Вопрос 36. Основные требования при работе с научно-методической литературы процессе исследовательской работы (опк 11,опк 13, пк 28)




Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы.

Выделим несколько методов работы с литературой.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании работы.

Реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование - детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

Аннотирование - краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование - дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках..

Еще одно правило работы с литературой - использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте дипломной работы, должен быть вынесен в библиографический список.

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

На данном этапе научного творчества необходимо узнать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии, учебные и методические пособия, а также диссертации, авторефераты диссертаций. Работа с опубликованной по теме работы литерату­рой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого

Монография - это научный труд одного или нескольких придержи­вающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всесто­роннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных статей - издание произведений одного или не­скольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и резуль­татов проведенного исследования.

Диссертация - научное произведение, выполненное в форме руко­писи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой сте­пени.

Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюра, со­держащее составленный автором реферат проведенного им исследова­ния, представляемого на соискание ученой степени.

Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы спе­циалистов.

Аннотации - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания предстоящего на­учного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия - издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекоменда­ции по выполнению практических заданий.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

· общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· чтение в порядке последовательности расположения материала;

· выборочное чтение какой-либо части произведения;

· выписка представляющих интерес материалов;

· критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредст­венное отношение к теме работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного яв­ляется возможность его практического использования в рабо­те.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: