FOUNDATIONS OF EXCURSION GUIDANCE




КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ

 

ТУРИЗМ В БУРЯТИИ:

В ПОМОЩЬ ЭКСКУРСОВОДУ

(на русском и английском языках)

Учебный справочник

для студентов, обучающихся по специальности

«Социокультурный сервис и туризм»

 

 

Улан-Удэ

Издательско-полиграфический комплекс

ФГОУ ВПО ВСГАКИ


Утверждено

редакционно-издательским Советом

ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия

культуры и искусств»

 

Рецензенты:

М.Н. Башкуева, кандидат филологических наук, доцент

Л.Е. Забанова, кандидат филологических наук, доцент

 

Туризм в Бурятии: в помощь экскурсоводу (на русском и английском языках): учебный справочник для студентов, обучающихся по специальности «Социокультурный сервис и туризм» / С.Д. Тонтоева, Э.В. Хилханова. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2008. – 73 с.

 

Целью настоящего учебного справочника являетсяпомощь в обучении будущих специалистов в области туризма и сервиса умению проводить экскурсии на английском языке и предоставление им для этого сведений об истории, культуре, природе и достопримечательностях Республики Бурятия. Справочник также содержит информацию о некоторых видах деловой документации, которые могут быть использованы в сфере турбизнеса и сервиса. Презентация учебного материала осуществляется параллельно на английском и русском языках.

Учебный справочник предназначен как для профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Социокультурный сервис и туризм», так и для специалистов, работающих в сфере туризма и сервиса и сталкивающихся с необходимостью общения с англоязычными партнерами и клиентами.


ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий учебный справочник предназначен для будущих специалистов по социокультурному сервису и туризму (далее – СКСиТ). Как известно, данная сфера экономики развивается в нашей стране достаточно интенсивно, а в Республике Бурятия это развитие началось относительно недавно. Образовательные традиции подготовки специалистов для сферы сервиса и туризма, умеющих работать в условиях современного уровня открытости межкультурных коммуникаций, рыночной экономики, необходимости достижения высоких международных стандартов, находятся в стадии становления. В последние годы заметен прогресс в разработке учебных и методических пособий, описывающих отдельные аспекты организации туристской деятельности, гостеприимства и сервиса. Вместе с тем, в профессиональном образовании в сфере СКСиТ ощущается недостаток регионально-ориентированных учебных пособий, особенно таких, которые могут быть использованы для подготовки специалистов, владеющих иностранными языками. В отечественных вузах зачастую используются зарубежные или изданные в центральных российских городах учебники по гостеприимству и туризму, в которых, естественно, не учитывается местная специфика.

В настоящее время, наряду с экономической природой, все более отчетливо обнаруживается социокультурная сущность туризма, и туризм, способствуя изучению культур, традиций разных народов и взаимопониманию между ними, рассматривается как одна из форм культурологического образования (Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник 2002, с. 4). В связи с этим повышается потребность в специалистах, которые могут донести до туристов, в том числе иностранных, уникальность культуры нашего региона. Специалистами такого рода и являются, в частности, экскурсоводы и специалисты по сервису и туризму, для профессиональной подготовки которых предназначен данный учебный справочник. Справочник также может быть полезен и для студентов вузов и факультетов туристского и сервисного профиля, получающих другие специализации в рамках специальности «Социокультурный сервис и туризм», а также для специалистов, работающих в сфере туризма и сервиса и сталкивающихся с необходимостью общения с англоязычными партнерами и клиентами.

В соответствии со статусом учебно-справочного издания цель учебного справочника «Туризм в Бурятии: в помощь экскурсоводу (на русском и английском языках)» - обучение будущих специалистов в области туризма и сервиса умению проводить экскурсии на английском языке и предоставление им для этого сведений об истории, культуре, природе и достопримечательностях Республики Бурятия. Справочник также содержит информацию о некоторых видах деловой документации, которые могут быть использованы в сфере турбизнеса и сервиса. Прикладной характер справочника позволяет использовать его как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

В рамках учебного процесса данный справочник содержит сведения, необходимые для преподавания спецкурса «Английский язык (профессиональный)» для студентов вузов и факультетов туристского и сервисного профиля, а также может быть использован при преподавании курса «Иностранный язык (английский)» на профилированном этапе обучения иностранному языку студентов соответствующих специальностей.

Справочник состоит из четырех частей. В первой части даются общие сведения об основах экскурсоведения, включающие в себя определение, признаки, классификацию и технологию подготовки экскурсии. Данная часть служит теоретической основой и справочным материалом при самостоятельной подготовке студентами экскурсий на английском языке [1]. Начиная с части II, презентация учебного материала осуществляется параллельно на английском и русском языках для скорости и удобства нахождения нужных слов, выражений и тем. Часть II «Общий экскурсионный вокабуляр» включает в себя базовую экскурсионную и базовую тематическую лексику на русском и английском языках. Если базовый экскурсионный вокабуляр необходимо знать при подготовке любой экскурсии, то базовый тематический вокабуляр является основой для подготовки таких видов экскурсий на английском языке, как исторические, природоведческие, религиозные и архитектурно-градостроительные экскурсии. Раздел завершается образцами-примерами текстов двух экскурсий: пешеходной обзорной экскурсии по историческому центру г. Улан-Удэ и автобусной тематической экскурсии в Иволгинский дацан. В части III «Культурная информация о Бурятии» также в двуязычном варианте представлены сведения о тех аспектах культуры республики, которые составляют ее специфику и обычно вызывают наибольший интерес у туристов: информация об этнических и субэтнических группах, религиях (буддизм и шаманизм) и музеях Республики Бурятия, а также об озере Байкал. Содержание части IV знакомит студентов с некоторыми видами деловой документации на английском языке: договор на туристское обслуживание, факс, деловое письмо, сопроводительное письмо при устройстве на работу, резюме.

При составлении текстов экскурсий и сведений о культуре Бурятии на английском языке были использованы как источники, указанные в библиографическом списке, так и авторские переводы. Образцы деловых писем были взяты из учебника: Королева Н.Е. Английский язык. Сервис и туризм. English for Tourism: Учебное пособие / Н.Е. Королева, Э.З. Баргесян, А.М. Сербиновская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

 

 

ЧАСТЬ I

ОСНОВЫЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

FOUNDATIONS OF EXCURSION GUIDANCE

ЧТО ТАКОЕ ЭКСКУРСИЯ?

Экскурсия в современном понимании – это: 1) туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р 50690-94 «Туристские услуги»); 2) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей (Зорин, Квартальнов 2001, с. 335).

Согласно другому определению, «экскурсия – коллективное посещение музеев, достопримечательных мест, выставок и других туристских достопримечательностей для непосредственного ознакомления с ними, а также кратковременные (индивидуальные или групповые) прогулки с образовательными, спортивными, увеселительными целями. Важнейший элемент комплексного обслуживания в познавательных турах (Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник 2002, с. 329).

ПРИЗНАКИ ЭКСКУРСИИ

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

2. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте расположения.

3. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

4. Наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода, проводящего экскурсию.

5. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

6. Продолжительность или временные рамки (от одного академического часа до одних суток). Для каждой возрастной группы существуют определенные временные рамки экскурсий: для дошкольников – от 20 до 30 мин., школьников – от 30 до 45 мин., для взрослых – от 120 до 130 мин.

7. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки. Так, например, у автобусных –обязательный выход из автобуса для осмотра экскурсионного объекта, у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах и витринах.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

В основе классификации экскурсий лежит деление их по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения. Не останавливаясь подробно на описании каждого типа, приведем общую классификационную схему экскурсий (Зорин, Квартальнов 2001, с. 97):

По содержанию
· обзорные · тематические - исторические - производственные - природоведческие     - искусствоведческие - литературные - архитектурно-градостроительные
По составу участников
· взрослая аудитория · дети · местное население · приезжающие туристы · городские жители · сельские жители · организованные группы · индивидуальные
По месту проведения
· городские · загородные · производственные · музейные
По способу передвижения
· пешеходные · транспортные
По форме проведения
· экскурсия-массовка · экскурсия-прогулка · экскурсия-лекция · экскурсия-спектакль

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей. Так, например, экскурсии различаются также по цели проведения, по месту расположения объектов и т.д. (Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник 2002, с. 133). Экскурсионная деятельность, как и сама сфера социокультурного сервиса и туризма, находится в постоянном развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: