Список использованных источников




Введение

На сегодняшний день в Российской Федерации существует масса организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений.

Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим организациям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Политические организации и движения стали теми социальными акторами, которые стремятся участвовать в процессе принятия и реализации общественно значимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в стране. Они являются носителями и выразителями интересов различных социальных групп и осуществляют представительство этих интересов на всех уровнях - федеральном, региональном, локальном. Более того, политические организации и движения могут стать тем звеном в реализации реформ, которое сделает их понятными для граждан страны, а это будет способствовать успешному продвижению социальных инноваций. Именно в связи с этим представляется важным и своевременным определить, что собой представляют российские общественные движения сегодня и каковы этапы их развития.


 

Политические организации и движения - это добровольные, самоуправляемые объединения, созданные на основе общности интересов для осуществления общих целей. Задачи деятельности политических организаций и общественно-политических движений различны, но, как правило, их создание связано с попыткой граждан сообща решить какие-либо проблемы, стоящие перед ними или перед обществом в целом [1, с. 327].

В Советском Союзе общественные объединения находились под жестким контролем КПСС (например, Комитет защиты мира, профсоюзы) и не могли быть названы в подлинном смысле слова «добровольными объединениями граждан». Первые самостоятельные движения стали возникать только во второй половине 80-х гг., и в первую очередь - в молодежной среде («неформальные объединения»). Чуть позже возникли общественные организации, носящие ярко выраженный андеграундно-политический характер, - ростки будущих политических партий (народные фронты, региональные объединения избирателей). В 1990 г. появилось общероссийское общественно-политическое движение «Демократическая Россия». Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций.

В процессе деятельности первых общественно-политических движений сформировались будущие политические лидеры. Важной функцией этих движений является защита граждан от произвола властей («Хельсинкская группа», «Комитет солдатских матерей») и работодателей («независимые профсоюзы»). Л. Даймонд называет их поэтому «практическими лабораториями демократии» [2, с. 115].

По отношению к политической системе подобные объединения выполняют роль посредников и групп давления. Это особенно проявляется на примере деятельности Союза промышленников и предпринимателей.

Любое общественное объединение со временем становится политическим, так как, выражая и представляя определенный общественный интерес, оно стремится к его реализации политическим способом. В современном обществе это невозможно без санкционирующей деятельности органов, поэтому общественные движения либо сами становятся политическими («Женщины России»), впрямую участвуя в политическом процессе, или преобразуются в политическую партию, либо пользуются механизмами политического давления и лоббирования (различные экологические организации). В результате гражданская инициатива институализируется, получая статус общегосударственного мероприятия, а само движение теряет свой исключительно общественный статус [1, с. 329].

Рассмотрим некоторые политические организации и движения современной России более подробно.

Московская Хельсинкская Группа (МХГ) является одной из старейших ныне действующих российских правозащитных организаций. Миссия МХГ - содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России. Для этого МХГ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и принятием мер с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя Российской Федерацией. Правовое демократическое государство не может существовать без сильного гражданского общества. Поэтому после своего воссоздания в 1989 г., МХГ делает все возможное для укрепления и продвижения гражданского общества в России, оказывая всемерное и разностороннее содействие развитию правозащитного и общественного движения в регионах Российской Федерации.

МХГ является юридическим лицом и действует на основании устава. Целями МХГ являются содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 года, принятых в его развитие международных соглашений, а также всех остальных международно-правовых обязательств Российской Федерации в области прав человека.

Предметом деятельности МХГ является:

- пропаганда правозащитных идей;

- всемерная поддержка процессу становления и развития российского правозащитного движения;

- сбор, обобщение и анализ информации о фактах нарушений прав человека и правовой обстановке в стране в ракурсе соответствия букве и духу международных обязательств в области прав человека;

- содействие доведению информации о положении с правами человека в России до сведения руководителей государств, подписавших Хельсинкское соглашение, заинтересованных международных организаций, российских правительственных и неправительственных организаций, а также широкой общественности.

МХГ является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на развитие гражданского общества в Российской Федерации, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, решение социальных проблем, разрешение споров и конфликтов, защиту прав, законных интересов граждан и организаций, в том числе:

- социальное обслуживание населения (социально-реабилитационная, социально-психологическая, социально-правовая деятельность, помощь пострадавшим в конфликтах и оказавшимся в трудной жизненной ситуации);

- научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук;

- деятельность в сфере просвещения, образования, культуры;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод гражданина;

- оказание помощи пострадавшим в результате социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

В рамках своей стратегии деятельности, направленной на поддержку и развитие российского правозащитного движения, повышение статуса и влияния региональных НПО и улучшение ситуации с правами человека в Российской Федерации, МХГ реализует ряд правовых программ.

Учитывая то, что Российская Федерация является субъектом обязательств по многим международным договорам в области прав человека, правовой компонент присутствует в большинстве программ МХГ. В первую очередь, это проекты, связанные с системным и тематическим мониторингом выполнения Россией обязательств по соблюдению прав человека и написанием соответствующих докладов. Кроме того, при проведении семинаров в рамках различных проектов, МХГ всегда включает в их программу экспертный обзор национального и международного права по соответствующей тематике. С лекциями на семинарах МХГ выступают представители ведущих российских экспертных НПО (Центр Содействия Международной Защите, Независимый Экспертно-правовой Совет) и международных организаций (Совет Европы, Международная Хельсинкская Федерация, Европейский Центр по правам Цыган, Правозащитный Центр Университета Ноттингема, Польский Хельсинкский Фонд по правам человека, Нидерландский Хельсинкский Комитет и др.).

И, наконец, МХГ реализуются собственные правовые проекты, нацеленные на обучение НПО международным правозащитным стандартам (Европейская система механизмов защиты прав человека, Система правозащитных органов ООН) и выработку навыков их применения либо на углубленный анализ определенных аспектов права и правоприменительной практики.

Правовые проекты МХГ:

- поддержка правозащитных центров в российских регионах;

- юридическая защита гражданских активистов России;

- содействие гражданам в реализации гарантий доступа к эффективным средствам правовой защиты;

- этническая дискриминация: идентификация дел и ведение их в судах;

- предотвращение пыток: поддержка реабилитации жертв пыток.

Московская Хельсинкская Группа уделяет большое внимание образовательной и просветительской деятельности в сфере прав человека.

Просветительские проекты МХГ:

- укрепление потенциала аппаратов уполномоченных и комиссий по правам человека в РФ;

- школа по правам человека;

- права человека для начинающих;

- тренинги по информационным технологиям для гражданских активистов;

- семинары на Северном Кавказе;

- права человека и российские СМИ.

МХГ занимается также проведением мониторинга. Проведение мониторинга стало хорошей основой для развития связей между МХГ и региональными правозащитными организациями и, кроме того, чрезвычайно актуальной задачей в рамках российского правозащитного движения. В России, где каждый регион по площади сравним со средним европейским государством, а различия между ними по многим параметрам, в т.ч. по соблюдению прав человека, иной раз больше, чем между европейскими странами, только совместная работа правозащитников в центре и субъектах РФ может дать наиболее полную и объективную картину о ситуации с правами человека [3].

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) - общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов, как в России, так и на международном уровне. Российский союз осуществляет свою деятельность посредством двух юридических лиц, обладающих различным правовым статусом - общероссийского объединения работодателей (РСПП (ООР)) и общероссийской общественной организации – РСПП.

РСПП сегодня - это более ста отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционно - банковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услуг.

РСПП объединяет тысячи крупнейших российских компаний - представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России.

РСПП видит свое предназначение в консолидации усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса.

РСПП ведет постоянную практическую работу: на высоком государственном уровне проводятся конференции по актуальным экономическим проблемам с участием представителей российских и зарубежных бизнес-кругов, а также руководителей федеральных органов власти. Итогами этих форумов являются решения, которые принимаются на государственном уровне в сфере предпринимательства и бизнеса в России [4].

Общероссийское политическое движение женщин России (ДЖР) зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 22.11.1996г. Руководящий орган ДЖР - координационный совет. Целями ДЖР являются:

- содействие формированию в России подлинно цивилизованного общества, в котором свобода, достоинство и безопасность человека станут безусловными ценностями и нормами жизни;

- реализация Конституционного принципа равных прав, свобод и равных возможностей для мужчин и женщин;

- активизация участия женщин в общественно-политической жизни России и содействие их продвижению на все уровни власти.

Задачами ДЖР являются:

- повышение социального статуса женщин;

- просветительско-правовая деятельность, организация школ женского лидерства;

- участие в процессе законотворческой деятельности с целью более полного учета интересов женщин, семьи и детей;

- привлечение внимания государственных, общественных и коммерческих структур, СМИ к проблемам нарушения прав женщин, семьи, детей;

- содействие развитию женского предпринимательства.

Основным смыслом общественно-политической деятельности ДЖР является:

- отстаивание прав и свобод человека;

- отстаивание прав женщин как неотъемлемой составной части всеобщих прав человека;

- отстаивание семьи как сообщества, призванного обеспечить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека и его самореализации: общественная и государственная поддержка семьи; обеспечение социальных гарантий; равенство семейных прав и обязанностей женщин и мужчин;

- поддержка и развитие экономических и гражданских инициатив, ведущих к становлению гражданского общества: ограничение социального неравенства; формирование культуры диалога и согласования различных социальных интересов; создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе для экономически активных членов общества; содействие интеграции инвалидов в общество; сохранение бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры;

- сильное государство, способное обеспечить защиту и реализацию прав человека, стимулировать экономическое развитие, гарантировать социальную и национальную безопасность: формирование механизма социального партнерства между структурами гражданского общества и государства; развитие местного самоуправления; поддержка отечественного производителя; снижение безработицы, создание новых рабочих мест; социальные гарантии в сфере труда и заработной платы; укрепление социальных гарантий для поддержания нормального уровня жизни нетрудоспособных членов общества - детей, пенсионеров, инвалидов; создание условий, позволяющих женщинам и мужчинам в равной мере сочетать профессиональные и семейные обязанности.

Основные направления деятельности:

- лоббирование интересов женщин во взаимодействии со структурами исполнительной, законодательной, судебной власти;

- участие в избирательных кампаниях на федеральном, региональном и местном уровнях;

- проведение конференций, семинаров, круглых столов по общественно значимым проблемам - в первую очередь, проблемы прав женщин - на федеральном, региональном и местном уровнях;

- участие в работе Комиссии по улучшению положения женщин на федеральном, региональном и местном уровнях;

- защита интересов женщин, семьи и детей в средствах массовой информации;

- расширение сотрудничества с женскими организациями страны, международным женским движением.

Движение женщин России выступает за прекращение падения жизненного уровня россиян. Рыночная экономика должна работать на человека, чтобы каждый россиянин мог своим трудом обеспечить не только себя, но и семью.

Движение женщин России - за социально ориентированную рыночную экономику и преимущественное развитие отраслей, обслуживающих потребности населения, семьи, детей; за становление демократического государства, формирование механизмов, гарантирующих доступ человека к власти, позволяющих ему влиять на власть, участвовать в принятии решений [5].


 

Заключение

Таким образом, проанализировав такие политические организации и движения как Московская Хельсинкская Группа (МХГ), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Движение женщин России (ДЖР) можно сделать вывод, что в современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют огромную стабилизирующую роль.

Будучи «школой самоуправления», они действуют на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и государством. Эти организации регулируют поведение своих членов с помощью партикулярной системы моральных норм, а в их взаимодействии проявляется как механизм согласования и увязки различных, часто противоречивых, общественных интересов. Только этим путем в обществе и можно достигнуть желаемого гражданского согласия и приучиться решать сложные проблемы, не прибегая к насилию.


 

Список использованных источников

1. Поляков, Л.В., Федотова В.Г. Россия в зеркале политологии / Л.В. Поляков, В.Г. Федотова/ - М.: Изд-во БЕК, 2010. – 557 с.

2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 361 с.

3. Московская Хельсинкская Группа [электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://www.mhg.ru/ - Дата доступа: 24.02.2016.

4. Российский союз промышленников и предпринимателей [электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://xn--o1aabe.xn--p1ai/ - Дата доступа: 24.02.2016.

5. Движение женщин России [электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://www.owl.ru/win/women/wmr/ - Дата доступа: 24.02.2016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: