Аналитико-синтетическая работа в период ОГ




Основой обучения грамоте является звук, на уроках прово­дятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и сло­гов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

Работа над звуками сливается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза. Звук и буква постоянно соотносятся, что по­лезно для формирования навыка чтения и для выработки основ орфографически грамотного письма (пропедевтика).

Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разрабо­таны СП.Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.

Анализ

· Выделение слов из речевого потока: речь —> предложение —> слово.

· Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, вы­деление ударного слога (произношение слова с усиленным ударением).

· Выделение нового звука, т.е. предназначенного для изучения на данном уроке.

· Перечисление звуков в слове, их последовательное называ­ние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава, например: СлаваСла-ваС-л-а-в-а — 5 звуков, 5 букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный Сла-, слияния ла, ва.

· Артикулирование звука, анализ его образования:работа органов речи.

· Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию (осо­бенно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глу­хих).

Синтез

· Произношение слога или слова, предварительно подвергну­того звуковому анализу, составление его из букв раз­резной азбуки + чтение.

· Образование слоговых таблиц на основе гласной или согласной букв; чтение слоговых таблиц.

· Чтение слов по подобию: сырсор, сомсам и т. п.

· Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: малмало, мел — смел и т.п.

· Добавление буквы в середине слова: плотпилот.

· Перестановка букв: пила — липа.

· Перестановка слогов: сосна — насос.

· Отбрасывание буквы или слога: сухари — сухарь, машина — маши.

· Добавление слога: наша — Наташа.

Вобучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны; анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует навык чтения. Аналитическая и синтетическая работа связана с использованием схем-моделей (звуковых схем слов), которые являются важным условием развития у детей фонематического слуха, овладения продуктивным способом чтения (целыми словами).

Не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, ребенок осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением, — это синтез. Синтезируя слово, ребенок не может отвлечься от его звукового состава — это анализ.

Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент про­изнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение соб­ственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).

Например, анализ звука [о] — губы расширены и округлены, язык немного оттянут назад, рот открыт наполовину, звучит голос;

[в] — верхняя губа немного приподнята, нижняя касается верхних зубов, между зубами щель, язык чуть-чуть оттянут назад, звучит голос.

Но не все звуки поддаются артикуляционному анализу в I клас­се: [щ], [ ц ], [ч], [и], [г], [к], [ х ].

Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без сло­весных объяснений, путем показа и подражания. Первокласснику предлагают присмотреться, как нужный звук артикулирует учи­тель или кто-либо из учащихся, и произнести вслед за ними.

В период обучения грамоте важно добиться усвоения детьми всех букв. С этой целью проводятся упражнения по ознакомлению, запоминанию и узнаванию буквы.

Ознакомление с новой буквой происходит вслед за выделени­ем и называнием нового звука. Учитель показывает букву и дает ее название. В этот момент полезно использовать таблицы картинной азбуки. Учащимся предлагается рассмотреть новую букву и сказать, на что она похожа. Затем можно прочитать стихи С.Я. Маршака или других авторов, которые описывают букву.

Запоминанию образа и названия буквы способствуют такие уп­ражнения:

— печатание буквы и называние ее;

— обведение буквы по контуру и называние ее;

— штриховка буквы большого размера и называние ее;

— лепка буквы из пластилина или конструирование с помо­щью цепочки;

— раскрашивание фигур с помощью многоразового написания буквы.

Важно, чтобы учащиеся научились быстро узнавать букву. Уз­наванию помогут следующие упражнения:

— нахождение буквы среди множества других (из разрезной азбуки);

— закрашивание требуемой буквы в тексте;

— называние букв, записанных в алфавитном или ином по­рядке (дети должны называть первую букву, за­тем первую и вторую, затем первую, вторую и третью и т.д.: н, м, л, к, с, т: ннмнмлнмлк и т.д.);

— узнавание букв, напечатанных непривычным шрифтом;

— узнавание букв, напечатанных частично (игра «полубуковка»);

 

4.2 Этапы формирования навыка чтения

В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слога­ми. Дети учатся читать слова, опознавая слоги следующих типов:

— слог, образованный одним гласным (Г): о-кунь;

— слог-слияние (СГ): о-са;

— слоги, образованные слиянием с примыкающими соглас­ными (СГС, ССГС, СГСС): кот, стул, куст;

— закрытые слоги (ГС): он и т.д.

На начальных ступенях овладения механизмом слогового чте­ния внимание детей фиксируется на слоговом и звуко-буквенном составе читаемых слов посредством различных графических обозна­чений. Принятые в букваре и азбуке вспомогательные пометы яв­ляются одним из возможных сигналов привлечения внимания ре­бенка к структуре читаемого слова.

Внутренний механизм чтения представляет собой сложное яв­ление с развернутой системой ориентировок зрительных, речедвигательных, речеслуховых, мыслительных. Принципиально важно с первых шагов формирования начального навыка чтения вооружить учеников правильным набором зрительно воспринимаемых ориен­тиров. В качестве важнейших ориентиров выступают такие графи­ческие средства письменной речи, как гласные и согласные бук­вы, различные их сочетания, мягкий и твердый знаки, пробелы между словами, знак ударения и знаки препинания.

Обучение чтению с самого начала на примере слов, имею­щих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть состоит в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только дан­ная буква, но и соседние с ней буквы: предшествующая или пос­ледующая. В более общей форме слоговой принцип русской гра­фики можно охарактеризовать поэтому как позиционный прин­цип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам, в том числе, и к пробелу.

Гласные буквы являются ориентирами в изолированной пози­ции, в начале слова и в начале слога, например: У Нины ноты. О куни. Для прочтения в этом случае достаточно опознать гласную букву и назвать ее.

Для прочтения согласных букв ориентирами являются после­дующие буквы или пробел между словами:

— если после согласной буквы идет пробел, то произносится соответствующий твердый согласный звук;

— если после согласной буквы следует буква ь, то произно­сится соответствующий мягкий согласный звук;

— если после согласной буквы находится гласная, то, не про­износя согласного звука, необходимо по гласной букве оп­ределить, является он твердым или мягким (и, е, ё, ю, я- показатели мягкости предшествующих согласных), и про­изнести оба звука слитно, сразу;

— если после согласной буквы идет согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как глас­ные, так и согласные) и воспроизведение звуков, обозна­ченных ими, в одном произносительном комплексе. Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах:

1) гласные буквы, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров;

2) слияния (СГ), в которых характер произнесения предше­ствующего согласного определяется гласной буквой;

3) согласную букву или несколько согласных букв, находящих­ся после слияния (СГ), которые в этом случае обозначают звуки, произ­носимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г;

 

4) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом;

5) букву ь после согласных, которая указывает, что соглас­ные звуки следует произнести мягко;

6) мягкий и твердый знаки перед йотированными гласными буквами, указы­вающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук [й].

При всем многообразии графических ориентиров особое место среди них занимает СГ. Поэтому особое значение в обучении гра­моте имеет овладение детьми навыком безошибочного чтения сло­га-слияния: при его прочтении в наибольшей мере вырабатывается у детей умение отличать одну букву от другой, быстро соотносить звук и букву и, наоборот, букву и звук, четко разграничивать буквы, обозначающие согласные и гласные звуки. Этим и объяс­няется, что после ознакомления с новой буквой проводится обу­чение чтению СГ на всем диапазоне изученных к этому времени гласных букв (чтение слогов-слияний).

На первом этапе чтение должно быть слоговым. Овладение сло­говым чтением основывается на слого-звуковом анализе и синтезе.

Учащихся, овладевших до школы приемами чтения по бук­вам (неправильный способ чтения), необходимо обучить слоговому чтению.

Второй этап формирования навыка чтения связан с чтением слов. Учащиеся читают слова сначала по слогам, затем с ударением. На этом этапе дети переходят к чтению целыми словами на осно­ве фонетического ударения. Разъясняются правила орфоэпического чтения.

Следующий этап формирования навыка чтения характеризует­ся чтением предложений. При этом ученик нередко теряет строч­ку, ему приходится возвращаться, перечитывать слова и слоги. Но эта трудность исчезает по мере того, как расширяется «поле чте­ния» ребенка.

На любом этапе формирования навыка чтения следует уделять внимание сознательности и выразительности чтения. Понимание прочитанного текста проверяется с помощью вопросов (смысловой анализ текста). Этой же цели слу­жат беседы как подготовительные, проводимые до чтения, так и по прочитанному тексту. На первых ступенях аналитического чте­ния выразительность невозможна, так как дети не могут в доста­точной степени выделить ударные слоги, передать интонацию за­конченности, вопроса и т.п. Поэтому на этапе аналитического чте­ния рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

 

4.3 Таким образом, можно сформулировать следующие правила чтения:

1. Чтобы прочитать гласную букву, ее нужно узнать и назвать.

2. Чтобы правильно прочитать слияние (СГ), нужно по гласной букве определить, как будем читать: «твердо или мягко».

Мама - читаем «твердо» (буква а – указывает на это).

Липа – первый слог читаем «мягко» (буква и – указывает на это).

3. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) после слияния (СГ), ее (их) нужно причитать к слиянию.

Кот – читаем слияние ко и причитываем согласную букву т, называя звук, который она обозначает.

4. Если согласная буква (или несколько букв) стоит (стоят) перед слиянием, она (они) прочитываются вместе со слиянием одним слогом.

Кто – прочитываем согласную букву к вместе со слиянием то одним слогом.

5. Если в слоге на первом месте стоит гласная буква, а потом согласная буква (ОН, УМ), то объединяются 1 и 3 правила: узнаем и называем гласную букву и причитываем согласную букву.

6. После изучения буквы Ь добавляется правило: «Если в слове после согласной буквы стоит ь, то читать нужно «мягко».

Конь – читаем слияние ко и причитываем букву н «мягко».

 

Слова для тренировки (попробуйте научить читать эти слова – поработайте в парах):



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: