Методические указания по учебной дисциплине
ОП.01 «Отечественная литература»
Специальность 51.02.03. Библиотековедение
I курс (сокращённый срок обучения)
Учебный год
- Контрольная письменная работа
Темы контрольных работ
Вариант 1.
1. Романтические «южные» поэмы А.С. Пушкина: проблематика, главные образы (анализ одной из поэм)
2. Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Вариант 2.
1. Проза А.С. Пушкина 30-х годов: проблематика, тематика, мотивы, образы; «Пиковая дама»
2. Творчество В.Г. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой»
Вариант 3.
1. Светское общество в драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
2. Творчество В. Астафьева. Повесть «Пастух и пастушка»
Вариант 4.
1. Столкновение мечты с действительностью в цикле «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
2. Образ Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Вариант 5.
- Концепция праведничества в творчестве Н.С. Лескова (на примере повести «Очарованный странник»)
- Человек и природа в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»
Вариант 6.
- Мотив игры, комедианства в сатирической комедии А.Н. Островского «Лес»
- Айтматов Ч. Роман «Плаха»: проблематика, главные образы
Вариант 7.
- Социально-психологическая драма А.Н. Островского «Бесприданница»
- Оригинальность любовной тематики в повести И.А. Бунина «Митина любовь»
Вариант 8.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: проблематика, главные образы
- Булгаков М.А. Собачье сердце: проблематика, главные образы
Вариант 9.
- Творчество Чехова второй половины 1880-х-начала 1890-х годов: темы, мотивы, образы; «Мужики», «Дуэль», «Учитель словесности» (по выбору обучающегося)
- Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: проблематика, темы, главные образы
Вариант 10.
- Новаторство Чехова-драматурга; «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» (по выбору обучающегося)
- Творчество Ю. Бондарева. Роман «Берег»
Методические рекомендации по выполнению письменной контрольной работы
Контрольная работа выполняется с целью:
-углубления знаний по дисциплине «Отечественная литература»;
-применения знаний и умений, полученных в ходе обучения, для анализа и осмысления художественных текстов;
-формирования навыков работы со специальной литературой;
-расширения возможностей для выражения собственной позиции при интерпретации художественного текста.
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов, посвященных творчеству либо писателя, либо поэта XIX в. и ХХ в.
Структура контрольной работы:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение (цель, задачи контрольной работы)
- Основная часть (из глав и параграфов)
- Заключение
- Список использованных источников
Титульный лист контрольной работы включает следующие сведения (Приложение 1):
- полное наименование образовательного учреждения;
- название темы контрольной работы;
- название вида документа: контрольная работа;
- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, курс);
- сведения о руководителе (Ф.И.О., должность);
- наименование места и года выполнения.
Оглавление содержит перечень структурных элементов контрольной работы с указанием страниц, на которых они расположены (Приложение 2).
Этапы работы
Рекомендуется следующий порядок выполнения контрольной работы:
1. Чтение художественных текстов;
2. Подбор и изучение источников информации по теме;
3. Составление предварительного плана по теме;
4. Анализ, систематизация и обобщение информации;
5. Выполнение контрольной работы;
6. Оформление контрольной работы
Оформление контрольной работы
Текст контрольной работы должен быть набран с применением компьютера на листах формата А4. Объём контрольной работы – не более 25 страниц печатного текста.
Текст следует размещать на одной стороне листа с соблюдением следующих размеров полей:
левое – не менее 30 мм;
правое – не менее 10 мм;
верхнее – не менее 15 мм;
нижнее – не менее 20 мм.
Страницы текста нумеруются арабскими цифрами. В нумерацию включаются все структурные части контрольной работы (кроме титульного листа и оглавления).
Каждая структурная часть – введение, главы, заключение – и т.д. должна начинаться с новой страницы и иметь заголовок, который располагается в середине строки. Точка после заголовка не ставится.
Список учебной литературы
Основные источники
- Роговер, Е.С. Русская литература второй половины XIX века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Роговер.– Спб.; М.: Сага: Форум, 2007.– 351 с.
3. Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Роговер.– 2-е изд., доп. и перераб.– СПб.; М: Сага: Форум, 2008.– 495 с.
4. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. В.А. Келдыша.– М.: Академия, 2007.– (Высшее профессиональное образование).
5. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века: учеб.пос. для студентов вузов / В.А. Зайцев, А.П. Герасименко..– М.: Высшая школа, 2006.– 455 с.
6. История русской литературы ХХ века: 1940 – 1960 годы: учеб. пособие для студентов вузов: в 4 кн. Кн. 3 / под ред. Л.Ф. Алексеевой.– М.: Высшая школа, 2006.– 407 с.
- История русской литературы ХХ века: 1910 – 1930 годы: русское зарубежье: учеб. пособие для студентов вузов: в 4 кн. Кн. 2 / под ред. Л.Ф. Алексеевой.– М.: Высшая школа, 2005.– 316 с.
- Кременцов, Л.П. Русская литература XIX века. 1801-1850: учеб. пособие / Л.П. Кременцов.– М.: Флинта: Наука, 2005.– 247 с.
- История русской литературы ХХ века: 1910-1930 годы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 4 кн. Кн.1 / под ред. Л.Ф. Алексеевой.– М.: Высшая школа, 2005.– 366 с.
- Роговер, Е.С. Русская литература первой половины XIX века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Роговер.– Спб.; М.: Сага: Форум, 2004.– 431 с.– (Серия "Профессиональное образование").
- Минералов, Ю.И. История русской литературы ХХ века: 1900-1920-е годы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова.– М.: Высшая школа, 2004.– 430 с.
Дополнительные источники
- Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Л.П. Кременцова.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Академия, 2003.
- Минералов, Ю.И. История русской литературы: 90-е годы ХХ века: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов.– М.: Владос, 2002.– 223 с.– (Учебное пособие для вузов).
- Список произведений для обязательного чтения к экзамену
А.С. Пушкин. Борис Годунов. «Южные поэмы» (одна на выбор). Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Демон. Маскарад.
Н.В. Гоголь. Петербургские повести.
А.И. Гончаров. Обломов.
А.Н. Островский. Бесприданница. Лес.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлёвы.
Н.С. Лесков. Очарованный странник.
Л.Н. Толстой. Анна Каренина.
Ф.М. Достоевский. Идиот.
А.П. Чехов: Мужики. Дуэль. Учитель словесности; пьеса на выбор обучающегося (кроме пьесы «Вишнёвый сад»)
И.А. Бунин. Митина любовь.
В. Набоков. Машенька.
М. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
А. Платонов. Котлован.
Е. Замятин. Мы.
В. Распутин. Прощание с Матёрой.
В. Астафьев. Царь-рыба.
Ч. Айтматов. Плаха.
- Читательский дневник