Происхождение этнических предубеждений 16 глава




отношений. // Учебное пособие — М.: Академия МВД России, 1995. — С. 55—56.

5 См. Demause L. The universality of incest. // The Journal of Psychohistory,

1991, vol.19, №2, pp. 123—164.

6 Beitchtnan J.II., Zuckcr K.J. et al. A review of the long term effects of child

sexual abuse. // Child Abuse and Neglect, 1992, 16, 101—118; Kilkpatrick A.C. Long-range effects of childhood and adolescent sexual experiences: Myths, mores and menaces. Hillsdale, N. Y.: Erlbaum, 1992.

7 Лунин И.И. Сексуальное просвещение как фактор профилактики сексу-

альных посягательств. // Российская ассоциация «Планирование семьи». Первая Национальная конференция «Проблемы планирования семьи в России», 7—9 декабря 1993 г., Москва. — Москва: НИО «Квартет». — 1994. — С. 98.

8 Finkelhor D. et al. Sexual abuse in a national survey of adult men and women.

Prevalence, characteristics, and risk factors. // Child Abuse and Neglect, 1990,14,19—28.

9 Finkelhor D. Child Sexual Abuse: New Theory and Research. N.Y.: Free

Press, 1984.

Ю Сексопатология. Справочник. / Под редакцией профессора Г.С. Ва-сильчепко. — М.: Медицина, 1990. — С. 427.

11 Подробнее см.: FeiermanJ.R., cd. Pedophilia. Biosocial Dimensions. NY: Springcr-Verlag, 1990; Li C.K., West D.J., Woodhousc T.P. Children's sexual encounters with adults. L. Duckworth 1990; Howitt D. Paedophiles

and sexual offences against children. NY: Wiley 1995; Schctsche, M. Das." «scxuell gefahrdete Kind». Kcntinuitat und Wandcl cincs soziaTcrl Problems. Pfaffenweiler: Centaurus, 1993. ■

12 Horiey /., Quinsey V.L. Assessing the cognitions of child molesters: Use of

the semantic differential with incarcerated offenders. // Journal of Sex Research, vol. 31, №3, 1994, pp. 171 — 178.

13 Ward Т., Hudson S.M., Marshall W.L. Attachment style in sex offenders: a

preliminary study. // Journal of Sex Research, vol. 33 №1, 1996, pp. 17—26. Ср. Антонян 10.M., Позднякова СП. Сексуальные преступления лиц с психическими аномалиями и их предупреждение. // Учебное пособие. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.

HFinkeihor, 1984, р. 27.

15 O'Brien M.J. Taking sibling abuse seriously. // Family sexual abuse.

Frontline research and evaluation. Ed. by M. Q. Patton. Sage 1991, pp. 75—82.

16 Анонимный социологический опрос 1615 учащихся 7—11 классов, п

возрасте от 12 до 17 лет, в 16 средних школах и 8 профессионально-технических училищах Москвы и Санкт-Петербурга. Руководители исследования — В.Д. Шапиро и В.В. Червяков, научный консультант — И.С. Кои, полевой организатор — М.Г. Герасимова. См. И.С. Коп. Сексуальная культура в России. — М.: О.Г.И., 1997. — С. 13—32.

17 Лунин. С. 99.

18 Анонимный социологический опрос 16—19— летних не состоящих в

браке юношей и девушек (всего 2871 человек) в Москве, Новгороде, Борисоглебске и Ельце. Руководитель проекта — В.В. Червяков, участник проекта — В.В. Шапиро, научный консультант — И.С. Кон.

^Sprecher S., Hatfield E., CorteseA., PotapovaE., and Leviiskaya A. Token resistance to sexual intercourse and consent (o unwanted sexual intercourse: college students' experiences in three countries. // The Journal of Sex Research, Vol. 31, N2, 1994, pp. 125—132.

20 Spira A., Bajos N. Les comportements sexuels en France. Paris, La documentation Francaise, 1993, p. 216—217.

21 L'entree dans la scxualite. Les comportements des jeunes dans le contextc

du sida. Sous la direction de H. Lagrange ct B. Lhomond. P.: La Decouverte, 1997, pp. 145—152.

22 Traeen B.t Kvalem I.L. Sexual socialization and motives for intercourse

among Norvegian adolescents. //Archives of Sexual Behavior, 1996, vol. 25. №3, p. 289.

23 Сообщение агентства Рейтер от 17 июня 1997.

24 Coleman D. Studies reveal suggestibility of very young as witnesses. // The

New York Times, June 11, 1993, p. A23

25 Green R. Recovered memories of childhood sexual abuse: The unconscious

strike back or therapist-induced madness. // Annual Review of Sex Research, vol. V (1994), pp. 104—121; Goldstein E. and Farmer K. True stories.of false memories. Boca.raton, Fl: SIRS, 1993; Okami P. «Child perpetrators of sexual abuse»: The emergence of a problematic deviant category. // Journal of Sex Research, 1992, vol. 29, №1, 109—130. Против подобной практики и недобросовестной «экспертизы» с 1985 года решительно выступают Американская медицинская ассоциация и профессиональные организации психологов. В апреле 1998 г. группа ведущих американских психологов, психиатров и сексологов офи-

циально потребовала, чтобы Конгресс США формально осудил подобную практику. 26 RovemN. Knowing to stop. A memoir. N. Y.: Simon and Schuster, 1994, p. 94.

27Finkelhor, 1984.

28 Finkelhor D. et ah; Okami P. and Goldberg Л. Personality correlates of

pedophilia: Are they reliable indicators? II Journal of Sex Research, 1992, vol. 29, pp. 297—328

29 liauserman R. and Rind D. Psychological correlates of male child and

adolescent sexual experiences with adults: a review of the nonclinical literature. // Archives of Sexual Behavior, 1997, vol. 26, №2, pp. 105— 141; cp. King M. and Woolen E. Sexually assaulted males: 115 men consulting a counselling service. // Archives of Sexual Behavior, 1997, vol.26, №6, pp. 579—588.

30 Новейшие отечественные данные об этом см.: Дети России: насилие и

защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1—3 октября 1997 г. — М., РИПЕРО, 1997. — С. 74—92.

31 См.: Beitchman, ZuckeretaL; Kilkpatrick; AllgeierA.R. and AltgeierE.R.

Sexual Interactions. 4 th edition. Lexington, Mass.: Heath, 1995, pp. 626—628.

32 Rind в. and Trotnovitch P. A meta-analytic review of findings from national

samples on psychological correlates of child sexual abuse. // The Journal of Sex Research, 1997, vol. 34, №3, pp. 237—255. •

33 O'Brien.

34 Garland RJ.t Dougher MJ. The abused/abuser hypothesis of child sexual

abuse: A critical review of theory and research. Feierman, pp. 488—509; Haapasalo J. and M. Kkankkonen. Self-reported childhood abuse among sex and violent offenders. // Archives of Sexual Behavior, 1997, vol. 26, №4, pp. 421—431.

35 ixi Fontaine, J. The Extent and Nature of Organized and Ritual Abuse.

London: Her Majesty's Statonary Office, Dept. of Health, 1994.

36 См.: Кон И.С. Сексуальная культура в России. — М.: О.Г.И., 1997. —

С. 396—405.

НАДО ЛИ БОЯТЬСЯ ПОРНОГРАФИИ?

-

В настоящее время в России идут яростные споры об эротике и порнографии: приносят ли они вред, надо ли их запрещать и как с ними бороться? Но о чем конкретно идет

речь?

1. Эротика и порнография

Начнем с определения понятий. Эротикой, без которой не может существовать ни человеческая сексуальность, ни культура, называются сексуальные чувства, фантазии и переживания, а также стимулирующие их литературные, видео-, аудио- и прочие материалы.

Люди, воспитанные в пуританском духе, воспринимают слова «эротика» и «эротизм» как бранные выражения, обозначающие нечто «животное», низменное. На самом деле животные как раз не знают эротики и не умеют разнообразить свой сексуальный репертуар. Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию, — исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.

Эротические образы, как показал американский психолог Донн Бирн1, выполняют четыре главные функции.

Во-первых, отражая и фиксируя сексуально-значимые свойства и переживания, эти образы являются средством познания.

Во-вторых, они служат своего рода афродизиаками, стимуляторами сексуального возбуждения.

В-третьих, они расширяют рамки и возможности сексуального удовлетворения, обогащая репертуар нашего сексуального поведения и дополняя его новыми нюансами.

В-четвертых, эротическое воображение позволяет людям преодолевать жесткие границы реальности и испытывать переживания, которые им физически недоступны.

Эротические материалы чрезвычайно разнообразны. Они различаются:

а) по своему содержанию, какие именно сексуальные потребности или действия они удовлетворяют, стимулируют или изображают (эротика может быть гетеро— или гомосексуальной, садомазохистской и т.п.);

б) по степени своей откровенности и детализации; так называемая жесткая эротика (или жесткое порно) включает подробное изображение гениталий или полового акта, тогда как мягкая эротика (или мягкое порно) скорее соблазняет и намекает на сексуальные действия, нежели показывает их;

в) по своему этическому и эстетическому уровню. Одни сексуально-эротические описания и образы представляются обществу и отдельным индивидам социально приемлемыми, отвечающими их нравственно-эстетическим критериям, их чаще всего называют «эротическим искусством», тогда как другие кажутся вульгарными, низменными, оскорбляющими человеческое достоинство, их называют порнографическими, «непристойными».

В современной эстетике есть несколько нормативных критериев, отличающих эротическое искусство от порног-рафии^.

1) Эротическое, как и всякое другое искусство, синкретично, целостно, оно изображает человека во всем богатстве его переживаний. Порнография аналитична, она фиксирует внимание на отдельных моментах сексуальности, вырывая их из жизненного контекста и сводя сексуальность к половому акту и его технике.,

2) Эротическое искусство неутилитарно, самоценно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани. Порнография жестко функциональна, она вызывает сексуальное возбуждение, и только.

3) Эротическое искусство индивидуально: как в исполнении, так и в предмете его интересует неповторимое, своеобразное. Порнография имеет дело со стандартным, деин-дивидуализированным сексом, лишенным личностного смысла. Ее главный предмет — не личность и даже не индивидуальное тело, а гениталии.

4) Эротическое искусство строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексуальность. Порнография, напротив, сводит все дело к физиологии, дегуманизирует человека и эротику.

5) Эротическое искусство часто нарушает обыденные нормы благопристойности, потому что оно открывает новые глубины человеческого бытия, еше не понятые и не принятые массовым сознанием. Оно, как и поэзия, езда в незнаемое. Порнография оперирует стандартными клише, нарушение общественных условностей для нее — самоцель, так как необычные формы половой жизни сильнее возбуждают людей, а общественный скандал гарантирует прибыль. Она не столько разрушает запреты, сколько спекулирует на дефиците новизны.

6) Эротическое искусство, расширяющее границы человеческой свободы, гуманистично и нравственно. Порнография отрицает нравственность, унижает человека, делает его объектом манипуляций. Она закрепляет традиционную идеологию мужского господства (сексизм) и является одним из способов сексуальной эксплуатации женщин и детей.

7) Эротическое искусство — прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография — это коммерция, производство, нацеленное на получение прибыли. С этим связаны ее массовость, стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений.

Но как ни важны эти различия, они существуют только в рамках определенной культуры и только для человека, стоящего на определенной стадии развития. Римский император Август в свое время отправил в ссылку Овидия за «Искусство любви», а «Завтрак на траве» Эдуарда Мане казался многим его современникам абсолютно непристойным и безнравственным (обнаженная женщина среди одетых мужчин). Дело не только в форме и степени откровенности изображения, но и в содержании эротических образов. Разные культуры и разные индивиды неодинаково воспринимают и оценивают одни и те же образы. Проблема здесь не столько в эстетике, сколько в сексуальных пристрастиях. Одного человека не смущают ни обнаженное тело, ни натуралистическое изображение полового акта, а другой краснеет даже от вида обтягивающего трико артиста балета (именно потому, что эта натяжка его волнует). Гетеросексуальных мужчин возбуждают лесбийские сцены и шокируют изображения мужских гомосексуальных отношений, лесбиянки находят отвратительными и оскорбительными изображения полового акта и т.д.

В массовой культуре и коммерческой эротике границы приемлемости еще более размыты. Популярный американский учебник сексологии определяет эротику как «сексуально-ориентированный материал, приемлемый для зрителя», а порнографию — как «сексуально-ориентированный материал, неприемлемый для зрителя»3.

В любом современном обществе существует более или менее развитая сексиндустрия. Например, американцы ежегодно расходуют на эротику (видео- и кинофильмы, телевизионные программы, книги, журналы, технику) от 4 до 6 миллиардов долларов. От массовой продукции нельзя ждать высоких эстетических качеств. Коммерческая эротика не претендует быть ни учебником жизни, ни школой любви, она, как правило, примитивна, вульгарна и физиологична. Однако ее потребление является массовым, в сек-сшопы (у нас их стыдливо называют «интим») и порнотеатры ходят вовсе не потенциальные преступники и сексуальные маньяки, а нормальные образованные люди, причем мужчины делают это в 2,5—3 раза чаще женщин. Напротив, среди яростных борцов с порнографией имеется непропорционально много людей с неблагополучной или заторможенной сексуальной жизнью, которые не получают сексуального удовлетворения или не могут принять собственных эротических желаний. «Защита нравственности» позволяет им обсуждать и «проветривать» собственные психосексуальные комплексы и одновременно — чувствовать себя выше других....

2. Влияние сексуально-эротических материалов на сексуальное поведение

Однозначного ответа на вопрос, как влияют эротические материалы йа сексуальное поведение и установки людей, нет и быть не может, необходимо уточнить, о каких именно материалах и о каких людях.идет речь. Тем не менее в психологии есть три теоретические установки по

этому вопросу.

Теория подражания утверждает, что демонстрация эмоционально притягательных и возбуждающих сексуальных образцов вызывает подражание, увеличивая тем самым вероятность распространения такого поведения. Сле-

довательно, если какое-то поведение нам не нравится, его не следует показывать.

Теория катарсиса (греческое слово, обозначавшее первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, которое возникало у зрителей античной трагедии), наоборот, полагает, что эротические материалы и зрелища действуют как предохранительный клапан, позволяя человеку разрядить свои подавленные сексуальные влечения и тем самым уменьшая вероятность реализации социально неприемлемых желаний.

Нулевая теория полагает, что сексуальное поведение индивида развивается по своему собственному сценарию и мало зависит от внешних влияний, так что эротические материалы играют второстепенную роль.

Хотя каждая из этих теорий имеет под собой некоторые основания, реальная жизнь гораздо сложнее. Чтобы оценить характер и силу воздействия сексуально-эротических материалов, наука имеет несколько типов источников. Во-первых, это данные социальной статистики о том, как изменилось сексуальное поведение людей и особенно динамика половых преступлений в тех странах, где запреты на ч порнографию были отменены. Во-вторых, это криминологические данные о людях, совершивших те или иные сексуальные преступления: потребляют ли насильники, педофилы и другие социально опасные люди больше сексуально-эротических материалов, чем нормальные законопослушные граждане, и можно ли считать эти материалы причиной их криминального поведения? В-третьих, это статистические данные о том, чем любители и интенсивные потребители коммерческой эротики отличаются от тех, кто делает это редко или не делает вообще. В-четвертых, это экспериментальные психологические исследования, проверяющие непосредственное воздействие тех или иных сексуально-эротических материалов на установки и поведение испытуемых. Само собой понятно, что ни один из этих источников сам по себе не является достаточным.

Данные социальной статистики подтверждают скорее теорию катарсиса. Во всех странах, где антипорнографические законы были отменены, сексуальных преступлений (изнасилований, покушений на детей и т.д.) стало меньшее Например, в Дании после легализации порнографии в 1967—1969 годах количество изнасилований уменьшилось, а число преступлений против маленьких детей сни-

зилось на 85%, остальные виды половых преступлений не изменились. Зато спрос на порнографию вскоре упал на две трети, так что теперь датчане производят ее главным образом на экспорт. То же самое произошло в Швеции и Западной Германии. В Западной Германии после легализации порнографии (в 1970 г.), между 1972 и 1980 гг. общее число зарегистрированных сексуальных преступлений снизилось на 11% (в то время как общее число преступлений выросло на 50%), число преступлений против несовершеннолетних (моложе 14 лет) уменьшилось на 10%, а против детей до 6 лет — на 59%. Число групповых изнасилований в этой стране с 1971 по 1987 гг. снизилось на 59%, а общее число изнасилований незнакомыми людьми — на 33 %.

Еще более впечатляющий пример — Япония. В японской эротике традиционно значительно сильнее, чем на Западе, представлены садомазохистские мотивы связывания, изнасилования и членовредительства (вспомните знаменитый фильм «Империя чувств»). Казалось бы, такие фантазии должны повышать количество реальных изнасилований. До 1972 года всякая порнография в Японии была строго запрещена. Но когда эти запреты разом отменили, количество сексуальных преступлений в стране резко снизилось. Видимо, излюбленные эротические материалы позволяют японцам разряжать социально неприемлемые сексуальные импульсы путем мастурбации или в игровых формах, не претворяя их в действительность. Что и предполагает теория катарсиса.

Однако данными криминальной статистики нужно пользоваться осторожно, за средними цифрами могут скрываться серьезные вариации, а статистические тенденции имеют смысл только в условиях относительно стабильного правопорядка. Хотя в России количество изнасилований в последние годы тоже снизилось, особенно на фоне общего роста преступности, приписывать это достижение «благодетельному» влиянию коммерческой эротики нет никаких оснований. Гораздо правдоподобнее предположить, что милиция просто уклоняется от открытия подобных уголовных дел, а изнасилованные женщины, убедившись в неэффективности правоохранительных органов, предпочитают с ними не связываться.

Другой автономный источник объективных данных о влиянии эротики на поведение — сравнение потребления эротики мужчинами, осужденными за половые преступле-

ния, включая изнасилование, с эротическим потреблением обычных, нормальных мужчин. Обыденное сознание убеждено, что такая связь существует, и сами преступники, в поисках самооправдания, часто ссылаются на дурные примеры, уверяя, что они просто подражали тому, что видели на экране или в порножурнале.

На самом деле люди просто повторяют расхожие клише, не задумываясь о степени их обоснованности. Члены Президентской комиссии по непристойности и порнографии (1970) опросили большую группу американцев, что они думают о влиянии порнографии на поведение и' психику людей, а затем спрашивали, встречались ли сами эти люди с подобными случаями. Разрыв между предвзятой установкой и личным опытом оказался громадным5. 47% опрошенных мужчин и 51% женщин считают, что порнография побуждает людей совершать акты насилия; на собственном опыте или опыте своих знакомых это могли подтвердить лишь 10% мужчин и 8% женщин. В том, что порнография подрывает моральные устои, уверены 55% мужчин и 57% женщин, конкретными же фактами такого рода располагают лишь 15 и 12%. Мнение специалистов (социологов, психологов и людей, работающих с молодежью) оказалось гораздо более сдержанным. Из 799 специалистов по проблемам молодежи три четверти не считают «грязные книги» существенным фактором юношеской преступности. Из 3423 психиатров и медицинских психологов на вопрос: «Встречались ли в вашей профессиональной практике случаи, когда бы порнография была причиной антисоциального поведения?» — отрицательно ответили 80% и предполагают такую связь — 9%. С мнением, что «лица, употребляющие порнографию, больше других склонны участвовать в девиантном сексуальном поведении», не согласились 84% опрошенных. Подавляющее большинство специалистов по половому воспитанию сочли влияние эротических материалов на подростков безобидным, полагая, что они главным образом удовлетворяют «естественное любопытство».

Систематическое сравнение сексуально-эротического потребления преступников и обычных мужчин существенной разницы между ними не обнаружило. Хотя насильники и педофилы, как и большинство мужчин, употребляют порнографию, они делают это не чаще остальных людей. Многие насильники даже получили пуританское воспита-

-

ние и страдают от сексуальной закомплексованности. Выбор предпочитаемых сексуальных материалов также гораздо сильнее зависит от ранее сложившегося сексуального сценария личности, чем наоборот. Многие насильники отличаются бедностью эротического воображения, их больше вдохновляет реальная, чем воображаемая, жизнь. ■ Очень интересные данные о потребителях порнографии на основе статистического анализа общенационального опроса, охватившего свыше 20 тысяч французов, от 18 до 69 лет, получил французский социолог Ален Джамиб. Потребление порнопродукции во Франции достаточно массово: «часто» и «иногда» порнографические журналы читают 47,4% мужчин и 19,3% женщин. Чтобы понять, как это связано с сексуальным поведением, Джами подверг детальному анализу ответы мужчин, которые сказали, что читают порножурналы часто (это 5,7% всей выборки). Как и следовало предполагать, среди этих мужчин больше молодых, чем старых (32% — от 18 до 29 лет), больше горожан, чем сельских жителей, и они менее религиозны. Любители «клубнички» ведут более активную и разнообразную сексуальную жизнь, имеют больше сексуальных партнеров, значительно чаще мастурбируют (55% против 13% в среднем по выборке), занимаются оральным и анальным сексом и т.д.,40% из них считают, что можно иметь сексуальные отношения без любви (среди остальных мужчин так думают 30%), и охотнее допускают супружескую неверность для мужей (но не для жен). У них больше эротических фантазий, причем они чаще других мужчин воображают секс с необычными партнерами или в необычных обстоятельствах. Однако, вопреки мнению американской феминистки Аядреа Дворкин, что «порнография — это теория, а изнасилование — практика», агрессивных, «насильственных» образов в их воображении меньше, чем у остальных мужчин (0,5% против 1,3%). Вместестемэти мужчины относятся к сексу более рационально, чаще принимают предосторожности против заражения СПИДом, пользуются презервативами и т.д. Иными словами, потребление порнографии связано с определенным типом сексуального поведения, но ничего патологического и социально опасного в нем нет.

Ответить, по данным Джами, на вопрос, является ли определенный тип сексуального поведения результатом чтения порнографических журналов или же, наоборот, оп-

ределенный тип сексуальных потребностей побуждает людей обращаться к эротическим материалам, невозможно, однако в свете общей научной логики второй ответ более правдоподобен. Сила сексуального желания, интересов и потребностей, как у мужчин, так и у женщин, в значительной степени определяется генетически. Уровень сексуальной активности и расположенности к моногамным отношениям у разных людей неодинаков. Биологически это зависит от уровня секреции мужского полового гормона тестостерона, а психологически — от таких качеств, как поиск новизны и любовь к риску; именно эти свойства больше всего характерны для молодых мужчин, имеющих секс с многими женщинами. Моральные убеждения личности часто подстраиваются под тип ее сексуальной конституции.

Для французских любителей порнографии «сексуальные потребности» важнее, чем для среднего мужчины. Почти треть из них сказали, что «для хорошего самочувствия мужчина должен иметь, сексуальные отношения по крайней мере раз в день» (среди остальных так думают меньше четверти). 28% из них (15% среди остальных) сказали, что они часто чувствуют «избыток сексуального желания». На самом же деле лишь немногие мужчины занимаются сексом ежедневно, так что порнография служит им дополнительной отдушиной (недаром любители порнографии чаще мастурбируют).

Как отражается это на их сексуальной удовлетворенности? Ответ неоднозначен. С одной стороны, любители порнографии при любых формах сексуальной активности достигают оргазма легче остальных мужчин и чаще делают это одновременно с партнершей. С другой стороны, их общая удовлетворенность своей сексуальной жизнью ниже среднего: «очень удовлетворены» ею 37% любителей порнографии и 45% остальных мужчин. Вероятно, завышенные ожидания и собственная «зацикленность» на сексе порождают неудовлетворенность. Чаще — не значит лучше. Безлюбовный, техничный секс быстро приедается и становится рутинным.

Иными словами, коммерческая эротика не делает человека ни преступником, ни сексуальным маньяком, но счастья она никому не гарантирует.

Так же прозаичны и данные многочисленных экспериментальных исследований, в ходе которых людям демонстрировались разные эротические материалы, а затем фик-

512 ■

сировались физиологические и эмоциональные реакции испытуемых.

Твердо установлено три момента: 1) порнография вызывает у людей половое возбуждение и стимулирует работу сексуального воображения; 2) однако лишь немногие люди пытаются или хотели бы сами воспроизвести и пережить увиденное, особенно если эти материалы противоречат их нормативным установкам и содержат элементы насилия; 3) интерес к таким материалам и стимулам быстро угасает.

Эти выводы совершенно логичны. Сексуальный сценарий личности формируется не сразу, в его развитии есть какие-то критические периоды, после чего внешние воздействия уже не могут радикально изменить его. Но что если воздействию, причем не кратковременному, а длительному, подвергается не сложившаяся личность, а ребенок или подросток? Порнография — не синоним полового просвещения, она изображает не сексуальность вообще, а преимущественно ее отчужденные, дегуманизированные, социально или морально осуждаемые формы.

Донн Бирн предложил трехступенчатую модель изменения эротических предпочтений и поведения личности под влиянием порнографии:

1) благодаря ознакомлению и снижению эмоциональной чувствительности отрицательная установка превращается в нейтральную или слегка положительную;

2) затем этот ранее неприемлемый образ действий проигрывается в воображении;

3) образ претворяется в поступки, поначалу экспериментальные, а потом и привычные.

Разумеется, такое развитие не фатально, но можно ли рисковать, если речь идет о таких опасных вещах, как садизм или насилие? В атмосфере относительной сексуальной сдержанности люди сами контролируют и подавляют некоторые свои морально или социально неприемлемые наклонности. Если все дозволено, они не будут этого делать. Большинство людей от этого не изменится, но кому нужен даже минимальный прирост садизма?

Современные исследования влияния эротики на личность значительно сложнее тех, которые проводились в 1970-х годах. Во-первых, уточняется характер эротики, содержит она апологию насилия или нет. Во-вторых, уточняется характер человека, на которого она воздействует,

его прошлый сексуальный опыт и предпочтения. В-третьих, различается краткосрочный и долгосрочный эффект эротики. В-четвертых, уточняется сфера воздействия — идет речь только о сексуальном поведении или о чем-то другом.

Например, группе студентов, предварительно классифицированных по их отношению к сексуальному насилию, зачитывали и показывали изображение разных эротических сцен, включая изнасилование. Сексуальные реакции испытуемых при этом фиксировались, а затем они должны были изложить собственные эротические фантазии. Оказалось, что уровень сексуального возбуждения испытуемых мало зависит от их эротических предпочтений и от содержания предлагаемого стимула. Однако эротические фантазии тех испытуемых, которым предлагалась сцена с изнасилованием, содержали гораздо больше «насильственных» мотивов, чем у тех, кто видел изображение обычного полового акта по обоюдному согласию. Особенно сильной была реакция тех мужчин, которые и раньше положительно воспринимали этот тип сексуальности. На какое-то время повышался и их общий уровень агрессивности, но это быстро проходило7.

Впрочем, многие психологи считают экспериментальные исследования такого рода методологически наивными, а выводы о вредоносном влиянии порнографии — необоснованными**.

Необходимо иметь в виду, что любые споры об эротике и порнографии имеют определенную идеологическую окраску. Это касается и официальных материалов. Авторитетная американская Комиссия по непристойности и порнографии, назначенная президентом Джонсоном, пришла к выводу, что для взрослых порнография практически безвредна и может быть разрешена. Американские ультраправые не согласились с этим заключением. В 1985 г. республиканская администрация создала новую Комиссию по порнографии во главе с тогдашним генеральным прокурором Эдвином Мизом Третьим. Комиссия Миза, состоявшая исключительно из консерваторов, в 1986 г. в своем отчете заявила, что она нашла «причинную связь между сексуальным насилием и потреблением изображающей детей и/или насилие эротики» и рекомендовала усилить борьбу с порнографией. Однако американские ученые признали заключения комиссии Миза несостоятельными (ха-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: