Условия развития речи в период обучения грамоте.




Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. вла­деют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основ­ным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называе­мая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный про­цесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи главный мотив — общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед одноклассниками, перед учителем. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли ее мотивов выступают учебные задачи, поскольку основной, ве­дущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.

2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с ко­торыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит посте­пенное включение элементов письменной книжной речи в обиход первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литера­турная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разго­ворно-бытовой речи. Беседа по вопросам учителя нередко требует построения сложноподчиненных предложений. Тексты букваря и аз­буки нередко содержат типичные «книжные» конструкции.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начи­нают понимать, что не любое выражение мысли будет правиль­ным, что мысль следует выражать четко, ясно, понятно для дру­гих; приучаются к самоконтролю и наблюдениям над речью одно­классников, учатся исправлять недочеты чужой речи.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начи­нает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не зани­мал господствующего положения. Монолог в период обучения грамоте — это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фо­нетическая работа также создает условия для монологической речи (монолог ученика по звуковой схеме слова).

4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее струк­турой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

 

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень ), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), рабо­та над связной речью (уровень текста)


7.3 Работа над словом (лексический уровень).

Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвое­ния десятков новых слов.

Новые слова встречаются в читаемых тек­стах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множе­ство новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.

Работа над речью учащихся связывается с содержанием тек­стов и иллюстраций в букваре.

В связи с основной темой страницы букваря привлекается ма­териал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь бук­варных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охваты­вает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, массу окружающих ребенка вещей, растительный и животный мир. Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся (отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о приро­де, гигиенические навыки и т.д.).

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой стра­ницы словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире.

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занима­тельных, доступных видах объяснения новых слов:

— путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

— в словарных играх — с помощью словесного лото, куби­ков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

— в беседах, рассказах, декламации стихотворений, сканди­ровании слов и пр.

Новые слова вводятся в предложения, читаются, подвергают­ся звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов, подбору синонимов.

7.4 Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).

Работа над предложением, как и над словом, начинается букваль­но с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте реша­ются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне.

1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежа­щего и состав сказуемого;

3) установление простейших связей между словами в предло­жении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтак­сических конструкций, но в то же время необходимо поддерживать использование, детьми таких речевых оборотов, обеспечивая пра­вильность их употребления. Следовательно, в работе над предложе­нием значительное место принадлежит исправлению недочетов, са­монаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими све­дениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя.

В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «крат­кий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предло­жением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ не­обходим в том случае, когда нужно точное формулирование мыс­ли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогичес­кой речи, имеющей вопросно-ответную форму.

7.5 Работа над связной речью (уровень текста).

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?»

Возможные ответы:

«Дети заблудились в лесу».

«Дети пошли в лес за грибами и заблудились».

«Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не заметили, как наступил вечер. Дети заблудились, они не знают дороги домой».

Так от предложения школьники переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте — это пересказ прочи­танного самими детьми или учителем, это различные рассказы по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого вооб­ражения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инс­ценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной на­учной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начи­нают использоваться детьми и поэтому представляют для них су­щественные трудности. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.

 

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов. Вопросы учителя служат своеобразным планом рассказа:

Где были дети?

Что делала девочка?

Что нашел мальчик? и т.д.

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению бо­лее крупных законченных частей с помощью объединенных воп­росов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а по­том, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами), помогающих составлять связный рассказ:

КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО?

В этом случае читающие дети смогут им пользоваться с первых уроков.

Для обучения связной речи следует использовать серии карти­нок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1—2 предложения, дети получают последовательные рас­сказы.

В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы; для придания событиям большей реально­сти персонажи получают имена, определяется время года, место события, могут быть добавлены предложения о погоде, настрое­нии персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается — так дети начина­ют работу над темой.

В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» ит.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказы­вая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтак­сическому строю первоисточника, передают эмоциональное содер­жание и идейный смысл рассказа.

Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляется, выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение и целесообразность выбора данной ситуации, идет работа над пред­ложением, включаются детали, подробности, улучшается последо­вательность изложения событий, вводятся простейшие причинные обоснования.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент за­нимательности, он является органичной, неотъемлемой частью вся­кой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи долж­ны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чте­ца, импровизация и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается сло­варь, раскрываются метафоры, идет работа над сло­вами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упраж­нения в придумывании загадок.

Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановле­нию деформированного текста. Такая же работа может проводиться ина слух, но тогда используются короткие тексты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: