Самостоятельная работа на аудиторных занятиях




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫОБСТОЯТЕЛЬСТВ,

ИСКЛЮЧАЮЩИХ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, И

ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Направление подготовки (специальности): 40.04.01 Юриспруденция

Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

Профиль (специализация) юриспруденция

Курс: 1

Семестр: 1

Форма обучения: очная, заочная

Нормативный срок освоения ООП: 2 года

Квалификация выпускника: магистр

Москва 2016

Составитель: Дорогин Дмитрий Александрович, кандидат юридических наук

_______________ «__» ________ 2016 г.

 

Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 400401 Юриспруденция

 

 

Обсуждены на заседании кафедры уголовного права; протокол № ___ «__» ______ 2016 г.

 

 

Зав. кафедрой Бриллиантов Александр Владимирович,

Доктор юридических наук, профессор

_______________ «__» ________ 2016 г.

подпись

 

© Российский государственный

университет правосудия

© Дорогин Д.А., 2016.

 

 

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента за весь период обучения. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу студентов. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса в магистратуре[1]. В соответствии с нормативными документами об образовании, специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы магистрантов.

Поэтому для студента крайне важно овладеть методикой самостоятельной работы. Большую помощь в этом вопросе может оказать книга Н.Е. Ерастова «Методика самостоятельной работы» (М.: Мысль, 1985.). В ней подробно изложены вопросы организации самостоятельной работы, методы обработки информации и использования полученных знаний в процессе учебы. Ценность этой книги заключается еще и в том, что рассмотренные в ней методы самостоятельной работы могут быть использованы при самостоятельной работе практически по всем дисциплинам программы.

Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

• аудиторная – самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;

• внеаудиторная – самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Изучение вузовских курсов непосредственно в аудиториях обусловливает такие содержательные элементы самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лекции, выступления товарищей на практическом занятии, групповых занятиях, конференциях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию; продуктивно готовиться к зачетам и экзаменам. К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям, конференциям, «круглым столам»; работа в научных кружках и обществах.

Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: подготовку к лекциям, семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, выполнение лабораторных и контрольных работ, написание эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе.

Главное в самостоятельной работе – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9–10 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3–4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

 

Самостоятельная работа на аудиторных занятиях

Программой курса «Теоретические проблемы обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, и практика их реализации» предусмотрено проведение аудиторных занятий в форме лекций и семинаров.

Работа на лекционных занятиях включает в себя несколько компонентов: предварительную подготовку к лекции в соответствии с рекомендациями преподавателя, работу непосредственно на лекции в виде конспектирования учебного материала, интерактивную работу с преподавателем в форме дискуссии, вопросов, обсуждения и т.п.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогают усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Подготовку к семинарскому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке материала лекции, а также изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. Литературные источники по теме необходимо реферировать или конспектировать, нормативные источники тщательно изучать и по необходимости конспектировать или представлять в форме схем и алгоритмов. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно или по согласованию с преподавателем выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию.

Подготовка к семинару (в зависимости от методики его организации) может включать в себя также решение задач, изучение материалов судебной практики, постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: