Религия восточных славян




Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись солнцу, огню, воде, земле. Важ­нейшими богами у них были бог солнца Ярило, бог огня Сварог и его сын Даждьбог, бог вехра Стрибог, покровительница женского рукоделия богиня, Мокошь, бог грома, молнии и войны Перун. Особо почитался покровитель скотоводства — бог Велес.

Бо­гам возносили молитвы и приносили жертвы, ино­гда человеческие. Предметом поклонения восточ­ных славян была земля. Ею клялись и даже ели при спорах, чтобы доказать свою правоту. Когда кто-то умирал, то труп сжигали и на пепел насыпали кур­ган. Священными деревьями считались дуб и бере­за. Многие языческие традиции восточных славян сохранились и до наших дней.

Придя к власти, Владимир I попытался укрепить язычество. Создал пантеон главных богов, которым поклонялись славяне. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идо­лы Перуна, Даждьбога, Стрибога и Мокоши.

Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде.

Язычество — религия восточных славян до принятия ими христианства. Характеризуется многобожием — ве­рованиями во многих богов.

Ко времени зарождения государства у восточных славян была уже сложная, разнообразная религия, с детально разработанными обычаями и ритуалами. Ее истоки уходят в индоевропейские верования и еще более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и ее отношении к человеку, о своем месте в окружаю­щем мире.

Как и другие древние народы, в частности древние греки или римляне, славяне населили мир разнообразными богами и богиня­ми. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Такая религия со множеством божеств, главных и второстепенных, малых и больших, называется многобожием или политеизмом (от греческих слов «поли" — много и «теос» — бог). Позже на Руси эту религию называли язычеством (от старославянского слова «языци», т. е. народы-иноземцы, не принявшие христианства).

В отличие от язычества более поздние религии, например христианство или ислам, основывались на вере в единого Бога, который управляет всем мирозда­нием. Такие религии называются монотеистическими (от греческих слов «моно» — один и «теос» — бог). Но, по существу, и в язычестве, и в монотеистических религиях человек наделяет сверхъестественной силой природу, великий непознаваемый дух, который рождает все живое и погружает его в смерть.

Во главе, славянских божеств стоял великий Сварог — бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса. Его сыновья Сварожичи — солнце и огонь — были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Недаром автор «Слова о полку Игореве» называл славян "даждьбожьи внуки". Молились славяне Роду и роженицам — богу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельчес­кими занятиями населения и поэтому был особенно популярен, Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, это был своеобразный «скотный бог». Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угрофинскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон. Так, в VIII — IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, кото­рым явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы, корней растений. В иранском мире это был хозяин подзем­ного царства, божество плодородия. Единственным крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покронительницей женской части хозяйства.

Со временем, уже по мере выдвижения в общественной жизни славян князей, воевод, дружин, начала великих военных походов, на первый план все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который затем становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом, Родом как более древними богами. Происходит это не случайно: Перун был богом, чей культ родился в княжеской, дружинной среде. Если солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно проявлявшееся весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молния никогда в глазах славян не теряла своего могущества. Она не была подвластна другим стихиям, не была рождена каким-то другим началом. Перун — молния, высшее божество — был не­победим. К IX в. он стал главным богом вос­точных славян. Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъес­тественными существами. Многие из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Именно оттуда к людям приходили злые духи — упыри. А добрыми духами, оберегавшими человека, являлись берегини. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название «русалка» происходит от слова «русый», что означает на древнеславянском языке «светлый», «чистый». Обитание русалок связывали с близостью водоемов — рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водно­му пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя — домового, чура, защитить его и говорил: «Чур меня, чур меня!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: