Принципы устроения воскресной школы




КОНЦЕПЦИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

РАЗРАБОТАНА СЕКТОРОМ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ОТДЕЛА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ


 

I. Общие положения

Сегодня многое сделано в области церковного образования, накоплен значительный опыт. Ц ерковное образование должно стать важнейшей составляющей деятельности Церкви, подлинно общецерковным делом. Отдельные усилия подвижников-педагогов на приходах должны быть объединены усилиями епархиальных и синодальных структур.

Данная концепция имеет своей целью создание целостной системы воскресных школ, а также развитие каждой церковно-приходской школы.

Исторически церковное просвещение возникает одновременно с возникновением Церкви, это одна из сторон священнического служения. Хотя традиция церковного образования была прервана, после прекращения гонений на Церковь в церковных приходах активно возникают церковные (воскресные) школы. В настоящее время приходская школа существует в административных и социальных условиях, отличных от начала XX века. Сегодня при создании церковной школы, опирающейся на традиционные духовные основания, необходимо учитывать и современные условия церковной жизни: возможность активного привлечения мирян, высокий уровень образования в обществе, за которым следует повышения качества обучения.

В «Определении Освященного Архиерейского собора 2008г. о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» сказано: «Необходимо уделять первостепенное внимание созданию новых и поддержке епархиями существующих воскресных школ». Собор отметил необходимость создания целостной многоуровневой программы воспитания детей и молодежи, включающей в начале детские программы, от ясельного возраста до подросткового, а в завершении - молодежные программы от профильных студенческих до программ семейного типа.

Сегодня возрастают требования к церковно-приходской школе: к ее материальной базе, к педагогическому труду, качеству обучения. Можно констатировать, что за последние 10 лет значительно возрос общий богословско-педагогический уровень законоучителей. Но материальное обеспечение (финансирование, помещения, оборудование) отстает от потребностей современной жизни.

В 2012 году Священным Синодом были утверждены следующие нормативные документы: «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Типовой устав частного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Они созданы с учетом новых тенденций государственного образования и определяют единые подходы к духовно-нравственному воспитанию, учебному процессу, организационной и методической деятельности воскресных школ.

Новые документы фиксируют и обобщают опыт многочисленных воскресных школ. Они создают целостный взгляд на детское приходское образование, способствуя формированию единого образовательного пространства воскресных школ.

Воскресные школы востребованы в обществе. Ежегодно в Русской Православной Церкви открываются новые школы, в действующие школы регулярно осуществляется новый набор. «Пустите детей приходить ко Мне », - говорит Господь (Мк.10,14/ Лк. 18,16). Дети должны научаться вере, жизни в Церкви. Путь ко Христу лежит через их воцерковление, вхождение в опыт Богообщения. Школа должна быть по содержанию церковной, а по ответственности – приходской.

II. Основная часть.

Принципы устроения воскресной школы

1. Воскресная школаосновная форма катехизации детей на приходе.

Церковно-приходская школа является основой церковного воспитания детей на приходе. Она должна быть тесно взаимосвязана со всеми другими направлениями приходской катехизации. Ее задача – воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые вероучительные знания и навыки церковной жизни. В Синодальном документе «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» сказано: «Церковно-приходская воскресная школа– основная форма православного воспитания детей и подростков на приходе». Церковно-приходская школа является одновременно подготовительным звеном церковного образования и формой приходской катехизации.

Центром жизни приходской церковной общины является Евхаристия, главным - устроение духовной жизни на приходе. Приходская жизнь объединяет людей в достижении самого главного – спасения. Затем это выражается во внешнем служении, в благовестии словом и делом, позволяющем в трудах ради Христа духовно возрастать. Членов общины объединяют разнообразные формы деятельности. Все это сплачивает приход, делает церковную жизнь полнокровней, привлекает в храм новых людей. Сила Церкви - во внутрицерковной, общинной жизни.

Во многих приходах создание воскресной школы опередило другие формы приходской катехизации (социальная, миссионерская служба и т.д.), сегодня необходимо работать над тем, чтобы создать недостающие звенья и выстроить тесное взаимодействие между школой и другими приходскими службами. Это особенно важно для работы с подростками, которая может быть плодотворной и иметь перспективу только в том случае, если на приходе организованы формы катехизации молодежи, налажено молодежное служение в социальной, миссионерской сфере деятельности. Работу школы необходимо вести в неразрывной связи с приходской деятельностью молодежи и всей приходской общины. Святейший патриарх Кирилл определяет работу с молодежью как приоритетную сегодня для Церкви. Именно в активные приходы чаще приходят юноши, чтобы деятельно реализовать себя в служении ближним. Школа второй ступени – связующее звено между детской воскресной школой и молодежной приходской организацией, она обеспечивает вхождение подростка в церковное молодежное братство. Молодежи надлежит иметь попечение о детях, вовлекать их в свое служение, объединять усилия с воскресной школой.

Правильно устроенная церковная школа должна воспитывать активных прихожан, несущих различные церковные послушания и направлять учащихся к следующим ступеням духовного образования – в средние и высшие духовные учебные заведения. Школа является действенной, если у учащихся есть перспектива - перспектива жизни на приходе. Приходская община немыслима без активной церковной деятельности, в ней человек чувствует свою востребованность.

Церковную школу можно считать «притвором» храма. Отличительные особенности воскресной школы как формы катехизации на приходе:

· долгосрочная, системная, имеющая четкую организационную структуру и многообразие видов форма работы с прихожанами.

· Ядро приходской жизни, на основе которого чаще всего развиваются другие виды деятельности.

· Семейный характер школы.

· Воспитание в Церкви – необходимость для всех людей, начиная с детского возраста. Дети составляют неотъемлемую часть приходской жизни. Поэтому воскресная школа охватывает все возрасты, социальные группы.

 

2. Педагогические принципы, определяющие духовное воспитание и организацию воскресной школы.

Христоцентричность как основополагающий принцип православной педагогики и устроения воскресной школы. Он означает то, что в школе должны быть созданы условия для встречи со Христом в Церковных Таинствах. В воскресной школе также прививаются нравственные начала как подражание Христу: милосердие, забота о ближнем, желание и навык исполнения Заповедей Божиих.

Экклесиоцентричность как педагогический принцип основывается на том, что Таинства осуществляются только внутри церковной жизни. Вне церковного устроения не достичь исполнения принципа Христоцентричности. В рамках школы можно и нужно приучить подчиняться авторитету Церкви, но подчинение это должно быть по любви к Богу и Церкви, а не только по послушанию. То есть в рамках школы нужно привить любовь к Богу и Церкви.

Принцип свободы во Христе. Цель воспитания понимается как помощь детям в освобождении от власти греха. Развитие дара свободы происходит через привитие дисциплины, а в более старшем возрасте и через воспитание ответственности молодого человека. Показателем успешности работы церковной школы является реальное усвоение учащимися нравственных норм православной жизни, стремление сверять свои дела по Закону Божию, решимость противостоять порокам и соблазнам.

По отношению к учащимся в школе должны быть представлены все возможные виды воспитания (исходя из того, что человек по сотворению трехсоставен): духовное, интеллектуальное, эстетическое, физическое. Но это же начало – трехсоставность – требует от школы и воспитателей реализации духовного воспитания как приоритетного. Это не исключает других видов воспитания, но правильно расставленные акценты будут способствовать достижению полноценного духовного развития. К факторам духовного воспитания можно отнести: поминовение учащих и учащихся на Литургии, участие в Таинствах Церкви, приучение к посту (при разумном отношении к нему), к домашней и церковной молитве, воспитание любви к богослужению, благочестивый пример духовных наставников, педагогов и родителей, духовная среда, которая может быть создана в школе, встреча и общение с духовными людьми, чтение духовной литературы и т.д.

Принцип духовно-нравственного взаимодействия учителя и ученика основан на том, что и ученик и учитель прежде всего общаются в Евхаристическом Таинстве. Это самое полное и самое мощное взаимодействие. На основе литургического общения зарождаются начала любви между учителем и учеником.

Внутри церковной школы есть все возможности для воспитания духовных навыков, таких как: навык молитвы, навык видения своих грехов, т.е. покаяния, навык соблюдения поста, умение как наложить на себя крест и т.д.

Необходимым условием существования церковной школы является то, что педагоги также ведут правильную духовную жизнь, и в основе их учительского служения положены духовные начала, такие как: призыв Божий ко служению, духовные дары на учительское служение, которые ощущает каждый учитель, предстояние перед Богом. Православный педагог ощущает себя детоводителем ко Христу.

 

Содержание деятельности воскресной школы

В соответствии с вышеперечисленными принципами деятельность церковной школы иерархична. Литургическая жизнь, учебная деятельность, общественное служение, среда общения – составные части единого процесса, каждая имеет свое особое значение и не может быть опущена, так как служит воцерковлению ребенка.

· Литургическая жизнь

Главной целью приходской школы является воцерковление детей, приобщение воспитанников к литургической жизни Церкви и формирование православного образа жизни. Цель воскресной школы достигается тогда, когда дети будут научены молитве, участию в Таинствах Церкви. Также критерием успешности работы является реальное усвоение учащимися нравственных норм православной жизни, проявляющееся в стремлении сверять свои дела по Закону Божию, в решимости противостоять порокам и соблазнам. Школа воспитывает учащихся твердыми в вере, сознательно выбравшими православный путь, мужественными защитниками Церкви. Она готовит учеников к осознанному участию в богослужении и церковных таинствах, а также к церковному служению – алтарниками, чтецами, певчими. Для этого необходимо создавать на приходе условия для посещения детьми Литургии в воскресные дни. Особое внимание руководителей воскресных школ обращается на уровень и полноту духовной жизни воспитанников, закрепление теоретических знаний в опытной практике - богослужебной, миссионерской, социальной.

От правильного духовного устроения школы зависит духовная жизнь детей. Плод церковного образования можно получить тогда, когда все усилия по передаче знаний включены в благодатную жизнь Церкви. С Литургии начинается духовное воспитание ребенка, к осознанному участию в богослужении должен прийти учащийся в результате обучения в церковной школе. Духовная жизнь включает регулярное поминовение на Литургии всех учителей и учеников, организацию Литургий с участием всей церковно-приходской школы на приходах, а также Архиерейские Литургии с участием детей церковных школ епархии.

Работа школы строится в соответствии с иерархическим устройством человека. Литургическая жизнь, учебная деятельность, общественное служение, среда общения – те части, каждая из которых имеет свое особое значение и не может быть опущена. При этом литургическая жизнь является центральной, внебогослужебная жизнь не может становиться довлеющей. Можно выделить следующие направления внебогослужебной деятельности в церковно-приходской школе, необходимые для полноценного вхождения учащихся и их родителей в церковную жизнь:

· Учебная деятельность.

Знание вероучения чрезвычайно важно для устроения правильной духовной жизни христианина. Весь процесс обучения направлен на решение задач воцерковления. Под ним понимается целостный процесс приобщения молодого поколения к культурному, научному и духовному опыту Православия. Необходимо сформировать личность юноши на христианских принципах. Результатом можно считать приобретение основных знаний вероучения, христианского мировоззрения, осознанное вступление в литургическую жизнь, стремление к жизни по Заповедям Божиим. Церковная школа преподает своим ученикам идеал согласный с Евангельским учением, поучения и примеры жизни святых отцов. Для всех учащихся должен сиять пример святых отцов, полюбивших Царство Божие. Выпускники должны стать истинными христианами, преображающими мир. Задача обучения – прививать детям любовь ко Христу и Православной Церкви. Закон Божий есть закон всей христианской жизни, закон любви Бога к человеку. Поэтому как учебный предмет Закон Божий должен преподаваться на основе Священного Писания и Предания, живо и интересно, быть непосредственно связанным с жизнью детей. Школа через изучение житий святых показывает связь с нашей жизнью, учит детей молитвенному общению со святыми, воспитывает любовь к Богу, без которой невозможно достичь спасения. Уроки в церковной школе должны служить осознанию духовного смысла происходящего на богослужении. Они готовят детей к церковным послушаниям, а значит активному, осознанному участию в богослужении; дети знакомятся с высокими образцами христианского благочестия.

Учебная деятельность опирается на программы, рекомендованные ОРОиК или согласованные с ним.

· Досуговая деятельность, создание среды общения.

Литургическая и учебная сферы жизни дополняются разнообразными формами общественной жизни: миссионерской работой, многими видами допрофессиональной подготовки (иконопись, церковно-прикладное искусство, православный театр и др.), культурными мероприятиями, а также социальным служением.

В рамках воскресной школы необходимо формирование детско-юношеской, а затем молодежной среды. Творческие мастерские и студии, военно-патриотические, спортивные и туристические клубы, паломнические поездки и лагеря, интересный и содержательный досуг, - все это должно быть построено на основании христианских ценностей и служить целям катехизации. Церковная школа оказывает содействие человеку в гармоничном и полноценном развитии всех его сил и способностей при главенстве духовных, она помогает юному христианину найти свое место в Церкви. Внеклассная деятельность способствует интенсивному личностному взаимодействию учащихся и их родителей, появлению устойчивых дружеских связей. Наполнить общение глубоким христианским содержанием, настроить детей на устроение своего внутреннего мира призвана церковная школа.

Ориентиром для программ внеучебной деятельности служат епархиальные мероприятия.

· Организация служения.

Свидетельство о Христе - необходимая составляющая нашей веры. Воспитывать готовность и умение к такому ответу о своем уповании - дело церковной школы. Деятельное свидетельство, проповедь делами милосердия, благотворительности особо свойственна подросткам и молодежи. Стремительное возрастание творческих возможностей способствует их собственной активной церковной жизни. Школа обязана организовать для них посильное служение. Чтобы подростки, еще не самостоятельные и не имеющие полноценной ответственности, могли принимать участие в богослужебной, миссионерской и социальной деятельности, они должны видеть перед глазами пример молодежи и взрослых, постепенно, по мере сил вливаться в организованную работу молодежного приходского объединения. Виды служения учащихся многообразны: помощь при богослужении и в воскресной школе, хозяйственные послушания, уборка и ремонт, восстановительные работы, работа в библиотеке, просветительская деятельность для прихожан, миссионерское, социальное служение. Таким образом дети приобщаются к участию в жизни прихода.

4. Организация воскресной школы. Сегодня необходимо системное рассмотрение церковно-приходской школы как организационной структуры. В ней заложен значительный потенциал развития. В соответствии с целью воцерковления детей и их родителей, школа должна быть иметь организационную структуру: настоятель – духовник – директор – педагоги - учащиеся. В школе устанавливается иерархическое подчинение младших старшим.

Настоятель контролирует деятельность школы и ответственен за нее перед священноначалием. Настоятель назначает директора и духовника школы, разграничивает полномочия между ними, контролирует их работу.

Директо р школы осуществляет общее руководство текущей деятельностью школы по согласованию с настоятелем прихода и отвечает за свою деятельность перед ним, и перед ОРОиК Епархии. В компетенции руководителя школы находятся все вопросы руководства текущей деятельностью школы, кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Архиерея, сектора церковно-приходских школ епархии, настоятелей приходов, священников, окормляющих школу, и в случае отсутствия настоятеля - председателя приходского совета.

Духовник. Духовное окормление школы – один из важнейших вопросов ее деятельности. Ведущая роль здесь принадлежит духовнику школы. Духовное окормление школы подразумевает руководство педагогическим коллективом и совершенствованием детей, преподавание вероучительных дисциплин, забота о постоянном совершенствовании организационного управления школы. Духовное окормление учащихся продолжается и после окончания учеником школы. Необходимым является присутствие в церковной школе священника в качестве преподавателя Закона Божия; опыт преподавания вероучительных дисциплин священниками признается особо плодотворным для воцерковления детей и молодежи.

Большая ответственность ложится на духовника школы, который выстраивает работу так, чтобы духовное воспитание служило духовному росту учащихся. Школа под его руководством должна готовить выпускника к деятельной и осознанной жизни в Церкви в соответствии с основной целью воскресной школы - воцерковлением учащихся. Окормление школы включает работу не только с детьми, но с педагогами и с родителями учащихся. Духовник должен помнить о том, что духовное состояние педагогов – активный воспитательный фактор по отношению к ученикам. Он духовно окормляет состоявшихся педагогов и воспитывает новых законоучителей. Духовник способствовует также активному воцерковлению родителей, чтобы воскресная школа и семья занимались воспитанием детей в сотрудничестве.

В обязанности духовника входит: регулярное поминовение на Литургии всех учителей и учеников, привлечение детей и родителей к активному участию в Богослужении и в мероприятиях духовного содержания, таких как паломнические поездки и крестные ходы, содействие духовному росту всех участников педагогического процесса через таинство исповеди, личные и духовные беседы.

Педагоги.

Законоучитель является не только учителем догматических истин (которые обязан знать каждый), но и облекает их в нравственность, делает руководством в жизни. Через изучение житий святых показывает связь с нашей жизнью, учит детей молитвенному общению со святыми, воспитывает любовь к Богу, без которой невозможно достичь спасения.

Преподаватели из мирян должны быть подготовлены и в вероучительном плане и профессионально, а также непременно окормляемы священниками. Для обучения педагог направляется в епархиальные центры подготовки церковных преподавателей. Педагог-мирянин ведет духовный образ жизни, чтобы быть детоводителем ко Христу. Все руководители церковно-приходских школ и законоучители призваны к серьезному научному подходу в области церковной педагогики. Педагог церковного учебного заведения призван повышать как свои вероучительные знания, так и мастерство в своей специальности. Педагог должен владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, находя оптимальный вариант использования новых технических средств.

Для оказания помощи в решении задач, поставленных перед руководителем школы, образуется коллегиальный административный орган школы - Педагогический совет. Педагогический совет школы состоит из руководителя школы, духовника, всех преподавателей и помощников преподавателей школы. К его компетенции школы относятся вопросы организации учебного процесса, перевод учащихся в следующий класс, допуск учащихся к выпускным экзаменам, поощрение за успешную учебу и подготовку, иные вопросы, которые руководитель школы либо преподаватель желает вынести на педагогический совет. Порядок проведения заседаний педагогического совета, их организацию определяет руководитель школы.

Церковно-приходская школа укрепляет приход. Родители являются активными участниками не только школьной, но и приходской жизни.

Чрезвычайно важной является работа с родителями учащихся. Они также должны быть включены в приходскую катехизацию и нести доступные послушания. Катехизация родителей необходима как для воцерковления отдельной семьи, так и для возрождения института семьи в целом. Для этого предусмотрено совместное участие в Богослужениях, участие во всех мероприятиях класса, школы и прихода – подготовка к праздникам, паломнические поездки, крестные ходы. Одной из форм работы с родителями является Родительский комитет. В зону его компетенции входят вопросы организации просветительской деятельности школы, паломничества, вопросы оказания помощи милосердия ученикам и учениками, некоторые вопросы обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Руководителю церковно-приходской школы необходимо знать каждого родителя и ребёнка, их духовный уровень и домашнюю обстановку. Проводить родительские собрания о православном воспитании детей, приглашать духовника для беседы с родителями, проводить совместные молитвы о детях. Нужно привлекать родителей к миссионерской и социальной деятельности прихода, готовить родителей к работе в качестве помощника преподавателя.

Учитывая проблему отсутствия мотивации у родителей к деятельному и активному участию в воцерковлении ребёнка, решая задачу воцерковления семьи, в работе с родителями необходимо: убеждение в необходимости спасения ребёнка и разъяснение сути воцерковления как пути ко спасению, направление усилий родителей в первую очередь на духовное воспитание ребёнка, разъяснение решающей роли родителей в религиозном воспитании детей, убеждение в важности их работы по воцерковлению ребёнка и всей семьи для своего собственного спасения. Родители должны понимать, что возможность нравственного воспитания, обретения благоприятного общения со сверстниками, приобщения к православной культуре присутствует в воскресной школе и оказывает благотворное воздействие на ребёнка, но главным направлением её работы является воцерковления ребёнка.

 

Пути развития школы.

При правильной организации воскресной школы достигается непрерывность учебно-воспитательного процесса. В его составе три ступени: подготовительная –первая – вторая. В перспективе – переход учащихся в приходскую молодежную группу. Необходимо также использовать возможность создания на базе школы приходского Духовно-просветительского центра, объединяющего в своей деятельности различные направления: сестричество, работа с молодежью, престарелыми, молодыми семьями, наркозависимыми, с учебными заведениями и пр. Поэтому строительство и реконструкцию помещений церковных школ нужно вести с учетом длительной перспективы их развития.

 

6. Миссия воскресной школы.

Миссия воскресной школы - привлекать учащихся и учащих к созданию церковных школ на других приходах, окормляемых священником данного прихода. Сотрудничая с государственными и общественными структурами, школа привлекает внимание к Церкви, к приходу. Силами учеников, педагогов и родителей проводятся просветительские мероприятия для населенного пункта, что способствует введению курса «ОПК» и других курсов духовно-нравственной направленности в общеобразовательных учебных заведениях, привлекает детей, прошедших курс ОПК, в воскресную школу. Школа готовит детей к тому, чтобы проявлять свою веру в жизни, чтобы каждый ученик стал свидетелем о Христе.

Насыщенная деятельность школы и прихода повышает уровень нравственности окружающего населения, привлекает новых прихожан, способствует воцерковлению целых семей и их укреплению на духовных началах. Активизация жизни на приходе приводит к сплочению прихожан, возникновению новых видов служения на приходе, а в дальнейшем - к пополнению кадров служителей прихода.

Каждая школа может внести вклад в православную педагогическую науку, в развитие духовного образования, хотя бы на практическом уровне. Это приводит к повышению качества работы воскресных школ и укреплению педагогической системы на уровне всей Русской Православной Церкви.

 

Взаимодействие школ.

Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии отвечает за работу церковно-приходских школ, определяя полномочия отцов – настоятелей и контролируя общие тенденции развития приходского образования. Школы нуждаются в попечении не только на начальном этапе, но и на всех этапах существования. Их надо совершенствовать и в плане организации, и в плане преподавания, не упуская ни то ни другое. Необходимо вести работу с ними более дифференцированно, учитывая различные степени развития школ, постепенно возводя их к освоению новых и более сложных видов деятельности.

Необходимо создание системы духовных, образовательных и культурных мероприятий на уровне благочиния, епархии, митрополии, патриархии как для детей, так и для педагогов. Налаживание связей между церковно-приходскими школами, проведение общеепархиальных мероприятий выстраивает общеепархиальный уровень, помогая отстающим школам подниматься на более высокую ступень развития. Для правильного устроения церковных школ рекомендуется более активно участвовать в общецерковных и епархиальных образовательных мероприятиях с целью изучения опыта, а также проводить межприходские, окружные и епархиальные образовательные мероприятия.

Епархиальный уровень учебно-методического обеспечения означает, что задается высокая планка, поддерживается достаточно высокий уровень качества пособий. Авторы программно-методических рекомендаций сотрудники епархиального сектора церковно-приходских школ ОРОиК, лучшие педагоги церковных школ, рецензенты - священники, преподаватели Духовной семинарии.

Наличие единого учебно-методического обеспечения помогает учителям в их служении, позволяет разрабатывать единые принципы, требования к уровню преподавания, готовить педагогов по единой системе. Введение единой системы учебно-методического обеспечения возможно только при тесной взаимосвязи отдела с приходами епархии, для чего также строится система работы. При этом не отменяется ответственность конкретного законоучителя, возможность его самостоятельного творчества.

Создание системы учебно-методического обеспечения невозможно без активного развития других видов деятельности: обучения педагогов, совершенствования приходского образования, информационно-аналитической работы отдела в области церковно-приходского образования и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: