В 1974-м рекламный агент Чарли Саатчи купил первую картину. 24 года спустя он выставил свою коллекцию в британской королевской академии искусств. Лондонскую галерею Saatchi&Saatchi посещают более 600 000 человек в год.
Повторить успех Саатчи в Украине, конечно, не удастся – наша страна находится на периферии мирового арт-рынка. Но успешные галереи есть и в Киеве, причем половиной из них управляют женщины. Важно только понимать, что это игра в долгую, при этом возврат инвестиций не гарантирован.
Цена вопроса. «Не нужно много денег, чтобы начать, – говорит владелец галерей EIGEN+ART в Лейпциге и Берлине Герд Гарри Любке, галерист с 28-летним стажем. – 100 000 евро вполне достаточно». Любке считает, что нужна небольшая выставочная площадка, энтузиазм, новаторские идеи и грамотные сотрудники.
Galerie Thaddaeus Ropac
Таддеус Ропак, владелец галерей в Париже и Зальцбурге, также полагает, что 100 000 евро сегодня вполне достаточно. Гораздо важнее денег наполнение галереи и сильная выставочная программа.Разумеется, можно вкладывать и больше – например, если вы решите не арендовать, а выкупить площадку для галереи.
Формальности. Галерею проще всего регистрировать в форме ООО: налогообложение на общих основаниях, лицензия не требуется.
Выбор места. Галерея должна находиться в центре города. Продумайте план оформления основного зала и склада, заложите в смету расходы на ремонт и оформление.
Кадры. Вам понадобятся куратор, ассистент, бухгалтер, охранник, пиар-менеджер.
Saatchi Gallery
MD/flickr.com
Отбирать работы для галереи должен профессионал. Если вы не имеете художественного, в идеале западного образования, обратитесь к независимым экспертам, которые помогут сформировать базу художников. Задача куратора – заниматься подбором перспективных авторов и формированием выставочной программы.
Отбор художников. Как правило, подписывается контракт на долгосрочное сотрудничество, при котором художник создает работы только для вашей галереи, а она получает эксклюзивные права на их продажу. Обычно выручка делится между галереей и художником в пропорции 50 на 50.
Saatchi Gallery
The Style PA/flicrk.com
Долгосрочный контракт позволяет защитить инвестиции галериста и снизить финансовые риски. Раскрутка автора – затратный процесс. Чтобы набрать вес на арт-рынке, художник должен поэтапно пройти все «инстанции» – участвовать в ярмарках, международных выставках, некоммерческих форумах, биеннале, с последующими продажами на международных аукционах. Только после этого начинается игра по-крупному.
Работы молодых художников не должны стоить больше $2000. Персональная выставка или участие в международной ярмарке повышает стоимость полотен в среднем на 10%.
Saatchi Gallery
Jim Linwood /flickr.com
Работы Александра Ройтбурда, Олега Тистола, Анатолия Криволапа, Ильи Чичкана в 1990-е годы можно было купить максимум за $1000. Сегодня цена на их полотна на западных аукционах достигает десятков тысяч долларов. Ключевой момент тот, что уровень ценообразования на их работы сегодня установлен на основании прозрачной процедуры.
Galerie Eigen+Art
Программа выставок на год. Каждые две недели в мире открывается очередная ярмарка современного искусства. Участие в них стоит по-разному: от $4000 на Affordable Art Fair в Нью-Йорке до $15 000 на престижной площадке Art Cologne.
Выделять серьезные бюджеты на регулярное участие в мировых ярмарках могут только уже состоявшиеся галереи. Новичкам следует сосредоточиться на том, чтобы создать себе репутацию с помощью работы на локальном рынке. Только после этого можно рассчитывать на лояльность со стороны престижных ярмарок, которые стараются не иметь дела с галереями моложе трех лет.
Saatchi Gallery
cathed22/flcikr.com
Отношения с клиентами. Коллекционеры предпочитают покупать у тех, кто им симпатичен. Вы продаете не просто предметы роскоши, без которых вполне можно обойтись. Вы продаете эмоцию.
Galerie Eigen+Art
Формула окупаемости
Вы инвестируете в арт-бизнес, а не в недвижимость. Будем исходить из того, что площадка не покупается, а берется в аренду.
P = R+((L+С)x36)+(Dх3),
где:
Р (payback) – окупаемость (сумма) инвестиций в проект;
L (location) – аренда помещения 150 м2 – $1500, умноженная на 36 месяцев;
C (costs) – минимальные ежемесячные расходы, включая зарплаты сотрудникам – $1500, умноженные на 36 месяцев;
R (repair) – ремонт – $15 000;
D (development) – ежегодные расходы на продвижение – $10 000, умноженные на 3 года.
Таким образом, вложения в галерею и первые 12 месяцев работы обойдутся в $61 000. Плюс $92 000 – расходы и программа продвижения на два следующих года. Итого: $153 000.
Чтобы вернуть вложенные средства, галерея должна зарабатывать от $51 000 в год. Для этого ежемесячные продажи должны приносить не менее $8500, ведь половина выручки из них причитается художникам.
Galerie Thaddaeus Ropac