Педагогический эксперимент как метод исследования




Методика как наука

План:

Понятие «Методика»

Методы исследования методики как науки

Основные методические категории

 

1. В педагогическом плане «методика» употребляется в трех значениях:

1. Методика как теоретический курс, учебная дисциплина в педагогическом вузе или колледже.

2. Методика как совокупность форм, методов, приемов работ учителя, т.к. как технология профессиональной деятельности.

3. Методика как педагогическая наука, имеющая с одной стороны характеристики присущие любой науки вообще (теоретический фундамент, экспериментальную базу), с другой стороны специфические объекты исследования, обусловленные сущностью самого предмета и путями овладения им.

Говоря о методике как о теории обучения, укажем на основные компоненты образовательного процесса, которые составляют совокупность объектов обучения.

Компоненты образовательного процесса

Образовательный процесс:

-Учебная деятельность учителя

-Организация обучения (объективные/субъективные факторы)

-Учебная деятельность учащихся

Организация обучения

Объективные факторы:

-Поставленная цель обучения

-Его содержание

-Методы, приемы и средства обучения

Субъективные факторы:

-Обучающая деятельность учителя
- Учебная деятельность учащихся.

Вывод: следовательно, высокое обучение ИЯ возможно при положительном взаимодействии всех компонентов.

Методика обучения ИЯ – наука, исследующая цели содержания методы и средства, а так же способов учения и воспитания на материале ИЯ.

Разделяют две функциональные методики:

v Общая методика – занимается изучением закономерностей и особенностями изучения ИЯ независимо от того о каком ИЯ идет речь.
Следующие концептуальные положения будут одинаковыми для преподавания любого ИЯ:

1. Принципы отбора учебного материала

2. Способы осуществления устного опережения при овладении различными видами речевой деятельности (РД) говорение, восприятие и понимание речи на слух, чтение, письмо

3. Соотношение устной и письменной речи на различных этапах урока

4. Пути интенсификации образовательного процесса

Отрасли общей методики

1. Историческая методика (история методов)

2. Экспериментальная методика ИЯ

3. Сравнительная методика (изучающая постановку обучения ИЯ в различных регионах страны и планеты)

4. ТСО и СО в обучении ИЯ

Но знание общих закономерностей ИЯ оказывается недостаточным, когда учитель сталкивается со специфическими особенностями конкретного ИЯ:

1. Способами глагольными формами (Continues)

2. Наличие дифтонгов/трифтонгов в фонетике

В подобных случаях необходимо использовать такие приемы обучения, которые вели бы к быстрому запоминанию и овладению знаний – это объекты частной методики

v Частная методика - исследует обучение тем языковым/речевым умениям, которыми являются специфичными для конкретного иностранного языка.

2. В методике используется эмпирический метод исследования. Основные (теоретические) методы исследования

1. Критический анализ литературных источников предполагает изучение отечественной и зарубежной научно-методической литературы. Требует от исполнителя высокой работоспособности и наличие умений критического отношения к читаемому.

2. Изучить положительный опыт преподавания передовых учителей. Важный метод исследования, так как мастера педагогического труда часто находят хорошие эффективные приемы.

3. Научно-фиксируемые наблюдения – сбор фактов их описание в виде классификаций, обобщение в форме выводов, которые позволяют обнаружить объективные закономерности образовательного процесса. Наблюдения должны быть целенаправленными.

4. Пробное обучение – это исследование, построенное на эрудиции и педагогической интуиции учителя, который осуществляет научный поиск.

5. Опытное обучение основано на проведении массового обучения по предложенной исследователем методике в течение длительного времени в результате, которого в его распоряжение попадают суммарные показатели, обладающие достаточной надежностью.

6. Эксперимент – научно поставленный опыт, основанный на тщательном изучении исследований явлений при возможном уравнивании других значимых факторов. Основной вид эксперимента – обучающие эксперименты.

Педагогический эксперимент как метод исследования

Структура эксперимента:

· Варьируемые переменные величины.

· Нивелируемые переменные величины.

· Финальные переменные величины.

Этапы проведения эксперимента:

I. Организация эксперимента – разработка гипотезы.

II. Реализация эксперимента – проведение запланированного эксперимента.

III. Коннотация - выявление количественных и качественных результатов.

IV. Интерпретация – объяснение причин полученных результатов

Виды экспериментов:

1. По цели: разведывательный.

2. По условиям проведения: естественный, лабораторно-групповой, индивидуальный

3. По методике проведения: традиционный, перекрестный

4. По срокам проведения: длительный (систематический), кратковременный

Эмпирические методы проведения:

1. Анкетирование используются в дополнении к основному методу исследования, осуществляется в массовом порядке, вносит определенный отпечаток субъективного подхода.

2. Тестирование позволяет с помощью тестов разных видов, в краткие сроки проконтролировать знания, навыки и речевые умения большого количества учащихся.

3. Беседа экспериментатора с испытуемыми и учителями, проводящими практическое занятие в рамках исследования, может существенно дополнить представление о процессе исследования в сильных и слабых звеньях.

4. Хронометрирование используется, когда необходимо документально зарегистрировать в течение всего учебного процесса и или его части. В методическом исследование под хронометрированием понимают фиксацию на магнитную ленту кода образовательного процесса, что позволяет осуществить любые измерения речевой деятельности учителя и учащихся

5. Осциллографический анализ – используется для изучения иноязычному произношению, мелодии, ритмике (позволяет проследить за правильностью подъёма и падения основного тона) и осуществляется с помощью осциллографа.

6. Метод статической обработки данных

 

3. В методике изучения ИЯ в качестве главных рассматривают:

1. Прием

2. Метод

3. Подход

4. Система обучения

Прием – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретного метода преподавания на определённом этапе практического занятия.

Метод – более высокая ступень в иерархии в базисной методических категорий. В методике изучения ИЯ метод - это обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ.

Метод – это система функционально взаимосвязанных общих и частных методических принципов обусловливающих условие использованием определенных приемов, способов и средств обучения ИЯ.

Подход – общая лингводидактическая основа обучения, дающая представление о стратегии обучения ИЯ, что служит основанием для выбора методов и приемов преподавания ИЯ.

Общие подходы к обучению:

§ Бихевиористический подход. В его основе лежат отношения стимула и реакции, главная задача которых заключается в формировании навыков посредствам механического повторения. При этом сознательно обучение и элементы объяснения отходят на второй план.

§ Индуктивно-сознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями.

§ Познавательный подход реализуется в усвоении учащимся теории ИЯ в виде правил фонетики, грамматики, словоупотребления.

Сближение признаков характеризующих разных подходов привело к основанию концепции коммуникативно-деятельных подходов (личностно-ориентировано). Для него характерны:

1. Деятельность информации видов РД

2. Оптимальный учет индивидуальных способностей учащихся выступающих в качестве субъекта.

Современные варианты этого подхода реализуются в виде – центрированного на учащегося обучении, суть которого в передаче максимального передачи инициативы ученику. В концепции иноязычного оснований (Пассов) и соединении в процессе обучения фактов языка и культуры страны изучаемого языка.

Обучение в сотрудничестве – создание условий для активной деятельности уч-ся в разных учебных ситуациях

В РБ обучение ИЯ осуществляется на основе личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного подхода.
Система обучения рассматривается как информационная система в основе, которой лежат процессы приема, переработки, хранения, передачи информации для обеспечения общеобразовательного воспитательного уровня учащихся приобщении их к иноязычному речевому поведению и общественному опыту.

Система обучения - всеобщая модель образовательного процесса соответствующая в определении методической концепции, который обуславливается:

-отбор материала;

-цель, формы, содержания;

-средства обучения.

Понятия, обладающие качествами базисных категорий:

Принципы обучения - исходное положение, которое реализуется содержанием, организацией методов и приемов обучения определяет стратегию и тактику обучения.
Средства обучения делятся на основные и дополнительные.

Основные средства обучения – это естественная языковая среда.

Вспомогательные средства – различные орудия учебного процесса, с помощью которых более успешно и за рациональное время достигаются поставленные цели (учебник, учебные пособия, наглядности и ТСО).

Система упражнений – это совокупность типов и видов упражнений учитывающих закономерностей формирования навыков, и развитие умений в различных видах речевой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: