Упражнение 1. Прочитайте фразеологизмы и их значения. Составьте предложения сданными фразеологизмами, учитывая их значения.




Культура речи

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию культура речи.

2. Перечислите основные качества культуры речи.

3. Дайте характеристику таким качествам культуры речи как нормативность, точность, ясность (понятность), уместность и богатство речи.

Упражнение 1. Найдите и исправьте лексические недочеты.

1. На конференции был дан четкий и ясный ответ на эти вопросы. 2. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэли. 3. На воре и шапка глаза колет. 4. В сказке «Волшебный котелок» девочка не могла вспомнить заклинание, и котелок у нее не варил. 5. Для этой балерины спектакль стал первой премьерой. 6. Живописца поразила поза ее лица. 7. Местные аборигены совсем не говорили по-английски. 8. Папа Карло вырубил Буратино.

Упражнение 2. Найдите и исправьте речевые недочеты.

1. Ветеран рассказал собственную автобиографию и посоветовал не бояться из-за трудностей на службе. 2. Речь героев Зощенко не похожа на других писателей. 3. Богдан Хмельницкий послал русскому царю телеграмму. 4. Отелло рассвирепело и задушило Дездемону. 5. По площади, чеканя шаг, прошли танки. 6. Кактус упал на кота и взвыл от боли. 7. Траектория представляет из себя изогнутую кривую линию. 8. Собакам одевают намордники, чтобы не жаловались. 9. Я не успел оплатить за проезд.

 

Упражнение 3. Определите, каким требованиям к качествам образцовой речи (правильность, точность, уместность, ясность, богатство и др.) не соответствуют следующие высказывания. Исправьте недочеты.

1. Раскрутка реформ за последние три месяца затронула жизненно важные интересы всех россиян. 2. В нашей стране резко снизилось душевное потребление мяса. 3. Некоторые депутаты, позабыв про регламент, демонстрационно покинули зал. 4. Мы должны использовать всевозможные возможности для улучшения благосостояния и зажиточности людей. 5. Мы сегодня женщину рассмотриваем только как рабочую силу, забли, что она предназначена для воспроизводства нового поколения. 6. Микрофоны надо перенести взад. 7. Я не могу не сказать своего голоса. 8. Оккупационное правительство проводит политику геноцида против собственного народа, обракло его на вымирание без зарплаты с высокими ценами.

 

Упражнение 4. Попробуйте перевести на литературный язык фрагмент рассказа А. Колесовой, написанного на жаргоне. Определите, какой жаргон использован в тексте. Чем мотивировано широкое использование ненормативной лексики?

Иду я вчера по Невскому, с прайсом глухо, не на что и чаю попить. Аскать стремно, кругом менты. Со впиской вообще полный облом, весь пипл бесфлэтовый, придется до утра в парадняках тусоваться. В прошлый винт сорвали у меня с руки любимую фенечку, подарок одной герлы, к которой я на трассе прикололся. Ее фенечка в любой мороз руку грела. Ну, мент, как всегда, сорвал и в помойку…

Вдруг вижу, народ всей тусовкой куда-то валит. А Мася мне говорит: «Идешь?». Оказывается, они все идут найтать в кино «Аврора». Что за сэйшн никто не врублен, но знают, что будет по кайфу.

Ну, приходим. Пока внутрь затусовались – на тебе, полный облом: билеты по два юкса. Я уж хотел скипнуть, но внутри оказалась куча своего пипла, и нас быстро препроводили по назначению. В общем, все было по кайфу…

 

Упражнение 6. Проанализируйте следующие фразы и подумайте, почему немецкий специалист К. Тухольский приводит их как примеры крайне неудачные.

Я хотел бы к тому, что я уже сказал, еще заметить, что, как мне кажется, наши налоги далеко не вполне оптимальны.

Приветствуя организаторов фестиваля от имени его гостей, позвольте мне коротко остановиться на истории моей родины в последние столетия…

Упражнение 7. Выделите в предложениях случаи нарушения требований правильности речи (нормативности, точности, чистоты), ясности речи (понятности, доступности, недвусмысленности); выразительности (уместности, богатства, краткости, логичности…)

1. Половина населения России ходит в очках, следовательно в России невозможно прожить без ушей. 2. У Саши заметна немотивированная перманентная рефлексия на мелочи и индеферентность к серьезным проблемам. 3. Эти вещи для меня очень дороги. 4. Истец доказывает сове требование бездоказательными доказательствами. 5. Не знаю я, где твоя тарелка: во-первых, я ее не брала, во-вторых, давно тебе вернула, в-третьих, она была уже треснутая. 6. И вот 15 квадратных метров хирурга превращаются в замкнутый круг. 7. Скоро центр города загорится ярким пламенем. На улице Ленина установят фонари. 8. Я уже 30 лет в армии отбухал, и вы там будете. 9. В каб. 212 будут проводиться прививки против гриппа инвалидов и пенсионеров. 10. Чтение Маяковского произвело сильное впечатление.

 

Упражнение 7. Определите, на нарушении каких законов логики построены следующие шутливые фразы.

1. Вылезла из кожи, зато купила дубленку. 2. И цветы вянут, если их ни во что не ставить. 3. Половина наших сотрудников ни на что не способна, зато друга способна на все. 4. Чем чаще люди идут навстречу друг другу, тем меньше столкновений. 5. Берись за ум, чтобы не хвататься за голову. 6. Философы говорят, что материя бесконечна, но моей жене ее не хватило на пальто. 7. Копать отсюда и до обеда. 8. Я не могу не сказать своего голоса. 9. Оккупационное правительство проводит политику геноцида против собственного народа, обрекло его на вымирание без зарплаты с высокими ценами.

Фразеология.

1. Дайте определение понятию фразеологизм. С какой целью используются фразеологизмы в речи?

2. Дайте определение понятиям пословица, поговорка, крылатое выражение. Что у них общего и в чем отличие?

3. Лексические ошибки.

Упражнение 1. Прочитайте фразеологизмы и их значения. Составьте предложения сданными фразеологизмами, учитывая их значения.

Баклуши бить - бездельничать

Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости)

После дождичка в четверг - никогда

Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности

Задать головомойку (баню) - намылить шею, голову - сильно отругать

Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами

Бирюком жить - быть угрюмым, ни с кем не общаться

Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование (хотя никто перчаток не кидает)

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости

Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем

Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся

Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко

Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

На блюдечке с золотой каемочкой - получить желаемое с почетом, без особых усилий

На краю земли - где-то очень далеко

На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства

Ни зги не видно - так темно, что не видно тропинки, дорожки

Кинуться очертя голову - действовать безрассудно, с отчаянной решимостью

Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга

Скатертью дорога - уходи, без тебя обойдемся

Работать засучив рукава - работать горячо, со старанием

Упражнение 2. Укажите литературный источник (произведение и его автора) данных фразеологизмов. Объясните смысл данных фразеологизмов, исходя из контекста, в котором они упомянуты авторами.

1. Мы в ответе за тех, кого приручили.

2. Легкость в мыслях необыкновенная.

3. Сейте разумное, доброе, вечное.

4. А ларчик просто открывался.

5. Герой не моего романа.

6. Умом Россию не понять.

7. Вот приедет барин — барин нас рассудит.

8. Есть еще порох в пороховницах.

9. С чувством, с толком, с расстановкой.

10. Живой труп.

11. Дела давно минувших дней.

12. Двадцать два несчастья.

13. Демьянова уха.

14. Хорошо там, где нас нет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: