Учимся видеть проблемы
Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить ее, требуются действия, в первую очередь исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.
Рассмотрение этого сложного вопроса мы начнем не с описания методических приемов, а с некоторых общих вопросов. Их прояснение позволит правильно понять методическую сторону дела и даст возможность иначе взглянуть на некоторые широкоизвестные методические приемы.
Воспитание и обучение
Поиск проблем - дело непростое. Неслучайно о способности творчески одаренного человека видеть проблемы говорят как об особом даре: «Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его» (Ф. Ницше).
Многие ученые считают: увидеть и сформулировать проблему важнее и труднее, чем ее решить. Некоторые наиболее радикально настроенные даже утверждают: после того как проблема сформулирована, творческая часть исследования завершена, ибо решение проблемы — техническая задача. Это, конечно, преувеличение, но доля истины в нем есть. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее.
С точки зрения развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, т.е. определил то, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Если рассуждать формально, это необходимо. Но кроме формальных рассуждений есть еще реальность, о которой не следует забывать.
Положение о том, что формулирование проблемы обязательно должно предшествовать исследованию, верно лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества - всегда шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявлять гибкость, не стоит требовать ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Акт творчества окажется существенно обедненным, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто творец не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обыч-
Как ни крамольно это звучит, но реальный исследователь, начиная поиск, далеко не всегда ясно осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. |
но в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. Творчество - созидание нового, преобразование, трансформация того, что существовало вначале. Формируя, открывая, уточняя, интегрируя вновь открывающиеся возможности, творец одновременно конкретизирует и видоизменяет стоявшую перед ним вначале проблему.
Поэтому и от ребенка не следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования. Последнее утверждение также идет вразрез с традициями отечественной педагогики, где в качестве универсального решения образовательных задач рассматривается путь выведения возникающих перед ребенком проблем на уровне сознания. Мы привыкли: прежде чем что-то сделать, надо определить цель, составить план действий и т.д. Все это важно, но следует понимать: исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику.
Задания и упражнения
для развития умения видеть
проблемы
Умение видеть проблемы - интегра-тивное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности, и все же можно подобрать специальные упражнения, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Рассмотрим некоторые из них.
«Смотреть на мир чужими глазами». Одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы - способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями - как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, мы научим детей смотреть на одни и те же явления
и события с раз
ных точек зрения.
В качестве об
разца, способно
го активизиро
вать процесс со
ставления и кол
лективного об
суждения продол
жений, можно ис-
; - пользовать стихо-
творение одного
мальчика из книги КИ. Чуковского «От двух до пяти».
Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно, ■■;.•••'■
Что щебечет воробей, ■.
Что лягушки на болоте Громко выразить хотят, Почему, когда уснете, Мыши под полом пищат, Что в листве поет синица И зачем защелкал клест, Почему сове не спится, Что мурлычет серый кот И зачем в тиши лесной Громко плачет козодой. В ходе выполнения этого задания следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее интересные, оригинальные версии. Естественно, от такого простого, условного «перемещения» на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности, называемой сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.
Воспитание и обучение
Продукт творчества во многом непредсказуем, он не может быть просто выведен из начальных условий. Часто творец не знает, что он хочет сказать, до того, как что-то скажет. Обычно в исследовании осознание цели происходит параллельно с ее достижением, по мере решения проблемы. |
«Сколько значений у предмета». Повысить - и одновременно проверить -уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разработанных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.). Дается задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.
Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.
Еще раз подчеркнем: при выполнении этого задания также не следует спешить с критикой, но засчитывать надо только те варианты, которые действительно применимы в жизни.
Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.
Наблюдение как способ выявления проблем. Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований вполне могут стать такие, как «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи могут разговаривать?».
Метод наблюдения лишь внешне выглядит простым, на практике это не так. Наблюдению необходимо учить, и это отнюдь не легкая задача.
Умению смотреть и видеть уделяется
много внимания, прежде всего теми, i занимается изобразительной деятель-] ностью дошкольников, в ходе которой! они учатся наблюдать за живыми и не-1 живыми объектами. В специальной ли-1 тературе об этом пишут много (Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова и др.), и мы не будем останавливаться на этом по-| дробно.
Эффективным заданием для развития I умения наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы, например осенние листья (деревья, яблоки и др.).
Листья можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Можно поговорить и о том, где они растут и почему каждой осенью меняют цвет и опадают.
В качестве упражнения для развития способности к наблюдению хорошо использовать задание «Наблюдение очевидного». Ребенку
предлагают рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что он видит именно в данную минуту. При этом подчеркнуть, что говорить он должен не о том, что может показаться ему, благодаря предыдущему опыту. Например, в качестве объекта для рассматривания выступает знакомый человек, о котором у ребенка уже есть некое представление (длина и цвет волос, цвет глаз, рост и т.д.). Теперь же можно определить, каким в данный момент является направление взгляда, опущены или приподняты уголки губ, каковы цвет кожи или прическа и покрой одежды и т.д. Можно поговорить с детьми о том, какую информацию из собственного опыта мы можем получить об этом человеке. Например, можно описать, что он чем-то расстроен. Это может быть вызвано разными причинами. Какими?
Воспитание и обучение
Мы узнаем, если проявим к человеку внимание, стремление помочь, поговорим с ним о нем самом.
Задание «Наблюдаем настроение». Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуждают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.
Прекрасный материал для этого можно найти в сказках. Вот, например, «Дво-ровичок» из книжки Тимофея Белозе-рова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изменения настроения сказочного героя.
В заброшенном амбаре,
Где прятался сверчок,
На старенькой гитаре
Бренчал Дворовичок, ■ -
Нестриженый, немытый,
Скучающий с утра,
Бренчал, давно забытый
Хозяином двора.
Скрипел в амбарной щелке
Задумчивый сверчок,
И с грустью о метелке
Вздыхал Дворовичок... ■ = ■
И вдруг ворота настежь!
Девчушка лет шести '
Ему сказала:
- Здрасте!
Я - Ключикова Настя.
Идемте двор мести?
Со лба стряхнула челку
И подняла метелку.
Усами в щелке двигал
Взволнованный сверчок.
И прыгал,
Прыгал,
Прыгал ' •
Седой Дворовичок,
Он прыгал и смеялся, '• '• !"'
Как малое дитя, ;
К метелке прикасался,
Слезинками -
Блестя: ;-:-. с;••■■ ■.
- Какое это счастье - ■''''■■ Л-№.'V;к
Мести, мести, мести!
...Во всем дворе у Насти
Соринки не найти.
Подстриженный, умытый,
С бородкой на бочок.
Походкой деловитой
Ходил Дворовичок,
А в тишине амбара,
За темною стеной, —
Печалилась гитара
Расстроенной струной.
После чтения можно провести коллективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.
Игра «Карусель». Игра создает ощущение быстрой смены и событий, и внутреннего состояния человека: мыслей, чувств, эмоций.
Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель»: они встают в круг и берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого полного оборота делают остановку в разных «мирах», например в «мире Воды» (Воздуха, Земли, Огня). Это помогает детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру и чего они не замечали раньше. Например, вода в блюдце под цветами, капли воды на столах, вода, текущая из крана, дождь за окном и т.д.
Игра «Волшебные превращения». На ее основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).
Тема одна - сюжетов много. Мы уже отмечали важность изобразительной деятельности для формирования у ребенка опыта исследовательского поведения. В.Н. Волков и B.C. Кузин разработали интересное задание, развивающее умение по-разному смотреть на одно и то же явление или событие. Детям предлагают придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту
Воспитание и обучение
же тему, например «Осень». Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу.
Учимся выдвигать гипотезы
Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются в результате логического и интуитивного мышления.
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией; если ее опровергнуть, она прекращает свое существование, превращаясь в ложное предположение.
Одно из главных требований к гипотезе - ее согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличие от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся даже самые фантастические гипотезы и провокационные идеи.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей — важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и в конечном счете прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко, как рождаются гипотезы, какими они бывают, как их строить, какие упражнения используются для развития способностей выдвигать гипотезы.
Как рождаются гипотезы. В профессиональной исследовательской работе
обычно бывает так: ученый думает, тает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (они! обычно называются пилотажными), в] результате находит какое-то противо-1 речие или новое, необычное. Причем! чаще всего это «необычное», «неожи-1 данное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным и яс-1 ным. Познание начинается с удивления I тому, что обыденно, говорили еще] древние греки.
Способы проверки гипотез обычно] делят на две группы: теоретические и ' эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий, в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем и затем - в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов - оценивать их вероятность.
Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.
В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Вот простое упражнение. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь?
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «Птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.) - они указывают им направление полета»; «Птиц ведут те,
Воспитание и обучение