Список экзаменационных вопросов по истории России, I курс




1. Укажите и охарактеризуйте основные направления, этапы и итоги внутренней политики Александра I.

Основные направления (непременный совет; негласный комитет):

1802 – учреждены министерства. Сенат – высшая судебная инстанция. 12 коллегий – 8 министерств.

1815-1825 – отказ от преобразований и реформ.

1804 – смягчение цензуры.

1808 – указ «О запрете отправлять крестьян без суда в Сибирь» (разрешено в 1818).

Разделение властей: исполнительская (законы), законодательная (парламент), судебная (сенат).

Этапы:

Либеральные – попытка молодого царя ограничить самодержавие, ликвидировать крепостное право, наделить своих подданных гражданскими правами;

Консервативный, за сохранение самодержавия и старых порядков.
Итоги внутренней политики:

Крестьянский вопрос – 1. Указ о вольных хлебопашцах; 2. Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России. Проекты отменены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничилось только прибалтийскими губерниями;

Экономическая политика – поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства; указ «О даровании купечеству новых выгод» (1807); закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы (1818); попытки финансового оздоровления страны по плану Сперанского (1810) – сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов.

Военные поселения (1810-1857): уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью. Организатор – А.А.Аракчеев.

Конституционный вопрос: учреждение выборных двухпалатных парламент (Сейм); «Государственная уставная грамота Российской империи»: 1. Сенат; 2. Посольская палата. Разделение страны на 12 наместничеств.

2. Охарактеризуйте участие России в антифранцузских коалициях в период Наполеоновских войн.

3-я коалиция (1805). Основные действия происходили в Баварии и Австрии. 20.11.1805 – поражение русско-австрийский войск армией Наполеона под Аустерлицем. В конце Австрия выходит из войны.

4-я коалиция (1806-1807). Основные военные действия происходили на территории Пруссии. 26-27 января 1807 года – кровопролитное сражение русских и французских войск у Прусской деревни Прейсиш-Эйлау. 2.6.1807 – поражение русской армии во главе ген.Л.Беннигсеном армией Наполеона при Фридланде в Восточной Пруссии.

Эрфуртская союзная конвенция заключена во время встречи Александра I и Наполеона.

Результат: войну завершают подписание Тильзитского мира 25.6.1807: Франция признала права России на Финляндию, Молдавию и Валахию. Россия соглашалась на создание герцогства Варшавского. Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Ограничение присутствия России в Средиземном море.

3. Объясните причины и результаты Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода русской армии. Дайте характеристику решениям Венского Конгресса.

Причины Отечественной войны: ущерб внешней торговле России, нанесённый континентальной блокадой, постепенно привёл к отказу от неё. Неудачная попытка свататься к Анне Павловне. Наполеон поддерживал стремление поляков к независимости, что не устраивало Россию.

Результаты Отечественной войны: Россия получила статус сверхдержавы. Удалось отстоять независимость. 3 потери.

Заграничный поход: 1813 – освобождение Австрии и Пруссии. Ликвидировано герцогство Варшавское. Образование 6-й антифранцузской коалиции.

1.3.1814 – взят Париж. Арест Наполеона.

1814-1815 – Венский конгресс – официальное завершение антифранцузских войн.

Решения: Восстановление всех границ, прежних династий. Большая часть Польши была присоединена к России. Создание Священного союза – борьба против революции в Европе и охрана законных режимов.

4. Раскройте особенности и значение движения декабристов: организации, программы, выступление 1825 г.

Организации: 1. «Союз спасения» - «Союз благоденствия» - «Любители русской словесности». 2. Южное выступит в январе 1826 года. Руководитель – Пестель; Северное выступит в декабре 1825 года. Руководитель – Муравьёв.

Программы: Южное общество: создать республику, однопалатное народное вече, единая страна, отмена сословий, ценз пола и возраста.

Северное общество: конституционная монархия, двухпалатное народное вече, отмена сословий демократической свободы, ценз пола и возраста (имущество и образование), отмена Крепостного права, крестьянам выделить участки для личного прокорма.

План выступления: 14.12.1825 – день коронации Николая I. 1. Не допустить присягу; 2. Вывести полки. Итог: царя не убили, главнокомандующий не явился. Каждого ждала своя учесть.

5. Укажите и охарактеризуйте основные направления и итоги внутренней политики Николая I.

Основные направления: борьба с революцией в Европе; присоединение Кавказ (Кавказская война – Имам Шамиль); Восточный вопрос – Крымская война. Была финансовая реформа. Строительство дорог. Усиление самодержавия (СЕИВК). Увеличение числа чиновников. Теория официальной народности: самодержавие, православие, народность.

6. Объясните причины начала Крымской войны. Перечислите основные события и последствия войны для Российской Империи.

Причины: противоречия между странами из-за режима проливов; помощь России национально-освободительным движением балканских народов в борьбе против Османской империи; политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке. Повод: спор о Святынях в Палестине.

Основные события: Россия против Турции, удачный для России. Россия против Англии, Франции и Турции.

Итог: 6.3.1856 – Парижский мирный договор. Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс. Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передача земель в устье Дуная Молдавии. Объявление Чёрного моря нейтральным.

7. Дайте характеристику общественного движения в России в 1 половине XIX в.

Организации: 1. «Союз спасения» - «Союз благоденствия» - «Любители русской словесности». 2. Южное выступит в январе 1826 года. Руководитель – Пестель; Северное выступит в декабре 1825 года. Руководитель – Муравьёв.

Программы: Южное общество: создать республику, однопалатное народное вече, единая страна, отмена сословий, ценз пола и возраста.

Северное общество: конституционная монархия, двухпалатное народное вече, отмена сословий демократической свободы, ценз пола и возраста (имущество и образование), отмена Крепостного права, крестьянам выделить участки для личного прокорма.

План выступления: 14.12.1825 – день коронации Николая I. 1. Не допустить присягу; 2. Вывести полки. Итог: царя не убили, главнокомандующий не явился. Каждого ждала своя учесть.

Западники: цели и задачи: осуществить идею об отмене крепостного права; признание необходимости развития России.

Идеология: западники видели в общине пережиток прошлого и предполагали, что общину должно ждать исчезновение. Ратовали за переход к подворному землевладению.

Формированию западничества и славянофильства положило начло обострения идейных споров после напечатания в 1836 году «Философического письма» Петра Яковлевича Чаадаева. К 1839 году сложились взгляды славянофилов. У славянофилов были взгляды иные, чем у западников.

Теория официальной народности: самодержавие, православие, народность.

 

8. Дайте характеристику общественного движения в России во 2 половине XIX в.

Либералы. Требования: конституционная монархия, демократические свободы, расширение прав и функций местных органов самоуправления. Представитель – Чечерин.

Радикалы: 1. Умеренные выступали за демократические реформы; 2. Радикалы (революционеры) - выступали за революцию; недовольство реформами 60-70-х годов у части радикально настроенной интеллигенции.

Консерваторы: 1. радикальные - ничего не менять, пускай все остается, как было; 2. умеренные - изменять систему постепенными, медленными реформами.

9. Охарактеризуйте реформы 1860 – 1870-х гг.: их содержание и последствия для развития Российской империи.

Отмена Крепостного права: низкая производительность крепостного труда. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало развитию промышленности, нет наёмных рабочих. Угроза общественного спокойствия. Крымская война наглядно показала экономическую и военно-техническую отсталость страны. После крестьянской реформы сохранились крупные помещичьи землевладения, усугубился голо – отток крестьян в город.

Военная реформа: отмена рекрутской повинности – переход к профессиональной армии и всеобщей воинской обязанности. С 20 лет в армию. Сроки: в армии – 6 лет, на флоте – 7.

Судебная реформа: равенство всех перед законом, создание бессословного суда. Принцип состязательности, присяжные заседатели (бессословные). Гласность судопроизводства. Открытые судебные процессы.

Земская реформа: реформа земского самоуправления. Задачи земств: хозяйственные дела, строительство дорог, школ, больниц, богадельня, помощь населению в неурожайные годы. Никаких политических функций. Вводился налог. Вся власть сохранялась у монарха.

Реформы в сфере образования: новый устав: бессословное платное высшее образование. Автономия университетов. Появление высших женских курсов (Бестужевские курсы).

Школьная реформа: появление светских гимназий. Техническое образование. +цензурная реформа.

10. Охарактеризуйте развитие внешней политики России во второй половине XIX в.: основные направления и события.

Русско-Турецкая война.

Причины: стремление России играть активную роль в международной политике; поддержка России национально-освободительного движения балканских народов против Турции; отказ Турции выполнить требования России о прекращении войны с Сибири (1875). Основные события войны происходили на территории и Балканского полуострова.

Итог: война завершилась в связи с вмешательством Англии, не желавшей усиление России за счёт уничтожения Турции. Подписан Сан-Стефанский мирный договор между Турцией и Россией. Турция выплачивает контрибуцию России. Независимый статус Балканского княжества. Получение России Закавказские крепости. Подписан Берлинский трактат Англии, Франции, Австрии и Германии с Россией. Присоединение Средней Азии в 1870 году.

Франко-русский союз, где Россия даёт армия, а Франция кредиты (ядро будущей Антанты).

11. Укажите исторические особенности и условия развития общественного движения в России в 1860 – 1870-х гг. Охарактеризуйте движение народников (организации, участники, тактика).

Либералы. Требования: конституционная монархия, демократические свободы, расширение прав и функций местных органов самоуправления. Представитель – Чечерин.

Радикалы: 1. Умеренные выступали за демократические реформы; 2. Радикалы (революционеры) - выступали за революцию; недовольство реформами 60-70-х годов у части радикально настроенной интеллигенции.

Консерваторы: 1. радикальные - ничего не менять, пускай все остается, как было; 2. умеренные - изменять систему постепенными, медленными реформами.

Появление Марксизма.

 

12. Дайте характеристику развитию России в период правления Александра III.

Эпоха контрреформ (1881-1894).

1. Манифест о незыблемости самодержавия. Характеристика: 1. Утверждение цели правления сохранение самодержавной власти; 2. В создании текста манифеста принимали участие консервативные гос.деятели: Победоносцев и Катков.

2. Положение о мерах к сохранению гос.порядка и общественного спокойствия. Местная администрация получила возможность арестовать заподозренных и ссылать без суда на срок до 5 лет. Было дано право закрывать учебные заведения.

3. Временные правила о печати. Усиление цензурного надзора. Борьба против «свободомыслия». Наблюдение за произведениями печати.

4. Образовательная контрреформа. Закрыты женские курсы. Предъявление справки из полиции о благонадёжности. Не принимать детей на учёбу: кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

5. Судебная контрреформа. Нарушался принцип гласности судопроизводства. Положение о земских участковых начальниках. Нарушение принципа бессословности.

6. Земская контрреформа. Появление в России рабочего законодательства. Создание инспекций.

13. Охарактеризуйте внутриполитическое развитие России в период правления Николая II.

Николай II Александрович (1894-1917) был коронован 1896 года. I русская революция: причины: рабочий вопрос (отсутствие соц.гарантий и гражданских прав); крестьянский вопрос (отсутствие прав и нищенское существование); национальный вопрос (политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам). Начало революции – «Кровавое воскресенье». 1905 – крупная забастовка на Путиловском заводе. Свыше 140000 человек пошли к царю с петицией под руководством Гапона. Содержание петиции: 1. 8-часовой р/д; 2. Рабочие законодательства; 3. Фиксированная з/п; 4. Создание профсоюзов; 5. Права и свободу. Неприкосновение личности. Николай даровал населению империи гражданские права, права политической свободы. Создание в России законодательной гос.думой закон о выборах. Право создавать политические партии. Власть царя не была ограничена.

Вооружённые бои в крупных городах 1906 года. Партии Столыпина: цели: сохранение традиционных основ экономической и политической жизни. Возврат к дореформенной ситуации. Требование: сохранение и укрепление самодержавия. Тактика: борьба с либералами и революционерами всеми деступными методами.

14. Рассмотрите основные направления общественного движения в России в начале XX в. Охарактеризуйте особенности Первой русской революции: причины, этапы, основные события, значение.

I русская революция: причины: рабочий вопрос (отсутствие соц.гарантий и гражданских прав); крестьянский вопрос (отсутствие прав и нищенское существование); национальный вопрос (политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам). Начало революции – «Кровавое воскресенье». 1905 – крупная забастовка на Путиловском заводе. Свыше 140000 человек пошли к царю с петицией под руководством Гапона. Содержание петиции: 1. 8-часовой р/д; 2. Рабочие законодательства; 3. Фиксированная з/п; 4. Создание профсоюзов; 5. Права и свободу. Неприкосновение личности. Николай даровал населению империи гражданские права, права политической свободы. Создание в России законодательной гос.думой закон о выборах. Право создавать политические партии. Власть царя не была ограничена.

15. Дайте характеристику реформам П.А. Столыпина. Укажите основные направления реформ, их итоги и значение аграрной реформы.

1. Законы вероисповедания. Попытка ввести в гос.управление и сделать равными граждан представителей всех конфессий. 2.Реформы высшей и средней школ. Бессословные. 3. Введение светского всеобщего начального обучения. 4. Улучшение материального обеспечения народных учителей. 5. Реформы о подоходном залоге. 6. Полицейская реформа (современный вид).

Аграрная реформа: значение: социальная поддержка, налоговое бремя, совместное хозяйство, отсутствие стимула для личного развития. В 1906 году удалена община. Переселение малоземельных крестьян за Урал.

16. Охарактеризуйте участие России в Первой мировой войне (1915-1916): причины войны, основные участники и события, роль Восточного фронта, последствия конфликта для развития России.

Причины: мировые и европейские торгово-экономические территориально-колониальные, национально-освободительные геополитические противоречия. Убийство Франца Фердинанда.

Участники: Тройственный союз: Германия, Австро-Венгрия, Италия (с 1915 Турция); Антанта: Англия, Россия, Франция.

Роль Восточного фронта:

 

Последствия: поражение России. Распад Российской, Османской и Австро-Венгерской империй. Великая российская революция 1917 год. 10 млн погибших, 20 млн раненых и пропавших безвести.

17. Рассмотрите основные события революционных потрясений 1917 г. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в России между февралем и октябрем 1917 г.

 

 

18. Охарактеризуйте ход Гражданской войны в России: причины, этапы, участники, итоги.

 

 

19. Рассмотрите процесс образования СССР: предпосылки, причины, принципы создания.

 

20. Охарактеризуйте основные направления развития внешней политики СССР в 1920 – 1930-е гг.

 

21. Дайте характеристику Новой экономической политики: причины проведения, основные мероприятия, итоги.

 

22. Охарактеризуйте период коллективизации в СССР: причины, методы проведения, итоги и последствия.

 

23. Охарактеризуйте период индустриализации в СССР: причины, методы и результаты.

 

 

24. Дайте характеристику первому периоду в ходе Великой Отечественной войны: укажите причины начала войны, основные события 1941–1942 гг., их значение.

 

 

25. Дайте характеристику коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны: перечислите основные сражения, роль тыла, значение этапа.

 

 

26. Дайте характеристику завершающим этапам Великой Отечественной войны и Второй мировой войны: укажите основные сражения, причины поражения и капитуляции гитлеровской Германии и Японии, значение победы стран антигитлеровской коалиции.

 

 

27. Охарактеризуйте основные направления в развитии внешней политики СССР после 1945 г. Объясните причины начала Холодной войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: