по-| дробно.

Эффективным заданием для развития I умения наблюдать может стать предло­жение рассмотреть какие-либо инте­ресные и вместе с тем хорошо знако­мые детям предметы, например осен­ние листья (дере­вья, яблоки и др.).

Листья можно взять в руки, вни­мательно рассмот­реть, определить форму, назвать цвета. Можно по­говорить и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.

В качестве уп­ражнения для раз­вития способнос­ти к наблюдению хорошо использо­вать задание «На­блюдение очевид­ного». Ребенку

предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит именно в данную минуту. При этом подчеркнуть, что говорить он должен не о том, что может показаться ему, благодаря предыдущему опыту. На­пример, в качестве объекта для рассмат­ривания выступает знакомый человек, о котором у ребенка уже есть некое пред­ставление (длина и цвет волос, цвет глаз, рост и т.д.). Теперь же можно опре­делить, каким в данный момент являет­ся направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каковы цвет ко­жи или прическа и покрой одежды и т.д. Можно поговорить с детьми о том, ка­кую информацию из собственного опыта мы можем получить об этом че­ловеке. Например, можно описать, что он чем-то расстроен. Это может быть вызвано разными причинами. Какими?


 



Воспитание и обучение


Мы узнаем, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, погово­рим с ним о нем самом.

Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития пси­хосоциальной сферы имеют наблюде­ния, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуж­дают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реаль­ной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, ди­намику чувств, эмоций, мотивов пове­дения и деятельности других людей.

Прекрасный материал для этого мож­но найти в сказках. Вот, например, «Дво-ровичок» из книжки Тимофея Белозе-рова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изме­нения настроения сказочного героя.

В заброшенном амбаре,

Где прятался сверчок,

На старенькой гитаре

Бренчал Дворовичок, ■ -

Нестриженый, немытый,

Скучающий с утра,

Бренчал, давно забытый

Хозяином двора.

Скрипел в амбарной щелке

Задумчивый сверчок,

И с грустью о метелке

Вздыхал Дворовичок... ■ = ■

И вдруг ворота настежь!

Девчушка лет шести '

Ему сказала:

- Здрасте!

Я - Ключикова Настя.

Идемте двор мести?

Со лба стряхнула челку

И подняла метелку.

Усами в щелке двигал

Взволнованный сверчок.

И прыгал,

Прыгал,

Прыгал ' •

Седой Дворовичок,

Он прыгал и смеялся, '• '• !"'

Как малое дитя, ;

К метелке прикасался,

Слезинками -

Блестя: ;-:-. с;••■■ ■.


- Какое это счастье - ■''''■■ Л-№.'V;к

Мести, мести, мести!

...Во всем дворе у Насти

Соринки не найти.

Подстриженный, умытый,

С бородкой на бочок.

Походкой деловитой

Ходил Дворовичок,

А в тишине амбара,

За темною стеной, —

Печалилась гитара

Расстроенной струной.

После чтения можно провести кол­лективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.

Игра «Карусель». Игра создает ощуще­ние быстрой смены и событий, и внут­реннего состояния человека: мыслей, чувств, эмоций.

Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель»: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над го­ловой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», на­пример в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям заметить во­круг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т.д.

Игра «Волшебные превращения». На ее основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия ог­ня» воздействует на изменения физиче­ских свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Тема одна - сюжетов много. Мы уже отмечали важность изобразительной деятельности для формирования у ре­бенка опыта исследовательского пове­дения. В.Н. Волков и B.C. Кузин разра­ботали интересное задание, развиваю­щее умение по-разному смотреть на од­но и то же явление или событие. Детям предлагают придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту

 

Воспитание и обучение


же тему, например «Осень». Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожел­тевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.

Учимся выдвигать гипотезы

Одним из базовых умений исследова­теля является умение выдвигать гипоте­зы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гиб­кость мышления, продуктивность, а так­же такие личностные качества, как ре­шительность и смелость. Гипотезы рож­даются в результате логического и инту­итивного мышления.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказан­ное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истин­на и не ложна - она просто не определе­на. Стоит ее подтвердить, как она стано­вится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение.

Одно из главных требований к гипо­тезе - ее согласованность с фактичес­ким материалом, поэтому некоторые исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличие от простого предположения должна быть обоснованной, указываю­щей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направ­ленных на развитие творческих спо­собностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокаци­онные идеи.

Выдвижение гипотез, предположе­ний и нетрадиционных (провокацион­ных) идей — важные мыслительные на­выки, обеспечивающие исследователь­ский поиск и в конечном счете про­гресс в любой творческой деятельнос­ти. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения использу­ются для развития способностей выдви­гать гипотезы.

Как рождаются гипотезы. В профес­сиональной исследовательской работе


обычно бывает так: ученый думает, тает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они! обычно называются пилотажными), в] результате находит какое-то противо-1 речие или новое, необычное. Причем! чаще всего это «необычное», «неожи-1 данное» обнаруживается там, где дру­гим все представляется понятным и яс-1 ным. Познание начинается с удивления I тому, что обыденно, говорили еще] древние греки.

Способы проверки гипотез обычно] делят на две группы: теоретические и ' эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других тео­рий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают на­блюдения и эксперименты.

Итак, гипотезы возникают как воз­можные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе иссле­дования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мыш­ления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и за­тем - в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных эксперимен­тов - оценивать их вероятность.

Таким образом, гипотезы дают воз­можность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Ценность предположений, даже са­мых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузить­ся в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизве­данное невозможно.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Вот простое упражнение. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему весной появляют­ся почки на деревьях? Почему течет во­да? Почему дует ветер? Почему металли­ческие самолеты летают? Почему быва­ют день и ночь?

Какими, например, могут быть гипо­тезы в данном случае: «Птицы опреде­ляют дорогу по солнцу и звездам»; «Птицы сверху видят растения (де­ревья, траву и др.) - они указывают им направление полета»; «Птиц ведут те,


 



Воспитание и обучение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: